kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по биологии "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы". 8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный архив содержит конспект, флипчарт урока по биологии на тему "Значение дыхания. Строение и функции органов  дыхательной системы", которые составлены для учащихся 8 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕНТ, ЕГЭ и ВОУДу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы (8 класс)»

Класс: 8

Поурочный план Дата 3.02.2016

Урок 40 биологии

Тема урока: "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы" - (флипчарт, страница 4- документ Microsoft Office Word).

Цель урока (флипчарт, страница 5):

изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о значении дыхания как жизненно важного процесса для жизни; установить взаимосвязь строения и функций дыхательных (воздухоносных) путей, выяснить механизмы голосообразования;

Развивающие: совершенствовать навыки работы с научным текстом, таблицей, рисунками, видеоматериалом, умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, формировать умение вести научный диалог;

Воспитательные:

воспитывать у учащихся культуру речи, бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.

Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.

Оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, флипчарт, видеофрагменты «Значение дыхания», «Строение носовой полости», «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2), интерактивная доска, компьютер.

Пока дышу, надеюсь.

(римский поэт Овидий).

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент


Урок – интерактивный,

Ученик не пассивный,

Он в гуще событий,

Делает много открытий,

Что на уроке узнает,

Его к развитию ведет

Р

Коллект




II.

Мотивация


Свою работу на уроке вы будете оценивать согласно критериям (флипчарт, страница 6).

Оцени свою работу на уроке по следующим критериям

Оценка «2» - Я не участвовал в работе группы, идеи не выдвигал, был пассивен.

«Сегодня просто не мой день».

Оценка «3» - Я ответил на 1 - 2 вопроса или участвовал в обсуждении новой темы, но не в полную силу или задавал вопросы от группы.

«Я хотел сделать что - то для моей группы, но у меня пока не всё получается».

Оценка «4» - Я отвечал на большинство вопросов и участвовал в групповой работе практически на всех этапах работы.

«Я много сделал для нашей группы, но мог бы больше»

Оценка «5» - Я отвечал на все вопросы, выступал в группе, предлагал идеи, задавал вопросы, я участвовал во всех видах работы, предложенных нашей группе.

«Всё что мог, я сделал для нашей группы».

Р

МК

Коллект




III.

Актуализация знаний:


Решение биологических задач (флипчарт, страница 7):

Работа по группам:

1 группа:

Человек может прожить без пищи несколько недель, без воды - несколько дней, без кислорода - не больше 10-20 минут. Объясните, почему? 

2 группа:

Римский поэт Овидий писал: "Пока дышу, надеюсь". О чём он хотел сказать? Свой ответ обоснуйте. 
3 группа:

Сколько воздуха (метров кубических) расходует на дыхание класс из 25 человек в течение 45 минут урока, если один девятиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 минуту по 500 см кубических воздуха? 

Р
ПП

МК

ЧП

Работа в группах

+

+


IV.

Введение в тему:

(флипчарт, страница 8).

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни.

Объясните поговорку “Это нам нужно как воздух», которая доказывает это.

(Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 10, а тренированный организм через 20 минут).

Известно ли Вам, что …

для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.


(флипчарт, страница 9).

После просмотра видеофрагмента «Значение дыхания для человека», ответьте на проблемные вопросы:

  • Но для чего мы дышим?

  • Какое значение для любого живого организма, в том числе и для человека, имеет дыхание?

(Учитель вместе с классом обсуждает данные проблемные вопросы и переходит к сообщению тему и целей урока, подводит к нужным выводам.)

– Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

Тема: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы».

Цели урока: (флипчарт, страница 10).

Р
ПП
ЧП

ИП








Р
ПП
МК

Индивид











Коллект

+











+

+











+


V. Изучение н/м:


А). Рубрика:

А знаете ли вы, что…(флипчарт, страница 11).

  • взрослый человек делает 15-17 вдохов-выдохов в минуту (в сутки составляет около 2 тыс. раз), а новорождённый ребёнок делает 1 вдох в секунду;

  • дыхание не перестаёт работать от рождения человека до его смерти, ведь без дыхания наш организм существовать не может;

  • взрослый человек выдыхает 4 стакана воды в сутки (примерно 800 мл), а ребёнок — около двух (примерно 400 мл);

  • у взрослого человека через легкие проходит примерно 7 тыс. литров воздуха.


Б). Работа с понятиями и терминами (флипчарт, страница 12).

Дыхание, дыхательные (воздухоносные) пути, носовая полость, носоглотка, гортань, надгортанник, голосовые связки, голосовая щель, адамово яблоко, трахея, бронхи, бронхиолы, альвеолы, легкие.


В). Значение дыхания (флипчарт, страница 13).

Используя материал параграфа 37 на странице 163 учебника под редакцией Р.Алимкулова, заполните кластер «Значение дыхания»:

Обеспечение организма

кислородом

Образование и удаление СО2





Значение дыхания





Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров Н2О, Н2О, NH3, Н2S и других газов

Окисление (распад) органических соединений с освобождением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности







Беседа с классом:

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +энергия

Из уравнения окисления мы видим, что для жизнедеятельности живого организма, в том числе и для человека, необходима энергия. Откуда она берется?

Правильно, мы дышим для получения энергии, т.е. кислород является основой жизнедеятельности живого организма.

Так, что такое дыхание? (запись в тетрадь).

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.





Г). Органы дыхания – это воздушные ворота в организм (флипчарт, страница 14).

Биологическая задача:

Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких, и заполните схему «Дыхательная система».

Проверьте свой ответ.

Дыхательная система человека — совокупность органов, обеспечивающих внешнее дыхание (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и кровью).









Д). Строение и функции дыхательной системы.

Дыхательные (воздухоносные) пути делятся на верхние (полость носа, носоглотка и гортань) и нижние (трахея и бронхи) (флипчарт, страница 15).

По ходу изучения строения и функций органов дыхательной системы, мы с вами будем заполнять таблицу «Строение и функции органов дыхательной системы»:

Название органа

Строение

Функции














Работа в группах по заданиям:

Используя материал параграфа 37 на страницах 163 - 165 учебника под редакцией Р.Алимкулова, рассмотрите, изучите, обсудите, занесите в таблицу данные о строении и функциях предложенного органа дыхательной системы и выступите перед классом:

1 группа:

Строение и функции верхних дыхательных путей: носовой полости и носоглотки (флипчарт, страницы 16 - 17).

Ответьте на вопросы:

  1. Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией?

  2. Какие функции выполняет нос?

2 группа:

Строение и функции верхних дыхательных путей: гортани (флипчарт, страницы 18- 19).

Ответьте на вопросы:

  1. Чем выстлана внутренняя поверхность гортани? (слизистой оболочкой).

  2. Назовите самый крупный хрящ гортани? (щитовидный).

  3. Каким хрящом закрывается вход в гортань при глотании? (надгортанником).

3 группа:

Строение и функции нижних дыхательных путей: трахеи и бронхов (флипчарт, страницы 20).


Е). Верхние дыхательные пути: носовая полость и носоглотка

1). Воздухоносный путь начинается с носовой полости (флипчарт, страница 16).

«Без носа человек чёрт знает что

– птица не птица, гражданин не гражданин,

- просто возьми да и вышвырни за окошко!»

Н.В.Гоголь.

А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у его предков – человекообразных обезьян, его не было!

Чтобы узнать об этом я вам предлагаю ответить на вопросы после просмотра видеофрагмента о носовой полости:

  1. Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией?

  2. Какие функции выполняет нос?

(задерживает пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости; согревает и увлажняет поступающий воздух; обонятельная; участвует в речи и мимики).

Это интересно…

  • Мерцательный эпителий выносит наружу до 20-30 грамм пыли в сутки.

  • Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в легких скопилось бы 5кг.

  • У взрослого человека слизистая оболочка носа выделяет 0,5 литра слизи.


2). Гигиена носового дыхания (флипчарт, страница 17).

Наблюдения: “Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

Опыт: закройте один носовой ход, а к другому поднесите легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. (Этот прием можно показать на испытуемом).

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки) внутренними ноздрями – хоанами, а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот.

Биологическая задача: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

В глотке пересекаются пищеварительные и дыхательные пути. Пища из глотки поступает в пищевод, а воздух через гортань поступает в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.


Ж). Верхние дыхательные пути: гортань (флипчарт, страница 18).

1. Строение гортани.

Гортань имеет вид воронки. Она изнутри выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами - рефлекторный кашель.

Стенки образованы несколькими хрящами. Между собой хрящи соединены полуподвижно. Самый крупный хрящ - щитовидный, который защищает гортань спереди. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. Вход в гортань при глотании закрывается хрящом - надгортанником.

Функции

  • Обеспечивает прохождение воздуха

  • Голосовой аппарат

  • Участвует в акте глотания


2. Наблюдения.

Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)







Выясните, что происходит с дыханием во время глотания. Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.

(Дыхание останавливается. Язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может).








3). Образование звука (флипчарт, страница 19).

(Объяснение учителя):

Между хрящами гортани имеются слизистые складки - голосовые связки. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки

прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади - к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки

могут сближаться и натягиваться. Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью.

Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук.

Человек молчит - голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.

Чем короче голосовые связки, тем выше их звук (у мужчин длина голосовых связок 20-24 мм, у женщин - 18-20 мм).

Частота колебания связок от 80 до 10000 Гц.

Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

Проблемный вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? (при выдохе).

Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.


4). Гигиена голосового аппарата (флипчарт, страница 19).

  • крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса (запись крика Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек);

  • при шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью;

  • частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.


Е). Нижние дыхательные пути: трахеи и бронхи.

1). Строение трахеи и бронхов (флипчарт, страница 20).

Трахея - широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных между собой связками. Трахея расположена спереди от пищевода. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких.

На уровне 4-5 грудных позвонков трахея делится на 2 бронха

(от греч. «бронхос» - дыхательное горло) - правый и левый. Внутренняя поверхность их выстлана слизистой оболочкой, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы - самые тонкие нити.

Бронхиолы заканчиваются альвеолами - лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен.

2). Гигиена дыхания (флипчарт, страница 20).

  • Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.

  • При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять

слизь из дыхательных путей.

Р

МК









Р
ИП

МК



Р

ИП

















Р













Р

ПП

МК

ИП










Р
МК

ПП
ЧП
ИП
































Р
МК

ЧП

ПП




















Р

ЧП

ПП

НО











Р

ПП

ЧП

МК

ИП









Р
НО

ЧП















Р
ИП
ПП

МК























Р
МК








Р
ИП
МК

Коллект










Индивид





Работа в парах

















Фронтал













Работа

в группах












Работа в группах



































Отчет группы






















Индивид














Отчет группы












Индивид

















Коллект


























Коллект









Отчет группы

+










+





+


















+













+













+




































+























+














+













+

















+


























+









+

+










+




+


















+













+












+




































+























+














+












+

















+

























+









+


VI.

Закрепление

А). Впишите в текст вместо пропусков нужные слова (флипчарт, страница 21).

.... имеет вид воронки, стенки которой образованы хрящами. Между хрящами гортани имеются слизистые складки - ... ... . Пространство между ними - ... ... . В результате колебания ... ... при выдыхании воздуха возникает ... . ... голоса зависит от длины  ... ... . У женщин они ..., чем у мужчин. Вот почему женский голос всегда ... .

Ответ:

(Гортань, голосовые связки, голосовая щель, голосовых связок, звук, высота, голосовых связок, короче, выше).

  1. Проверь себя (флипчарт, страница 22).

Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию.

Р

МК
ЧП









Р

МК

Индивид











Коллект

+











+

+











+


VII.

Подведение итогов

(флипчарт, страница 23).

Учащиеся самостоятельно делают выводы урока.

Оценивание работы каждого учащегося в группах по критериям.

Р

Работа в группах

+

+


VIII.

Домашнее задание:

(флипчарт, страница 24).

Прочитать § 37, знать строение

и выполняемые функции органов дыхания (таблица).

Творческое задание на выбор:

В каких случаях затрудняется дыхание?

Каковы последствия этого нарушения?

Разработайте свод правил по гигиене дыхания.

Р

Индивид




IX.

Рефлексия

(флипчарт, страницы 25).

  • Кто сегодня получил отметку «5»?

  • Кто получил «4»?

  • Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?

  • Дайте эмоциональную оценку урока.

Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления.

Формулируют вывод о степени достижения цели урока.

Осуществляют самоанализ деятельности на уроке и самооценку







Р

Индивид





Литература и Интернет – источники:

  1. Алимкулова Р. Биология. Алматы: «Атамура», 2008г. - 288 с.

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.

  3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1978г. -239 с.

  4. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М.: «Медицина», 1988г. -320с.

  5. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. М.: «Издат - Школа», 1998г. - 204с.

  6. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),

  7. www.yandex.ru -поиск –картинки

  8. www.imfan.kz http://www.imfan.kz - персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А.

  9. www.kiwi.kz http://www.kiwi.kz - видео файлы

  10. .http://mirbiologii.ru/8-klass

  11. http://www.uchportal.ru

  12. http://oksanavorobyova.ucoz

  13. myshared.ruslide/778318/

  14. nsportal.ru›…razrabotka…uroka…znachenie-stroenie-i

  15. www.uchportal.ru/

  16. festival.1september.ru/

  17. http://www.rg.ru/2010/12/25/pomosh.html

  18. http://www.aforizmov.net/tema/tags/dyhanie/















Приложение № 1

Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. При нормальном дыхании воздух проходит через носовые отверстия в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой (именно она придает форму носу) на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Они выстланы изнутри слизистой оболочкой, содержащей клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия, кровеносными сосудами и железами, выделяющие слизь. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания.

Гортань имеет вид воронки. Она изнутри выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель. Стенки образованы несколькими хрящами. Между собой хрящи соединены полуподвижно. Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань при глотании закрывается хрящом – надгортанником.

Между хрящами гортани имеются слизистые складки - голосовые связки. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться. Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью.

  • Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук.

  • Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.

  • Чем короче голосовые связки, тем выше их звук (у мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм).

  • Частота колебания связок от 80 до 10000 Гц.

Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга

Трахея. Из гортани воздух попадает в трахею.

Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных между собой связками. Трахея расположена спереди от пищевода. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких.

На уровне 4-5 грудных позвонков трахея делится на 2 бронха (от греч. «бронхос» - дыхательное горло) – правый и левый. Внутренняя поверхность их выстлана слизистой оболочкой, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы - самые тонкие нити. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен.

Приложение № 2 из «Электронного пособия по биологии. 8 класс» ( ISBN 978-601-7438-01-2),

Таблица «Строение и функции органов дыхания».

Органы

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Воздух поступает через ноздри, носовая полость делится перегородкой на две половины, а сзади с помощью хоан сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами, выстланы слизистой оболочкой. Извилистые носовые ходы, слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, есть обонятельные рецепторы.

Обоняние, согревание

вдыхаемого воздуха,

задерживание и удаление пыли

Гортань

Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6 шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади - глотка. Гортань образована хрящами. Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление - желудочек гортани. Хрящи: щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель.; выстлана слизистой оболочкой.

Образование звуков и речи

Трахея и бронхи

Трахея - трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра.

Прохождение воздуха

Легкие

Они имеют форму конуса: верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя - более широкая - основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол). Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом - 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения - альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия и к ним примыкают капилляры.

Газообмен

Плевра

2 листка соединительнотканной оболочки:

  • легочная плевра

  • пристеночная плевра

Между ними - плевральная полость + плевральная жидкость

Уменьшает трение при

дыхание
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286421


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства