А). Рубрика: А знаете ли вы, что…(флипчарт, страница 11). взрослый человек делает 15-17 вдохов-выдохов в минуту (в сутки составляет около 2 тыс. раз), а новорождённый ребёнок делает 1 вдох в секунду; дыхание не перестаёт работать от рождения человека до его смерти, ведь без дыхания наш организм существовать не может; взрослый человек выдыхает 4 стакана воды в сутки (примерно 800 мл), а ребёнок — около двух (примерно 400 мл); у взрослого человека через легкие проходит примерно 7 тыс. литров воздуха. Б). Работа с понятиями и терминами (флипчарт, страница 12). Дыхание, дыхательные (воздухоносные) пути, носовая полость, носоглотка, гортань, надгортанник, голосовые связки, голосовая щель, адамово яблоко, трахея, бронхи, бронхиолы, альвеолы, легкие. В). Значение дыхания (флипчарт, страница 13). Используя материал параграфа 37 на странице 163 учебника под редакцией Р.Алимкулова, заполните кластер «Значение дыхания»: Обеспечение организма кислородом Образование и удаление СО2 Значение дыхания Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров Н2О, Н2О, NH3, Н2S и других газов Окисление (распад) органических соединений с освобождением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности Беседа с классом: Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +энергия Из уравнения окисления мы видим, что для жизнедеятельности живого организма, в том числе и для человека, необходима энергия. Откуда она берется? Правильно, мы дышим для получения энергии, т.е. кислород является основой жизнедеятельности живого организма. Так, что такое дыхание? (запись в тетрадь). Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ. Г). Органы дыхания – это воздушные ворота в организм (флипчарт, страница 14). Биологическая задача: Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких, и заполните схему «Дыхательная система». Проверьте свой ответ. Дыхательная система человека — совокупность органов, обеспечивающих внешнее дыхание (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и кровью). Д). Строение и функции дыхательной системы. Дыхательные (воздухоносные) пути делятся на верхние (полость носа, носоглотка и гортань) и нижние (трахея и бронхи) (флипчарт, страница 15). По ходу изучения строения и функций органов дыхательной системы, мы с вами будем заполнять таблицу «Строение и функции органов дыхательной системы»: Название органа | Строение | Функции | | | | | | | | | | | | | Работа в группах по заданиям: Используя материал параграфа 37 на страницах 163 - 165 учебника под редакцией Р.Алимкулова, рассмотрите, изучите, обсудите, занесите в таблицу данные о строении и функциях предложенного органа дыхательной системы и выступите перед классом: 1 группа: Строение и функции верхних дыхательных путей: носовой полости и носоглотки (флипчарт, страницы 16 - 17). Ответьте на вопросы: Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией? Какие функции выполняет нос? 2 группа: Строение и функции верхних дыхательных путей: гортани (флипчарт, страницы 18- 19). Ответьте на вопросы: Чем выстлана внутренняя поверхность гортани? (слизистой оболочкой). Назовите самый крупный хрящ гортани? (щитовидный). Каким хрящом закрывается вход в гортань при глотании? (надгортанником). 3 группа: Строение и функции нижних дыхательных путей: трахеи и бронхов (флипчарт, страницы 20). Е). Верхние дыхательные пути: носовая полость и носоглотка 1). Воздухоносный путь начинается с носовой полости (флипчарт, страница 16). «Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми да и вышвырни за окошко!» Н.В.Гоголь. А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у его предков – человекообразных обезьян, его не было! Чтобы узнать об этом я вам предлагаю ответить на вопросы после просмотра видеофрагмента о носовой полости: Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией? Какие функции выполняет нос? (задерживает пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости; согревает и увлажняет поступающий воздух; обонятельная; участвует в речи и мимики). Это интересно… Мерцательный эпителий выносит наружу до 20-30 грамм пыли в сутки. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в легких скопилось бы 5кг. У взрослого человека слизистая оболочка носа выделяет 0,5 литра слизи. 2). Гигиена носового дыхания (флипчарт, страница 17). Наблюдения: “Проверить проходимость воздуха через носовые ходы” Опыт: закройте один носовой ход, а к другому поднесите легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. (Этот прием можно показать на испытуемом). Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки) внутренними ноздрями – хоанами, а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Биологическая задача: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему. В глотке пересекаются пищеварительные и дыхательные пути. Пища из глотки поступает в пищевод, а воздух через гортань поступает в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью. Ж). Верхние дыхательные пути: гортань (флипчарт, страница 18). 1. Строение гортани. Гортань имеет вид воронки. Она изнутри выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами - рефлекторный кашель. Стенки образованы несколькими хрящами. Между собой хрящи соединены полуподвижно. Самый крупный хрящ - щитовидный, который защищает гортань спереди. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. Вход в гортань при глотании закрывается хрящом - надгортанником. Функции 2. Наблюдения. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью? (Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.) Выясните, что происходит с дыханием во время глотания. Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта. (Дыхание останавливается. Язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может). 3). Образование звука (флипчарт, страница 19). (Объяснение учителя): Между хрящами гортани имеются слизистые складки - голосовые связки. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади - к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться. Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче. Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук. Человек молчит - голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Чем короче голосовые связки, тем выше их звук (у мужчин длина голосовых связок 20-24 мм, у женщин - 18-20 мм). Частота колебания связок от 80 до 10000 Гц. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга. Проблемный вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? (при выдохе). Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет. 4). Гигиена голосового аппарата (флипчарт, страница 19). крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса (запись крика Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек); при шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью; частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат. Е). Нижние дыхательные пути: трахеи и бронхи. 1). Строение трахеи и бронхов (флипчарт, страница 20). Трахея - широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных между собой связками. Трахея расположена спереди от пищевода. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. На уровне 4-5 грудных позвонков трахея делится на 2 бронха (от греч. «бронхос» - дыхательное горло) - правый и левый. Внутренняя поверхность их выстлана слизистой оболочкой, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы - самые тонкие нити. Бронхиолы заканчиваются альвеолами - лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. 2). Гигиена дыхания (флипчарт, страница 20). Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею. При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей. |