kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по биологии в 8 классе "Головной мозг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии  "Головной мозг" в 8 классе проводится с целью изучить строение и функции головного мозга. Работа с наглядными пособиями, с презентацией дает возможность зрительно наглядно усилить и закрепить теоретические представления о строении узучаемого предмета. Тип урока: изучение нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Головной мозг»

Тема: Головной мозг

Цели:

Образовательная

  1. Изучить строение и функции головного мозга.

  2. Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

Развивающая:

  • продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.

Воспитательная:

  • воспитывать точность и четкость при ответе, умение наблюдать окружающий мир.

Оборудование:

  • таблица “Строение головного мозга”,

  • разборные модели головного мозга.

  • Интерактивный комплекс

  • Видеомагнитофон, телефизор.

Ход урока

  1. Организационный момент


Учитель: Здравствуйте друзья!


Тайны сознанья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.

Поведенье, сознанье, воля, рефлексы
Все изучают в науке врачи
Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги,
Центральной нервной системы ключи.


Учитель: о чём сегодня мы будем говорить?

Уч-ся: о центральной нервной системе

Учитель: Правильно, мы продолжаем изучение центральной нервной системы и тема нашего урока “ Головной мозг”

Учитель: (муляж головного мозга)

- Что вам известно о головном мозге?

Уч-ся: Головной мозг относится к центральной нервной системе. Он состоит из нервных клеток – нейронов, которые образуют серое и белое вещество. Все наши действия происходят при участии головного мозга.

Учитель:

- Что вы хотели бы узнать о головном мозге?

Уч-ся:

Строение головного мозга.. На какие отделы делится и какие функции выполняет, от чего болит голова

Учитель:

Тогда какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке.

(Ученики сами определяют в процессе беседы цель урока.)

Уч-ся:

Узнать: особенности строения головного мозга, функции основных отделов.

Учитель: слайд №3

Цели урока:

  1. Изучить строение и функции головного мозга.

  2. Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

Учитель: откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока

Учитель: эпиграфом нашего урока будут слова академика, врача, ученого Владимира Михайловича Бехтерева…..

слайд №3 .Щелчок.

На доске эпиграф к уроку: “Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”.

слайд №4

Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1000 до 2000 г Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, В.И. Ленин 1340 г. Менделеева 1571г, Бехтерева 1720г, Павлова 1653г. Однако масса других одаренных людей была значительно меньше, например, у А. Франса – 1017г. Самый тяжелый мозг оказался у идиота – 2850г.


Учитель: В конце урока ответим на вопрос

слайд №5


Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?


Учитель: Человек издавна хотел проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение в жизни человека. Уже в глубокой древности “отец медицины” Гиппократ связал сознание и мозг.


Учитель: Человеческий мозг – это сложный орган способный воспринимать и обрабатывать огромный объем информации. Он покрыт тремя оболочками. Внутри мозга находятся полости (желудочки) мозга. От него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Таблица 1 (Приложение)

Большое значение для мозга имеет обильное снабжение его кровью, которая приносит кислород и питательные вещества. Ухудшение кровоснабжения приводит к нарушениям в работе мозга, страдает память и снижается работоспособность. При избыточном или нерациональном питании, при курении в стенках кровеносных сосудов наступают изменения. Они теряют эластичность, становятся хрупкими по причине отложения солей, происходит их сужение и вследствие чего повышается давление. Резкие приступы, связанные с повышением давления, могут привести к осложнениям, например, к инсульту. Инсульт иногда называют мозговым ударом. При инсульте кровоснабжение в мозге резко нарушается, у человека появляется сильная головная боль, рвота, расстройство сознания, потеря речи и чувствительности, могут быть параличи.

Головной мозг состоит из 3 частей: Передний мозг, средний мозг, задний мозг, которые делятся на 5 отделов: полушария большие мозга, промежуточный мозг, продолговатый мозг, мозжечок и варолиев мост.



На демонстрационном столе лежит муляж головного мозга давайте рассмотрим его строение: Слайд №7. Найдите все отделы мозга на муляже.


1.Полушария большого мозга:

Образованы серым и белым веществом, на поверхности видны борозды и извилины. Извилины – это складки коры полушарий, а углубления между ними – борозды.

Работа с диском. Крупные борозды делят полушария на доли, их 4: лобная, теменная, затылочная и височная.

Участки коры полушарий большого мозга выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны. Работа с диском («биология 8 класс, Человек» , Образование 1 С,)

- В коре лобных долей содержатся центры, регулирующие двигательную активность.

- В коре теменных долей, расположенных позади лобных, находятся зоны телесных ощущений, в том числе осязания и суставно-мышечного чувства.

- Сбоку к теменной доле примыкает височная, в которой расположены первичная слуховая кора, а также центры речи и других высших функций.

- Задние отделы мозга занимает затылочная доля, расположенная над мозжечком; ее кора содержит зоны зрительных ощущений.


2. Промежуточный мозг расположен под мозолистым телом и сводом срастается по бокам с полушариями большого мозга. Проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи, органов чувств.

Состоит из зрительных бугров (таламуса) и подбугровой области (гипоталамуса).



В его отделах промежуточного мозга расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы

Учитель: физкультминутка и команды “Замри”.

Учитель: Что произошло с телом после команды? команда “Замри” вызвала у вас остановку движения, зафиксировала определенную позу тела. При этой команде одновременно должны были заблокированы движения во многих суставах тела. Под действием импульсов, идущих от промежуточного мозга, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела. Мы пронаблюдали с вами поздний рефлекс промежуточного мозга.


Под промежуточным мозгом располагается:

3.Средний мозг – Находится под промежуточным мозгом, нижней границей его поверхности является передний край моста. Средний мозг участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов.

Например, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света.

Опыт № 2

Откройте учебник на стр. 61(1 абзац прочитайте в полголоса).

(внезапно лопает шарик, учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс.)

Учитель: что вы услышали, как вы отреагировали на звук?

Раздражителем в этой ситуации является громкий звук. Это ориентировочный рефлекс.

Ориентировочный рефлекс – рефлекс, который возникает на любое неожиданное изменение обстановки, появление новых раздражителей.


Учитель: Продолжением спинного мозга является

4.Продолговатый мозг: Серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез.

В продолговатом мозге лежат и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека.

Опыт №3

Учитель: Безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка. Пожалуйста, в быстром темпе сделайте несколько глотательных движений. ( Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны).

Получается ли глотательное движение без слюны? Нет

Учитель: А почему? Что является раздражителем? (слюна), Почему же не происходит глотательного движения? Нет слюны

Учитель: Правильно. Но если есть раздражитель, любой предмет, непроизвольно возникает глотательное движение, поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы. Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы.


Учитель: И еще один из главных отделов головного мозга:

5. Мозжечок. Располагается сзади от моста и от верхней части продолговатого мозга, заполняя большую часть задней черепной ямки.

Принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека.


Опыт №4

Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, мы можем при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

Закройте глаза, протяните вперед руку с вытянутым указательным пальцем и дотроньтесь кончиком пальца до кончика носа.

Учитель: У всех получилось, дотронутся до кончика носа? При этом движении участвовало более 30 мышц. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов. Но если мозжечок поражен, то его работа нарушается.

Учитель: Приведите пример нарушения работы мозжечка

(пример пьяный человек: при действии спиртных напитков на головной мозг притупляется работа мозжечка и пьяный человек не может координировать свои движения)

Вот почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

Учитель:

Между средним и продолговатым мозгом находится мост, который тоже имеет определенные функции.

Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры связанные с мимикой, жевательными функциями.




Учитель: Мы на сегодняшнем уроке рассматриваем строение головного мозга.

Эпиграфом нашего урока являются слова Бехтерева: “Мозг надо беречь в меру нагружать и не травмировать”, который всю свою жизнь посвятил изучению головного мозга. Есть институт, который носит его имя Институт головного мозга имени Бехтерева. Слайд 8

Слайд 9,10,11. Изучение головного мозга невозможно без специальной аппаратуры – томографов, на этом слайде вы видите несколько таких приборов, с помощью которых делают снимки головного мозга

Слайд 12. Ребята давайте подумаем и ответим на вопрос нашего урока: “можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?”

Запишите домашнее задание

Домашнее задание: стр. Ответить на вопросы п параграфа.


Слайд № 13

“ Мозг человека самый сложный объект во Вселенной, чем больше мы понимаем, как он устроен, тем лучше мы можем заботиться о нем”
























Просмотр содержимого документа
«Приложение Таблица1 Головной мозг»

Приложение

Таблица 1. Черепно-мозговые нервы человека

Название

Расположение

Тип нервных волокон

Функции


1

Обонятельный

От обонятельного эпителия слизистой оболочки носовой полости к обонятельным луковицам переднего мозга

Чувствительный

Обонятельное восприятие


2



Зрительный



От сетчатки глаза к затылочной доле коры больших полушарий

Чувствительный


Зрительное восприятие


3

Глазодвигательный

От среднего мозга к мышцам глазного яблока

Двигательный

Контролирует работу мышц, двигающих глазное яблоко, совместно с IV и VI парами; а также мышц, связанных со зрачком и хрусталиком


4

Блоковый

Соединяет верхнюю косую мышцу глазного яблока со средним мозгом

Двигательный

Контролирует работу мышц, двигающих глазное яблоко


5

Тройничный

Кожа лица, слизистая головы, жевательные мышцы верхней и нижней челюсти

Смешанный

Контролирует работу жевательных мышц


6

Отводящий

Связывает наружную прямую мышцу глазного яблока с продолговатым мозгом

Двигательный

Контролирует движение глазного яблока вбок или назад


7

Лицевой

От промежуточного мозга к мимическим мышцам, слёзным и слюнным железам; от вкусовых рецепторов передней части языка к промежуточному мозгу

Смешанный

Контролирует работу мышц лица, слюнных и слёзных желёз, вкусовое восприятие


8

Слуховой

От внутреннего уха, от улитки и от полукружных канальцев к промежуточному мозгу

Чувствительный

Слуховое восприятие, чувство равновесия, поступательного движения и вращения


9

Языкоглоточный

От вкусовых рецепторов задней части языка, слизистой глотки, от евстахиевой трубы к промежуточному мозгу; к мышцам глотки от промежуточного мозга

Смешанный

Контролирует работу мышц глотки при глотании, вкусовое восприятие





10

Блуждающий

Выход к органам грудной и брюшной полостей – легким, желудку, аорте и др., мышцам гортани от промежуточного мозга

Смешанный

Контролирует работу многих внутренних органов – сердца, желудка, тонкого кишечника, гортани, пищевода, печени, почек, поджелудочной железы и т.д.


11

Добавочный

От промежуточного мозга к мышцам шеи и затылка

Двигательный

Контролирует работу трапециевидной и грудино-ключично-сосцевидной мышц


12

Подъязычный

От промежуточного мозга к мышцам языка

Двигательный

Контролирует работу мышц языка и некоторых мышц шеи





Просмотр содержимого презентации
«Головной мозг»

ГОЛОВНОЙ МОЗГ Урок биологии 8 класс Учитель: Данилюк Т.А.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

Урок биологии 8 класс

Учитель: Данилюк Т.А.

Цель урока: Изучить строение и функции головного мозга. Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение. “ Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”. В. М. Бехтерев

Цель урока:

  • Изучить строение и функции головного мозга.
  • Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”.

В. М. Бехтерев

МОЖНО ЛИ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ЧЕМ БОЛЬШЕ МОЗГ (ГОЛОВА), ТЕМ УМНЕЕ ЧЕЛОВЕК ?

МОЖНО ЛИ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ЧЕМ БОЛЬШЕ МОЗГ (ГОЛОВА), ТЕМ УМНЕЕ ЧЕЛОВЕК ?

ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА полушарии большого мозга  промежуточный мозг продолговатый мозг мозжечок варолиев мост Передний мозг Средний мозг Задний мозг

ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

полушарии большого

мозга

промежуточный мозг

продолговатый мозг

мозжечок

варолиев мост

Передний мозг

Средний мозг

Задний мозг

ИНСТИТУТ ГОЛОВНОГО МОЗГА  ИМ. В.М. БЕХТЕРЕВА

ИНСТИТУТ ГОЛОВНОГО МОЗГА ИМ. В.М. БЕХТЕРЕВА

ВИДЫ ТОМОГРАФОВ

ВИДЫ ТОМОГРАФОВ

Полное управление процессом съемки и дентальный компьютерный томограф, включающий в себя функции цифрового панорамного рентген аппарата (14 проекций)

Полное управление процессом съемки и дентальный компьютерный томограф, включающий в себя функции цифрового панорамного рентген аппарата (14 проекций)

ТОМОГРАММА ГОЛОВНОГО МОЗГА

ТОМОГРАММА ГОЛОВНОГО МОЗГА

МОЖНО ЛИ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ЧЕМ БОЛЬШЕ МОЗГ (ГОЛОВА), ТЕМ УМНЕЕ ЧЕЛОВЕК?

МОЖНО ЛИ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ЧЕМ БОЛЬШЕ МОЗГ (ГОЛОВА), ТЕМ УМНЕЕ ЧЕЛОВЕК?

« Мозг человека самый сложный объект во Вселенной, чем больше мы понимаем, как он устроен, тем лучше мы можем заботиться о нём»

« Мозг человека самый сложный объект во Вселенной, чем больше мы понимаем, как он устроен, тем лучше мы можем заботиться о нём»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по биологии в 8 классе "Головной мозг"

Автор: Данилюк Татьяна Александровна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""Конспект урока  биологии""
    ["seo_title"] => string(23) "konspiekturokabiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "293799"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455547885"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок биологии в 8 классе по теме "Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции" "
    ["seo_title"] => string(104) "urok-biologhii-v-8-klassie-po-tiemie-golovnoi-mozgh-otdiely-gholovnogho-mozgha-ikh-stroieniie-i-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "214154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432221444"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по биологии в 8 классе "Строение и значение головного мозга""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekturokapobiologhiiv8klassiestroieniieiznachieniiegholovnoghomozgha"
    ["file_id"] => string(6) "332059"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464806819"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие: общая характеристика, среда обитания, внешнее и внутреннее" "
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-uroka-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-klass-mliekopitaiushchiie-obshchaia-kharaktieristika-srieda-obitaniia-vnieshnieie-i-vnutriennieie"
    ["file_id"] => string(6) "101474"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402418400"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Интегрированный урок биологии и химии  по теме «Пищевые продукты и питательные вещества»"
    ["seo_title"] => string(103) "intieghrirovannyi-urok-biologhii-i-khimii-po-tiemie-pishchievyie-produkty-i-pitatiel-nyie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "276573"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452762510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства