kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии в 8 классе "Строение и значение головного мозга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Строение и значение головного мозга" с использованием ИКТ. На уроке используется флипчарт программы ActivInspire

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 8 классе "Строение и значение головного мозга"»

Дата:_______ Урок № 48

Тема урока: Строение и функции головного мозга

Цели и задачи урока:

образовательная

– дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях,
- раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условиях рефлексов и выяснить их значение.

воспитательная: дать сведения по профилактике травматизма, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда.

развивающая: продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.

Оборудование: флипчарт “Строение и функции головного мозга», карты –инструкции к уроку, видеоотрывок из фильма «Один дома»

Ход урока

  1. Организационный момент.

На доске эпиграф к уроку: “Мозг – центр всех центров” Гиппократ.

  1. Актуализация знаний.

Прежде, чем перейдем к новой теме, я предлагаю вам повторить основные термины предыдущих уроков. Термины: нейрон, дендрит, аксон, серое вещество, белое вещество, рефлекс.

- Расскажите о структуре нервной системы человека.

- Восстановите схему «Строение центральной нервной системы человека»

- Расскажите о строении спинного мозга? Чем образовано белое и серое вещество мозга?

- Какие функции выполняет спинной мозг?

Просмотр отрывка из фильма «Один дома»

- Что вы увидели?

- Как называется процесс, показанный в этом отрывке?

- Составьте рефлекторную дугу данного рефлекса.

1. рецепторы кожи

2. чувствительный нейрон

3. вставочный нейрон

4. исполнительный нейрон

5. рабочий орган

Какая часть центральной нервной системы задействована в этом рефлексе?

После отдергивания руки человек посмотрел на ладонь и начал дуть на нее. Как вы думаете, какой еще отдел нервной системы был задействован? (Головной мозг)

А знаем ли мы как это произошло?

А что еще мы знаем о головном мозге?

А что хотели бы узнать?

Итак, тема урока: Строение и функции головного мозга человека.

Целеполагание:

- изучить строение головного мозга;

- познакомиться с основными функциями головного мозга;

- выяснить, какова роль головного мозга в осуществлении условных рефлексов.

3. Изучение нового материала.

1. Отделы головного мозга.

Человечество давно стремилось проникнуть в «тайну из тайн» –головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим? И сотни других вопросов потребовали ответов. На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Иван Михайлович Сеченов и Иван Петрович Павлов. (демонстрация портретов на слайде)

Головной мозг располагается в полости мозгового черепа, масса мозга и объем остаются максимальным и постоянным для каждого человека. В среднем масса мозга – 1500 г., объем – 1200 см 3. Интеллектуальные способности человека не зависят от величины головного мозга. Важно соотношение массы мозга и общего веса тела. Например, головной мозг кашалота весит 9 кг, что составляет лишь 0,02% от его общего веса; мозг слона (5 кг) - 0,1%. Головной мозг человека по объему занимает 2% от его тела.

Головной мозг – уникальный механизм, он регулирует гомеостаз, получает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и принимает решения, отвечает за рассудочную деятельность человека. По мнению некоторых ученых, мозг может хранить до 15 триллионов разных данных. Мозг растет до 15 лет и наиболее интенсивно работает у человека в возрасте от 15 до 25 лет. До 45 лет работа мозга остается прежней, а затем начинает ослабевать. Мозг содержит три четверти нервных клеток всего человеческого организма. Его начальный капитал - 14 миллиардов нейронов (если их расположить в ряд, то образуется цепь протяженностью 1000 км) - постепенно истощается и составляет 10 миллиардов к старости (более 700 км).

В головном мозге различают три наиболее крупные составные части: это парные полушария большого мозга, мозжечок и мозговой ствол.














Мозговой ствол включает в себя несколько отделов – продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг. Они отличаются строением и функциями.

2. Функции отделов головного мозга. Работа в группах по 5-6 человек.

Далее учащимся предлагается самостоятельно в группах изучить строение и функции некоторых отделов головного мозга (продолговатый, средний, мост и мозжечок). В процессе изучения учащиеся заполняют таблицу:

Отдел головного мозга

Функции отдела

Продолговатый мозг

Рефлекторная: рвотный, мигательный рефлекс, чихание, кашель, питание, дыхание.

Проводящая: обеспечивает связь между спинным мозгом и головным.

Мост

Рефлекторная: движение глаз, мимика.

Проводящая: связывает спинной мозг и полушария мозжечка с остальными отделами ГМ.

Мозжечок

Осуществляет координацию движений, делает их плавными, точными и соразмеренными.

Средний мост

Рефлекторная: слуховые и зрительные рефлексы, мышечный тонус, ориентировочный рефлекс, сон и бодрствование.

На работу отводится 10 минут. Затем один учащийся от группы зачитывает, что у них получилось, остальные - фиксируют записи в тетради. После выступления каждой из групп проводится опыт для доказательства рефлексов каждого из отделов головного мозга.

Опыт №1. Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. (Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны) сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.

Поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики).

Опыт № 2. Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Нужно обратить внимание на то, что движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов.

Опыт № 3. Пронаблюдать рефлексы среднего мозга.

Доказать это ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.

Учащимся дается задание прочитать текст в учебнике на стр.230 (основные положения главы). Стук карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Раздражитель действовал на орган слуха. Продолжая опыт, учитель ходит по рядам, внезапно кладет руку на плечо одному из учеников. Тактильный раздражитель вызвал ту же ориентировочную реакцию – поворот головы в сторону раздражителя.

Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Можно показать, что при повторении раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявляется. Можно обратить внимание и на обобщенность этой реакции: движение совершается в сторону нового раздражителя, независимо от того, где этот раздражитель находится – впереди, сзади, справа, слева.

Физкультминутка.

Физминутка направлена на развитие межполушарных связей мозга. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности. 

Комплекс упражнений:

1.голова-живот

2.колечко (пальцы)

3. кулак, ребро, ладонь

4. кулак-ладонь

  1. лезгинка.

3. Заслушиваются сообщения учащихся «Интересные факты о головном мозге».

4. Закрепление знаний.

* В клинике лежит человек, у которого в одном из отделов головного мозга опухоль. Человек хочет взять стакан, но промахивается. После нескольких усилий он схватывает стакан и раздавливает его, слишком сильно сжав. В каком отделе мозга у него опухоль? (мозжечок)

* у одного из пациентов психиатрической клиники замечено постоянное слюнотечение, нарушен глотательный рефлекс. Скажите, какой отдел головного мозга имеет нарушения в работе? (продолговатый)

* В результате перенесенного инсульта у человека поврежден средний отдел головного мозга. Предположите, какие возможны последствия инсульта для этого человека.

5. Информация о домашнем задании.

§45, вопросы № 1-5 (вопросы для самопроверки). Составить синквейн на тему «Головной мозг»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по биологии в 8 классе "Строение и значение головного мозга"

Автор: Кривошеева Наталья Александровна

Дата: 01.06.2016

Номер свидетельства: 332059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие: общая характеристика, среда обитания, внешнее и внутреннее" "
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-uroka-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-klass-mliekopitaiushchiie-obshchaia-kharaktieristika-srieda-obitaniia-vnieshnieie-i-vnutriennieie"
    ["file_id"] => string(6) "101474"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402418400"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект и презентация урока "Значение коры полушарий большого мозгa" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-znachieniie-kory-polusharii-bol-shogho-mozgha"
    ["file_id"] => string(6) "119437"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413429549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства