Урок по биологии тема: Виды корней и типы корневых систем.
Урок по биологии тема: Виды корней и типы корневых систем.
Тема: Виды корней и типы корневых систем.
Цель: Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка; изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений; развивать практически навыки по их определению и распознаванию.
Оборудование: проростки фасоли, пшеницы, укоренившиеся черенки комнатных растений, гербарий «Типы корневых систем», таблица «Строение стержневой и мочковатой корневой систем»
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- функции корня;
- различия между тремя видами корней: главным, боковыми и придаточными;
- характерные особенности стержневой корневой системы;
- строение мочковатой коневой системы;
- значение окучивания для культурных растений.
Ход урока
Проверка знаний.
Назовите известные вам классы растений.
В чем преимущество семени перед спорой?
Какое строение имеет семя двудольных растений?
Чем отличается семя однодольного растения от семени двудольного растения7
Из чего состоит зародыш?
Где находится запас питательных веществ у однодольных растений?
Где находится запас питательных веществ у двудольных растений?
Учитель: - А сейчас мы с вами проведем диктант , из прочитанного мною текста , первый вариант выберет номера ответов которые будут соответствовать классу однодольных, а второй вариант номера ответов которые будут соответствовать классу двудольных. Слушаем текст и выбираем номера соответствующие вашему классу.
Зародыш семени имеет 2 семядоли.
Запас питательных веществ находится в эндосперме.
Запас питательных веществ находится в семядолях либо в зародыше.
Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии тема: Виды корней и типы корневых систем. »
Тема: Виды корней и типы корневых систем.
Цель: Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка; изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений; развивать практически навыки по их определению и распознаванию.
Оборудование: проростки фасоли, пшеницы, укоренившиеся черенки комнатных растений, гербарий «Типы корневых систем», таблица «Строение стержневой и мочковатой корневой систем»
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- функции корня;
- различия между тремя видами корней: главным, боковыми и придаточными;
- характерные особенности стержневой корневой системы;
- строение мочковатой коневой системы;
- значение окучивания для культурных растений.
Ход урока
Проверка знаний.
Назовите известные вам классы растений.
В чем преимущество семени перед спорой?
Какое строение имеет семя двудольных растений?
Чем отличается семя однодольного растения от семени двудольного растения7
Из чего состоит зародыш?
Где находится запас питательных веществ у однодольных растений?
Где находится запас питательных веществ у двудольных растений?
Учитель: - А сейчас мы с вами проведем диктант , из прочитанного мною текста , первый вариант выберет номера ответов которые будут соответствовать классу однодольных, а второй вариант номера ответов которые будут соответствовать классу двудольных. Слушаем текст и выбираем номера соответствующие вашему классу.
Зародыш семени имеет 2 семядоли.
Запас питательных веществ находится в эндосперме.
Запас питательных веществ находится в семядолях либо в зародыше.
Учитель: А теперь поменяемся тетрадями с соседом по парте и проверим работы. Номера правильных ответов 1 варианта: 2,4,5,8, 10. 2 варианта:1,3,6, 7, 9.
Изучение новой темы.
Учитель: - Тема нашего урока, «Типы корней. Виды корневых систем», но прежде чем начать урок мне хотелось бы услышать от вас как вы думаете, какова цель нашего урока? Что нового мы на нем узнаем?
Ответы учащихся: - Мы узнаем о типах корневых систем.
- Узнаем о видах корней.
- Узнаем о значении корней. ( и другие ответы учащихся)
Учитель: - Верно, а также мы узнаем с вами о корневых системах характерных для класса однодольные и класса двудольные. Изучение темы мы начнем с изучения функций корня. Я прочту вам стихотворение, а из него вы сделаете вывод о функциях корня.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается;
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок, но не может жить на свете
Без него любой цветок.
В. Жак.
Учащиеся называют функции корня: удержание растений в почве, проведение питательных веществ в стебель, запас питательных веществ.
На доске начертить таблицу, учащиеся выполняют ее в тетради и по ходу урока заполняют ее.
Основные понятия
Определение понятий
Функции корня
Корневая система
Главный корень
Боковые корни
Придаточные корни
Стержневая корневая система
Мочковатая корневая система.
Показать на таблице, гербарных экземплярах составляющие корневой системы.
Главный корень – развивается из корешка зародыша, он самый толстый, длинный.
Придаточные корни отрастают от стебля (показать укоренившиеся черенки комнатных растений)
Боковые корни- отрастают от главного и придаточных корней.
Все корни одного растения образуют корневую систему
Сообщение учащихся о корневых системах.
Учитель: А сейчас мы познакомимся с вами с типами корневых систем, у всех на столе лежат проросшие семена фасоли и пшеницы. Эта часть урока , направлена на самостоятельное изучение темы , поэтому часть класса у нас объединится в группы по 4 человека, а часть получит индивидуальные задания, а затем подведем итог по самостоятельному изучению темы. Каждой группе дается задание по плану.
План по изучению стержневой корневой системы.
Прочитать в параграфе о стержневой корневой системе.
Выяснить, какими корнями образована стержневая корневая система.
Рассмотреть стержневую корневую систему на страницах параграфа.
Отобрать из гербария растения со стержневой корневой системой.
Рассмотреть проросшие семена фасоли, выяснить какие корни они имеют.
Сделать вывод о принадлежности корневой системы к классу.
План по изучению мочковатой корневой системы.
Прочитать в параграфе о мочковатой корневой системе.
Выяснить, какими корнями образована мочковатая корневая система.
Рассмотреть мочковатую корневую систему на странице параграфа.
Отобрать из гербария, растения с мочковатой корневой системой.
Рассмотреть проросшие семена пшеницы, выяснить какие корни они имеют.
Сделать вывод о принадлежности корневой системы к классу.
Индивидуальные задания:
Подготовить вопросы по изучаемому параграфу (10 вопросов)
Разгадать ребус.
Составить кроссворд по изучаемой теме (не менее 5 вопросов)
Ответить на вопрос: «Как человек использует знание о способности корней, связывать почву?»
Ответить на вопрос: «Влияет ли тип корня на распространение растений на земле?»
Дать время на подготовку задания (5 – 7 мин)
Работающие в группе, решают кто будет отвечать на вопросы 2,4,6.
Ответы учащихся из группы работающей по стержневой корневой системе.
1 -й учащийся рисует на доске стержневую корневую систему и подписывает корни которыми она образована: главный, придаточные и боковые.(учащиеся выполняют рисунок в тетради)
2–й учащийся показывает гербарные экземпляры отобранных корневых систем со стержневой корневой системой и называет растения. (учащиеся записывают растения у которых стержневая корневая система)
3 –й учащийся рассказывает о корнях проросшего семени фасоли и делает вывод: Так как мы знаем , что зародыш у фасоли имеет 2 семядоли, и фасоль относится к классу двудольных, значит для класса двудольных характерна стержневая корневая система. (учащиеся записывают вывод)
Ответы учащихся из группы работающей по мочковатой корневой системе.
1-й учащийся рисует на доске мочковатую корневую систему и подписывает корни которыми она образованна: придаточные и боковые.(учащиеся выполняют рисунок в тетради)
2 - й учащийся показывает гербарные экземпляры отобранных растений, с мочковатой корневой системой.(учащиеся записывают растения у которых мочковатая корневая система)
3-й учащийся рассказывает о корнях проросших семян пшеницы и делает вывод: Так как мы знаем, что пшеница относится к классу однодольных потому что у нее зародыш имеет 1 семядолю, значит мочковатая корневая система характерна для класса однодольных.(учащиеся записывают вывод)
Учитель: - Давайте рассмотрим рисунок 62 на странице 91, сравните растения на рисунке и сделайте вывод.
Ответ: На рисунке мы видим 2 растение одно из которых окучено, у него мы видим мощную корневую систему, и в связи с этим хорошо развитую надземную часть. Можно сделать вывод, что окучивание положительно влияет на развитие растений, чем больше корней тем больше питательных веществ поступает в растения.
Учитель: - А теперь проведем закрепление, у нас с вами кроме групповых заданий были и индивидуальные сей час ваши товарищи поработают с вами по тем вопросам которые они подготовили.
Проводится закрепление по вопросам которые подготовили и выполнили учащиеся, работающие индивидуально, по изучению второй части параграфа.
Запись домашнего задания: параграф 19, страница 89 – 91, подготовить загадки о земле, сообщения «Знаете ли вы?»
Учитель: - А сейчас, я вам задаю проблемный вопрос: Почему человек при строительстве дома, много внимания уделяет закладке фундамента, делая его глубоким и крепким?
Ответы учащихся: Фундамент в доме выполняет функцию корня в растении, чем он глубже и прочнее, тем будет устойчивее дом.
Учитель: - И в завершении урока, я хочу вам предложить темы проектов интересные для вас, которые вы будете выполнять самостоятельно, но под моим руководством, по его завершении вы представите проект своим одноклассникам.
Темы проектов:
Видоизменения корней.
Употребление корней в пищу.
Лекарственные свойства корня.
Как размер корня зависит от условий жизни растений
Как корень всасывает воду и минеральные вещества.
От чего зависит длина корней.
Проверка таблицы в тетради, которую учащиеся выполняли самостоятельно по ходу урока.