Класс: 6
Тема урока: §11. Побег и Почки
Цели: сформировать у учащихся знания о побеге: репродуктивном и вегетативном органе; объяснить понятия - почка, конус нарастания, узел, междоузлие, листовой рубец, листорасположение; научить учащихся на уроке биологии, творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником: сравнивать, анализировать, делать выводы, развить логическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: проектор, компьютер, учебник В. В. Пасечник «Биология», Таблицы «Строение почки», « Листорасположение»
Тип урока: изучение нового материала
Применение педагогических технологий:
- Проблемно – поисковые;
- Информационно – коммуникативные;
Ход урока
-
Организационный момент.
- < >прос по теме корень:Назовите функции корня?
- Какие виды корней и типы корневых систем вы знаете?
- Приведите примеры растений с теми или иными видами корней, типами корневых систем?
- Приведите примеры растений с видоизмененными корнями?
- Каковы условия произрастания корней?
- Назовите зоны корня?
- Каковы отличительные признаки зоны всасывания?
- Назовите особенности строения корневого чехлика?
- Каковы функции зоны деления, роста, проведения?
-
Новый материал
Побег-стебель с расположенными на нем листьями и почками.
Давайте вспомним, как происходит весеннее пробуждение наших деревьев и кустарников. Набухшие почки с легким щелчком разрывают смолистый чешуйчатый панцирь, младенчески смятые листочки расправляются. Не успеешь оглянуться, как маленькое деревце может увеличиться вдвое и ввысь, и вширь, окружив себя новыми побегами. И каждый год оно будет вновь и вновь прирастать верхушкой главного стебля и, разветвляясь, побегами второго, третьего, четвертого и т.д. порядков в соответствии с годом жизни растения. И какой удачный термин придумали ботаники – «побег». Чтобы жить, благоденствовать и выращивать многочисленное потомство, дереводолжно «разбежаться» по воздушному пространству, максимально увеличив площадь соприкосновения с ним, каждым своим листочком вбирая в себя его благодать. Площадь листовых пластин намного превышает занимаемую растением площадь. Многочисленные побеги разных порядков вместе с главным стволом образуют систему побегов – древесную крону. Впрочем, аналогичный процесс происходит и под землей. Ведь корни тоже многократно ветвятся, образуя корневую систему. Разница в том, что стебель ветвится сразу от верхушки, раскрывая почки, сформировавшиеся на поверхности органа. А боковые корни закладываются в глубине сформировавшегося органа, в тканях, сохраняющих меристематические способности, и лишь потом пробиваются наружу. У верхушки же корня свои заботы. Вспомним, какие.
– Пробиться в грунт дальше и глубже путем многократного деления и роста клеток (в зонах деления и роста) и, пользуясь молодостью клеток и ихспособностью вытягиваться и приникать к мельчайшим частицам почвы, насыщать (за время, отпущенное этим клеткам) растение почвенным раствором в зоне всасывания.
– Верно. Таким образом, корень долго остается гладким, неветвящимся.
И только выше, там, где сформирована полноценная проводящая система (в перицикле), начнут закладываться боковые корни. Существенное различие существует и в росте корня и стебля. Как растет корень, вы уже знаете.
– У корня верхушечный рост. А выше зоны роста – непременная остановка и закрепление в почве как необходимое условие почвенного питания.
– Правильно. Стебель же молодого побега растет не только верхушкой, но и всеми междоузлиями. Употребив термин «междоузлие», мы немножко забежали вперед, хотя этим словом все сказано. Между какими же узлами располагаются эти участки роста? Узлом называется место отхождения листа от стебля. Наличие таких узлов – отличительная черта стеблевой части побега. Случается, что стебель долго растет под землей и даже выполняет функции корней, но его истинное происхождение выдает наличие узлов, даже при полной редукции листьев.
Как правило, побег имеет листья, призванные осуществлять функции воздушного питания и дыхания. Это еще одно существенное морфологическое и функциональное отличие побега от корня. Уже в тесном пространстве почки к моменту ее раскрытия листочки имеют зеленый цвет. А это значит, что хлорофилл их зеленых «лабораторий» уже готов участвовать в фотосинтезе. Зелень молодых листочков лишь чуть-чуть светлее зрелых из-за меньшего количества хлоропластов, которое увеличивается по мере роста и развития листа и всей проводящей системы побега. Эта нежная зелень и составляет особую прелесть молодой весенней листвы. Не успеешь оглянуться, как в пазухах (укромный уголок между стеблем и черешком листа) еще совсем молодых листьев появятся новые почки, и будут расти, созревать, готовясь к следующему циклу жизни. Все, о чем мы говорили, относится к вегетативным побегам, но ведь многие растения вначале распускают свои цветы. Вспомните, какие это растения.
- Задание 1. Вместо точек вставьте пропущенные слова.
1. Побегом называют..
2. На побегах под каждой почкой после листопада заметен..
3. Ползучие стебли у земляники называют..
4. Почку называют..
5. Вода и минеральные соли передвигаются по..
Лабораторная работа №9
-
Задание на дом нарисовать рисунки побега и §11.
,