kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме "Виды корней и типы корневых систем".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по биологии

По теме 7 класса: «Корень и его значение. Типы корневых систем.»

                                                                                                          Подготовила: Антонова Н.Н.

Учитель биологии

ОГКОУ школа – интернат №26

 

Цель урока:

  • изучение внешнего строения корня, видов корней, типов корневых систем, выяснение функций корня;
  • развитие навыков самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока;
  • воспитание бережного отношения к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Виды корней и типы корневых систем".»


Открытый урок по биологии

По теме 7 класса: «Корень и его значение. Типы корневых систем.»

Подготовила: Антонова Н.Н.

Учитель биологии

ОГКОУ школа – интернат №26


Цель урока:

  • изучение внешнего строения корня, видов корней, типов корневых систем, выяснение функций корня;

  • развитие навыков самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока;

  • воспитание бережного отношения к природе.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • научиться давать определения понятиям :корень, корневая система( стержневая, мочковатая).

  • Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.; называть части корня; устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня; соблюдать правила в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

  • устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать и делать выводы, составлять план параграфа, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи, работать с натуральными объектами.

Регулятивные:

  • формулировать тему урока и ставить цели, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости. Исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные:

  • строить речевые высказывания в устной форме. Аргументировать свою точку зрения, строить продуктивное взаимодействие со свертниками и взрослыми.

Личностные:

  • Формирование познавательного интереса к изучению природы; мотивирование учащихся на получение новых знаний; формирование научного мировоззрения; умения применять полученные знания в практической деятельности; формирование потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Предполагаемые результаты

  1. Учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития смогут рассказывать об особенностях строения растений с мочковатой и стержневой корневыми системами. Выявлять причины появления корневых систем и причины их усложнения в процессе эволюции. Делать выводы, самостоятельно ставить цели и определять тему урока, рассказывать и объяснять ключевые вопросы темы; уметь анализировать, сравнивать.

  2. Учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития смогут рассказывать об особенностях строения растений с мочковатой и стержневой корневыми системами, приводить примеры растений с разными типами корневых систем. Доказывать, что основной причиной усложнения корневой системы растений является окружающая среда.

  3. Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития с помощью таблицы смогут выявлять различия в строении растений с мочковатой и стержневой корневыми системами.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебное пособие, рабочий лист, компьютер, проектор, презентация или таблица «Корень. Корневые системы», гербарии растений с мочковатой и стержневой корневыми системами, проростки фасоли и пшеницы, стеблевой и листовой черенки с придаточными корнями.

Базовые понятия: Корень,Виды корней: главный, боковой, придаточный корни, Типы: мочковатая и стержневая корневые системы.

Форма организации учебной деятельности : Работа в малых группах. Работа с текстами учебника, гербариями. Оформление схем и таблиц в тетради.

Методы и методические приемы обучения: частично поисковый, проблемный, наблюдение.


Ход урока.

1.Орг. момент.С каким настроением пришли( опускают смайлики в конверты)Приложение 1


-Здраствуйте, я рада приветствовать вас и гостей на нашем уроке. «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» сказал однажды французский писатель Анатоль Франс. Давайте сегодня на уроке мы будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, с большим желанием поглощать знания, ведь они пригодятся в вашей дальнейшей жизни.(Раздать детям морковь, свёклу, корень сельдерея,…..)

Какой орган растений я Вам раздала?

Давайте вспомним: о чем мы говорили на предыдущих уроках:

- Как называется изучаемая нами глава?

Ученики: Органы растений

-Какие органы растения вы помните? - «

Ученики: Побег (листья, почки, стебель), корень, плод, цветок, семя.

Какой это орган?

Вегетативный или генеративный?

Что такое орган?

Какой орган изучали на прошлых уроках?

Из семени самый первый развивается какой орган у зародыша?

2.Подведение учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач урока.

Ребята, вы уже знаете, что семя – это очень сложное и значимое образование, из которого образуется будущее растение. Оно имеет в строении ряд особенностей, которые позволяют ему выжить при любых условиях окружающей среды. А какая же часть семени начинает расти первой?

- зародыш семени;

- корешок.

Правильно. Корешок начинает выполнять опорную функцию с целью закрепления в почве и выведения будущего растения в вертикальное положение.

Как вы считаете, у растений корни имеют одинаковое строение?

-Нет.

А от чего будет зависеть развитие корня у растения?

- Строение корня зависит от типа почвы, размеров самого растения.

- От того, в какие условия окружающей среды попало семя.

Вы правильно сказали. Так кто же определит, о чем мы будем говорить на уроке? И какова его тема?

- Тема урока корень.

Молодцы. Тема нашего урока: «Виды корней и типы корневых систем» .

-Давайте попытаемся сформулировать что такое корень на основании тех знаний, которые вы имеете. Хорошо, запишите определение в рабочий лист.

Учитель: что вы уже знаете о корне?

Учащиеся: это вегетативный орган, который растёт в земле, обладает неограниченным ростом.


Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент, а далее будем беседовать по его содержанию. (Демонстрация видеофрагмента Ивана Андреевича Крылова «Свинья под дубом»). Вы узнали это произведение?



Прав ли ворон, утверждая, что свинья вредит дереву? Почему растение не может существовать без корней? Какова роль корня в жизни растения? (Обсуждение с обучающимися)

Расскажите мне, что вы уже знаете о корнях и что нам пригодится из имеющихся знаний

для их изучения.


Используя ваши знания, давайте определим функции, который выполняет корень? Я вам дам несколько подсказок:

_ - На столах морковь, попробуйте на вкус. Она сладкая, сочная. Какую еще функцию выполняет корень?

(запас питательных веществ).

- У меня в руках комнатное растение в цветочном горшке. Я хочу его убрать из цветочного горшка, но мне очень трудно. Почему

?( — закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение ;)

ИЛИ:

Физминутка инсценирование сказки «Репка»

Назовите функцию корня, помешавшую деду из сказки «Репка» вырвать репку из почвы.

(- закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение )

Ради какой функции корня дед выращивал репку?( - откладывает и накапливает питательные вещества;)

— Корней у любого растения бывает много, и идут они вглубь и вширь. Например, корни свеклы проникают на глубину 3 м, пшеницы — 2—2,5 м, яблони — до 12 м, верблюжьей колючки — до 20 м.

(— питает растение, всасывает воду и минеральные вещества;)







Сегодня вы познакомитесь со следующими вопросами:

1.Корень - это

2. Функции корня

3. Виды корней.

4.Типы корневых систем.

Итак, давайте, определим, какое значение для растения имеет корень. Выполните задание 2 в рабочем листе.

Функции корня:

  1. _________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Функции корня:

— закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение ;

— питает растение, всасывает воду и минеральные вещества;

— откладывает и накапливает питательные вещества;

— вегетативно размножается. (корнеплоды, корнеклубни ,корнеотпрыски);



- Получается, что корень – это жизненно-важный орган, который выполняет множество важных функций. И для выполнения всех этих функций существует несколько видов корней. Давайте их рассмотрим.


— Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование, в ходе которого вы будете выступать в роли исследователей. А объектом вашего исследования будут корни и корневые системы.


Учитель: из чего развивается корень?

Творческий отчёт ученика( Менялкина Ивана) по результатам проращивания семян пшеницы и фасоли. Самым первым у зародыша при прорастании развивается зародышевый корешок, из которого формируется будущий главный корень.

Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом( проросшие семена пшеницы и фасоли,гербарий): определяют сходство и отличия в корневых системах.

(Виды корней: главный, боковой, придаточный)

Обобщение и вывод по видам корней

- Самым первым у растения образуется главный корень. По мере роста всего проростка главный корень растет вертикально вниз, а на нем появляются боковые корешки, которые тоже растут. Они появляются сначала вблизи основания главного корня, а уж потом ближе к его кончику, но никогда не растут на самой верхушке. Корни также могут образовываться на нижней части побега, и тогда их называют придаточными.

- Узнав какие виды корней существуют, возник вопрос – откуда они развиваются.

Прочитайте материал учебника на стр._________. Выполните задание №3 в рабочих листах, на эту работу я даю вам 3 минуты.

Первичная проверка понимания изученного








Виды корней


Вид корня

Из чего возникает?

Главные




Боковые




Придаточные





- Мы выяснили, что корней у растения много. Совокупность всех корней растения называют корневой системой.

Выполните задание 3 в рабочем листе

Корневая система – это _____________________________________________

__________________________________________________________________

Корневая система







________________________ Корневая система _ __________________________Корневая система


- Различают два типа корневых систем: 1) если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие - это стержневая корневая система; 2) если главный корень незаметен среди других - это мочковатая корневая система.

Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений, например, щавель, морковь, свекла и др.

мочковатая корневая система характерна для однодольных растений - пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

Для знакомства с типами корневых систем мы выполним лабораторную работу, это задание №4 в рабочих листах. Инструкция к ней находится на листах №2. На эту работу я даю вам 5 минут.

Обсуждение: Физминутка Класс делиться на 2 команды. Каждая команда пробует показать две корневые системы (мочковатую и стержневую на выбор)

- Какие типы корневых систем различают?

- Чем они отличаются?

- Чем схожи?













Контроль знаний и способов действия

Лабораторная работа. “Типы корневых систем”.


Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы:

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Прочитайте в учебнике (параграф 7, стр. 38), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу.

Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

1.



2.



3.



4.



Вывод: Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.




Вывод: Молодцы. Ребята, знание типов корневых систем растений имеет и практическое значение. Вы сталкивались в своей работе на своих огородах с такой деятельностью, как окучивание. Что это такое?

- Окучивание – это присыпание земли к стеблю растения в нижней его части.

Правильно. А для чего это необходимо?

- Это делают для того, чтобы на стебле образовались придаточные корни.

Хорошо. Для чего они нужны растению?

- Больше корней, больше питательных веществ и воды - корень будет всасывать, а значит, количество плодов будет больше.

Все правильно. Какие растения вы окучиваете?

- Томаты, картофель, капусту.

Да, конечно, повлияет на будущий урожай, его количество и качество.








Коррекция знаний и способов действия На сайте ЯКЛАСС

Выполните проверочную работу.

Для закрепления выполним задание № 4, на его выполнение у вас есть 3 минуты. (учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

А

Б

Г

В

Д

Ж

Е

Оцените себя: Если справились без проблем- 5, одна ошибка – 4, две ошибки – 3

После проделанной работы рабочий лист сдаются на проверку_)

Основные понятия

Определение понятий

1.Корни

А) подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2.Корневая система

Б) система всех корней растений

3.Главный корень

Г) корень, уходящий в почву глубже всех

4.Боковые корни

В) корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

5.Придаточные корни

Д) корни, отходящие по бокам от стебля,листьев.

6.Стержневая корневая система

Ж) система, состоящая из главного и боковых корней

7.Мочковатая корневая система

Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней


Рефлексия

Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.

Наклейте( Приложение 1) на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.

Похвалите себя! Этап рефлексии направлен на выяснение степени участия и эмоциональной удовлетворенности, учащихся в процессе занятия, на выделение самых интересных и запоминающихся моментов урока.

Домашнее задание : Прочитать параграф 7 стр.38-39,зарисовать в тетради рис.35-36.На Якласс выполнить проверочную работу до 14.11По желанию на дополнительную оценку сообщение «Видоизменения корней». «Лечебное и пищевое значение корней».

Выставление оценок. Проверка рабочих листов.(Приложение 2,3).Рабочие листы дифференцированы по уровню интеллектуального развития учащихся



Приложение 1



























Приложение 2

Тема урока ______________________________________

Задание 1.Запишите определение корня.

Корень – это ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.Впишите функции корня.

Функции корня:

  1. _________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________

  4. ___________________________________________________________________

Задание 3 Соотнесите термин и определение.

Виды корней

Вид корня

Из чего возникает?

А) Главные



1.Формируются на стеблевой части побега или могут вырастать на листьях.

Б) Боковые



2.Развивается из зародышевого корешка

В) Придаточные



3.Возникают на корнях всех типов – главных, боковых и придаточных.



А

Б

В




___________________________________ – это совокупность всех корней растения.

-____________________________________К орневая система


_______________________ ____________________








Лабораторная работа. “Типы корневых систем”. Дата____________


Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы:

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Прочитайте в учебнике (параграф 7, стр. 38), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу.

Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

1.



2.



3.



4.



Вывод:

Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Похвалите себя! Нарисуйте смайлик соответствующий Вашему настроению и знаниям по пройденной теме урока.





Спасибо за урок!











Приложение 3

Тема урока ______________________________________

Задание 1Впишите недостающие слова.

Корень – это подземный _____________________ орган растения.

Задание 2 Использую слова для справок впишите недостающие слова.

Функции корня:

  1. _______________и __________________________в вертикальном положении растение.

  2. питает растение, всасывает _________________________ и ____________________ ______________;

  3. ____________________________ и ________________________запасные питательные вещества;

  4. Размножается _______________________________ с помощью корнеплодов.

Слова для справок: закрепляет и удерживает, откладывает и накапливает ,воду и минеральные вещества, вегетативно

Задание 3 Соотнесите термин и определение.

Виды корней

Вид корня

Из чего возникает?

А) Главные



1.Формируются на стеблевой части побега или могут вырастать на листьях.

Б) Боковые



2.Развивается из зародышевого корешка

В) Придаточные



3.Возникают на корнях всех типов – главных, боковых и придаточных.





А

Б

В






-____________________________________ – это совокупность всех корней растения.

К орневая система


_______________________ ____________________


Слова для справок: мочковатая, стержневая.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по теме "Виды корней и типы корневых систем".

Автор: Антонова Надежда Николаевна

Дата: 25.11.2020

Номер свидетельства: 564493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме  "Значение корня. Виды корней" "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-6-klassie-po-tiemie-znachieniie-kornia-vidy-korniei"
    ["file_id"] => string(6) "227295"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440678472"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "технологическая карта на тему "Внутреннее строение корня" "
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhichieskaia-karta-na-tiemu-vnutriennieie-stroieniie-kornia"
    ["file_id"] => string(6) "127966"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415390613"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "урок "Отдел Папоротниковидные""
    ["seo_title"] => string(28) "urokotdielpaporotnikovidnyie"
    ["file_id"] => string(6) "271482"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451543952"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Урок по теме "Живые изгороди""
    ["seo_title"] => string(28) "urokpotiemiezhivyieizghorodi"
    ["file_id"] => string(6) "282345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453684219"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Урок по теме "Живые изгороди""
    ["seo_title"] => string(29) "urokpotiemiezhivyieizghorodi1"
    ["file_id"] => string(6) "282346"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453684226"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства