Зла?ки (лат. Gramíneae), или Мя?тликовые (лат. Poáceae).
1. Среди всех семейств цветковых растений злаки занимают особое положение. Оно определяется их высокой хозяйственной ценностью.
2. К злакам принадлежат основные пищевые растения человечества-пшеница мягкая (Triticum aestivum), рис посевной (Oryza sativa) и кукуруза (Zea mays), а также многие другие зерновые культуры, снабжающие нас такими необходимыми продуктами, как мука и крупа. Пожалуй, не менее важным является и использование злаков в качестве кормовых растений для домашних животных. Многообразно хозяйственное значение злаков и во многих других отношениях.
3. В природе их легко узнать по полому цилиндрическому стеблю-соломине, на котором ясно выступают плотные вздутые узлы. Участки между узлами, называемые междоузлиями, чаще всего полые. Часть междоузлия, располагающаяся непосредственно над узлом, способна к росту. Соломина злаков хорошо сопротивляется сильным порывам ветра и нелегко обламывается.
4. От стебля-соломины отходят узкие, линейные, у некоторых злаков нитевидные листья. В строении листа злаков различают основную часть, представленную ланцетной или шиловидной листовой пластинкой с параллельным жилкованием, и часть листа, охватывающую стебель, – так называемое влагалище. Живые влагалища защищают междоузлия и зону роста, сухие влагалища нижних листьев предохраняют основания побегов от чрезмерного испарения или перегрева.
5. При основании листовой пластинки очень часто имеется перепончатый вырост, называемый язычком или лигулой; он препятствует проникновению воды, а с нею грибков и бактерий внутрь влагалища.
6. Мелкие цветки собраны в простое соцветие злаков – колосок. Колоски, каждый из которых может содержать от одного до нескольких цветков, в свою очередь объединяются в сложные соцветия: метелки, сложные колосья, початки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии (6 класс): семейства Злаки »
Сабақ жоспары/План урока
Сынып/класс: 6 Сабақ/Урок: биология Күні/Дата_________
Тақырып/Тема: Семейства Злаки. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.
Лабораторная работа № 29. Строение цветка и плода растений семейства Злаки.
Мақсат/Цель: 1) изучить признаки семейства злаки, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение злаков в жизни человека;
2) развивать интеллектуальных способности учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;
3) формирование ценностных ориентаций; любви к малой родине, воспитание уважения к хлебу.
Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар/Оборудование, наглядные пособия:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сабақ түрі/ Тип урока: комбинированный, лабораторная работа
Зла́ки (лат. Gramíneae), или Мя́тликовые (лат. Poáceae).
1. Среди всех семейств цветковых растений злаки занимают особое положение. Оно определяется их высокой хозяйственной ценностью.
2. К злакам принадлежат основные пищевые растения человечества-пшеница мягкая (Triticum aestivum), рис посевной (Oryza sativa) и кукуруза (Zea mays), а также многие другие зерновые культуры, снабжающие нас такими необходимыми продуктами, как мука и крупа. Пожалуй, не менее важным является и использование злаков в качестве кормовых растений для домашних животных. Многообразно хозяйственное значение злаков и во многих других отношениях.
3. В природе их легко узнать по полому цилиндрическому стеблю-соломине, на котором ясно выступают плотные вздутые узлы. Участки между узлами, называемые междоузлиями, чаще всего полые. Часть междоузлия, располагающаяся непосредственно над узлом, способна к росту. Соломина злаков хорошо сопротивляется сильным порывам ветра и нелегко обламывается.
4. От стебля-соломины отходят узкие, линейные, у некоторых злаков нитевидные листья. В строении листа злаков различают основную часть, представленную ланцетной или шиловидной листовой пластинкой с параллельным жилкованием, и часть листа, охватывающую стебель, – так называемое влагалище. Живые влагалища защищают междоузлия и зону роста, сухие влагалища нижних листьев предохраняют основания побегов от чрезмерного испарения или перегрева.
5. При основании листовой пластинки очень часто имеется перепончатый вырост, называемый язычком или лигулой; он препятствует проникновению воды, а с нею грибков и бактерий внутрь влагалища.
6. Мелкие цветки собраны в простое соцветие злаков – колосок. Колоски, каждый из которых может содержать от одного до нескольких цветков, в свою очередь объединяются в сложные соцветия: метелки, сложные колосья, початки.
Цветки не имеют околоцветника, одеты двумя (редко одной) цветковыми чешуями. В таких мелких, незаметных цветках обычно три тычинки и один пестик с двумя рыльцами, у цветков риса и бамбука – шесть тычинок.
8. Большинство злаков – ветроопыляемые растения.
9. Плод – зерновка, пленчатый околоплодник плотно прилегает к семени.
Лабораторная работа №29
«Строение цветка и плода растений семейства Злаки»
Цель:
Оборудование: гербарные экземпляры злаковых растений, лупа.
Ход работы.
1. Рассмотрите и определите тип корневой системы злакового растения.
2.Рассмотрите стебель растения.
3.Рассмотрите листья пшеницы. Опишите их .
4.Рассмотрите цветок пшеницы и зарисуйте его, обозначьте его части.
Вывод:
Чем корневая система однодольных отличается от корневой системы двудольных?
Как называется стебель?
Какое жилкование у листьев у данного злака?
Как называется соцветие злака?
Составьте формулу цветка растения
Как называется плод пшеницы?
Закрепление:
а) О чем вы узнали на уроке?
б) Какие вы узнали представителей семейства злаки?
V. Үйге тапсырма беру/ Домашнее задание:
Составить тест из 10 вопросов о семействе Злаковые.
Сабақ жоспары/План урока
Сынып/класс: 6 Сабақ/Урок: биология Күні/Дата_________
Тақырып/Тема: Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции.
Мақсат/Цель:
Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар/Оборудование, наглядные пособия:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сабақ түрі/ Тип урока: комбинированный, лабораторная работа