kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по биологии по теме: «Класс Однодольные. Семейство Злаки. Общие признаки и многообразие растений семейства Злаки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для учащихся 7 класса по теме: «Класс Однодольные. Семейство Злаки. Общие признаки и многообразие растений семейства Злаки. Экологическая роль и хозяйственное значение в жизни человека».

Тип урока: урок – исследование.

Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса  на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием.

Внимательно слушают – думая
Наблюдают – думая
Читают – думая
Выполнят практические задания – думая.

1. По дидактической цели урок «Класс Однодольные. Семейство Злаки. Общие признаки и многообразие растений семейства Злаки. Экологическая роль и хозяйственное значение в жизни человека» – урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности – урок «Образец исследования» (начальный уровень).

2. Дидактические задачи урока: помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформировать определение основного понятия; научить их получать информацию об этих понятиях.

3. Педагогические задачи урока: познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью.

4. Главное в уроке – это совместный поиск истины.
Урок-исследование расширяет круг чтения учащихся, формирует умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к различным источникам и эксперименту, доказывать своё мнение, правильно строить речь.

5. Учащиеся работают в группах по 4-5 человек, в которые объединяются учащиеся на основе своих склонностей, интересов, способностей, психологических предпочтений. Каждой группе даётся задание, инструкция по выполнению лабораторной работы, алгоритм, по которому необходимо подготовить отчёт.

На уроке каждая группа выступает с кратким докладом и демонстрацией результатов работы: отвечает на вопросы, проводит самоанализ, делает выводы. Урок ведёт учитель. Он ставит задачи, руководит обсуждением, подводит итоги. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Такой урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по биологии по теме: «Класс Однодольные. Семейство Злаки. Общие признаки и многообразие растений семейства Злаки". »

Методическая разработка урока по биологии в 7 классе

Тема урока: Класс Однодольные. Семейство Злаки. Общие признаки и многообразие растений семейства Злаки. Экологическая роль и хозяйственное значение в жизни человека.

Образовательные задачи:

  • продолжить формировать представления о многообразии цветковых растений;

  • закрепить знания учащихся об отличительных особенностях растений класса однодольные и класса двудольные;

  • познакомить учащихся с характерными признаками растений семейства Злаки.

Развивающие задачи:

  • закрепить умение составлять морфологическое описание растений;

  • закрепить умение давать систематическую характеристику растений;

  • продолжить формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Воспитательные задачи:

  • продолжить формирование мотивации учебной деятельности;

  • развивать коммуникативные умения и навыки в процессе работы в группах;

  • воспитание убежденности, в необходимости выполнения инструктажа при проведении лабораторных работ, бережного отношения к оборудованию.

Оборудование и материалы к уроку:

Компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, таблицы «Семейства Злаки», гербарии растений семейства Злаки, модель цветка пшеницы, коллекции и муляжи плодов, высушенные колоски пшеницы, ржи, метелки овса, сухие букеты из дикорастущих злаков.

Учащиеся работают в группах по 4-5 человек, в которые объединяются учащиеся на основе своих склонностей, интересов, способностей, психологических предпочтений. Каждой группе даётся задание, инструкция по выполнению лабораторной работы, алгоритм, по которому необходимо подготовить отчёт. Группы проводят исследовательскую работу, благодаря чему осуществляется задача – научить учащихся добывать знания. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения лабораторной работы. До выполнения работы учащимся известна лишь ее цель, но не ожидаемый результат.

1 группа. Пользуясь текстом учебника Т.И. Серебряковой §82, выпишите все основные растения семейства злаки, используемые в жизни и хозяйственной деятельности человека, и укажите область их использования.

2 группа. Выполните лабораторную работу «Строение пшеницы», используя компьютерную презентацию лабораторной работы, где представлена структура выполнения данной работы.

3 группа. Решите биологические задачи, опираясь на новые знания, полученные на уроке.

4 группа. Распознайте растение семейства злаки на гербарных экземплярах, следуя инструкции в лабораторной работе, по определительной карточке.

5 группа. Работа с дидактическим материалом, где предложены задания по систематике растений.

На уроке каждая группа выступает с кратким докладом и демонстрацией результатов работы: отвечает на вопросы, проводит самоанализ, делает выводы. Урок ведёт учитель. Он ставит задачи, руководит обсуждением, подводит итоги. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Такой урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Применяемые технологии: урок построен с использованием современных информационных технологий – программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов.

Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению.

Применяемые методы: метод эвристической беседы, частично – поисковый метод, практический метод.

Формы организации обучения: сочетание фронтальной групповой (работа в группах при выполнении лабораторных работ); индивидуальной работы (при работе с дидактической карточкой).

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся сформируют знания о многообразии цветковых растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные, о характерных признаках семейства Злаки; о морфологических особенностях пшеницы;

  • учащиеся познакомятся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности, в ходе которой научатся самостоятельно получать информацию о биологических объектах;

  • у учащихся сформируется познавательный интерес при изучении растительных организмов.


Хронометраж урока

Этапы урока

Методы, приемы и средства обучения

мин

1.Организационный момент

Традиционный

1 мин

2.Актуализация знаний о классификации цветков растений

Использование мультимедиа.

2 мин

3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний:

  • формулирование цели урока

  • постановка познавательной задачи



Эвристическая беседа

5 мин

4.Этап усвоения новых знаний

4.1. Особенности строения цветков растений семейства злаки

4.2. Способы опыления злаков

4.3.Строение плода

4.4.Строение вегетативных органов

Объяснительно-иллюстративный

Проблемное изложение

10 мин

5.Отработка полученных знаний (самостоятельная работа учащихся в группах)

Частично-поисковый, исследовательский

15 мин

6.Закрепление знаний и умений (самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы)

Частично-поисковый

7 мин

7.Подведение итогов урока и домашнее задание (обсуждение работы по заданиям и выставление оценок за урок)

Репродуктивный

5 мин










Ход урока.


Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку

Настраиваются на работу

2.Актуализация знаний учащихся о классификации цветковых растений

- Вспомните, на какие классы можно разделить все цветковые растения?

- Посмотрите на экран. Перед вами два растения. К каким классам они относятся и почему?

- Какие семейства к ним относятся?

Демонстрирует на слайде растения разных классов цветковых растений. Формулирует вопросы, позволяющие выстроить в систему предыдущие знания учеников, выслушивает, корректирует ответы. Повышает мотивацию учащихся, что способствует лучшему восприятию, запоминанию и осмыслению материала.

Актуализирует знания, вспоминая признаки класса однодольных и двудольных растений, сравнивают растения, выборочно отвечают, дополняя друг друга. Классифицируют растения, распределяя их по классам и семействам.

3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний, выработке умений и знаний (совместное формулирование цели урока и постановка познавательной задачи)

- Сегодня мы приступаем к изучению еще одного семейства класса Однодольных – семейства Злаки. Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока.

- Послушайте загадку, о каком растении идет речь

Настраивает учащихся на совместный поиск, цели урока, ставит познавательную задачу, используя загадки о растениях семейства злаки и изображения их на экране проектора.

Совместно с учителем формулируют цели урока: выяснить характерные признаки семейства злаки, продолжить учиться составлять морфологическое описание растений на примере пшеницы, давать систематическую характеристику растений и их значение.

4.Этап усвоения новых знаний.

- Семейство злаков – одно из наиболее крупных семейств цветковых растений. Среди растений этого семейства этого растения встречаются виды – космополиты, распространенные на всех материках. Как вы думаете, почему?

- Особенность строения цветков злаковых растений заключается в том, что цветки мелкие, невзрачные, собранные в соцветия. Опыление чаще всего происходит при помощи ветра. Подумайте, какие приспособления для опыления ветром присутствуют у растений данного семейства?

- Как вы думаете, связан ли способ опыления с местом обитания этих растений?

- Вспомните, каково строение плода зерновка?


Активизирует деятельность учащихся, используя проблемные изложения нового материала, эвристическую беседу.

Сотруднечество с учащимися в процессе познания способствует достижению единой цели и приближению учащихся к решению проблем.

В результате сотрудничества учителя и учащихся постепенно приближаются к решению проблем в процессе познания и приобретают новые знания.

5.Отработка полученных знаний (самостоятельная работа учащихся в группах)








1 группа (работают с текстом учебника Т.И. Серебряковой § 83)

- Выпишите все основные растения семейства злаки, используемые в жизни и хозяйственной деятельности человека, и укажите область их использования.



2 группа (выполняют лабораторную работу «Строение пшеницы»)













3 группа (учащиеся получают карточки с биологическими задачами)









4 группа (учащиеся выполняют лабораторную работу «Распознавание растений семейства Злаки»
















5 группа (выполняют задания по систематике растений)

Объединяет учащихся в группы на основании психолого-педагогической характеристики и личных отношений детей.





В организации работы учащихся этой группы учитывается их недостаточная мотивация на учебную деятельность, пробелы в знаниях, но при этом средний уровень интеллектуального развития.




В организации работы учащихся 2-й группы учитывается достаточно высокая мотивация на учебную деятельность, поэтому они выполняют лабораторную работу, исследуя морфологические особенности строения пшеницы.





Для учащихся этой группы даются биологические задачи, которые соответствуют содержанию нового изученного материала. Биологические задачи позволяют сохранить интерес к заданию даже при возникновении проблемы.


В организации работы учащихся этой группы учитывается высокая мотивация на учебную деятельность, в достаточной мере сформированы мыслительные функции и развиты умения и навыки. Выполнение лабораторной работы должно способствовать дальнейшему развитию навыков биологических исследований. Успешное выполнение такого задания вызывает чувства удовлетворенности и уверенности в своих силах.

Учащимся предлагаются задания по обобщению знаний о систематической характеристике растений.

Снижение тревожности учащихся при попадании в привычные условия (общение со своим обычным окружением) и возможности группового обсуждения заданий.



Учащиеся работают с текстом учебника, находят ответы на поставленные вопросы, записывают в тетрадь, потом по очереди называют растения данного семейства, дают его краткую характеристику и указывают область применения.


Учащиеся, используя компьютерную презентацию лабораторной работы, где указан инструктаж ее выполнения, используя гербарные экземпляры пшеницы, выполняют данную работу, оформляют тетради, делают выводы, проверяют знания, решая тестовые задания.


В процессе решения биологических задач, учащиеся воспроизводят изученный на уроке материал, анализируют, сравнивают, высказывая свои предположения.






Учащиеся работают с раздаточным материалом, с инструктивной и определительной карточками. Рассматриваю гербарные экземпляры представителей семейства злаков, изучают строение органов растений и, используя определительную карточку, определяют их видовую принадлежность.





В процессе работы учащиеся вспоминают изученный материал, развивают все виды памяти, систематизируют знания, используя нестандартную ситуацию. При подготовке устного ответа развивают монологическую речь.

6.Закрепление знаний и умений (обобщение изученного материала при заполнении таблицы о характерных признаках семейства злаков).

Преследует цель проверить умения, применять знания на практике. Координирует деятельность учащихся, добивается грамотных ответов, развивает логическое мышление.

При заполнении таблицы происходит повторное внутреннее проговаривание изученного материала. Учащиеся систематизируют знания, обобщают, отрабатывают умения выделять главное при заполнении таблицы.

7.Подведение итогов урока.







Домашнее задание: стр. 80-81, стр.84 «Проверьте свои знания».

Творческое задание для учеников, интересующихся биологией: 1.Определите, из каких растений семейства злаки делают различные крупы, употребляемые человеком в пищу. Из семян каких растений делают манную, овсяную, пшенную, перловую, ячневую крупу, из каких растений делают муку, макаронные изделия, пекут овсяное печенье.

2.Соберите информацию об исследованиях Н.И.Вавилова. Выясните, из каких районов земного шара произошли различные виды злаков, возделываемые человеком.

Придает логическую завершенность работы на уроке.

Подводит учащихся к размышлению о том, что они сегодня делали и чего добились.


Создает условие для активного творческого осмысления изученного материала. Осуществляет дифференцированный подход в обучении при условии самостоятельного выбора учащегося.

Обсуждают работу по заполнению таблицы и выставляют оценки за урок в «Лист достижений учащихся».

Имеют возможность проанализировать свои результаты и ошибки.

Получают задания, которые дают возможность реализовать свой творческий потенциал. Возникает заинтересованность к предмету.
















Приложения к уроку.

Этап усвоения новых знаний.

Сегодня мы приступаем к изучению еще одного семейства класса однодольных - семейства Злаки.

Семейство Злаки (или мятликовые) – одно из наиболее крупных семейств цветковых растений. В состав семейства входит около 10 000 видов, относящихся к 650 родам. На территории России встречается около 1000 видов, принадлежащих данному семейству.

Наиболее часто встречаются в естественных растительных сообществах лесостепей, степей и лугов. Среди растений этого семейства встречаются виды – космополиты, распространенные на всех материках. Обычно Злаки – травянистые одно- двух-, и многолетние растения. Но встречаются и кустарниковые формы и даже одревесневающие (бамбук).

Цветки мелкие, невзрачные, обоеполые, реже раздельнополые (кукуруза). В случае если цветки однополые, встречаются только однодомные растения. У подавляющего большинства видов околоцветник редуцирован. Цветки большинства видов злаков состоят из 2 сросшихся цветковых чешуй, 2 (реже 3) бесцветных цветковых пленок, 3 тычинок (иногда тычинок может быть 1, 2 или 6) и одного пестика с двумя длинными мохнатыми рыльцами. В целом формулу цветка злаков можно записать так: ^ Ок(2)+2Т3 П1. Цветки обычно собраны в соцветие метелка (овес, просо, рис) или сложный колос (рожь, пшеница, ячмень). У некоторых видов образуются соцветие султан (тимофеевка) или початок (женские цветки кукурузы).

Большинство растений семейства являются перекрестноопыляемыми растениями. Опыление чаще всего происходит при помощи ветра. Подумайте, какие приспособления для опыления ветром присутствуют у растений данного семейства?

- К приспособлениям для опыления ветром можно отнести: мелкие невзрачные цветки, отсутствие нектара, аромата, ярко окрашенных частей. Большое количество легкой пыльцы. Большие пушистые рыльца пестиков, способные улавливать пыльцу.

- Как вы думаете, связан ли способ опыления с типичным местообитаниями этих растений?

- Злаки – типичные обитатели открытых пространств (степей, лугов), на этих территориях часто бывают ветра, способные переносить пыльцу этих растений. А поскольку злаки обычно произрастают большими скоплениями, шансы на то, что пыльца попадет на рыльца пестиков и произойдет опыление, очень велики. Кроме того, для некоторых растений семейства характерно самоопыление (пшеница, ячмень, овес). Самоопыление у этих растений происходит еще до раскрытия цветков, что является особым эволюционным приспособлением, гарантирующим опыление, а, следовательно, и оплодотворение.

- Плод злаков практически всегда зерновка. Вспомните, каково строение плода зерновка?

- У этих плодов зародыш прилегает одной стороной к мучнистому эндосперму. Пленчатый околоплодник срастается с кожурой семени, а иногда и с цветковыми чешуями (овес, просо, рис). Распространяются семена за счет колебания стебля или переносятся различными животными, преимущественно грызунами. У некоторых злаков, чаще всего из рода мятлика и овсяницы, встречаются образование выводковых почек на месте бесполых цветков. Размножение и развитие этих растений сильно зависит от колебаний степени увлажненности почвы, они могут оказаться крайне уязвивыми.

-Характерными признаками семейства являются особенности строения вегетативных органов. Стебель злаков чаще всего цилиндрический, полый в междоузлиях (бамбук, мятлик, пшеница) и т.д. В узлах всегда находится перегородка. Такой тип стебля называется соломина. Но у некоторых видов междоузлия заполнены особой тканью (сахарный тростник, рис, маис). Рост междоузлий осуществляется за счет способных к делению клеток, расположенных при их основании. Такой тип роста называют вставочным.

Листья простые с параллельным жилкованием. Листорасположение очередное. На каждом из узлов помещается один влагалищный лист, плотно прилегающий к стеблю. У некоторых видов листья дифференцированы на листовую пластинку и черешок. Ветвление злаков происходит только в зоне кущения. Новые побеги отходят от подземных корневищ.

Большинство злаков – корневищные растения. У растений семейства злаков тип корневой системы соответствует характерным признакам однодольных растений. Какой тип корневой системы характерен для растений класса однодольные?

- Для растений класса однодольные характерна мочковатая корневая система. У злаков также мочковатая корневая система. Главный корень, появляющийся у зародыша первым, обычно не развивается и заменяется придаточными корнями.








Лабораторная работа

Строение пшеницы

Цель работы:

  • Исследование строения растительного организма – пшеницы.

  • Формирование навыка работы с биологическими объектами.


Оборудование: лупа, гербарий пшеницы, препаровальная игла.

Указания к выполнению работы

1. Рассмотрите корневую систему пшеницы. Чем она отличается от корневых систем класса двудольных растений?

2. Рассмотрите стебель пшеницы. Разрежьте стебель пшеницы поперек в междоузлии и в узле и рассмотрите разрезы. Чем отличается стебель пшеницы от стеблей ранее изученных растений? Как называется стебель пшеницы?

3. Рассмотрите листья пшеницы. Опишите их. Рассмотрите основание листа – влагалище. Какое оно имеет значение?

4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется?

5. Пинцетом выделите отдельный колосок. Рассмотрите его с помощью лупы. Найдите колосковые чешуи. Сколько их? Сколько цветков в колоске?

6. Выделите из колоска цветок пшеницы и рассмотрите его. Найдите верхнюю и нижнюю цветковые чешуи. Чем они отличаются друг от друга? Подсчитайте и запишите, сколько в цветке тычинок. Найдите в цветке пестик, рассмотрите его. Сколько рылец имеет пестик?

7. Рассмотрите плод пшеницы. Как он называется?

Вывод.


Пшеница

Класс однодольные

Растения

Класс двудольные

  1. Корневая система

Мочковатая, образуется из системы главного корня и придаточных корней


  1. Стебель

Прямостоячный, полый в междоузлиях, в узлах заполнен тканью соломина


  1. Листья

Листья длинные узкие с параллельным жилкованием.

Основание листа влагалище – защищает растущий участок стебля


  1. Соцветие

Сложный колос, состоящий из колосков, сидящих на общей оси.


  1. Колосок

Колосок имеет

2 колосковые чешуи и от 3 до 5 цветков между ними.


  1. Цветок

Цветок состоит из 2-х цветковых чешуй, которые заменяют околоцветник. Более крупная нижняя цветковая чешуя. Более мягкая верхняя цветковая чешуя как бы вложена в нижнюю. В цветке 3 тычинки с пыльниками на длинных тычиночных нитях и 1 пестик с 2-мя мохнатыми рыльцами.


  1. Плод - зерновка





Проверка ЗУНов.

Прочитайте и вставьте пропущенные слова.

У растений семейства Злаков листья длинные с ______________________ жилкованием и __________________________ влагалищем. Мелкие цветы образуют простые соцветия _________________, которые в свою очередь соединяются в более сложные соцветия _____________,______________. Цветок имеет ______________ цветочные чешуи, _____________ тычинки и _____________ пестик. Плод - ____________________________.
























Лабораторная работа

Определение растений семейства злаки по определительным карточкам.

Цели: формировать умение распознавать растения с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.

Оборудование: гербарии растений семейства злаки: плевел клиновидный, пырей ползучий, рожь посевная, пшеница мягкая, тимофеевка луговая, щетинник сизый, мятлик однолетний, овес посевной, школьный определитель высших растений, определительные карточки, лупы.

Ход работы.

Перед началом работы инструктаж о правилах техники безопасности.

1.Рассмотрите гербарий растения. Выявите у него признаки, характерные для растений класса однодольные, для растений семейства злаки.

2.Определите форму и характер прикрепления листовой пластинки, тип соцветия, характер цветков.

3.Следуя инструкции, по определительной карточке определите, что это за растение.

4.С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

5.Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения, запишите полученные данные в тетрадь.

















Определительная карточка

для определения растений семейства злаки

1. Соцветие колос или цилиндрической формы султан………………….2

0. Соцветие метелка………………………………………………………..7

2. Соцветие сложный колос (состоит из небольших колосков)…………..3

0. Соцветие султан…………………………………………………………6

3. Колос редкий, хорошо виден стержень колоса, не закрытый колосками…………………………………………….…………………………..4

0. Колос плотный. Стержень колоса прикрыт колосками………………5

4. Каждый колосок на стержне расположен над нижележащим колоском и имеет небольшую ость. Листовые пластинки снизу блестящие.

Плевел клиновидный

0.Каждый колос на стержне расположен на уровне середины нижележащего. Листовые пластинки сверху покрыты волосками. Корневище длинное, ползучее.

Пырей ползучий

5.Наружные чешуи колосков узкие, по краю зубчатые, заканчиваются остью.

Рожь посевная

0.Наружные чешуи колосков широкие, без зубцов.

Пшеница мягкая

6.Соцветие плотный султан с короткими шипиками.

Тимофеевка луговая

0.Соцветие рыхлый султан с длинными щетинками.

Щетинник сизый

7.Соцветие небольшая мягкая метелка. Стебли при основании лежачие. Высота растения 20 – 30 см.

Мятлик однолетний

0.Соцветие крупная метелка. Наружная чешуя прикрывает весь цветок. Стебель до 1 м высотой.

Овес посевной










Вывод.

1.Признаки, характерные для растений класса однодольные:

  • Корневая система – мочковатая;

  • Жилкование листьев – параллельное.

2.Признаки семейства Злаки:

  • Стебель соломина – полый внутри;

  • Наличие узлов и междоузлии;

  • Листья разделены на пластинки и влагалище – основание листа;

  • Соцветие – сложный колос, метелка, реже султан;

  • Формула цветка О2Т3П1 (околоцветник, состоящий из 2-х цветковых чешуй и 2-х цветковых пленок, 3 тычинки и 1 пестик с двумя рыльцами).

3.Работа с определительной карточкой, например, 1→2→0→5 – рожь посевная.

4.Систематические единицы ржи посевной

Отдел Покрытосеменные

Класс однодольные

Порядок

Семейство Злаки

Род Рожь

Вид Рожь посевная

Формула отчетности

А. Назовите вид растения________________________________________

Б. Составьте описание данного вида растения:

Продолжительность жизни._______________________________________

Жизненная форма_______________________________________________

Корневая система, видоизменение корней.__________________________

Стебель, расположение в пространстве, травянистый или одревесневающий.__________________________________________________

Лист: простой или сложный, сидячий или черешковый, жилкование, листорасположение.________________________________________________

Соцветие, цветок._______________________________________________

Плод, соплодие.________________________________________________



Проверка ЗУНов.

Выпишите номера растений, относящихся к семейству Злаков.

1.Мятлик луговой. 2.Тростник обыкновенный. 3.Лук репчатый. 4.Горошек мышиный. 5. Паслен черный. 6.Тимофеевка луговая. 7.Рожь посевная. 8.Спаржа лекарственная. 9.Ячмень двурядный. 10.Сурепка обыкновенная. 11.Просо посевное. 12.Пролеска сибирская.

Задания учащимся для работы в группах.

1 группа. Пользуясь текстом учебника Т.И. Серебряковой §82, выпишите все основные растения семейства злаки, используемые в жизни и хозяйственной деятельности человека, и укажите область их использования.


2 группа. Выполните лабораторную работу «Строение пшеницы», используя компьютерную презентацию лабораторной работы, где представлена структура выполнения данной работы.


3 группа. Решите биологические задачи, опираясь на новые знания, полученные на уроке.

Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет. Почему?

( Рожь – ветроопыляемое растение, пшеница – самоопыляемое. В безветренную погоду рожь не опыляется, что приводит к значительному снижению урожая).

После сильного дождя рожь на поле «полегла». Однако, как только погода изменилась, рожь «встала». Дайте объяснение этому явлению.

(Эта способность злаков связана с особенностями строения стебля, наличием узлов, содержащим особые клетки – стателиты).


4 группа. Распознайте растение семейства злаки на гербарных экземплярах, следуя инструкции в лабораторной работе, по определительной карточке.


5 группа.

1. Назовите систематические единицы растения, заполнив пропущенные строчки.

Царство

…………

………….

…………..

…………..

Вид

2.На учебно – опытном участке школы на делянке произрастают цветковые растения различных семейств и разных классов. Когда растения еще не цвели, но имели хорошо развитые вегетативные органы, вам предложили расставить на делянках таблички. По каким конкретным признакам вы определите, где нужно поставить табличку с надписью «Класс однодольные» и «Класс двудольные». Какие семейства относятся к данным классам?

3.Вам предложили два названия растения: рожь посевная, мятлик луговой. Зачем растениям дают двойное (бинарное) название?

Двойное название (бинарная номенклатура) приняты для обозначения вида.

Сравнительная характеристика классов цветковых растений.

(для актуализации знаний учащихся)

Признаки для сравнения

Класс двудольные

Класс однодольные

Зародыш семени

Имеет две семядоли – зародышевые листья.

Имеет одну семядолю.

Корневая система

Стержневого типа, состоит из главного, боковых и придаточных корней.

Мочковатого типа, состоит в основном из придаточных и боковых корней

Стебель

По мере роста утолщается за счет деления камбия – кольца боковой меристемы; проводящие пучки открытого типа.

По мере роста не утолщается, т.к. камбий отсутствует; проводящие пучки закрытого типа.

Листья

Простые и сложные различной формы, черешковые и сидячие, жилкование сетчатое с пальчатым или перистым расположением жилок.

Простые линейной, овальной, ланцетной формы, сидячие и влагалищные с параллельным и дуговым жилкованием.

Цветки

Четырехчленные или пятичленные с двойным околоцветником, чаще насекомоопыляемые.

Трехчленные (реже четырехчленные) с простым околоцветником, чаще самоопыляемые и ветроопыляемые.

Жизненная форма

Деревья и кустарники, однолетние, двулетние и многолетние травы.

Однолетние и многолетние травы (исключение – древовидные алоэ, пальмы).

Число видов и семейства

180 тыс. видов, 370 семейств.

60 тыс. видов, 60 семейств.











Закрепление знаний и умений.

(Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы)



Название семейст-ва

Формула цветка

Соцветие

Плод

Особенности строения вегетативных органов

Представители и их практическое значение

Злаковые (мятли-ковые)

10 тыс. видов

О2+(2)Т3П1

Сложный колос, султан, метелка, початок.

Зерновка с крахмалис-

тым эндоспермом

Стебель соломина, полый внутри междоузлий со вздутыми узлами, листья сидячие с влагалищем, простые с параллельным жилкованием.

Зерновые:

Пшеница, рожь, ячмень, овес, рис, просо, кукуруза, сорго.

Технические:

сахарный тростник.

Кормовые:

тимофеевка, костер, мятлик.

Сорные: пырей, овсюг, куриное просо.


Лист достижения учащихся.


Фамилия, имя ученика.

Участие в работе на уроке

Участие в эвристической беседе

Ответы на вопросы в ходе объяснения

Участие в работе группы

Заполнение таблицы

Итоговая оценка












15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смирнова Ольга Михайловна

Дата: 07.08.2015

Номер свидетельства: 224579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Методическая разработка урока по биологии по  теме: «Класс Однодольные. Семейство Злаки. Общие признаки и многообразие растений семейства Злаки"."
    ["seo_title"] => string(139) "mietodichieskaiarazrabotkaurokapobiologhiipotiemieklassodnodolnyiesiemieistvozlakiobshchiiepriznakiimnoghoobraziierastieniisiemieistvazlaki"
    ["file_id"] => string(6) "331724"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464706796"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства