3 | Изучение нового материала | 1.Беседа по вопросам: Учитель: Ребята, мы закончили изучение главы «Кровь и кровообращение» А с какими системами органов тесно взаимосвязана эта система? Ученик:С органами пищеварения, дыхания, выделения. Учитель: А в каких органах происходит газообмен? Ученик: В органах дыхания. Учитель: А что называется дыханием? Ученик: Организм живого существа получает кислород, для того, чтобы его использовать. Учитель: А как? Ученик:В процессах обмена веществ в клетках. Учитель: Правильно. А как называются реакции присоединения кислорода? УченикРеакции окисления. Учитель: С какими веществами в живом организме взаимодействует кислород? Ученик: С органическими: белками, жирами, углеводами. Тема нашего урока…. Запишем в тетрадях: «Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удалении углекислого газа 2. Механизм дыхательного процесса. Учитель: Расположите в правильной последовательности перечисленные ниже процессы: а) поступление воздуха в легкие; б) удаление воздуха из легких; в) перенос кровью углекислого газа от тканей к легким; г) перенос кровью кислорода от легких к тканям; д) переход кислорода в капилляры, расположенные в легких; е) поступление кислорода в тканевую жидкость; ж) поступление кислорода в клетки тела человека; з) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость; и) окисление органических веществ с освобождениемэнергии; к) поступление углекислого газа в капилляры, расположение в тканях. Ответ: а, д, г, е, ж, и. з, к, в, б; ияопросытельно.арточкам3. Строение органов дыхания Учитель: Органы дыхания состоят из воздухоносных путей. Они представлены на рисунке учебника. Изучите их расположение. Подпишите органы дыхания На доске вывешивается таблица «Строение органов дыхания» ) Учитель: Покажите их в таблице и назовите. Учащийся вызывается к доске. Учитель: А теперь сделаем небольшую экскурсию по воздухоносным путям. Первая остановка - носовая полость 4.Строение носовой полости (Самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы) Учитель: А теперь устный биологический диктант: «Дышать нужно через нос, а не через рот. В носовой полости температура воздуха нагревается, Носовая полость выстлана слизистой оболочкой, покрыта многочисленными ресничками. Клетки носовой полости выделяют слизь, которая обезвреживает. 5. Строение гортани. Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником. Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью? (Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.) Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания. (Оно останавливается.) В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться. При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга. Задание. На рисунке 65 вашего учебника изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт. (Ученики дают ответы.) У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок).Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче. (Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.) Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? Ответ: При выдохе. Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?) В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет. Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи. Из гортани воздух попадает в трахею. 6.Трахея и бронхи (бронхиальное дерево). - В переводе с греческого tracheiuaarteria – буквально означает «шероховатое дыхательное горло» или «большая артерия». Древние анатомы, таким образом, приписывали этим органам одинаковые функции. Почему? | Обучающиеся рассуждают, отвечают на вопросы. выдвигают гипотезы, привлекая свой жизненный опыт и имеющиеся знания, формулируют тему урока слайд .№1,2 Самостоятельная работа с последующим обсуждением Слайд № 3 Слайд № 4 Обучающиеся в парах работают с рисунками учебника, находят ответы на поставленные вопросы. Подписывают название органов дыхания. 1-носовая полость 2 – носоглотка 3- глотка 4- гортань 5 – трахея 6- бронхи 7- плевра (доли) 8 – легкие 9- альвеолы 10- бронхиолы Слайд № 5,6 Учащиеся работают с текстом учебника, заполняют таблицу Строение дыхательной систем Слайд № 7,8 Отвечают на вопросы, работают с рисунками и текстом учебника, заполняют таблицу Слайд № 9,10,11 Обучающиеся работают с учебником и его рисунками по плану и находят ответы на поставленные вопросы.Дают характеристику особенностям строения трахеи и бронхов. | Регулятив ные УДД Целеполагание. Познавательные УДД Поиск и выделение необходи мой информации. Выдвижение гипотез и их обосновании Коммуникативные УДД Планирование Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познава тельные УДД Поиск и выделение необходи мой информации Коммуникативные УДД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |