МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
( МАОУСОШ № 9 )
Учитель биологии
Гулевская С.Г.
Планирование урока для 11 класса
Предмет биология
№ 68
Дата проведения 21.05.2014
Тема: Общий обзор организма человека
Обучающая цель: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, планы его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов.
Развивающая цель: развивать умение проводить анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела.
Воспитательная направленность урока: формирование активной жизненной позиции
Тип урока: обобщающий урок
Продолжительность: 40 минут
Оборудование: Компьютер, экран, учебник А. Г. Драгомилова 8 класс Биология «Человек».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока (слово учителя).
Проблемный вопрос:
Является ли организм человека системой?
Является ли организм человека открытой системой?
III. Повторение и обобщение пройденного материала.
Клетка, ткань, орган, система органов ( пример Скелет – строение, состав и соединение костей), организм.
По этой схеме мы будем повторять, и обобщать пройденный материал.
1. Клетка
Внешне люди отличаются друг от друга. Большие и маленькие, высокие и низкие, светлокожие и темнокожие… Каждый человек индивидуален. И все же в главном мы похожи: наши тела построены и функционируют по общим законам. Наше тело, как и всех многоклеточных организмов, состоит из клеток. Это его главный структурный и функциональный элемент. (Это структурная и функциональная единица организма). Клетки активно реагируют на раздражение, участвуют в обмене веществ, растут, размножаются, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации. Несмотря на многообразие, большинство клеток имеют единый план строения.
- Какие органоиды клетки вы знаете? (Клеточная мембрана, Аппарат Гольджи, митохондрии, лизосомы, ЭПС, ядро с ядрышком, клеточный центр. Главные части клетки – ядро, цитоплазма, клеточная мембрана). Правильно!
2. Ткани
- Что такое ткань?
Ткань - это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом.
- Да правильно. Межклеточное вещество заполняет промежутки между клетками. Оно представляет собой продукт жизнедеятельности клеток.
- А какие типы тканей вы знаете? (У человека, как и у других животных выделяют 4 типа тканей: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная).
- Где расположены и какие функции выполняют ткани?
- Каждый из тканей выполняет свою определенную функцию и занимает определенное место в организме.
1. Эпителиальная ткань образует кожу, полость внутренних органов (рот, желудок, кишечник).
2. Соединительной тканью образована кровь, лимфа, жировая ткань, хрящ, костная ткань
3. Мышечная ткань образует мышцы скелета и внутренних органов.
4. Нервная ткань образует нервную систему животного. Ее основу составляет нервная клетка – нейрон.
ТЕСТ – ТИПЫ ТКАНЕЙ
3. Орган
-Что такое орган?
Орган - это часть тела имеющая, определенную форму и строение, занимающая в организме определенную функцию.
- Правильно. Обычно в образовании органа принимают участие все виды тканей, но одна из них всегда является главной «рабочей».
Слайд
- А какие вы знаете органы? Определите по этим фотографиям и рисункам, какие бывают органы?
Слайд
- Да правильно, органы бывают наружные и внутренние, которые мы сразу можем заметить с этого слайда.
Задание 2 в рабочих листах. Слайд 16
1. Перед вами даны функции различных органов. Напишите органы,
выполняющие те или иные функции. (У детей таблицы без названия органов).
№ | Орган | Функция |
1. | Легкие | Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен. |
2. | Сердце | Благодаря этому органу кровь движется по сосудам. (Кровь доставляет к клеткам и тканям кислород и необходимые вещества). |
3. | Желудок | В этом органе начинается переваривание белков пищи. |
4. | Почки | С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена. |
5. | Глаза | Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. |
6. | Мочевой пузырь | Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание |
2) Устное задание. Определить контуры органов
Слайд Ответы.
4. Системы органов
- Что называют системой органов?
Система органов - называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.
- Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т.е. все органы, объединены в системы органов.
Слайд 20
- Назовите, какие системы органов вы знаете? (перечисляют)
Одну из таких систем органов мы с вами сейчас рассмотрим. Хочу, у вас спросить какую функцию выполняет скелет?
Опора тела и скелета
Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
Двигательная
Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.
Защитная
Кости скелета защищают органы от травм
Обмен веществ
В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.
- Какие по форме бывают кости?
Форма костей
| Трубчатые длинные | Короткие трубчатые | Плоские | Смешанные |
Примеры | Плечевая, бедренная | Кости пясти, плюсны, фаланги пальцев | Кости мозгового отдела черепа, кости таза, ребра, грудина | Позвонки, кости основания черепа |
- Какое строение имеет трубчатая кость и назовите основные части?
( диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)
Какое значение имеет химический состав клетки?
(придает костям прочность, упругость и эластичность)
За счет, каких веществ это достигается?
(Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)
Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.
Внутреннее строение костей
Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.
У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.
Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.
Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.
Кости могут расти в длину и толщину.
В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах
За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут
в толщину и зарастают при переломах.
Как соединяются между собой кости в скелете?
Типы соединения костей
Неподвижное | Полуподвижное | Подвижное |
Срастание костей, образование швов | Соединения при помощи хрящей | Соединение при помощи суставов |
Обеспечение защиты и опоры | Обеспечение ограниченного движения | Обеспечение движения |
Кости черепа, кости таза | Между позвонками, ребра с грудиной | Плечевой сустав, тазо-бедренный сустав |
Что обеспечивает подвижность конечностей?
(Сустав)
Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность?
(связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи)
Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.
Видео фрагмент 3D – Кость
Тест
Рефлексия
«Итак, друзья мои, пора
Нам оценивать самих себя,
А также в целом весь урок,
Чтоб это сделать каждый смог
В портрете важную деталь дорисовать необходимо
Коль удался урок на славу,
Пусть наш биолог улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется,
Коль не понравился урок,
Улыбку прочь – рот на замок»
Свою оценку ставь в дневник
За труд «спасибо» ученик!
Подведение итогов урока.