kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК Общий обзор организма человека 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Обучающая цель: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, планы его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов.     

Развивающая цель:   развивать умение проводить анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела.       

Воспитательная направленность урока:  формирование активной жизненной позиции      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Орган

Функция

1.      


Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен.

2.      


Благодаря этому органу  кровь движется по сосудам. (Кровь доставляет к клеткам и тканям кислород и необходимые вещества).

3.      


В этом органе начинается переваривание белков пищи.

4.      


С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена.

5.      


Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

6.      


Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание

















Орган

Функция

1.      


Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен.

2.      


Благодаря этому органу  кровь движется по сосудам. (Кровь доставляет к клеткам и тканям кислород и необходимые вещества).

3.      


В этом органе начинается переваривание белков пищи.

4.      


С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена.

5.      


Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

6.      


Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание













Просмотр содержимого документа
«урок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

( МАОУСОШ № 9 )

Учитель биологии

Гулевская С.Г.



Планирование урока для 11 класса

Предмет биология

68

Дата проведения 21.05.2014

Тема: Общий обзор организма человека

Обучающая цель: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, планы его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов.

Развивающая цель: развивать умение проводить анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела.

Воспитательная направленность урока: формирование активной жизненной позиции

Тип урока: обобщающий урок

Продолжительность: 40 минут

Оборудование: Компьютер, экран, учебник А. Г. Драгомилова 8 класс Биология «Человек».



Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока (слово учителя).

Проблемный вопрос:

Является ли организм человека системой?

Является ли организм человека открытой системой?

III. Повторение  и обобщение пройденного материала.

    Клетка, ткань, орган, система органов ( пример Скелет – строение, состав и соединение костей), организм.

По этой схеме мы будем повторять, и обобщать пройденный материал.



1. Клетка  

         Внешне люди отличаются друг от друга. Большие и маленькие, высокие и низкие, светлокожие и темнокожие… Каждый человек индивидуален. И все же в главном мы похожи: наши тела построены и функционируют по общим законам. Наше тело, как и всех многоклеточных организмов, состоит из клеток. Это его главный структурный и функциональный элемент. (Это структурная и функциональная единица организма). Клетки активно реагируют на раздражение, участвуют в обмене веществ, растут, размножаются, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации. Несмотря на многообразие, большинство клеток имеют единый план строения. 

- Какие органоиды клетки вы знаете? (Клеточная мембрана, Аппарат Гольджи, митохондрии, лизосомы, ЭПС, ядро с ядрышком, клеточный центр. Главные части клетки – ядро, цитоплазма, клеточная мембрана). Правильно!



2. Ткани  

- Что такое ткань?

 Ткань - это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом.              

- Да правильно. Межклеточное вещество заполняет промежутки между клетками. Оно представляет собой продукт жизнедеятельности клеток.

- А какие типы тканей вы знаете?  (У человека, как и у других животных выделяют 4 типа тканей: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная).

- Где расположены и какие функции выполняют ткани?

- Каждый из тканей выполняет свою определенную функцию и занимает определенное место в организме.

1. Эпителиальная ткань образует кожу,  полость внутренних органов (рот, желудок, кишечник).

2. Соединительной тканью образована кровь, лимфа, жировая ткань, хрящ, костная ткань

3. Мышечная ткань образует мышцы скелета и внутренних органов.

4. Нервная ткань образует нервную систему животного. Ее основу составляет нервная клетка – нейрон.

ТЕСТ – ТИПЫ ТКАНЕЙ



3. Орган 

-Что такое орган?

 Орган -  это часть тела имеющая, определенную форму и строение, занимающая в организме определенную функцию.

- Правильно. Обычно в образовании органа  принимают участие все виды тканей, но одна из них всегда является главной «рабочей».  

             Слайд 

- А какие вы знаете органы? Определите по этим фотографиям и рисункам, какие бывают органы?

             Слайд 

- Да правильно, органы бывают наружные  и внутренние, которые мы сразу можем заметить с этого слайда.

 

Задание 2 в рабочих листах.   Слайд 16

1. Перед вами даны функции различных органов. Напишите органы,

 выполняющие те или иные функции.  (У детей таблицы без названия органов).

 

Орган

Функция

1.      

Легкие

Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен.

2.      

Сердце

Благодаря этому органу  кровь движется по сосудам. (Кровь доставляет к клеткам и тканям кислород и необходимые вещества).

3.      

Желудок

В этом органе начинается переваривание белков пищи.

4.      

Почки

С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена.

5.      

Глаза

Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

6.      

Мочевой пузырь

Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание

 

 2) Устное задание. Определить контуры органов

 Слайд  Ответы.



4. Системы органов 

- Что называют системой органов?

Система органов - называют группу анато­мически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функ­цию.

 - Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т.е. все органы, объединены в системы органов.

 Слайд 20



- Назовите, какие системы органов вы знаете? (перечисляют)

Одну из таких систем органов мы с вами сейчас рассмотрим. Хочу, у вас спросить какую функцию выполняет скелет?

  1. Опора тела и скелета

Опорная функция – проявляется в том,  что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

  1. Двигательная

Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

  1. Защитная

Кости скелета защищают органы от травм

  1. Обмен веществ

В костях находится основной запас минеральных солей: кальция,  фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.


- Какие по форме бывают кости?

Форма костей



Трубчатые длинные

Короткие трубчатые

Плоские

Смешанные

Примеры

Плечевая, бедренная

Кости пясти, плюсны, фаланги пальцев

Кости мозгового отдела черепа, кости таза, ребра, грудина

Позвонки, кости основания черепа



- Какое строение имеет трубчатая кость и назовите основные части?

( диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)

Какое значение имеет химический состав клетки?

(придает костям прочность, упругость и эластичность)

За счет, каких веществ это достигается?

(Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)

Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.


Внутреннее строение костей

Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.


Кости могут расти в длину и толщину.

В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах

За счет деления клеток  внутреннего слоя  надкостницы, кости растут
в толщину и зарастают при переломах.

Как соединяются между собой кости в скелете?


Типы соединения костей


Неподвижное

Полуподвижное

Подвижное

Срастание костей, образование швов

Соединения при помощи хрящей

Соединение при помощи суставов

Обеспечение защиты и опоры

Обеспечение ограниченного движения

Обеспечение движения

Кости черепа, кости таза

Между позвонками, ребра с грудиной

Плечевой сустав, тазо-бедренный сустав



Что обеспечивает подвижность конечностей?

(Сустав)

Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность?

(связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи)

Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.

Видео фрагмент 3D – Кость

Тест

Рефлексия

«Итак, друзья мои, пора
Нам оценивать самих себя,
А также в целом весь урок,
Чтоб это сделать каждый смог
В портрете важную деталь дорисовать необходимо

Коль удался урок на славу,
Пусть наш биолог улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется,
Коль не понравился урок,
Улыбку прочь – рот на замок»



Свою оценку ставь в дневник
За труд «спасибо» ученик!

Подведение итогов урока.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint»

Тема:  Общий обзор организма человека МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ( МАОУСОШ № 9 ) Учитель биологии Гулевская С.Г.

Тема:

Общий обзор организма человека

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

( МАОУСОШ № 9 )

Учитель биологии

Гулевская С.Г.

Цель:  Обобщить и систематизировать  полученные знания по темам:  «Клетка», «Ткани и органы»,  «Системы органов и организм».  Показать организм человека как  единую саморегулирующую систему .

Цель:

  • Обобщить и систематизировать

полученные знания по темам:

«Клетка», «Ткани и органы»,

«Системы органов и организм».

  • Показать организм человека как

единую саморегулирующую систему .

Проблемный вопрос:    Является ли организм человека системой?   Является ли организм человека саморегулирующей системой

Проблемный вопрос:

Является ли организм

человека системой?

Является ли организм

человека саморегулирующей системой

Повторение и обобщение по темам:  Клетка Ткань Орган Система органов Организм

Повторение и обобщение

по темам:

Клетка

Ткань

Орган

Система органов

Организм

Клетка - это структурная и функциональная единица организма.  Клетка Клеточная мембрана Митохондрия Аппарат Гольджи Цитоплазма Ядерная оболочка Ядрышко Ядерное вещество . ЭПС . Клеточный центр Лизосома

Клетка

- это структурная и функциональная единица организма.

Клетка

Клеточная мембрана

Митохондрия

Аппарат Гольджи

Цитоплазма

Ядерная оболочка

Ядрышко

Ядерное вещество

.

ЭПС

.

Клеточный центр

Лизосома

Ткани -это группа клеток, сходных по строению  и происхождению, выполняющих определенную  функцию и соединенных между собой межклеточным веществом  Ткань Эпителиальная Соединительная Мышечная Нервная

Ткани -это группа клеток, сходных по строению

и происхождению, выполняющих определенную

функцию и соединенных между собой межклеточным

веществом

Ткань

Эпителиальная

Соединительная

Мышечная

Нервная

Многослойный эпителий Слизистый эпителий Мерцательный эпителий Такое строение обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений. Она участвует в образовании желез – слюнных, потовых, поджелудочной, печени и других. Эпителиальная ткань 8

Многослойный эпителий

Слизистый эпителий

Мерцательный эпителий

Такое строение обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений. Она участвует в образовании желез – слюнных, потовых, поджелудочной, печени и других.

Эпителиальная ткань

8

Соединительная ткань Кровь Костная ткань Опорную и защитную функцию выполняет соединительная ткань, она определяет форму тела животных. Хрящевая ткань Жировая ткань 8

Соединительная ткань

Кровь

Костная ткань

Опорную и защитную функцию выполняет соединительная ткань, она определяет форму тела животных.

Хрящевая ткань

Жировая ткань

8

Мышечная ткань.  Прикреплены к костям скелета. Образуют стенки внутренних органов, образует стенку сердца.

Мышечная ткань.

Прикреплены к костям скелета. Образуют стенки внутренних органов, образует стенку сердца.

Нервная ткань Головной мозг Спинной мозг Основное свойство нервной ткани – это возбудимость и проводимость.

Нервная ткань

Головной мозг

Спинной мозг

Основное свойство нервной ткани – это возбудимость и проводимость.

Орган - это часть тела имеющая, определенную форму и строение, занимающая в организме определенную функцию

Орган - это часть тела имеющая, определенную

форму и строение, занимающая в организме

определенную функцию

Органы Внутренние Наружные

Органы

Внутренние

Наружные

1. Орган 2 Функция Легкие Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен. Сердце 3. 4. Благодаря этому органу кровь движется по сосудам. (Кровь доставляет к клеткам и тканям кислород и необходимые вещества). Желудок  В этом органе начинается переваривание белков пищи. Почки 5.  С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена.  6. Глаза Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.  Мочевой пузырь  Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание

1.

Орган

2

Функция

Легкие

Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен.

Сердце

3.

4.

Благодаря этому органу кровь движется по сосудам. (Кровь доставляет к клеткам и тканям кислород и необходимые вещества).

Желудок

В этом органе начинается переваривание белков пищи.

Почки

5.

С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена.

6.

Глаза

Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

Мочевой

пузырь

Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание

Контур, какого органа изображено на этом рисунке?

Контур, какого органа изображено

на этом рисунке?

Тонкий кишечник Сердце Толстый кишечник Печень Желудок

Тонкий кишечник

Сердце

Толстый кишечник

Печень

Желудок

Скелетная система

Скелетная система

Жизнедеятельность организма обеспечивается работой и взаимодействием различных органов, которые составляют  системы органов это группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.

Жизнедеятельность организма обеспечивается работой и взаимодействием различных органов, которые составляют

системы органов

это группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.

Покровная система. Система опоры и движения. Пищеварительная система Кровеносная система Дыхательная система Выделительная система Половая система. Эндокринная система Нервная система

Покровная система.

Система опоры и движения.

Пищеварительная система

Кровеносная система

Дыхательная система

Выделительная система

Половая система.

Эндокринная система

Нервная система

Клетка Ткань Орган Система органов Организм
  • Клетка
  • Ткань
  • Орган
  • Система органов
  • Организм
Проблемный вопрос:   Является ли организм человека системой?   Является ли организм человека саморегулирующей системой?

Проблемный вопрос:

Является ли организм

человека системой?

Является ли организм

человека саморегулирующей системой?

Живой организм, состоящий из множества органов, объединенных в системы и аппараты, существует и функционирует как  единое целое.

Живой организм, состоящий из множества органов, объединенных в системы и аппараты, существует и функционирует как единое целое.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
УРОК Общий обзор организма человека 11 класс

Автор: Гулевская Светлана Геннадьевна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В. Пасечник "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-8-klass-umk-v-v-pasiechnik"
    ["file_id"] => string(6) "201789"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429115482"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Ашық сабақ"Обзор и демонстрация собственных игр""
    ["seo_title"] => string(51) "ashyk_sabak_obzor_i_demonstratsiia_sobstvennykh_igr"
    ["file_id"] => string(6) "512421"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1558976454"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Космос". Технология ТОГИС "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-kosmos-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "220466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434641206"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока химии по теме "Оксиды углерода" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-oksidy-ughlieroda"
    ["file_id"] => string(6) "184596"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426072825"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "География Челябинской области. Транспортный комплекс "
    ["seo_title"] => string(58) "gieoghrafiia-chieliabinskoi-oblasti-transportnyi-komplieks"
    ["file_id"] => string(6) "140505"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417963046"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства