kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Центральная Нервная система"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Центральная нервная система

Цели данного урока:

Образовательная - углубить знания о строении и функциях спинного мозга; познакомить учащихся с общим планом строения головного мозга человека, со строением и функциями его отделов.

Развивающая - продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы, раскрывать причинно-следственные связи.

Воспитательная - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение »

Приложение 4.

Лабораторная работа

Действие прямых и обратных связей

  • Сядьте на стул. Скрестите руки на груди и попробуйте встать со стула. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом. Это движение обычно происходит в два этапа. На первом этапе вы наклоняете туловище так, чтобы центр тяжести тела находился над точкой опоры, а после этого поднимаетесь на ноги.

  • Теперь сядьте снова на стул в той же позе и попробуйте встать, не наклоняя корпус вперед. Это не удастся, потому что по обратным связям в мозг пришла команда, что первая, вспомогательная часть рефлекторного действия не выполнена. Вспомогательная часть двигательного акта обычно не осознается.

Потоки обратной информации от всех органов непрерывно поступают в мозг и осознаются в виде бодрого самочувствия или недомогания, если человек устал или не совсем здоров.

  1. Нарисуйте схему подразделения нервной системы на центральную и периферическую.

  2. Из каких нейронов состоит рефлекторная дуга безусловного рефлекса?

  3. Чем управляет соматический отдел нервной системы, а чем – вегетативный?

  4. Какое значение имеют прямые и обратные связи?

  5. Прижмитесь правой стороной тела к стене так, чтобы правые рука и нога, включая правую ступню, плотно прижимались к стене. Теперь попробуйте отвести влево левую ногу. Удается ли это? Объясните причину.




Просмотр содержимого документа
«конспект»

Конспект урока

Тема урока по учебно-тематическому плану: Центральная нервная система. Спинной и головной мозг

Форма урока: изучение нового материала с опережающим обучением.

Методы урока: рассказ, беседа, элементы лекции, демонстрация презентации «Центральная нервная система. Спинной и головной мозг», сообщение учащихся.

Цели урока:

Образовательная - углубить знания о строении и функциях спинного мозга; познакомить учащихся с общим планом строения головного мозга человека, со строением и функциями его отделов.

Развивающая - продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы, раскрывать причинно-следственные связи.

Воспитательная - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.


Этапы урока:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)

  2. Изучение нового материала (25 мин.)

  3. Физкультпауза (1 мин.)

  4. Закрепление знаний (10 мин.)

  5. Задание на дом (4 мин.)



Ход урока

І. Ориентировочно-мотивационный этап

Приветствуются учащиеся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места. Итак, приготовьтесь к уроку.

Посмотрите на доску.

тема сегодняшнего урока: Центральная нервная система. Спинной и головной мозг. (Слайд №1)

- Какова основная цель нашего урока? (Слайд №2)

ІІ. Изучение нового материала

(Слайд №3)Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур.

Регулирует деятельность всех систем организма и реакции на изменение условий внутренней и внешней среды.

(Слайд №4)Как у всех позвоночных, нервная система человека состоит из центральной и периферической частей. К центральной части относится головной мозг и спинной мозг, к периферической – нервы и нервные узлы.

Что относится к центральной, а что – к периферической нервной системе?

Зафиксируйте в тетради схему. (Слайд №5)

Строение центральной нервной системы (Слайд №6)

Спинной мозг. В сером веществе спинного мозга находятся центры многочисленных спинальных рефлексов, связанных с раздражением отдельных сегментов тела животного — кожи, мышц, внутренних органов.

Спинной мозг является также органом проведения нервных возбуждений от различных участков кожи к головному мозгу и обратно — от головного мозга к мышцам.

(Слайд №7)Головной мозг. Состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма.

Головной мозг состоит:

  • из мозжечка

  • из стволовой части

  • больших полушарий

Мозжечок (Слайд №8)

Мозжечок, связан проводящими путями со всеми другими отделами центральной нервной системы. Основная функция - координация движений, а также поддержание нормального тонуса мышц.

Продолговатый мозг (Слайд №9)

Примыкающий к нему так называемый варолиев мост содержат центры дыхательных, жевательных, глотательных движений, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, а также ряда защитных рефлексов — чихания, кашля, моргания, слезоотделения, сужения и расширения зрачков, элементарных защитных рефлексов.

Нейрон (Слайд №10)

Нейроны — это основные структурные и функциональные элементы в центральной и периферической нервной системе

Нейроны имеют различную форму и размеры, формируют отростки двух типов: аксоны и дендриты.

Болезни нервной системы (Слайд №11)

Арахноидит (Слайд №12)

Воспаление мягкой оболочки головного или спинного мозга с преимущественным поражением паутинной оболочки.

Заболевание развивается быстро с переходом в хроническую форму.

Причины:

  • Грипп

  • Ревматизм

  • Хронический тонзиллит

  • Отит

  • Черепно-мозговая травма

Лечение:

  • Необходимо устранить источник инфекции

  • Назначение антибиотиков в терапевтических дозах

  • Патогенетическая терапия

Обращаться нужно к неврологу.

Невроз (Слайд №13)

Это состояние, обусловленное в большинстве случаев длительными, тяжело переживаемыми стрессовыми ситуациями


  • Высокая чувствительность к стрессам

  • Плаксивость

  • Тревожность

  • Чувствительность к громким звукам

  • Расстройства сна

  • Потливость, сердцебиение

Причины:

  • Хронический стресс

  • Истощение нервной системы

  • Трудоголизм

  • Переутомление

  • Истощающие организм заболевания

Инсульт (Слайд №14)

Остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций.

Причины:

  • Гипертоническая болезнь

  • Атеросклероз

  • Заболевания сердца

  • Эмоциональное или физическое перенапряжение

Лечение:

    • Полный покой

    • строгий постельный режим

    • мероприятия, направленные на устранение сердечно-сосудистых расстройств

    • предупреждение и устранение нарушений дыхания

    • улучшение кровоснабжения мозга и борьба с отёком мозга

Выбор методов лечения зависит от типа Инсульта!!!

Паралич (Слайд №15)

Отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, проводящих путей центральной или периферической нервной системы

Причины:

  • Воспалительные процессы

  • Травмы

  • Опухоли нервной системы

  • Нарушения кровообращения

Кто лечит заболевания нервной системы человека? (Слайд №16)

Невролог специализируется на диагностике и лечении недугов, поражающих нервную систему как центральную, так и периферическую

Профилактика заболеваний (Слайд №17)

  • Здоровый образ жизни

  • Рациональное питание

  • Здоровый, полноценный сон

  • Избегать нервных срывов

  • Получение положительных эмоций

Давайте сделаем вывод по нашему уроку:

Результат деятельности нервной системы – та или иная активность, в основе которой лежит сокращение или расслабление мышц либо секреция или прекращение секреции желез. Именно с работой мышц и желез связан любой способ нашего самовыражения. Поступающая сенсорная информация подвергается обработке, проходя последовательность центров, связанных длинными аксонами, которые образуют специфические проводящие пути.

ІV. Закрепление и применение знаний

Предлагает выполнить лабораторную работу и проанализировать ее результаты. Предлагает подготовиться к ответам на вопросы проблемного содержания по изученному материалу (см. Приложение 4). Обсуждение в парах общий план строения головного мозга и его функциональное значение.

V.Домашнее задание (Слайд №18)

§46

Записи в тетради по теме урока и выполнить одно из заданий. Подготовить рассказ о передвижении нервного импульса по нервной системе.















Просмотр содержимого презентации
«cns_mozg»

Тема урока: Центральная нервная система. Спинной и головной мозг

Тема урока:

Центральная нервная система.

Спинной и головной мозг

Цели урока:

Цели урока:

  • Углубить знания о строении и функциях спинного мозга;
  • Познакомить учащихся с общим планом строения головного мозга человека, со строением и функциями его отделов.
  • Стимулировать развитие познавательного интереса
  • Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга
Нервная система Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур.  Регулирует деятельность всех систем организма и реакции на изменение условий внутренней и внешней среды.

Нервная система

Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур.

Регулирует деятельность всех систем организма и реакции на изменение условий внутренней и внешней среды.

Зафиксируйте в тетради схему

Зафиксируйте в тетради схему

Строение центральной нервной системы Спинной мозг.  В сером веществе спинного мозга находятся центры многочисленных спинальных рефлексов, связанных с раздражением отдельных сегментов тела животного — кожи, мышц, внутренних органов. Спинной мозг является также органом проведения нервных возбуждений от различных участков кожи к головному мозгу и обратно — от головного мозга к мышцам.

Строение центральной нервной

системы

Спинной мозг. В сером веществе спинного мозга находятся центры многочисленных спинальных рефлексов, связанных с раздражением отдельных сегментов тела животного — кожи, мышц, внутренних органов.

Спинной мозг является также органом проведения нервных возбуждений от различных участков кожи к головному мозгу и обратно — от головного мозга к мышцам.

Головной мозг  Головной мозг состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма. Головной мозг состоит:

Головной мозг

Головной мозг состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма.

Головной мозг состоит:

  • из мозжечка
  • из стволовой части
  • больших полушарий
Мозжечок Мозжечок, связан проводящими путями со всеми другими отделами центральной нервной системы Основная функция - координация движений, а также поддержание нормального тонуса мышц.

Мозжечок

Мозжечок, связан проводящими путями со всеми другими отделами центральной нервной системы

Основная функция - координация движений, а также поддержание нормального тонуса мышц.

Продолговатый мозг Примыкающий к нему так называемый варолиев мост содержат центры дыхательных, жевательных, глотательных движений, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, а также ряда защитных рефлексов — чихания, кашля, моргания, слезоотделения, сужения и расширения зрачков, элементарных защитных рефлексов.

Продолговатый мозг

Примыкающий к нему так называемый варолиев мост содержат центры дыхательных, жевательных, глотательных движений, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, а также ряда защитных рефлексов — чихания, кашля, моргания, слезоотделения, сужения и расширения зрачков, элементарных защитных рефлексов.

Нейрон Нейроны — это основные структурные и функциональные элементы в центральной и периферической нервной системе. Нейроны имеют различную форму и размеры, формируют отростки двух типов: аксоны и дендриты .

Нейрон

Нейроны — это основные структурные и функциональные элементы в центральной и периферической нервной системе.

Нейроны имеют различную форму и размеры, формируют отростки двух типов: аксоны и дендриты .

Болезни нервной системы

Болезни нервной системы

  • Арахноидит
  • Невроз
  • Инсульт
  • Паралич
Арахноидит Воспаление мягкой оболочки головного или спинного мозга с преимущественным поражением паутинной оболочки. Заболевание развивается быстро с переходом в  хроническую форму Причины:

Арахноидит

Воспаление мягкой оболочки головного или спинного мозга с преимущественным поражением паутинной оболочки.

Заболевание развивается быстро с переходом в

хроническую форму

Причины:

  • Грипп
  • Ревматизм
  • Хронический тонзиллит
  • Отит
  • Черепно-мозговая травма
Невроз(признаки) Это состояние, обусловленное в большинстве случаев длительными, тяжело переживаемыми стрессовыми ситуациями  Высокая чувствительность к стрессам Плаксивость Тревожность Чувствительность к громким звукам Расстройства сна Потливость, сердцебиение  Причины:

Невроз(признаки)

Это состояние, обусловленное в большинстве случаев длительными, тяжело переживаемыми стрессовыми ситуациями

  • Высокая чувствительность к стрессам
  • Плаксивость
  • Тревожность
  • Чувствительность к громким звукам
  • Расстройства сна
  • Потливость, сердцебиение

Причины:

  • Хронический стресс
  • Истощение нервной системы
  • Трудоголизм
  • Переутомление
  • Истощающие организм заболевания
Инсульт Остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций. Причины:

Инсульт

Остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций.

Причины:

  • Гипертоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Заболевания сердца
  • Эмоциональное или физическое перенапряжение
Паралич Отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, проводящих путей центральной или периферической нервной системы Причины:

Паралич

Отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, проводящих путей центральной или периферической нервной системы

Причины:

  • Воспалительные процессы
  • Травмы
  • Опухоли нервной системы
  • Нарушения кровообращения
Кто лечит заболевания нервной системы человека? Невролог специализируется на диагностике и лечении недугов, поражающих нервную систему как центральную, так и периферическую

Кто лечит заболевания нервной

системы человека?

Невролог специализируется на диагностике и лечении недугов, поражающих нервную систему как центральную, так и периферическую

Профилактика заболеваний

Профилактика заболеваний

  • Здоровый образ жизни
  • Рациональное питание
  • Здоровый, полноценный сон
  • Избегать нервных срывов
  • Получение положительных эмоций
Домашнее задание § 46 Записи в тетради по теме урока и выполнить одно из заданий. Подготовить рассказ о передвижении нервного импульса по нервной системе.

Домашнее задание

§ 46

Записи в тетради по теме урока и выполнить одно из заданий. Подготовить рассказ о передвижении нервного импульса по нервной системе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок на тему "Центральная Нервная система"

Автор: Шукунова Зарина Жангалиевна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285806

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "урок по биологии  8 класс на тему "Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона. Рефлекс и рефлекторная дуга" "
    ["seo_title"] => string(145) "urok-po-biologhii-8-klass-na-tiemu-znachieniie-niervnoi-sistiemy-ieio-stroieniie-i-funktsii-stroieniie-nieirona-rieflieks-i-riefliektornaia-dugha"
    ["file_id"] => string(6) "135557"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416934400"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Технологическая карта урока "Значение, строение и функционирование нервной системы"."
    ["seo_title"] => string(87) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaznachieniiestroieniieifunktsionirovaniieniervnoisistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "268962"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450718856"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока биологии, открытый урок 8 класс"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-biologhii-otkrytyi-urok-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250525"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447087564"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в условиях ФГОС."
    ["seo_title"] => string(78) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "291062"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455052371"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Урок  по окружающему миру с интерактивными методами обучения "Роль витаминов в жизнедеятельности  организма". "
    ["seo_title"] => string(120) "urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-s-intieraktivnymi-mietodami-obuchieniia-rol-vitaminov-v-zhizniedieiatiel-nosti-orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "230345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442092932"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства