Конспект урока
Тема урока по учебно-тематическому плану: Центральная нервная система. Спинной и головной мозг
Форма урока: изучение нового материала с опережающим обучением.
Методы урока: рассказ, беседа, элементы лекции, демонстрация презентации «Центральная нервная система. Спинной и головной мозг», сообщение учащихся.
Цели урока:
Образовательная - углубить знания о строении и функциях спинного мозга; познакомить учащихся с общим планом строения головного мозга человека, со строением и функциями его отделов.
Развивающая - продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы, раскрывать причинно-следственные связи.
Воспитательная - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.
Этапы урока:
Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)
Изучение нового материала (25 мин.)
Физкультпауза (1 мин.)
Закрепление знаний (10 мин.)
Задание на дом (4 мин.)
Ход урока
І. Ориентировочно-мотивационный этап
Приветствуются учащиеся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места. Итак, приготовьтесь к уроку.
Посмотрите на доску.
тема сегодняшнего урока: Центральная нервная система. Спинной и головной мозг. (Слайд №1)
- Какова основная цель нашего урока? (Слайд №2)
ІІ. Изучение нового материала
(Слайд №3)Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур.
Регулирует деятельность всех систем организма и реакции на изменение условий внутренней и внешней среды.
(Слайд №4)Как у всех позвоночных, нервная система человека состоит из центральной и периферической частей. К центральной части относится головной мозг и спинной мозг, к периферической – нервы и нервные узлы.
Что относится к центральной, а что – к периферической нервной системе?
Зафиксируйте в тетради схему. (Слайд №5)
Строение центральной нервной системы (Слайд №6)
Спинной мозг. В сером веществе спинного мозга находятся центры многочисленных спинальных рефлексов, связанных с раздражением отдельных сегментов тела животного — кожи, мышц, внутренних органов.
Спинной мозг является также органом проведения нервных возбуждений от различных участков кожи к головному мозгу и обратно — от головного мозга к мышцам.
(Слайд №7)Головной мозг. Состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма.
Головной мозг состоит:
из мозжечка
из стволовой части
больших полушарий
Мозжечок (Слайд №8)
Мозжечок, связан проводящими путями со всеми другими отделами центральной нервной системы. Основная функция - координация движений, а также поддержание нормального тонуса мышц.
Продолговатый мозг (Слайд №9)
Примыкающий к нему так называемый варолиев мост содержат центры дыхательных, жевательных, глотательных движений, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, а также ряда защитных рефлексов — чихания, кашля, моргания, слезоотделения, сужения и расширения зрачков, элементарных защитных рефлексов.
Нейрон (Слайд №10)
Нейроны — это основные структурные и функциональные элементы в центральной и периферической нервной системе
Нейроны имеют различную форму и размеры, формируют отростки двух типов: аксоны и дендриты.
Болезни нервной системы (Слайд №11)
Арахноидит (Слайд №12)
Воспаление мягкой оболочки головного или спинного мозга с преимущественным поражением паутинной оболочки.
Заболевание развивается быстро с переходом в хроническую форму.
Причины:
Грипп
Ревматизм
Хронический тонзиллит
Отит
Черепно-мозговая травма
Лечение:
Обращаться нужно к неврологу.
Невроз (Слайд №13)
Это состояние, обусловленное в большинстве случаев длительными, тяжело переживаемыми стрессовыми ситуациями
Причины:
Инсульт (Слайд №14)
Остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций.
Причины:
Лечение:
Полный покой
строгий постельный режим
мероприятия, направленные на устранение сердечно-сосудистых расстройств
предупреждение и устранение нарушений дыхания
улучшение кровоснабжения мозга и борьба с отёком мозга
Выбор методов лечения зависит от типа Инсульта!!!
Паралич (Слайд №15)
Отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, проводящих путей центральной или периферической нервной системы
Причины:
Воспалительные процессы
Травмы
Опухоли нервной системы
Нарушения кровообращения
Кто лечит заболевания нервной системы человека? (Слайд №16)
Невролог специализируется на диагностике и лечении недугов, поражающих нервную систему как центральную, так и периферическую
Профилактика заболеваний (Слайд №17)
Давайте сделаем вывод по нашему уроку:
Результат деятельности нервной системы – та или иная активность, в основе которой лежит сокращение или расслабление мышц либо секреция или прекращение секреции желез. Именно с работой мышц и желез связан любой способ нашего самовыражения. Поступающая сенсорная информация подвергается обработке, проходя последовательность центров, связанных длинными аксонами, которые образуют специфические проводящие пути.
ІV. Закрепление и применение знаний
Предлагает выполнить лабораторную работу и проанализировать ее результаты. Предлагает подготовиться к ответам на вопросы проблемного содержания по изученному материалу (см. Приложение 4). Обсуждение в парах общий план строения головного мозга и его функциональное значение.
V.Домашнее задание (Слайд №18)
§46
Записи в тетради по теме урока и выполнить одно из заданий. Подготовить рассказ о передвижении нервного импульса по нервной системе.