Тема: « Щитовидная железа, её строение и функции»
Цели урока: Формирование знаний учащихся о строении и функциях щитовидной железы; о характерных особенностях железы и гормонов, выделяемых щитовидной железой
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: изучение нового материала
Оборудование: муляж «Торс человека», таблицы: «Железы внутренней секреции», презентация «Щитовидная железа»; интерактивная доска, стикеры
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представления об особенности строения и функции щитовидной железы; познакомить с нарушениями, связанными с гипо - и гиперфункцией этой железы; научить определять расположение щитовидной железы, распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.
Развивающие: развитие познавательных интересов и логического мышления учащихся, активности, внимания, памяти, формирование и развитие коммуникативных умений и навыков.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему организму.
Ожидаемый результат: учащиеся будут знать расположение щитовидной железы в организме человека, особенности строения и функции железы, смогут распознать симптомы заболеваний связанных с нарушениями функций щитовидной железы
План урока:
1.Орг. момент
2.Повторение и проверка знаний.
Блиц-опрос
Задание на взаимооценивание «Приведи в соответствие»
3.Актуализация знаний, постановка целей урока
4.Изучение нового материала.
Строение и расположение щитовидной железы.
Рассказ с использованием таблицы, муляжа, презентации
Беседа. Составление таблицы в тетради.
Значение гормонов щитовидной железы.
5.Обобщение и проверка знаний.
Программированная письменная работа.
6.Подведение итогов, рефлексия
7.Домашнее задание
Ход урока:
Орг. момент (3 мин.)
Психологический настрой «Моё настроение»
Повторение и проверка знаний (10 мин.)
Блиц-опрос учащихся по теме: «Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз»
1.Какие органы называются железами?
2.На какие группы делятся железы?
3.Приведите примеры желез внешней секреции
4. Особенности желез внутренней секреции
5.Назовите железы смешанной секреции
6. Что такое гормоны?
7.Назовите известные вам гормоны
8.Каковы функции гормонов?
9.Гипофиз – что это за железа? Где она находится?
10.Назовите заболевания, вызванные недостатком или избытком гормонов гипофиза
Приведи в соответствие:
1.передняя доля гипофиза а)вырабатывает нейрогормоны
2.промежуточная доля гипофиза б)выделяет гормон роста
3.задняя доля гипофиза в)контролирует развитие щитовидной железы
г)регулирует окраску кожного покрова
д)вызывает увеличение массы тела
Проводится взаимооценивание работы в парах:
5 правильных ответа – «5»
4 правильных ответа – «4»
3 правильных ответа – «3»
0-2 правильных ответа – «2»
Правильные ответы: 1 – б, в, д; 2 – г; 3 – а
Актуализация знаний
Наверняка вы слышали о щитовидной железе. Какие знания у вас есть о ней на данный момент? А чтобы вы хотели узнать о ней? (ученики заполняют таблицу)
Знаю
Хочу узнать
Исходя из того, что хотят узнать ученики ставятся цели урока (совместная работа учителя и учащихся)
Изучение нового материала
Щитовидная железа имеет вид бабочки. Это особенная железа. Сама природа "обратила на неё внимание", так как самый большой ген в организме отвечает за деятельность данной железы. Расположена в передней части шеи. Можно попробовать прощупать. Если не нащупали – это хорошо. Но более подробно вам об этом может сказать врач – эндокринолог. Вырабатывает несколько гормонов, но самый распространённый – это тироксин. Щитовидная железа отвечает за обмен веществ в нашем организме. Если гормона тироксина и гормонов из его группы вырабатывается избыточно, то развивается базедова болезнь. Эти люди раздражительны, много едят, но при этом худеют. Люди, болеющие микседемой: вялые, жёлтая кожа, сухая, редкие волосы. Т.е. обмен веществ понижен, понижена температура. Если в младенчестве тироксина вырабатывается мало – развивается кретинизм, которое характеризуется умственной и физической отсталостью. Рост в высоту отсутствует, а только в ширину. Наступает диспропорция всех частей тела. Щитовидная железа – это единственная железа, которая усваивает йод, который поступает в организм с пищей. Но более подробно о профилактике и о заболеваниях щитовидной железы вам расскажет врач – эндокринолог.
В сутки человек, например, должен потреблять 10 миллиграмм йода. В Японии люди потребляют намного больше, 3000 мг. А почему? Ответ: они много потребляют морепродуктов, в которых содержится йод. На интерактивной доске: продукты, которые содержат много йода. Продукты: рыба, кальмары, морская капуста, торт, конфеты, утка, перец, овощи.
Заполнить таблицу: работа в малых группах
Название железы
Расположение
Функции
Гормоны
Заболевания
Проверка усвоения материала
На доске условный код обозначения гормонов, например: тироксин — а, гормон роста — б, адреналин — в, инсулин — д.
Затем учитель раздает вопросы на листах бумаги, а учащиеся должны, пометив номер вопроса, написать только букву, обозначающую наименование гормона.
I вариант. 1. Под действием какого гормона человек может побледнеть? (в)
2. В моче человека обнаружен сахар. Какого гормона не хватает у данного больного? (д)
3. Какой гормон заметно повышает расход энергии в организме? (а)
4. Под влиянием какого гормона головастик в опыте очень быстро превратился в маленькую лягушку? (а)
Ответ учащихся имеет следующий вид:
1—в
2—д
3—а
4—а
II вариант. 1.Укажите гормон выделяемый гипофизом (б)
2. Какой гормон, количество которого обычно возрастает после еды, способствует превращению сахара в гликоген? (д)
3. Какой гормон выделяется усиленно в кровь при сильных чувствах (в)
4. Недостаток какого гормона приводит к заболеванию слизистым отеком? (а)
Подведение итогов урока, рефлексия
Устная обратная связь – достигли ли вы целей поставленных на урок?
Самооценивание с помощью стратегии большого пальца
Задание на дом: §10, сообщение о заболеваниях щитовидной железы (эндемический зоб, тиреодид, микседема, кретинизм и др.)