Организация атмосферы дружелюбия. Приветствие. Деление на группы В целях определения темы урока и целей обучения проводиться 1.Актуализация знаний. Что из себя представляет эндокринный аппарат? В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице. Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат? Что такое гормоны? Какое действие на организм оказывают гормоны? (На доске открывается тема Роль гормонов поджелудочной железы инсулина в регуляции глюкозы в крови. Сахарный диабет. Роль гормонов надпочечников, гипофиза, щитовидной железы и половых желез в регуляции полового развития.) 2.Постановка учебной проблемы. Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения: поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами? Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами? Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся высказывают свои предположения) Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке? Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах) Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений. Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу. 3.Поиск решения проблемы. Организуется работа в группах. Пользуясь учебником ( с. 37-41) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах. (Время для подготовки – 2 – 3 минуты). Выступления учащихся (сопровождается слайдовой презентацией)
Первичное закрепление знаний. Организуется работа в группах. Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающий Представьте, что вы врач эндокринолог ведете прием, и к вам обращаются за помощью больные люди. Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации) Предлагаются истории болезни. 1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена. 2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит. 3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу. 5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка 7. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос» 9.В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека. В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система. Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии. Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности. (самопроверка) Ключ: вариант 1: 3,3, 3. 3,3; вариант 2: 4,2,2,1.3,2; вариант 3: 1,3,5; В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А. Оцените свою работу с тестом. (Самостоятельно) Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо! Подведение итогов урока. Рефлексия «Телеграмма » А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей – - сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека? - познакомились с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения? - всем ли понятна, насколько важна гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека? - следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения; На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством. Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов. Довольны ли вы своим результатом? |