Тема урока : «Роль эндокринной регуляции»
Цели урока:
- обеспечить формирование у учащихся знаний о роли желез внутренней секреции в гуморальной регуляции процессов, происходящих в организме;
– способствовать развитию у учащихся умения анализировать, делать выводы;
–воспитание потребности в охране здоровья на основе изучения материала о гуморальной регуляции
Оборудование: таб. «Железы» ,муляжи эндокринных желез и желез смешанной секреции, учебник.
Ход урока:
I. Оргмомент
II.Проверка знаний учащихся (фронтальный опрос)
Какие утверждения верны на предложенных вам карточках? (Учащиеся аргументируют свой ответ)
III. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний учащихся(рассказ учителя).
Вступительное слово учителя. В организме человека постоянно происходят разнообразные процессы жизнеобеспечения. У человека одновременно функционируют все системы органов, он воспринимает все изменения , происходящие в окружающей среде ,реагирует на них и.т.д. Все процессы регулируются и контролируются нервной системой и железами эндокринного аппарата, или по-другому называют гуморальная регуляция.Гуморальная регуляция ( от лат «гумор» - жидкость) – очень древняя форма регуляции деятельности организма, присущая всему живому, осу-ществляется с помощью биологически активных веществ – гормонов ( от греч.»гормао» - возбуждаю),которая вырабатывается специальными железами.
2.Эндокринные железы и их роль в гуморальной регуляции .( Рассказ учителя с элементами беседы ,самостоятельная работа учащихся с учебником с анализом прочитанного; демонстрация муляжей эндокринных желез).
Важнейшей железой гуморальной регуляции является гипофиз.(Обращает внимание уч-ся на таб. «Железы»).Эта железа находится в полости черепа и анатомически и функционально связана с головным мозгом. Масса гипофиза 0,5-0,7 г.
Данная железа, вырабатывает гормоны, которые влияют на регулирующие функции других желез внутренней секреции.(Демонстрация муляжа гипофиза)
(Далее рассказ сопровождается изображением схемы на доске)
Стимулирует щитовидную
железу вырабатывать свой
гормон
Контролирует рост тела
Стимулирует работу
надпочечников
Действие гормонов
Контролирует водный баланс гипофиза
Контролирует выделение
половых гормонов
Контролирует родовую
деятельность
Подвести учащихся к выводам:
-Повышенная функция передней доли гипофиза приводит к усилению роста человека. Например , римский император Максимилиан имел рост 2,5 м, а русский крестьянин Махнов – 2,85м.
-Низкая функция передней доли гипофиза приводит к задержке роста.Некоторые люди имеют рост от нескольких десятков сантиметров (60- 100).Египетская карлица Агибе была ростом всего 38см.
Рассказ учителя. Щитовидная железа самая крупная из желез внутренней секреции. Она вырабатывает ряд гормонов ,которые повышают интенсивность обмена веществ, уровень потребности кислорода органами и тканями. Кроме того, со щитовидной железой связаны процессы развития организма, ибо ее гормоны содействуют ускорению полового созревания.
Задание уч-ся. Прочитайте раздел «Щитовидная железа» Рассмотрите рисунок 122 «Щитовидная железа» с.303( учебника). Какие особенности строения щитовидной железы в связи с ее функциями?
Предполагаемый ответ уч-ся. Щитовидная железа состоит из двух долей, соединенных узким перешейком. Ткань железы состоит в основном из клеток, объединяющихся в пузырьки. К ним снаружи прилегают кровеносные сосуды.
При геперфункции железы наблюдается заболевание – базедова болезнь.
При гипофункции – кретинизм.
Подвести к выводу: Для нормального производства железой гормонов необходимо постоянное поступление иода в организм.
Учитель.Вот, почему в настоящее время при диффеците поступления иода в организм нам рекомендуют употреблять в пищу иодированную соль.
Рассказ учителя.Околощитовидные железы (паращитовидные железы) расположены на поверхности щитовидной железы. Их четыре. Общий вес их всего 0,1-0,13 г. (Демонстрация муляжа околощитовидной железы). Гормон , вырабатываемый паращитовидными железами усиливает выход кальция из костей в кровь и стимулирует выведение кальция и фосфора почками. При недостатке гормона нарушается рост костей, зубов, повышается возбудимость нервной системы.
Рассказ учителя. Надпочечники, парные железы внутренней секреции , которые расположены над почками.( Демонстрация муляжа надпочечников). Гормоны надпо-чечников играют важную роль в регуляции обмена веществ и в адаптации организма к неблагоприятным условиям, стимулируя деятельность сердечно-сосудистой системы. Надпочечники способствуют выделению некоторых половых гормонов.
4. Железы смешанной секреции и их роль в эндокринной регуляции Поисковая беседа, самостоятельное добывание знаний с демонстрацией муляжей).
Рассказ учителя Поджелудочная железа , железа смешанной секреции, выделяющая поджелудочный (панкреатический) сок и гормоны инсулин и глюкагон, поступающие непосредственно в кровь и регулирующие углеводный и жировой обмен.
Инсулин понижает содержание сахара в крови, увеличивая использование глюкозы мышечными и другими клетками. Недостаток инсулина приводит к сахарному диабету.
Это заболевание проявляется повышением концентрации сахара в крови, резким увели-чением количества мочи (содержащей сахар), жажда, похудание, слабость, зуд.
Глюкогон повышает содержание глюкозы в крови.
Задание уч-ся. Посмотрите на муляж «Поджелудочная железа» и объясните особенности ее строения в связи со смешанной функцией.
Предполагаемый ответ уч-ся.В поджелудочной железе основные клетки вырабатывают поджелудочный сок ,который выделяется через протоки- внешнесекреторная деятель-ность, а отдельные островки клеток вырабатывают инсулин ,который всасывается непос-редственно в подходящие к данным клеткам кровеносные сосуды- внутрисекреторная деятельность.
Рассказ учителя. Половые железы вырабатывают гормоны , регулирующие развитие и функции половых органов, развитие вторичных половых признаков, половое влечение и поведение. Многосторонне влияют на организм, напр. на нормальное развитие мышц и скелета.
Вырабатываются главным образом половыми железами — семенниками и яичниками. Как мужские половые гормоны (андрогены), так и женские (эстрогены и прогестерон) образуются у особей обоих полов, но в различных соотношениях.
Учитель. Вот такая функция эндокринных желез
V. Домашнее задание. § 59 .Основные положения главы с. 306.
По желанию с.138-139 статья «Маленькие железы большого значения», Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.:Просвещение,1989.
V. Закрепление нового материала. (Беседа по вопросам, самостоятельная работа с терминами, выбор правильного ответа из нескольких предложенных)
Вопрос уч-ся. Давайте сделаем вывод. Что же такое гормональная регуляция?
Предполагаемый вывод. Совокупность регулирующего воздействия различных гормонов на функции организма называется гормональной регуляцией .
Вопрос уч-ся. Какая совместная регуляция обеспечивает нормальное функционирова-ние организма?
Предполагаемый ответ. Совместная регуляция нервной системы и эндокринного аппа-рата, способствует согласованной работе органов, тканей и физиологических процессов, что обеспечивает нормальное функционирование организма в меняющихся условиях сре-ды.
Работа со словарем.
Задание .Что нам необходимо записать в наши словари?
Предполагаемый ответ (фронтально).железы внутренней секреции, железы смешанной секреции, гормоны, щитовидная железа, околощитовидные железы, надпочечники, половые железы, гипофиз .
(учащиеся делают записи в словари)
Задание. Выберите правильный ответ.
1.Являются ли железы смешанной секреции :
а)околощитовидные железы;
б)поджелудочная железа,
в)гипофиз;
г)половые железы ?
Предполагаемый ответ. Правильный ответ б , г.
2.Какие железы внутренней секреции управляют функциями других желез:
а)щитовидная железа;
б)надпочечники;
в)гипофиз?
Предполагаемый ответ. Правильный ответ в.
3.Гормоны, каких желез стимулируют деятельность сердечно-сосудистой системы:
а)гипофиза;
б)надпочечников;
а)околощитовидных желез ?
Предполагаемый ответ. Правильный ответ б.
3.Гормоны каких железы внутренней секреции, влияя на рост человека ,могут вызвать гигантизм или карликовость:
а)надпочечников;
б)половых желез ;
в)гипофиз?
Предполагаемый ответ. Правильный ответ в.
VI.Подведение итогов урока. Характеристика работы класса и отдельных учащихся.
Рефлексия.