kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Внешнее и внутреннее строение млекопитающих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Внешнее и внутреннее строение млекопитающих»

Орг. момент.

Активизация и мотивация учебной деятельности учащихся:

/Решив кроссворд, определите тему нашего урока/

  1. Назовите этап годового жизненного цикла птиц, на сегодняшний день.
  2. Вместо зубов у птиц -….
  3. Некоторые кости стопы срослись в единую кость - ….
  4. Главные органы птицы, передвигающие её в пространстве -….
  5. Часть пера, которая уходит в сухую кожу птицы -….
  6. Покровы птицы называют -…
  7. Группа птиц, у которых перья напоминают чешуйки, а крылья видоизменены в ласты -….
  8. Крылья у этой птицы недоразвиты, опахала перьев не сомкнуты, на ногах 2-3 пальца.
  9. Часть пера, которая состоит из бородок -….
  10. Группа птиц, которые в течение годового жизненного цикла совершают постоянные перелёты -….
  11. Следующая группа птиц, у которых сильные ноги, вооружённые острыми когтями, крючкообразно загнутым клювом-….
  12. Вырост грудной кости у птицы-….
  13. Как называется группа птиц, у которых птенчики на свет появляются беспомощными.

 

Получилось слово  «МЛЕКОПИТАЮЩИЕ»

Ребята, а у вас дома есть животные – млекопитающие? Вы за ними ухаживаете (кормите, выгуливаете)? А если они заболели, как вы можете это определить? (По внешним признакам: нос сухой, отказываются от еды, нарушаются покровы тела). И чтобы быстро оказать помощь нашим питомцам, какие знания должны для этого получить?

Изучить внешнее и внутреннее строение млекопитающих – цель нашего урока.

Тема нашего урока «Внешнее и внутренние строение млекопитающих».

 

Изучение внешнего строения млекопитающих.

  1. Рассмотрите внешний облик млекопитающего. Найдите основные отделы тела: голову, шею, туловище, хвост и парные конечности. Обратите внимание на расположение конечностей под туловищем, поднимающих его над поверхностью земли. Какое значение для млекопитающих имеет такое расположение конечностей?
  2. Осмотрите голову млекопитающего (стр.167). Найдите ушные раковины, окружающие слуховой проход. Обратите внимание на подвижность ушных раковин. Какое значение это имеет для жизни млекопитающего? Найдите на мордочке (около носа, рта и глаз) чувствительные волосы – вибриссы – орган осязания. Обратите внимание на ресницы, расположенные вокруг глаз. Какое они имеют значение?
  3. (Работа по карточке). Изучите кожные покровы млекопитающих. Из каких и образований слоёв состоит кожа? Какое значение для жизни млекопитающих имеют сальные и потовые железы, расположенные в коже? (защищают их от химического воздействия среды и намокания; от перегрева) Зарисуйте в тетрадь строение кожи млекопитающих.
  4. Обратите внимание на волосяной покров кожи (играет большую роль в терморегуляции, уменьшает испарение влаги с поверхности тела, смягчает механические воздействия, обуславливает окраску животного). Мех большинства млекопитающих слагается из двух типов волос: более длинных, толстых, грубых – остевых и нежных, тонких – пуховых, образующих подшёрсток.
  5. Рассмотрите кусочек меха. Проведите ладонью по направлению роста остевых волос и против. Что ощущаете?
  6. Конечные фаланги пальцев почти у всех млекопитающих несут – когти, ногти, или копыта – производные эпидермиса. А у некоторых есть ещё и рога. Какую роль они играют в жизни животных?

 

Изучение внутреннего строения млекопитающих.

А) Строение скелета млекопитающих

  1. Рассмотрите скелет млекопитающего. Изучая его, вы заполняете схемы из папки контроля и записываете их в тетрадь. Найдите основные отделы скелета (записываем в тетрадь). Схема+стр.198
  2. Рассмотрите скелет головы – череп. Он состоит из мозгового отдела и лицевого отдела. Обратите внимание на значительные размеры мозгового отдела черепа млекопитающих. С чем связано его развитие? (с увеличен ием размеров головного мозга).
  3. Осмотрите кости челюстей с зубами. Используя схему, какие зубы в зубной системе (разные – резцы, клыки, коренные). Сравните строение зубной системы разных животных. Какие зубы имеются и отсутствуют в зубной системе разных млекопитающих? Объясните, в связи с чем зубные системы данных млекопитающих различаются между собой?
  4. Найдите позвоночник. Он включает шейные, грудные, поясничные, крестцовые и хвостовые позвонки. Какие позвонки в скелете млекопитающего развиты наиболее хорошо? Подсчитайте число шейных позвонков в скелетах разных млекопитающих. Сколько их? Можно ли данный признак назвать характерным для млекопитающих?
  5. Рассмотрите строение грудной клетки. Какими костями она образована? Какое значение имеет грудная клетка для организма млекопитающего? (защита внутренних органов).
  6. Рассмотрите строение скелета передних конечностей. Из каких костей состоит плечевой пояс? Из каких костей состоит скелет свободной передней конечности?
  7. Рассмотрите строение скелета задних конечностей. Из каких костей состоит тазовый пояс? Из каких костей состоит скелет свободной задней конечности? (Завершите заполнение схем и сравните с готовой. У кого и где есть ошибки. Исправляйте).

Приступаем к изучению других внутренних систем органов. Заполняя таблицу в тетради.

Б) Пищеварительная система

Млекопитающие обладают наиболее сложной пищеварительной системой. Пищеварение начинается в ротовой полости (о зубах мы уже говорили), но ещё сюда открываются протоки слюнных желёз. Затем пищевой комок проходит в глотку, пищевод, желудок (у большинства однокамерный), и конечный отдел кишечник, который состоит из тонкой, толстой и прямой кишок. Вместо клоаки – анальное отверстие. Имеются пищеварительные железы – печень и поджелудочная железа.

В) Дыхательная система

Млекопитающие также обладают совершенной системой органов дыхания. Она состоит из трахеи, бронхов и лёгких. По трахеи и бронхам воздух поступает в лёгкие, где осуществляется газообмен. Лёгкие состоят из множества пузырьков – альвеол, которые оплетены сетью капилляров. Такое строение лёгких называют альвеолярным. Вентиляцию лёгких обеспечивает появившаяся диафрагма, отделяющая брюшную полость от грудной, а также сокращение и расслабление межрёберных мышц.

Г) Кровеносная система

У млекопитающих, как и у птиц, кровеносная система замкнутая. (Спросить учащихся о кровообращении птиц)

Кровь течёт по двум кругам кровообращения – большому и малому. Сердце четырёхкамерное и состоит из двух предсердий и двух желудочков. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Кровеносные сосуды большого круга кровообращения начинаются от левого желудочка. По ним течёт артериальная кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Кровеносные сосуды малого круга кровообращения начинаются от правого желудочка и сообщаются с лёгкими. В них кровь становится артериальной и возвращается в левое предсердие.

     Омывая клетки тканей и органов, кровь осуществляет газообмен – отдаёт им кислород и уносит от них углекислый газ. Так же происходит и с веществами из пищеварительной системы: они доставляются клеткам, а от них забираются ненужные продукты обмена. Кровь переносит также вещества, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность организма.

Д) Выделительная система

У млекопитающих жидкие продукты жизнедеятельности удаляются из крови двумя бобовидными почками, находящимися в поясничной области по бокам от позвоночника. Моча из почек стекает по двум мочеточникам в мочевой пузырь, а из него по мочеиспускательному каналу периодически выбрасывается наружу.

Е) Нервная система

(сравнить все макеты головного мозга)

Наивысшего развития достигает нервная система млекопитающих.

Давайте рассмотрим макеты головного мозга различных классов типа Хордовых.

- Хорошо развиты полушария переднего мозга, мозжечок, у многих млекопитающих кора больших полушарий образует складки и извилины, следовательно у них более сложное поведение и в большей степени проявляется забота о потомстве.

Контроль полученных результатов:

Просмотр видеролика «Многообразие млекопитающих».

Вставить  пропущенные слова в текст и записать его в тетрадь.

 

Общая характеристика млекопитающих

Млекопитающие – это высокоорганизованные теплокровные позвоночные животные, покрытые шерстью.Они рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. Отличаются разнообразным и сложным поведением, так как имеют высокоразвитую нервную систему. У млекопитающих два круга кровообращения и четырёхкамерное сердце.

Они имеют лёгкие альвеолярного строения. Известно более 4000 видов.

Рефлексия:

Прочитайте получившийся текст. Какие были трудности в задании?

Как вы думаете, мы достигли той цели, которую ставили в начале урока?

 

Домашнее задание: записи в тетради, §31 стр.157-158,

                                 (доклады «Первозвери», «Отряд сумчатые»,

                                                 «Отряд насекомоядные»- индивидуально).

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Внешнее и внутреннее строение млекопитающих"»

Урок по теме «Внешнее и внутреннее строение млекопитающих»


Орг. момент.

Активизация и мотивация учебной деятельности учащихся:

/Решив кроссворд, определите тему нашего урока/

  1. Назовите этап годового жизненного цикла птиц, на сегодняшний день.

  2. Вместо зубов у птиц -….

  3. Некоторые кости стопы срослись в единую кость - ….

  4. Главные органы птицы, передвигающие её в пространстве -….

  5. Часть пера, которая уходит в сухую кожу птицы -….

  6. Покровы птицы называют -…

  7. Группа птиц, у которых перья напоминают чешуйки, а крылья видоизменены в ласты -….

  8. Крылья у этой птицы недоразвиты, опахала перьев не сомкнуты, на ногах 2-3 пальца.

  9. Часть пера, которая состоит из бородок -….

  10. Группа птиц, которые в течение годового жизненного цикла совершают постоянные перелёты -….

  11. Следующая группа птиц, у которых сильные ноги, вооружённые острыми когтями, крючкообразно загнутым клювом-….

  12. Вырост грудной кости у птицы-….

  13. Как называется группа птиц, у которых птенчики на свет появляются беспомощными.


Получилось слово «МЛЕКОПИТАЮЩИЕ»

Ребята, а у вас дома есть животные – млекопитающие? Вы за ними ухаживаете (кормите, выгуливаете)? А если они заболели, как вы можете это определить? (По внешним признакам: нос сухой, отказываются от еды, нарушаются покровы тела). И чтобы быстро оказать помощь нашим питомцам, какие знания должны для этого получить?

Изучить внешнее и внутреннее строение млекопитающих – цель нашего урока.

Тема нашего урока «Внешнее и внутренние строение млекопитающих».


Изучение внешнего строения млекопитающих.

  1. Рассмотрите внешний облик млекопитающего. Найдите основные отделы тела: голову, шею, туловище, хвост и парные конечности. Обратите внимание на расположение конечностей под туловищем, поднимающих его над поверхностью земли. Какое значение для млекопитающих имеет такое расположение конечностей?

  2. Осмотрите голову млекопитающего (стр.167). Найдите ушные раковины, окружающие слуховой проход. Обратите внимание на подвижность ушных раковин. Какое значение это имеет для жизни млекопитающего? Найдите на мордочке (около носа, рта и глаз) чувствительные волосы – вибриссы – орган осязания. Обратите внимание на ресницы, расположенные вокруг глаз. Какое они имеют значение?

  3. (Работа по карточке). Изучите кожные покровы млекопитающих. Из каких и образований слоёв состоит кожа? Какое значение для жизни млекопитающих имеют сальные и потовые железы, расположенные в коже? (защищают их от химического воздействия среды и намокания; от перегрева) Зарисуйте в тетрадь строение кожи млекопитающих.

  4. Обратите внимание на волосяной покров кожи (играет большую роль в терморегуляции, уменьшает испарение влаги с поверхности тела, смягчает механические воздействия, обуславливает окраску животного). Мех большинства млекопитающих слагается из двух типов волос: более длинных, толстых, грубых – остевых и нежных, тонких – пуховых, образующих подшёрсток.

  5. Рассмотрите кусочек меха. Проведите ладонью по направлению роста остевых волос и против. Что ощущаете?

  6. Конечные фаланги пальцев почти у всех млекопитающих несут – когти, ногти, или копыта – производные эпидермиса. А у некоторых есть ещё и рога. Какую роль они играют в жизни животных?


Изучение внутреннего строения млекопитающих.

А) Строение скелета млекопитающих

  1. Рассмотрите скелет млекопитающего. Изучая его, вы заполняете схемы из папки контроля и записываете их в тетрадь. Найдите основные отделы скелета (записываем в тетрадь). Схема+стр.198

  2. Рассмотрите скелет головы – череп. Он состоит из мозгового отдела и лицевого отдела. Обратите внимание на значительные размеры мозгового отдела черепа млекопитающих. С чем связано его развитие? (с увеличен ием размеров головного мозга).

  3. Осмотрите кости челюстей с зубами. Используя схему, какие зубы в зубной системе (разные – резцы, клыки, коренные). Сравните строение зубной системы разных животных. Какие зубы имеются и отсутствуют в зубной системе разных млекопитающих? Объясните, в связи с чем зубные системы данных млекопитающих различаются между собой?

  4. Найдите позвоночник. Он включает шейные, грудные, поясничные, крестцовые и хвостовые позвонки. Какие позвонки в скелете млекопитающего развиты наиболее хорошо? Подсчитайте число шейных позвонков в скелетах разных млекопитающих. Сколько их? Можно ли данный признак назвать характерным для млекопитающих?

  5. Рассмотрите строение грудной клетки. Какими костями она образована? Какое значение имеет грудная клетка для организма млекопитающего? (защита внутренних органов).

  6. Рассмотрите строение скелета передних конечностей. Из каких костей состоит плечевой пояс? Из каких костей состоит скелет свободной передней конечности?

  7. Рассмотрите строение скелета задних конечностей. Из каких костей состоит тазовый пояс? Из каких костей состоит скелет свободной задней конечности? (Завершите заполнение схем и сравните с готовой. У кого и где есть ошибки. Исправляйте).

Приступаем к изучению других внутренних систем органов. Заполняя таблицу в тетради.

Б) Пищеварительная система

Млекопитающие обладают наиболее сложной пищеварительной системой. Пищеварение начинается в ротовой полости (о зубах мы уже говорили), но ещё сюда открываются протоки слюнных желёз. Затем пищевой комок проходит в глотку, пищевод, желудок (у большинства однокамерный), и конечный отдел кишечник, который состоит из тонкой, толстой и прямой кишок. Вместо клоаки – анальное отверстие. Имеются пищеварительные железы – печень и поджелудочная железа.

В) Дыхательная система

Млекопитающие также обладают совершенной системой органов дыхания. Она состоит из трахеи, бронхов и лёгких. По трахеи и бронхам воздух поступает в лёгкие, где осуществляется газообмен. Лёгкие состоят из множества пузырьков – альвеол, которые оплетены сетью капилляров. Такое строение лёгких называют альвеолярным. Вентиляцию лёгких обеспечивает появившаяся диафрагма, отделяющая брюшную полость от грудной, а также сокращение и расслабление межрёберных мышц.

Г) Кровеносная система

У млекопитающих, как и у птиц, кровеносная система замкнутая. (Спросить учащихся о кровообращении птиц)

Кровь течёт по двум кругам кровообращения – большому и малому. Сердце четырёхкамерное и состоит из двух предсердий и двух желудочков. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Кровеносные сосуды большого круга кровообращения начинаются от левого желудочка. По ним течёт артериальная кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Кровеносные сосуды малого круга кровообращения начинаются от правого желудочка и сообщаются с лёгкими. В них кровь становится артериальной и возвращается в левое предсердие.

Омывая клетки тканей и органов, кровь осуществляет газообмен – отдаёт им кислород и уносит от них углекислый газ. Так же происходит и с веществами из пищеварительной системы: они доставляются клеткам, а от них забираются ненужные продукты обмена. Кровь переносит также вещества, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность организма.

Д) Выделительная система

У млекопитающих жидкие продукты жизнедеятельности удаляются из крови двумя бобовидными почками, находящимися в поясничной области по бокам от позвоночника. Моча из почек стекает по двум мочеточникам в мочевой пузырь, а из него по мочеиспускательному каналу периодически выбрасывается наружу.

Е) Нервная система

(сравнить все макеты головного мозга)

Наивысшего развития достигает нервная система млекопитающих.

Давайте рассмотрим макеты головного мозга различных классов типа Хордовых.

- Хорошо развиты полушария переднего мозга, мозжечок, у многих млекопитающих кора больших полушарий образует складки и извилины, следовательно у них более сложное поведение и в большей степени проявляется забота о потомстве.


Контроль полученных результатов:

Просмотр видеролика «Многообразие млекопитающих».

Вставить пропущенные слова в текст и записать его в тетрадь.


Общая характеристика млекопитающих


Млекопитающие – это высокоорганизованные теплокровные позвоночные животные, покрытые шерстью.Они рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. Отличаются разнообразным и сложным поведением, так как имеют высокоразвитую нервную систему. У млекопитающих два круга кровообращения и четырёхкамерное сердце.

Они имеют лёгкие альвеолярного строения. Известно более 4000 видов.


Рефлексия:

Прочитайте получившийся текст. Какие были трудности в задании?

Как вы думаете, мы достигли той цели, которую ставили в начале урока?


Домашнее задание: записи в тетради, §31 стр.157-158,

(доклады «Первозвери», «Отряд сумчатые»,

«Отряд насекомоядные»- индивидуально).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Внешнее и внутреннее строение млекопитающих"

Автор: Романова Ирина Александровна

Дата: 13.10.2016

Номер свидетельства: 348947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие: общая характеристика, среда обитания, внешнее и внутреннее" "
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-uroka-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-klass-mliekopitaiushchiie-obshchaia-kharaktieristika-srieda-obitaniia-vnieshnieie-i-vnutriennieie"
    ["file_id"] => string(6) "101474"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402418400"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Класс млекопитающих. Конспект урока"
    ["seo_title"] => string(41) "klass-mliekopitaiushchikh-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "314426"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459692272"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "конспект урока на тему "Класс Птиц" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-na-tiemu-klass-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "100856"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402396770"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "План - конспект урока "Строение органов дыхания" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(58) "plan-konspiekt-uroka-stroieniie-orghanov-dykhaniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "280016"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308719"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока биологии "Класс Земноводные, или Амфибии""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-ziemnovodnyie-ili-amfibii"
    ["file_id"] => string(6) "305657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457970924"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства