Характеристики урока: Открытый урок учителя биологии высшей категории Моисеевой Людмилы Алексеевны, МБУ «Школа №2» г. о. Тольятти
Создать условия для освоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности животных типа Инфузории, раскрыть признаки, свидетельствующие об усложнении организации животных в типе Инфузории по сравнению с саркодовыми и жгутиконосцами.
Используемые учебники и учебные пособия: Биология. 7 кл. Константинов В.М., Кучменко В.С., Бабенко -М.: Вентана-Граф. 2013
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе системно-0деятельностного подхода
Предмет | Биология | Класс | 7 Б |
Тема урока | Тип Инфузории |
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности |
Цели | Создать условия для освоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности животных типа Инфузории, раскрыть признаки, свидетельствующие об усложнении организации животных в типе Инфузории по сравнению с саркодовыми и жгутиконосцами |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- формирование понятий о клетке Простейших как самостоятельном организме; - распознавание инфузории, сопоставление строения организма с выполняемыми функциями; - объяснение признаков клетки инфузории-туфельки и ее жизнедеятельности, свидетельствующие об усложнении организации | - развитие умения пользоваться аппаратом ориентировки учебника; - формирование умения сравнивать различные живые объекты, находить их общие закономерности, различия, формулировать выводы; | - формирование мировоззренческих позиций, способствующих пониманию основных закономерностей в живой природе; - формирование личностных представлений о ценности животных, осознания значимости охраны животного мира |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Фотосинтез, дыхание, обмен веществ |
Организационная структура урока |
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время |
учителя | учащихся |
1 | Мотивация | Личностные УУД: создание эмоционального фона урока; внутренний настрой учащихся на учебное занятие. Регулятивные УУД: реакция на звонок; волевая саморегуляция; развитие способности самоконтроля готовности к уроку. | Озвучивание эпиграфа к уроку | Обсуждение смысла эпиграфа | Мультимедийная презентация | 3 м |
2 | Актуализация субъективного опыта | Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока. Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге. | Постановка учебной задачи: распознать клетки простейших, назвать их отличительные признаки | Распознают клетки амебы и эвглены по изображениям, называют их отличительные признаки; пытаются распознать клетку инфузории; Заполняют сравнительную таблицу; Пытаются назвать строение клетки инфузории | Мультимедийная презентация | 7 м |
Актуализирует опорные знания учащихся | Заполнение таблицы "Знал. Хочу узнать. Узнал" Формулируют тему урока. |
3 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала | Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока. Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге. | Постановка проблемной ситуации. выявление места и причины затруднения Организует работу в группах по построению проекта выхода из затруднения | Участвуют в проектной работе "Строение инфузории-туфельки" Цель: выяснить, признаки в строении и жизнедеятельности инфузории, которые доказывают ее усложнение Действия: -изучить текст и рисунки учебника на странице 42. -заполнить кластер -дать определение понятию "конъюгация" -Сделать выводы. Результат: 2 ядра, 2 сократительные вакуоли, клеточный рот и глотка, конъюгация. Вывод: Инфузории имеют более сложную организацию по сравнению с саркодовыми и жгутиконосцами, так как их клетка содержит большое и малое ядро, 2 сократительные вакуоли, клеточные рот и глотку для захвата добычи, образует порошицу для выведения из клетки ненужных веществ. Для инфузорий свойственен половой процесс - конъюгация. | Мультимедийная презентация | 7 м |
5 | Первичное закрепление | Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности; умение самостоятельно выполнять задание; развитие способности самоконтроля. Личностные УУД: осознание значимости умения решать учебную задачу; внутренняя позиция школьника, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Познавательные УУД: способность к познанию; готовности осуществлять направленный поиск и отбор информации по отношению к натуральным биологическим объектам; выбор оснований для сравнения объектов, установления причинно-следственных связей Коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; согласованность при работе в паре; принятие позиции собеседника. | Организует проведение лабораторной работы | 1. Выполняют лабораторную работу "Строение и передвижение инфузории-туфельки". Делают выводы. 2. Отвечают на тестовые вопросы. Проводят самопроверку. Заполняют таблицу "Сравнительная характеристика простейших" Кратко сопоставив строение одноклеточных, учащиеся указывают на их сходство и различия, черты усложнения инфузорий | Мультимедийная презентация | 7 м |
6 | Анализ | Регулятивные УУД: оценка собственной учебной деятельности на уроке; развитие способности самоконтроля. Личностные УУД: формирование личной ответственности за результат учебной деятельности. Познавательные УУД: осознание и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение объяснять и аргументировать свою точку зрения. | Организация работы по анализу деятельности учащихся на уроке | Заполнение таблицы "Знал. Хочу узнать. Узнал" Участвуют в применении методики "Лесенка успеха" | Мультимедийная презентация | 4м |
7 | Рефлексия | Личностные УУД: самоанализ своей деятельности. | Организация проведения рефлексии | Методика "Незаконченное предложение" На уроке я работал... Своей работой на уроке я... Я узнал... Я хотел бы узнать... Мне удалось... У меня вызвало затруднение... Мое настроение... | Мультимедийная презентация | 2м |