Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа Инфузории, их процессами жизнедеятельности.
Оборудование и материалы: учебник для 8 класса « Биология№, «Рабочая тетрадь» к учебнику, фотографии, рисунки, плакаты , схемы , позволяющие иллюстрировать разнообразие типа и ее строение, карточки.
Базовые понятия и термины: простейшие, макронуклеусы, микронуклеусы, перистом, симбионт.
Концепция урока: ознакомить учащихся с особенностями строения жизнедеятельности инфузории - туфельки. Обратить внимание на тот факт, что выполнение множества различных функций возможно только в связи с более сложным строением клеток простейших по сравнению с клетками многоклеточных.
Тип урока:
По дидактическим целям: изучение нового материала.
По методам обучения: частично - поисковый
Планируемый результат:
Личностные:
Осознание ценности представителей типа инфузории;
Меж предметные:
· работать с разными источниками биологической информации (текст учебника, энциклопедии, Интернет ресурсы);
· анализировать информацию, систематизировать и обобщать, делать выводы, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
· осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
· планировать и регулировать свою познавательную деятельность;
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
. работать индивидуально и в группе.
Предметные:
знать особенности внешнего строения инфузории;
знать о взаимосвязи строения и функций; умение использовать методы биологических исследований и проведение не сложных биологических экспериментов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Инфузория- туфелька" »
Тема урока: Тип Инфузории. Инфузория-туфелька.
Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа Инфузории, их процессами жизнедеятельности.
Оборудование и материалы: учебник для 8 класса « Биология№, «Рабочая тетрадь» к учебнику, фотографии, рисунки, плакаты , схемы , позволяющие иллюстрировать разнообразие типа и ее строение, карточки.
Базовые понятия и термины: простейшие, макронуклеусы, микронуклеусы, перистом, симбионт.
Концепция урока: ознакомить учащихся с особенностями строения жизнедеятельности инфузории - туфельки. Обратить внимание на тот факт, что выполнение множества различных функций возможно только в связи с более сложным строением клеток простейших по сравнению с клетками многоклеточных.
Тип урока:
По дидактическим целям: изучение нового материала.
По методам обучения: частично - поисковый
Планируемый результат:
Личностные:
Осознание ценности представителей типа инфузории;
Меж предметные:
· работать с разными источниками биологической информации (текст учебника, энциклопедии, Интернет ресурсы);
· анализировать информацию, систематизировать и обобщать, делать выводы, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
· осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
· планировать и регулировать свою познавательную деятельность;
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
. работать индивидуально и в группе.
Предметные:
знать особенности внешнего строения инфузории;
знать о взаимосвязи строения и функций; умение использовать методы биологических исследований и проведение не сложных биологических экспериментов.
Структура и содержание урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Вопросы:
1.Как передвигаются простейшие?
2.Какие бывают вакуоли? Зачем они нужны?
3.Работа с карточками у доски:
Карточка№1
Продолжить предложение:
Простейшие - это животные, которые состоят из…
Ложноножки - это органоиды, с помощью которых…
Паразит-это животное, которое …
Карточка №2
Укажите, какие утверждения верны:
К простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки.
Большинство простейших микроскопически малы.
Живут одноклеточные только в водной среде.
Некоторые виды простейших вызывают у человека тяжелые заболевания.
При неблагоприятных условиях могут образовывать цисты.
3.Мотивация учащихся к изучению нового материала.
Подумайте о чем идет речь:
Я вам всем кажусь спокойным.
Только знайте: я устроен
Очень хитро. У меня
В глотке целых два копья.
Коль моя добыча рядом,
Понукать меня не надо:
Никогда не промахнусь,
До любого дотянусь.
И теперь уверен я:
Будет туфелька моя. ( Инфузория дидиния)
Запись темы в тетради.
4.Изучение нового материала
Рассказ учителя
Тип Инфузории: классы
Ресничные Сосущие
подкласс
круглоресничные равноресничные
спиральноресничные
Двигательные органеллы: реснички.
Клетка покрыта пелликулой, обеспечивающая постоянство формы тела. Под пелликулой расположена эктоплазма, в которой другие органеллы.
Совокупность пелликулы и эктоплазмы со всеми структурами образует опорный комплекс — кортекс клетки инфузории.
Органеллы пищеварения.
Рот во впадине тела, воронке – перистон ,окруженный длинными ресничками. При помощи ресничек пища загоняется в рот, затем в длинную глотку (цитофаринкс).
Имеются сократительные вакуоли. Две сократительные вакуоли с 5-7 приводящими каналами. Вначале избыток жидкости собирается в луче образующие каналы, а из них выпрыскивается в центральную вакуоль, из которой выталкивается наружу.
В эндоплазме имеется ядерный аппарат.
Крупные ядра- макронуклеусы( регулируют клеточный метаболизм)
Мелкие ядра- микронуклеусы ( участвуют в половом процессе)
2 вида размножения (на доске)
Бесполое Половое
( характеристику необходимо учащимся найти в книге)
Огромная роль в цепях питания. Пожирают бактерии ( на рыбах можно увидеть сыпь- это инфузория ихтиофтирис). Балантидий - селится в кишечнике человека и животных, вызывая образование язв.
Бывают симбионты- в желудке у коров, помогают переваривать твердую пищу.
Сосущая инфузория Sphaerophrya
Представители сосущих инфузорий не имеют ресничек, рта и околоротовой воронки. Они имеют шаровидное тело с радиальными щупальцами, иногда разветвленными. Они прикрепляются к субстрату при помощи ножки. Внутри клетками имеются макро- и микронуклеусы. Щупальца представляют собой ловчий аппарат. Суктории ловят других более мелких инфузорий, например туфелек. Внутри щупалец проходит канал, а на вершине выделяется липкая капля секрета. Проплывающие инфузории, задев щупальца Суктории, прилипают к ним. Содержимое жертвы по каналам щупалец перетекают в эндоплазму Суктории, где и перевариваются.