kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии "Простейшие" с использованием КОЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема: «Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация».

Цели урока:

  1. выяснить особенности строения и жизнедеятельности простейших, получить представления об основных типах простейших и их особенностях;
  2. развивать интеллектуальные компетенции: работа с текстом и рисунками, умения выделять главное, сравнивать, делать выводы;
  3. воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Оборудование: ЦОР «Простейшие».

Методы: проблемный.

Может ли быть организм одноклеточным?

Приемы деятельности: эвристическая беседа, демонстрация ЦОРов, составление схемы на доске, работа с учебником, рабочими листами, решение КОЗ.

Ход  урока:

1. Оргмомент.

2. Повторение.

Задача 1.

Биология, основная школа.

Компетентность разрешения проблем

Действия по решению проблемы

Уровень I

Живые организмы встречаются повсеместно. Посмотрев в воду, перекопав почву, обратив свой взор в небо, осмотревшись кругом, всюду увидишь живое.

На земном шаре видов животных гораздо больше, чем видов расте­ний. Животный мир отличается своим разнообразием.

Стимул:  если понять в чем заключается различие   растений и животных, то это поможет ориентироваться в окружающем мире.

Задачная формулировка: выяснить,   в чем заключается различия животных и растений.

Источник информации по данному вопросу:

1. Внимательно изучите рисунки .

2. Используя текст учебника, интернет-ресурсы, выясните, чем отличаются клетки растений от животных

3. Как и для чего двигаются животные?

4. Какая симметрия тела у животных?

5. Как питаются животные?

6. Где обитают животные?

Модельный ответ:

Особенности животных:

клетка животных отличается отсутствием клеточной стенки, пластид;

животные активно двигаются в поисках пищи;

симметрия лучевая и двусторонняя:

 гетеротрофные тип питания;

занимают все среды.

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ по 1 баллу.

3. Переход к новой теме.

На доске схема: Царство животные: подцарство одноклеточные и подцарство многоклеточные.

Учитель говорит о том, что царство животные делится на два подцарства.

  1. Изучение новой темы:

Задача 2.

Биология, основная школа.

Компетентность разрешения проблем

Действия по решению проблемы

Уровень I

У одноклеточных животных тело состоит только из одной клетки, которая является самостоятельным организ­мом, поэтому они названы простейшими. У многоклеточных животных множество клеток, они входят в состав организма и выполняют различ­ные функции. Неко­торые клетки выполняют защитные функции,  другие участвуют в

добы­вании пищи или ее переваривании. Однако ни одна из этих клеток вне
организма жить не может. Простейшие     широко распространены в природе.

Одноклеточные животные, как правило, имеют микроскопические размеры. Их тело состоит из одной клетки. Основу ее составляет цитоплазма с одним или несколькими ядрами.  Встречаются разнообразные простейшие:  саркомастигофоры  (саркодовые, жгутиковые), ресничные (инфузории) и другие.

Стимул:  если понять особенности строения простейших, то это поможет понять как как может существовать одноклеточный организм.

Задачная формулировка: как устроены клетки  простейших.

Источник информации по данному вопросу:

1. Внимательно изучите рисунки и информацию о строении простейших.

2. Используя текст учебника, интернет-ресурсы, выясните, заключается сходство и различие  простейших разных типов.

3. Заполните таблицу:

 

Признаки сравнения

Амеба

Эвглена

Инфузория

Форма тела

 

 

 

Мембрана

 

 

 

Цитоплазма

 

 

 

Ядро (количество)

 

 

 

Пищеварительная вакуоль

 

 

 

Сократительная вакуоль

 

 

 

Клеточный рот

 

 

 

Порошица

 

 

 

Хлоропласты

 

 

 

Светочувствительный глазок

 

 

 

Органоиды движения

 

 

 

 

Модельный ответ:

Признаки сравнения

Амеба

Эвглена

Инфузория

Форма тела

непостоянная

постоянная

постоянная

Мембрана

+

+

+

Цитоплазма

+

+

+

Ядро (количество)

1

1

2

Пищеварительная вакуоль

+

 

+

Сократительная вакуоль

+

+

+

Клеточный рот

 

 

+

Порошица

 

 

+

Хлоропласты

 

+

 

Светочувствительный глазок

 

+

 

Органоиды движения

ложноножки

жгутик

реснички

 

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ по 0,1 балла.

 

Задача 3.

Биология, основная школа.

Компетентность разрешения проблем

Идентификация. Действия по решению проблемы

Уровень II

Ребята решили понаблюдать за ними в школьной лаборатории. Поместили в стаканы с чистой прокипяченной водой амебу, эвглену, инфузорию. Через некоторое время выяснилось, что только одно простейшее выжило. Помогите  ребятам понять, в чем была их ошибка.

                                     

Стимул:  если понять результаты опыта, то это поможет понять, как содержать простейших в лабораторных условиях.

Задачная формулировка: выяснить, в чем причина гибели простейших.

Источник информации по данному вопросу:

1. Внимательно изучите рисунки и информацию о проделанном опыте.

2. Используя текст учебника, интернет-ресурсы, выясните, на как питаются простейшие.

3. Почему и какие простейшие погибли?

4. Почему и какие простейшие выжили?

5. Изменился бы результат,  если  стаканы с простейшими были расположены в  темноте?

6. Какие условия необходимы, создать для того, чтобы простейшие могли жить в лабораторных условиях?

Модельный ответ:

Инфузория и амеба гетеротрофы. Они  погибли потому, что в чистой прокипяченной воде отсутствовали бактерии и другие организмы, которыми они питаются. Выжила эвглена, так как она способна питаться путем фотосинтеза. Если бы простейшие содержались в темноте, то погибла бы и эвглена. Для эвглены достаточно было бы добавить раствор сахара, так как она поглощает питательные вещества всей поверхностью тела, для амебы и инфузории необходима вода содержащая микроорганизмы.

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ по 1 баллу.

Подводится итог урока и дается домашнее задание.

Д/З: Прочитай текст учебника рассказывающий о строении и жизнедеятельности простейших. Составь синквейн.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок биологии "Простейшие" с использованием КОЗ »

Тема: «Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация».

Цели урока:

  1. выяснить особенности строения и жизнедеятельности простейших, получить представления об основных типах простейших и их особенностях;

  2. развивать интеллектуальные компетенции: работа с текстом и рисунками, умения выделять главное, сравнивать, делать выводы;

  3. воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Оборудование: ЦОР «Простейшие».

Методы: проблемный.

Может ли быть организм одноклеточным?

Приемы деятельности: эвристическая беседа, демонстрация ЦОРов, составление схемы на доске, работа с учебником, рабочими листами, решение КОЗ.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Повторение.

Задача 1.

Биология, основная школа.

Компетентность разрешения проблем

Действия по решению проблемы

Уровень I

Живые организмы встречаются повсеместно. Посмотрев в воду, перекопав почву, обратив свой взор в небо, осмотревшись кругом, всюду увидишь живое.

На земном шаре видов животных гораздо больше, чем видов расте­ний. Животный мир отличается своим разнообразием.

Стимул: если понять в чем заключается различие растений и животных, то это поможет ориентироваться в окружающем мире.

Задачная формулировка: выяснить, в чем заключается различия животных и растений.

Источник информации по данному вопросу:

1. Внимательно изучите рисунки .

2. Используя текст учебника, интернет-ресурсы, выясните, чем отличаются клетки растений от животных

3. Как и для чего двигаются животные?

4. Какая симметрия тела у животных?

5. Как питаются животные?

6. Где обитают животные?

Модельный ответ:

Особенности животных:

клетка животных отличается отсутствием клеточной стенки, пластид;

животные активно двигаются в поисках пищи;

симметрия лучевая и двусторонняя:

гетеротрофные тип питания;

занимают все среды.

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ по 1 баллу.

3. Переход к новой теме.

На доске схема: Царство животные: подцарство одноклеточные и подцарство многоклеточные.

Учитель говорит о том, что царство животные делится на два подцарства.

  1. Изучение новой темы:

Задача 2.

Биология, основная школа.

Компетентность разрешения проблем

Действия по решению проблемы

Уровень I

У одноклеточных животных тело состоит только из одной клетки, которая является самостоятельным организ­мом, поэтому они названы простейшими. У многоклеточных животных множество клеток, они входят в состав организма и выполняют различ­ные функции. Неко­торые клетки выполняют защитные функции, другие участвуют в

добы­вании пищи или ее переваривании. Однако ни одна из этих клеток вне
организма жить не может. Простейшие широко распространены в природе.

Одноклеточные животные, как правило, имеют микроскопические размеры. Их тело состоит из одной клетки. Основу ее составляет цитоплазма с одним или несколькими ядрами. Встречаются разнообразные простейшие: саркомастигофоры (саркодовые, жгутиковые), ресничные (инфузории) и другие.

Стимул: если понять особенности строения простейших, то это поможет понять как как может существовать одноклеточный организм.

Задачная формулировка: как устроены клетки простейших.

Источник информации по данному вопросу:

1. Внимательно изучите рисунки и информацию о строении простейших.

2. Используя текст учебника, интернет-ресурсы, выясните, заключается сходство и различие простейших разных типов.

3. Заполните таблицу:


Признаки сравнения

Амеба

Эвглена

Инфузория

Форма тела




Мембрана




Цитоплазма




Ядро (количество)




Пищеварительная вакуоль




Сократительная вакуоль




Клеточный рот




Порошица




Хлоропласты




Светочувствительный глазок




Органоиды движения





Модельный ответ:

Признаки сравнения

Амеба

Эвглена

Инфузория

Форма тела

непостоянная

постоянная

постоянная

Мембрана

+

+

+

Цитоплазма

+

+

+

Ядро (количество)

1

1

2

Пищеварительная вакуоль

+

+

Сократительная вакуоль

+

+

+

Клеточный рот



+

Порошица



+

Хлоропласты


+


Светочувствительный глазок


+


Органоиды движения

ложноножки

жгутик

реснички


Инструмент проверки: за каждый правильный ответ по 0,1 балла.


Задача 3.

Биология, основная школа.

Компетентность разрешения проблем

Идентификация. Действия по решению проблемы

Уровень II

Ребята решили понаблюдать за ними в школьной лаборатории. Поместили в стаканы с чистой прокипяченной водой амебу, эвглену, инфузорию. Через некоторое время выяснилось, что только одно простейшее выжило. Помогите ребятам понять, в чем была их ошибка.

Стимул: если понять результаты опыта, то это поможет понять, как содержать простейших в лабораторных условиях.

Задачная формулировка: выяснить, в чем причина гибели простейших.

Источник информации по данному вопросу:

1. Внимательно изучите рисунки и информацию о проделанном опыте.

2. Используя текст учебника, интернет-ресурсы, выясните, на как питаются простейшие.

3. Почему и какие простейшие погибли?

4. Почему и какие простейшие выжили?

5. Изменился бы результат, если стаканы с простейшими были расположены в темноте?

6. Какие условия необходимы, создать для того, чтобы простейшие могли жить в лабораторных условиях?

Модельный ответ:

Инфузория и амеба гетеротрофы. Они погибли потому, что в чистой прокипяченной воде отсутствовали бактерии и другие организмы, которыми они питаются. Выжила эвглена, так как она способна питаться путем фотосинтеза. Если бы простейшие содержались в темноте, то погибла бы и эвглена. Для эвглены достаточно было бы добавить раствор сахара, так как она поглощает питательные вещества всей поверхностью тела, для амебы и инфузории необходима вода содержащая микроорганизмы.

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ по 1 баллу.

Подводится итог урока и дается домашнее задание.

Д/З: Прочитай текст учебника рассказывающий о строении и жизнедеятельности простейших. Составь синквейн.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок биологии "Простейшие" с использованием КОЗ

Автор: Выгузова Александра Владимировна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Роль компетентностно-ориентированных заданий в формировании универсальных учебных действий "
    ["seo_title"] => string(99) "rol-kompietientnostno-oriientirovannykh-zadanii-v-formirovanii-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "126626"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415201409"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Разработка интегрированного урока, тема "Алкины. Получение и применение ацетилена.  Газовая сварка стали""
    ["seo_title"] => string(102) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaalkinypoluchieniieiprimienieniieatsietilienagazovaiasvarkastali"
    ["file_id"] => string(6) "339386"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471244131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства