kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Гигиена зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен по учебнику «Биология. Человек». Авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Это третий урок в теме «Анализаторы» и второй урок  в теме «Зрительный анализатор». В содержании отражён весь необходимый минимум, в соответствии с образовательным стандартом. Урок соответствует ФГОС ООО, имеет практическую направленность, большая часть работы на уроке выполняется учениками, учитель выступает в роли тьютора. К основному содержанию урока прилагается рабочая инструкция для учащихся, которая выдаётся до начала урока, на перемене и ребята имеют возможность по конкретным вопросам повторить домашнее задание. Таким образом, «экспресс-опрос» идёт очень быстро, по цепочке (возможен соревновательный мотив), повторяется и закрепляется весь ранее изученный материал по данной теме.  При выполнении первого задания, тот ученик, который справился быстрее остальных, получает небольшое сообщение о профилактике заболеваний глаз при работе за компьютером, и по просьбе учителя проводит физкульминутку для глаз с ребятами, содержание которой также содержится сообщении. Урок проходит живо, динамично, интересно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Памятка - физкультминутка»

Памятка

Как сохранить зрение при работе за компьютером

При долгой работе за компьютером мышцы глаз сильно напрягаются, что дает повод для развития многих заболеваний глаз. Для того чтобы вред, причиняемый монитором нашим глазам, свести к минимуму, нужно придерживаться нескольких основных рекомендаций по работе за компьютером.


1. При работе чаще перемещайте глаза по экрану, а еще лучше через каждые 3 – 5 минут переводите взгляд с экрана на другой предмет, например, на фотографию на столе.

2. Если приходится читать с экрана монитора, почаще моргайте, например, после каждой строки, а после каждого прочитанного абзаца – посмотрите вдаль несколько секунд.

3. Для снятия утомления время от времени, хотя бы через каждые два часа, отрывайте глаза от монитора и делайте «зарядку» для глаз, которая занимает не более 5 минут.


«Зарядка» для глаз

Главное условие для выполнения этих упражнений – удобное положение, сидя на стуле или стоя. Выполнять их можно в произвольном порядке, не менее шести раз каждое.

1. Самое главное упражнение: расслабление. Закройте глаза и прикройте их ладонями, скрестив пальцы на лбу. При этом можно помечтать или вспомнить приятные моменты  из жизни.


2. Второе по значимости упражнение - моргание. Сначала нужно моргать с некоторым усилием, потом легко, «как бабочка крыльями». Выполняйте его после каждого следующего упражнения.


3. Делайте открытыми глазами круговые движения по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.


4. То же самое делайте закрытыми глазами.


5. Держа голову прямо, делайте движения глазами по горизонтали (вправо-влево) и вертикали (вверх-вниз), а также по диагонали: левый нижний угол – правый верхний, правый нижний угол – левый верхний. При этом немного, 2 - 3 секунды, задержите взгляд в конечной точке одного движения.


6. Возьмите карандаш и перемещайте его с расстояния вытянутой руки до кончика носа и обратно, следя глазами за его движением.

Первое время следовать этим рекомендациям будет трудновато, но если в течение некоторого времени их выполнять, то вы привыкните, а ваши глаза скажут вам «спасибо».

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист для учащихся по гигиене зрения»

Рабочая инструкция к уроку

1. Проверка домашнего задания (экспресс-опрос):

(ответ должен быть точным и кратким.

Цель: учимся логично, кратко выстраивать высказывания повторяя изученный материал)


  1. Какую тему мы изучаем?

  2. С каким анализатором знакомились на прошлом уроке?

  3. Значение зрения для человека Как иначе называется глаз и где он расположен?

  4. Почему глазное яблоко может свободно двигаться?

  5. Какую защиту имеет глаз?

  6. Назовите железу внешней секреции, расположенную в наружном углу глаза, её значение?

  7. Почему плачущий человек хлюпает носом?

  8. Продолжите фразу: Снаружи глазное яблоко покрыто….

  9. В передней части глаза склера переходит

  10. Внутри глаз выстилает…

  11. Какой цвет имеет сосудистая оболочка, почему?

  12. В передней части сосудистая оболочка переходит

  13. В середине радужной оболочки находится…

  14. Что является причиной расширения и сужения зрачка, примеры

  15. За зрачком располагается… , что он собой представляет?

  16. Какую особенность имеет хрусталик в отличие от обычной линзы?

  17. Что представляет собой сетчатка глаза?

  18. Назовите зрительные рецепторы их функции?

  19. Что представляет собой внутренняя среда глаза?

  20. Какую часть сетчатки глаза называют жёлтым пятном?

  21. Что такое слепое пятно? Где оно находится?

  22. Вспомните в какой части ЦНС находится зрительный центр? Как называется зрение двумя глазами?


Тема урока: __________________________________________________________

Цель урока:___________________________________________________________


_______________________________________________________________________


Задание 1: используя текст пар. 50 , заполните таблицы: Предупреждение глазных болезней» и «Первая помощь при травмах глаз».


Работаем в парах по заполнению таблиц:

1 ряд – дальнозоркость, близорукость (таблица №1)

2 ряд – коньюктивит, катаракта (таблица №1)

3 ряд – травмы глаз (таблица №2)



Таблица 1 «Предупреждение глазных болезней»


Заболевание глаз

Симптомы

Причина

Профилактика














Таблица 2 «Первая помощь при травмах глаз».


Травма глаз

Причина

Первая помощь











Индивидуальные сообщения:

1. Как сохранить зрение при работе за компьютером Задание 2: (используя информацию стр. 250) Перед нами рецепт на очки, выписанный врачом. Работая в парах, определите какое зрение имеет пациент?


Ответ: в первом рецепте: пациент Сорокин Н.С. ………………..

Линза для правого глаза - ………………, линза для левого глаза – ……………, расстояние между центрами – 64 мм.

Во втором рецепте пациент Рыбаков К.С. ……………..., линза для правого глаза ………….., для левого - ………….. Расстояние между центрами – ………..


Домашнее задание: п. 49, 50 подготовиться к тестовой работе по зрительному анализатору. По желанию написать краткое сообщение «Витамины для зрения».







3



Просмотр содержимого документа
«Урок ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ»

Зрительныцй анализатор (2 урок)

Гигена зрения. Предупреждение глазных болезней

8 класс


Цель: формирование учащихся представление о глазных болезнях, обоснование правил гигиены зрения.

Задачи:


  • Повторить изученный материал по данной теме;

  • Выполнить практические работы, предложенные в учебнике;

  • Познакомиться с болезнями глаз, их причинами;

  • Предупреждение дальнозоркости и близорукости;

  • Профилактика ухудшения зрения.

1.

Необходимое оборудование: таблицы, муляж «Глазное яблоко», рабочие листы для учащихся, мультимедийный проектор, презентация.


Формируемые ключевые компетенции:

- коммуникативная (общение, беседа, письменное выполнение заданий);


- ценностно-смысловая (путем постоянного обращения к окружающей действительности);


- познавательная (получение конкретных знаний путем самостоятельного поиска);


I Орг. момент


Здравствуйте! Садитесь! Я говорю вам, здравствуйте! Я желаю вам здоровья и предлагаю вам поделиться с одноклассниками тем, что вам принадлежит, при этом ничего не отдавая… лыбкой) Давайте улыбнемся друг другу! Посмотрите какие красивые у вас глаза! Настроились….


II Проверка домашнего задания (экспресс-опрос по цепочке):

(ответ должен быть точным и кратким, учимся логично выстраивать высказывания)

  1. Какую тему мы изучаем? (Анализаторы)

  2. С каким анализатором знакомились на прошлом уроке? (зрительный)

  3. Значение зрения для человека (опознание предмета и определение его места в пространстве)

  4. Как иначе называется глаз и где он расположен? (глазное яблоко, в глазницах)

  5. Почему глазное яблоко может свободно двигаться? (мышцы)

  6. Какую защиту имеет глаз? (бровями, ресницами, веками)

  7. Назовите железу внешней секреции, расположенную в наружном углу глаза, её значение (слёзная, выделяет слёзы, которые увлажняют и промывают глаз).

  8. Почему плачущий человек хлюпает носом? (слеза, от наружного верхнего угла глаза идёт в нижний внутренний угол и отсюда в слёзный канал, который выводит избыток слезы в носовую полость)

  9. Продолжите фразу: Снаружи глазное яблоко покрыто…. (склерой)

  10. В передней части глаза склера переходит… ( в роговицу)

  11. Внутри глаз выстилает… (сосудистая оболочка)

  12. Какой цвет имеет сосудистая оболочка, почему? (черный, чтобы свет внутри глаза не рассеивался)

  13. В передней части сосудистая оболочка переходит… (в радужную)

  14. В середине радужной оболочки находится… (зрачок)

  15. Что является причиной расширения и сужения зрачка, примеры (сужается в темноте, расширяется на свету)

  16. За зрачком располагается… (хрусталик), что он собой представляет? (двояковыпуклую линзу)

  17. Какую особенность имеет хрусталик в отличие от обычной линзы? (хрусталик может менять форму) Как? (если предмет далеко от глаз хрусталик уплощается, близко – выпуклым, фокусируя световые лучи на задней стенке сетчатки)

  18. Что представляет собой сетчатка глаза? (это тонкий слой зрительных рецепторов)

  19. Назовите зрительные рецепторы (палочки и колбочки), их функции?

  20. Что представляет собой внутренняя среда глаза? (стекловидное тело)

  21. Какую часть сетчатки глаза называют жёлтым пятном? (скопление колбочек на сетчатке)

  22. Что такое слепое пятно? Где оно находится? (Слепое пятно – выход зрительных нервов, образованных аксонами нейронов, не имеет рецепторов)

  23. Вспомните в какой части ЦНС находится зрительный центр? (в затылочной части переднего (большого) мозга)

  24. Как называется зрение двумя глазами? (бинокулярное)


Попробуем мигать глазами, глядя на недвижимый предмет на парте… (он как-будто движется. Таким образом, наше зрительное поле расширяется и мы видим предмет с двух сторон, то есть в объёме..


Попробуем обмануть наш глаз, выполним лабораторную работу на стр. 249. Читаем – делаем … ВЫВОДЫ (ограничили поле зрения одного глаза, а анализатор работал, т.о и увидел «дырку».


Изучение нового материала

Эпиграфом урока послужат слова великого немецкого поэта Г. Гейне «Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье»

Согласны? Т.О. я предлагаю вам поговорить о здоровье наших глаз

Предположите тему нашего урока.


Тема урока: ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ.


Цель урока? … сформировать представление о глазных болезнях, обосновать правила гигиены зрения.


М. Горький во время болезни вынужден был несколько дней ходить с повязкой на глазах. О своем состоянии он писал так: Ничего не может быть обиднее, чем потерять зрение- это невыразимая обида, она отнимает у человека 9/10 мира.


Задание 1: используя текст пар. 50 , заполните таблицы: Предупреждение глазных болезней» и «Первая помощь при травмах глаз».


Работа в парах по заполнению таблицы:

1 ряд – дальнозоркость, близорукость (таблица №1)

2 ряд – коньюктивит, катаракта (таблица №1)

3 ряд – травмы глаз (таблица №2)



Таблица 1 «Предупреждение глазных болезней»


Заболевание глаз

Симптомы

Причина

Профилактика






















Таблица 2 «Первая помощь при травмах глаз»

Травма глаз

Причина

Первая помощь














Индивидуальные сообщения:

1. Как сохранить зрение при работе за компьютером (памятка – физкультминутка). Задание 2: (используя информацию стр. 250) Перед нами рецепт на очки, выписанный врачом. Определите какое зрение имеет пациент?


Проверь себя:


Ответ: в первом рецепте: пациент Сорокин Н.С. страдает близорукостью. Линза для правого глаза -5 диоптрий, линза для левого глаза –1,5 диоптрии, расстояние между центрами – 64 мм.

Во втором рецепте пациент Рыбаков К.С. дальнозоркий. Линза для правого глаза + 2,5 диоптрии, для левого - +3 диоптрии. Расстояние между центрами – 62 мм.


Домашнее задание: п. 49, 50 подготовиться к тестовой работе по зрительному анализатору, по желанию краткое сообщение «Роль витаминов для укрепления зрения».


Оценим себя…


  1. Выберите самого активного участника урока, объясните почему? Оцениваю его работу на…., так как….

  2. С какими сложностями вы встретились на уроке?

  3. Что показалось наиболее простым?

  4. Над чем ещё предстоит работать?

  5. Продолжите фразу: «Свою работу на уроке я оцениваю на….(почему?)








5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок "Гигиена зрения"

Автор: Латышева Ирина Валериевна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Биология 8 класс. Тема урока: Строение глаза. Гигиена зрения. "
    ["seo_title"] => string(67) "biologhiia-8-klass-tiema-uroka-stroieniie-ghlaza-gighiiena-zrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "146494"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419183063"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе на тему: Зрение. Гигиена зрения (из раздела «Организм человека»)"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_v_4_klassie_na_tiemu_z"
    ["file_id"] => string(6) "424791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1501678271"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "«Здоровье сберегающие технологии и применение их на уроках биологии» "
    ["seo_title"] => string(84) "zdorov-ie-sbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-i-primienieniie-ikh-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "212481"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431859007"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "«Органы зрения и слуха»"
    ["seo_title"] => string(25) "orghany-zrieniia-i-slukha"
    ["file_id"] => string(6) "248858"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446798650"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока в 8 классе "Зрительный анализатор" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-v-8-klassie-zritiel-nyi-analizator"
    ["file_id"] => string(6) "244599"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445963080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства