Зрительныцй анализатор (2 урок)
Гигена зрения. Предупреждение глазных болезней
8 класс
Цель: формирование учащихся представление о глазных болезнях, обоснование правил гигиены зрения.
Задачи:
Повторить изученный материал по данной теме;
Выполнить практические работы, предложенные в учебнике;
Познакомиться с болезнями глаз, их причинами;
Предупреждение дальнозоркости и близорукости;
Профилактика ухудшения зрения.
1.
Необходимое оборудование: таблицы, муляж «Глазное яблоко», рабочие листы для учащихся, мультимедийный проектор, презентация.
Формируемые ключевые компетенции:
- коммуникативная (общение, беседа, письменное выполнение заданий);
- ценностно-смысловая (путем постоянного обращения к окружающей действительности);
- познавательная (получение конкретных знаний путем самостоятельного поиска);
I Орг. момент
Здравствуйте! Садитесь! Я говорю вам, здравствуйте! Я желаю вам здоровья и предлагаю вам поделиться с одноклассниками тем, что вам принадлежит, при этом ничего не отдавая… (улыбкой) Давайте улыбнемся друг другу! Посмотрите какие красивые у вас глаза! Настроились….
II Проверка домашнего задания (экспресс-опрос по цепочке):
(ответ должен быть точным и кратким, учимся логично выстраивать высказывания)
Какую тему мы изучаем? (Анализаторы)
С каким анализатором знакомились на прошлом уроке? (зрительный)
Значение зрения для человека (опознание предмета и определение его места в пространстве)
Как иначе называется глаз и где он расположен? (глазное яблоко, в глазницах)
Почему глазное яблоко может свободно двигаться? (мышцы)
Какую защиту имеет глаз? (бровями, ресницами, веками)
Назовите железу внешней секреции, расположенную в наружном углу глаза, её значение (слёзная, выделяет слёзы, которые увлажняют и промывают глаз).
Почему плачущий человек хлюпает носом? (слеза, от наружного верхнего угла глаза идёт в нижний внутренний угол и отсюда в слёзный канал, который выводит избыток слезы в носовую полость)
Продолжите фразу: Снаружи глазное яблоко покрыто…. (склерой)
В передней части глаза склера переходит… ( в роговицу)
Внутри глаз выстилает… (сосудистая оболочка)
Какой цвет имеет сосудистая оболочка, почему? (черный, чтобы свет внутри глаза не рассеивался)
В передней части сосудистая оболочка переходит… (в радужную)
В середине радужной оболочки находится… (зрачок)
Что является причиной расширения и сужения зрачка, примеры (сужается в темноте, расширяется на свету)
За зрачком располагается… (хрусталик), что он собой представляет? (двояковыпуклую линзу)
Какую особенность имеет хрусталик в отличие от обычной линзы? (хрусталик может менять форму) Как? (если предмет далеко от глаз хрусталик уплощается, близко – выпуклым, фокусируя световые лучи на задней стенке сетчатки)
Что представляет собой сетчатка глаза? (это тонкий слой зрительных рецепторов)
Назовите зрительные рецепторы (палочки и колбочки), их функции?
Что представляет собой внутренняя среда глаза? (стекловидное тело)
Какую часть сетчатки глаза называют жёлтым пятном? (скопление колбочек на сетчатке)
Что такое слепое пятно? Где оно находится? (Слепое пятно – выход зрительных нервов, образованных аксонами нейронов, не имеет рецепторов)
Вспомните в какой части ЦНС находится зрительный центр? (в затылочной части переднего (большого) мозга)
Как называется зрение двумя глазами? (бинокулярное)
Попробуем мигать глазами, глядя на недвижимый предмет на парте… (он как-будто движется. Таким образом, наше зрительное поле расширяется и мы видим предмет с двух сторон, то есть в объёме..
Попробуем обмануть наш глаз, выполним лабораторную работу на стр. 249. Читаем – делаем … ВЫВОДЫ (ограничили поле зрения одного глаза, а анализатор работал, т.о и увидел «дырку».
Изучение нового материала
Эпиграфом урока послужат слова великого немецкого поэта Г. Гейне «Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье»
Согласны? Т.О. я предлагаю вам поговорить о здоровье наших глаз
Предположите тему нашего урока.
Тема урока: ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ.
Цель урока? … сформировать представление о глазных болезнях, обосновать правила гигиены зрения.
М. Горький во время болезни вынужден был несколько дней ходить с повязкой на глазах. О своем состоянии он писал так: Ничего не может быть обиднее, чем потерять зрение- это невыразимая обида, она отнимает у человека 9/10 мира.
Задание 1: используя текст пар. 50 , заполните таблицы: Предупреждение глазных болезней» и «Первая помощь при травмах глаз».
Работа в парах по заполнению таблицы:
1 ряд – дальнозоркость, близорукость (таблица №1)
2 ряд – коньюктивит, катаракта (таблица №1)
3 ряд – травмы глаз (таблица №2)
Таблица 1 «Предупреждение глазных болезней»
Заболевание глаз | Симптомы | Причина | Профилактика |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Таблица 2 «Первая помощь при травмах глаз»
Травма глаз | Причина | Первая помощь |
| | |
| | |
| | |
| | |
Индивидуальные сообщения:
1. Как сохранить зрение при работе за компьютером (памятка – физкультминутка). Задание 2
: (используя информацию стр. 250) Перед нами рецепт на очки, выписанный врачом. Определите какое зрение имеет пациент?
Проверь себя:
Ответ: в первом рецепте: пациент Сорокин Н.С. страдает близорукостью. Линза для правого глаза -5 диоптрий, линза для левого глаза –1,5 диоптрии, расстояние между центрами – 64 мм.
Во втором рецепте пациент Рыбаков К.С. дальнозоркий. Линза для правого глаза + 2,5 диоптрии, для левого - +3 диоптрии. Расстояние между центрами – 62 мм.
Домашнее задание: п. 49, 50 подготовиться к тестовой работе по зрительному анализатору, по желанию краткое сообщение «Роль витаминов для укрепления зрения».
Оценим себя…
Выберите самого активного участника урока, объясните почему? Оцениваю его работу на…., так как….
С какими сложностями вы встретились на уроке?
Что показалось наиболее простым?
Над чем ещё предстоит работать?
Продолжите фразу: «Свою работу на уроке я оцениваю на….(почему?)
5