kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 8 классе "Зрительный анализатор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Зрительный анализатор. Гигиена зрения»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного анализатора;
  • доказать важное значение зрения в жизни человека,
  • дать понятие о формировании зрительного восприятия, о причинах глазных инфекций и их предупреждении, травмах глаза, их профилактике и первой помощи; разъяснить причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия, раскрыть роль гигиены зрения в их предупреждении; выяснить причины возникновения катаракты и бельма и способах их лечения.
  • способствовать развитию формирования умений и навыков работы с учебником, дополнительной литературой, компьютером.

Задачи:

1.  Помочь  учащимся разобраться в строении, функционировании и   значении  органа зрения – глаза и зрительного анализатора. Чётко сформировать понятия – «орган чувств» и «анализатор».

2. Способствовать развитию умений самостоятельно работать с учебником,                               дидактическим материалом, наглядными пособиями, проводить простейшие опыты, наблюдения. Учить анализировать, делать выводы

3. Способствовать развитию навыков работы в группе. Воспитывать    умение слышать и уважать друг друга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word»

Близорукость

Близору́кость (также - миопи́я) (от др.-греч. μύω — «щурюсь» и ὄψις — «взгляд, зрение») — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Является разновидностью аметропии. Наиболее распространённая причина — увеличенное в длину глазное яблоко, вследствие чего сетчатка располагается за фокальной плоскостью. Более редкий вариант — когда преломляющая система глаза фокусирует лучи сильнее, чем нужно (и, как следствие, они сходятся не на сетчатке, а перед ней). В любом из вариантов, при рассматривании удаленных предметов, на сетчатке возникает нечёткое, размытое изображение.

Человек хорошо видит вблизи, но плохо видит вдали, и для решения этой проблемы может пользоваться очками или контактными линзами с отрицательными значениями оптической силы.

Причины близорукости

Миопия является генетически обусловленным заболеванием, в результате которого форма глазного яблока вытягивается. Чаще всего развивается в подростковом возрасте.[1]

Если вовремя не принять мер, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие — к частичной или полной утрате трудоспособности.

Также близорукость может быть вызвана спазмом аккомодации (в молодом возрасте), кератоконусом (изменением формы роговицы), смещением хрусталика при травме (подвывих, вывих), склерозом хрусталика (в пожилом возрасте). [2]

Разрешение проблемы близорукости

В подавляющем большинстве случаев близорукости сопровождается увеличением передне-заднего размера глазного яблока[3]. Данная проблема решается с помощью очков или контактных линз (только на время ношения), ортокератологических линз (на несколько часов после снятия) или рефракционной хирургии.

Национальный Институт Здоровья США утверждает, что не существует способов предотвратить миопию, а использование очков и контактных линз не оказывает влияния на прогрессирование данного заболевания.[4]

Виды близорукости

В офтальмологии принято разделять близорукость на следующие виды[5]:

  • врождённая (myopia congenita) — редко встречающаяся форма близорукости, констатируемая с первых дней жизни и обусловленная аномалиями развития глазного яблока;

  • ложная (спазматическая, псевдомиопия; myopia falsa) — близорукость, возникающая при увеличении тонуса ресничной мышцы (спазма аккомодации) и исчезающая с его нормализацией;

  • ночная (сумеречная; myopia nocturna) — близорукость, связанная с эмметропической рефракцией глаза, возникающая при недостатке света и исчезающая при увеличении освещённости;

  • осложнённая (myopia complicata) — близорукость, сопровождающаяся анатомическими изменениями глаза, приводящими к потере зрения;

Степени близорукости

По тяжести заболевания, в близорукости выделяют три степени.

Слабая — до 3 диоптрий, средняя — от 3,25 до 6 диоптрий, высокая — свыше 6 диоптрий. Высокая миопия может достигать весьма значительных величин: 15, 20, 30 D.

При слабой и средней степени близорукости, как правило, осуществляется полная или почти полная оптическая коррекция для дали и применяются более слабые (на 1-2 диоптрий) линзы для работы на близком расстоянии.

Близорукость может быть врождённой, а может появиться со временем, иногда начинает усиливаться — прогрессировать. При высокой степени близорукости — постоянная коррекция, величина которой для дали и для близи определяется по переносимости. Если очки недостаточно повышают остроту зрения, рекомендуется контактная коррекция.

Способы коррекции близорукости

В настоящее время существуют 7 признанных способов коррекции близорукости, а именно: очки, контактные линзы, лазерная коррекция зрения, Рефракционная замена хрусталика (ленсэктомия), Имплантация факичных линз, Радиальная кератотомия и Кератопластика (пластика роговицы). В зависимости от степени близорукости человек может испытывать постоянную потребность в очках или временную (только при необходимости разглядеть предмет на расстоянии), например, при просмотре телепрограмм и кинофильмов, во время управления автомобилем или при работе за компьютером.

При близорукости сила очковых стёкол и контактных линз обозначается отрицательным числом. Рефракционная хирургия способна уменьшить или полностью устранить необходимость пользоваться очками или контактными линзами. Наиболее часто такие операции делаются с помощью специальных лазеров.

Осложнения близорукости

При несвоевременном лечении или неправильной коррекции близорукости возможно прогрессирование заболевания и возникновение осложнений, таких как образование стафилом склеры (выпячивание), дистрофии и кровоизлияния на сетчатке и в стекловидном теле, в тяжёлых случаях их отслойка.













Дальнозоркость

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 июня 2014; проверки требуют 8 правок.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 июня 2014; проверки требуют 8 правок.

Перейти к: навигация, поиск


Коррекция дальнозоркости при помощи двояковыпуклой линзы.

Дальнозоркость (гиперметропия) — особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображения далёких предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой. В молодом возрасте при не слишком высокой дальнозоркости с помощью напряжения аккомодации можно сфокусировать изображение на сетчатке.

Разновидность аметропии.

Для получения отчётливого изображения на сетчатке приходится усилить рефракцию. Это аномалия зрения, которую имеют около четверти населения Земли. Существует ошибочное мнение, что дальнозоркие хорошо видят вдаль, однако это не всегда так. Часто дальнозоркие видят плохо и вблизи, и вдали. Однако люди, страдающие лишь возрастной дальнозоркостью (пресбиопией), хорошо видят вдаль, так как у них нет аномалий рефракции и хрусталик всегда находится в расслабленном состоянии. Дальнозоркие люди часто испытывают головные боли при выполнении работы вблизи.

Причины дальнозоркости

Одной из причин дальнозоркости может быть уменьшенный размер глазного яблока на передне-задней оси. Практически все младенцы — дальнозоркие. Но с возрастом у большинства этот дефект пропадает в связи с ростом глазного яблока.

Причина возрастной (старческой) дальнозоркости (пресбиопии) — уменьшение способности хрусталика изменять кривизну. Этот процесс начинается в возрасте около 25 лет, но лишь к 40—50 годам приводит к снижению остроты зрения при чтении на обычном расстоянии от глаз (25—30 см). Примерно к 65 годам глаз уже практически полностью теряет способность к аккомодации.[уточнить]

Виды дальнозоркости

Кроме естественной физиологической дальнозоркости у детей младенческого возраста заболевание может быть врождённым. Речь идёт о тех случаях, когда зрение у ребёнка со временем самостоятельно не приходит в норму. Причиной дальнозоркости этой формы может послужить не только малый размер глазного яблока, но и слабая врождённая преломляющая сила хрусталика или роговицы.

При врожденной дальнозоркости у детей с коэффициентом выше 3.0 диоптрий существует большая вероятность развития сопутствующего заболевания – косоглазия содружественной формы. К нему приводит перенапряжение глазодвигательных мышц ребёнка и постоянное сведение глаз к носу для большей чёткости зрения. Дальнейшее прогрессирование болезни может стать причиной еще более грозного осложнения дальнозоркости у детей - амблиопии (ослабленного зрения одного из глаз).

Возрастная дальнозоркость характерна для людей старше 45 лет. Заболевание обусловлено возрастными изменениями мышц и тканей глаза. Хрусталик со временем склерозируется, уплотняется, ресничная мышца слабеет, и глаз теряет способность к нормальному преломлению лучей.

Возрастная дальнозоркость – естественное состояние человека. Предотвратить её нельзя, но можно избежать последствий возрастной дальнозоркости: нечёткости зрения, головной боли и перенапряжения глаз. Для этого нужно своевременно начать коррекцию дальнозоркости с помощью очков, контактных методик или хирургического лечения.

Нередко в молодом возрасте дальнозоркость приобретает скрытую форму. Аккомодационные возможности глаз ещё велики, и человек не ощущает проблем со зрением, но перенапряжение глазных мышц приводит к быстрому утомлению глаз, головной боли и тошноте. Со временем скрытое заболевание становится явным, и в случае запоздалой диагностики дальнозоркости у детей грозит обернуться косоглазием или амблиопией.

Лечение дальнозоркости

Дальнозоркость может быть исправлена при помощи как очков, так и контактных линз, чтобы изменить направление лучей света в глазу. Больные зачастую вынуждены носить очки или контактные линзы или всё время, или только для близи (читая, работая на компьютере, или выполняя другую близкую работу).

Рефракционная хирургия, например LASIK, также может исправить дальнозоркость. Она может уменьшить или совсем устранить потребность в очках или контактных линзах при дальнозоркости.





























Дальтонизм

Дальтони́зм, цветовая слепота — наследственная, реже приобретённая особенность зрения человека и приматов, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал один из видов цветовой слепоты на основании собственных ощущений в 1794 году.

Причина нарушений цветового зрения

У человека в центральной части сетчатки расположены цветочувствительные рецепторы — нервные клетки, которые называются колбочками. Каждый из трёх видов колбочек имеет свой тип цветочувствительного пигмента белкового происхождения. Один тип пигмента чувствителен к красному цвету с максимумом 552—557 нм[источник не указан 1011 дней], другой — к зелёному (максимум около 530 нм), третий — к синему (426 нм). Люди с нормальным цветным зрением имеют в колбочках все три пигмента (красный, зелёный и синий) в необходимом количестве. Их называют трихроматами (от др.-греч. χρῶμα — цвет).

Наследственная природа нарушений цветового зрения

Передача дальтонизма по наследству связана с X-хромосомой и практически всегда[уточнить] передаётся от матери-носителя гена к сыну, в результате чего в двадцать раз чаще проявляется у мужчин, имеющих набор половых хромосом XY. У мужчин дефект в единственной X-хромосоме не компенсируется, так как «запасной» X-хромосомы нет. Разной степенью дальтонизма страдают 2—8 % мужчин, и только 0,4 % женщин.

Некоторые виды дальтонизма следует считать не «наследственным заболеванием», а скорее — особенностью зрения. Согласно исследованиям британских учёных[1][2], люди, которым трудно различать красные и зелёные цвета, могут различать множество других оттенков. В частности, оттенков цвета хаки, которые кажутся одинаковыми людям с нормальным зрением.

Приобретённый дальтонизм

Это заболевание, которое развивается только на глазу, где поражена сетчатка или зрительный нерв. Этому виду дальтонизма свойственно прогрессирующее ухудшение и трудности в различении синего и жёлтого цветов.

Причинами появления приобретенных нарушений цветовосприятия являются:

  • Возрастные изменения — помутнение хрусталика (катаракта). Снижается и зрение вдаль, и цветовосприятие;

  • Нарушение цветового зрения, вызванные приемом различных медикаментов (постоянное или временное);

  • Травмы глаза, затрагивающие сетчатку или зрительный нерв.[3]

Виды дальтонизма: клинические проявления и диагностика

В случае отсутствия одного из зрительных пигментов в сетчатке глаза человек способен различить только два цвета. Таких людей называют дихроматами. При отсутствии пигмента, ответственного за распознавание красного цвета, говорят о протанопической (от греч. πρώτα «первый» + греч. ἀ(ν) «не-» + греч. ὄψις «зрение») дихроматии, а в случае отсутсвия зелёного пигмента — о дейтеранопической (аналогично от греч. δεύτερος «второй») дихроматии. В случае, когда активность одного из пигментов всего лишь снижена, говорят об аномальной трихроматии — в зависимости от цвета, ощущение которого ослаблено, такие состояния называют протаномалией и дейтераномалией соответственно.

Наиболее часто встречается дефект красного пигмента — у 8 % белых мужчин и 0,5 % белых женщин; в 75% случаев речь идёт об аномальной трихроматии.

Клинически различают полную и частичную цветовую слепоту.

  • Реже всего наблюдается полное отсутствие цветного зрения[4] .

  • Частичная цветовая слепота

  • Красные рецепторы нарушены — наиболее частый случай:

  • Дихромия

  • Протанопия (protanomaly, deuteranomaly)

  • Синий и жёлтый участок спектра не воспринимаются:

  • Дихромия — тританопия (tritanopia) — отсутствие цветовых ощущений в сине-фиолетовой области спектра, встречается крайне редко. При тританопии все цвета спектра представляются оттенками красного или зелёного.

  • Дейтеранопия — пониженная чувствительность к некоторым цветам, в основном к зеленому.

  • Аномалии по трём цветам (tritanomaly)

Лечение дальтонизма

Лечение дальтонизма возможно с помощью методов генной инженерии за счет внедрения в клетки сетчатки недостающих генов с использованием в качестве вектора вирусных частиц. В 2009 г. в «Nature» появилась публикация об успешном испытании этой технологии на обезьянах, многие из которых от природы плохо различают цвета[9][10]. Также существуют методы корректировки цветовосприятия с помощью специальных линз.



Коньюктивит глаза — симптомы, диагностика, лечение

Коньюктивит – это воспалительный процесс, который поражает слизистую оболочку глаза – конъюнктиву. Конъюнктива глаза – это  прозрачная, тонкая слизистая ткань глазного яблока. Главной функцией конъюнктивы является  секреция слизистой и жидкой части слезной жидкости, которая омывает глаз.

Возникновение этого воспалительного процесса связано с попаданием бактерий, вирусов, грибков, различных аллергенов на слизистую.  Люди, использующие контактные линзы находятся в группе риска по возникновению коньюктивита. Развивается воспалительный процесс достаточно быстро. Коньюктивит может быть как самостоятельным, так и сопутствующим заболеванием.

Очень важно правильно определить возбудителя инфекционного процесса, так как это позволит подобрать эффективное лечение с применением соответствующих лекарственных препаратов. Лечение коньюктивита проводится комплексно с комбинированием 3-4 лекарственных препаратов в определенной последовательности.

Ни в коем  случае не стоит заниматься самолечением, так как это приведет к нежелательным результатам, например, к «синдрому сухого глаза» при появлении первых признаков сразу обратится к специалистам. Как мы уже сказали, возбудителем коньюктивита могут быть бактерии, вирусы, различных аллергенов, грибков, а значит и лечится, будут по-разному.

Симптомы

 И так коньюктивит может быть: вирусным, бактериальным, грибковым, аллергическим. Каждый из них имеет определенные симптомы, но есть и ряд общих, которые встречаются при любом виде коньюктивита — это покраснение и отек коньюктивы, повышенная чувствительность к свету, слезотечение, ощущение сухости и песка в глазах, боль в глазах.

Виды

 Аллергический коньюктивит – проявляется по-разному, в зависимости от аллергена, который является возбудителем, чаще всего это бывают лекарственные препараты, развивается в течение нескольких часов приема лекарства (еще одна причина, по которой не следует заниматься самолечением). Появляется отек коньюктивы, боль и жжение в глазах, слизистое выделение из глаз. По клинической картине напоминает сезонный коньюктивит, для которого характерны: повешенная чувствительность к свету, зуд и жжение в глазах, обильное слезотечение, покраснение и отек глаз, а также слизистое выделение.

Грибковый коньюктивит — выделяют более 60 видов грибков возбудителей. В зависимоти от грибка-возбудителя клиническая картина будет разной, но для всех характерно вялое течение воспалительного процесса.

Вирусный коньюктивит  — часто сопутствует поражение верхних дыхательных путей, или предшествует ему. Это может происходить при аденовирусной инфекции. Развивается в течение 7 дней. Наблюдается слезотечение, покраснение и отек коньктивы, может быть кровоизлияние в виде точек.

Бактериальный коньюктивит —  может возникать вследствие травмы глаз (коньюктивы), заболеваний носа, переохлаждении, обморожениях. В таких случаях создается благоприятная среда для стремительного размножения бактерий и микроорганизмов. Проявляется обилным гнойным выделением, сильным отеком век, значительное покраснение глаз.

Диагностика

 В диагностике коньюктивита главную роль играет клиническая картина, также собирают анамнез заболевания (когда появилась, после чего, какие препараты принимает человек, какие первые признаки, есть ли аллергия на что-нибудь и т.д.). Для выявления возбудителя берется мазок, выделения из глаз.

Лечение

 Лечение назначается в зависимости от возбудителя и стадии развития.

При бактреиальном коньюктивите — назначаются антибиотики в виде капель, предварительно проводиться определение чувствительности возбудителя к антибиотикам (левомицитин, сульфалил натрия, гентамицин, ципромед – ципрофлоксоцин, тобрекс)

При вирусном конюктивите – назначают интерферон, например офтальмоферон.

При аллергическом коньюктевите – назначают антигистаминные капли (опатанол, лекролин) совместно с гармональными мазями (гидрокортизон, дексаметазон)

При грибковом коньюктевите – лекарственные препараты назначаются в зависимости от гибка-возбудителя.

Очень часто не удается точно установить возбудителя, поэтому назначается комплекс лекарственных препаратов и применяется он в определенной последовательности.





Просмотр содержимого документа
«Открытый урок»

«Зрительный анализатор. Гигиена зрения»

Никулина Ольга Сергеевна, учитель биологии

МАОУ Московской СОШ

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного анализатора;

  • доказать важное значение зрения в жизни человека,

  • дать понятие о формировании зрительного восприятия, о причинах глазных инфекций и их предупреждении, травмах глаза, их профилактике и первой помощи; разъяснить причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия, раскрыть роль гигиены зрения в их предупреждении; выяснить причины возникновения катаракты и бельма и способах их лечения.

  • способствовать развитию формирования умений и навыков работы с учебником, дополнительной литературой, компьютером.

Задачи:

1. Помочь учащимся разобраться в строении, функционировании и значении органа зрения – глаза и зрительного анализатора. Чётко сформировать понятия – «орган чувств» и «анализатор».

2. Способствовать развитию умений самостоятельно работать с учебником, дидактическим материалом, наглядными пособиями, проводить простейшие опыты, наблюдения. Учить анализировать, делать выводы

3. Способствовать развитию навыков работы в группе. Воспитывать умение слышать и уважать друг друга.

Оборудование: Демонстрационный материал: презентация, учебно-методический комплекс, раздаточный материал: рабочие листы.


Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

Ребята! Мы постоянно получаем информацию из окружающей среды, которая обрабатывается нервной системой. А какие органы помогают нам получать эту информацию? (Органы чувств)

Какие органы чувств вам известны?

У вас на партах находятся предметы. Соберите о них как можно больше информации, используя все возможные органы чувств. (1 группа – ручка, 2 группа – муляж огурца, 3 группа – мягкая игрушка 4 группа - муляж гриба). 2 минуты.

Ответы детей.

С помощью какого органа чувств вы получили наибольшее количество информации? (Зрения).

Недаром говорят – лучше один раз увидеть, чем ....... 100 раз услышать. Зрение дает больше информации чем другие органы чувств.


3. Объявление темы урока и целеполагание.

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Запишем ее в тетрадь.

Задачи урока: познакомиться со строением и функциями органа зрения, гигиеной зрения.

4. Актуализация знаний.

Мы в курсе зоологии изучали органы зрения различных животных.

Какое значение имеет зрение в их жизни? Какое значение имеет зрение в жизни человека? (Мы имеем возможность видеть предметы, их форму, размеры, цвет, где находится объект, подвижен или нет; читать книги, смотреть фильмы, телепередачи, работать за компьютером и т.д.)

5. Изучение нового материала.

Глаза расположены в глазницах черепа. Они надежно защищены от ушибов. Какие еще защитные приспособления имеются и каково строение глаза – мы будем изучать на данном этапе урока.

- Расположение и внешнее строение глаза.

Глазное яблоко имеет почти сферическую форму около 2 см в диаметре, массой – 6-8 г.

Движение глаз: для управления движением глаза существует 6 мышц: 4 прямые и 2 косые

Защитные приспособления глаза

Веки и ресницы защищают глаза от пыли и световых лучей. Брови защищают глаза от стекающего пота

Слезный аппарат. Слёзные железы, расположенные у наружного угла глаз, выделяют слезы, которые увлажняют, очищают, дезинфицируют поверхность глазного яблока
Внутреннее строение глаза

(рисунок стр. 245-246 учебника и материал параграфа 49)

Название оболочек

Значение

1. Белочная (1 мм)

Склера
Роговица

 Обеспечивает форму глазного яблока и его защиту
Преломляет лучи

2. Сосудистая  (0,2-0,4 мм)

Радужка (передняя часть сосудистой оболочки)
Зрачок (отверстие в радужной оболочке)

 Питание глаза
Содержит пигмент, придающий цвет глазу.
Регулирует количество поступающего света

3. Сетчатка (0,15-0,20 мм)

Формирование нервных импульсов под действием света


Время работы – 5 минут.

Подведение итогов работы, заполнение таблицы.



Давайте сейчас выполним некоторые упражнения.

1. движения глаз влево-вправо

2. движения глаз вверх-вниз

3. движение глаз по кругу

4. движение глаз по диагонали

5. зажмурьте глаза на несколько секунд.


ЛЫ́СОВА Михалина Анатольевна— выдающаяся российская спортсменка Заслуженный мастер спорта. Многократный победитель и призер этапов Кубка мира и Европы. Участница Паралимпийских игр в Ванкувере-2010 и Сочи-2014. Четырехкратная паралимпийская чемпионка, пятикратный призер паралимпиад (три серебряных и две бронзовых медали). главная причина участия именно в параолимпийских играх - нарушение зрения, но она слепа от рождения.


Какие дефекты зрения вам знакомы?




6. Работа в группах:

1 группа знакомится близорукостью.

2 группа знакомится с дальнозоркостью.

3 группа знакомится с коньюктивитом.

4 группа знакомится с дальтонизмом


7. Закрепление знаний по теме.


ФИШБОУН

Проблема причина вывод







следствие




Орган зрения – один из самых важных органов чувств, который необходимо беречь. На следующем уроке мы будем изучать заболевания и повреждения органа зрения, и я хочу обратить ваше внимание на тех людей, которые имеют серьезные нарушения зрения, но не отчаиваются и не опускают руки. Такие примеры вы видели на паралимпийских играх, когда незрячие спортсмены завоевывали золотые медали. Я предлагаю желающим приготовить сообщение о незрячих российских спортсменах-победителях паралимпиады.


9. Домашнее задание. §49, 50

9. Подведение итогов.

Что нового вы узнали об органе зрения?

Был ли для вас полезен сегодняшний урок?

Как вы оцениваете свою работу в группе?




Заполнение таблицы «Строение и функции органа зрения».


Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные системы

Брови


Волосы, идущие от внутреннего к внешнему углу глаза

Отводят пот со лба

Веки


Кожные складки с ресницами

Защита глаза, равномерное распределение слезной жидкости

Слезный аппарат

Слезная железа и слезовыводящий канал

Слезы смачивают, очищают, дезинфицируют

Оболочки глаза


Белочная


Склера – плотная непрозрачная ткань белого цвета (толстая, 1 мм, прочная)


Обеспечивает форму глазного яблока и его защиту


Сосудистая



Средняя оболочка (0,2-0,4 мм), обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом

Питание глаза

Сетчатка



Внутренняя оболочка (0,15-0,20 мм) состоит из пигментного слоя и прилегающих к нему фоторецепторных клеток


Пигмент поглощает свет, уменьшает отражение и рассеивание света.

Формируются нервные импульсы под действием света.

Оптическая система

Роговица


Прочная передняя часть белочной оболочки (снабжена чувствительными нервными окончаниями)

Преломляет лучи

Защитные рефлексы (слезотечение, моргание, смыкание век)

Радужная оболочка

Передняя часть сосудистой оболочки

Содержит пигмент, придающий цвет глазу

Зрачок

Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами

Путем расширения и сужения регулирует количество поступающего света

Хрусталик

Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничным телом

Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией (Аккомодация – это настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта, в результате изменения кривизны хрусталика).

Стекловидное тело

Прозрачное студенистое вещество

Заполняет глазное яблоко, преломляет лучи

Световоспринимающая

Фоторецепторы – рецепторы, реагирующие на световые лучи

В сетчатке 2 вида фоторецепторов: палочки (130 млн.) и колбочки (7 млн.)






Слепое пятно – место, откуда выходит зрительный нерв, изображение не воспринимает.

Палочки воспринимают форму, их больше по краям (зрение при слабом освещении), колбочки воспринимают цвет, сосредоточены на задней поверхности глаза против зрачка (образуют желтое пятно).



Просмотр содержимого документа
«приложение»


ФИШБОУН

Проблема причина вывод














следствие


«Зрительный анализатор. Гигиена зрения.»





Просмотр содержимого документа
«приложение2»


Название дефекта зрения___________________________________________

Краткое описание_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Виды________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________




Причины дефекта зрения_____________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Решение проблемы___________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________




Профилактика



Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Тема раздела: Органы чувств и анализаторы

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

Биология, 8 класс

Тема занятия/урока

Зрительный анализатор. Гигиена зрения.

Цель (цели) занятия/урока

  • конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного анализатора;

  • доказать важное значение зрения в жизни человека,

  • дать понятие о формировании зрительного восприятия, о причинах глазных инфекций и их предупреждении, травмах глаза, их профилактике и первой помощи; разъяснить причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия, раскрыть роль гигиены зрения в их предупреждении; выяснить причины возникновения катаракты и бельма и способах их лечения.

  • способствовать развитию формирования умений и навыков работы с учебником, дополнительной литературой, компьютером.

Задачи урока

1. Помочь учащимся разобраться в строении, функционировании и значении органа зрения – глаза и зрительного анализатора. Чётко сформировать понятия – «орган чувств» и «анализатор».

2. Способствовать развитию умений самостоятельно работать с учебником, дидактическим материалом, наглядными пособиями, проводить простейшие опыты, наблюдения. Учить анализировать, делать выводы

3. Способствовать развитию навыков работы в группе. Воспитывать умение слышать и уважать друг друга.

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

В познавательной сфере:

1.Давать определение изученных понятий.

2. Описывать строение и функции органа зрения.

В ценностно-ориентационной сфере: Осознание ценности органа зрения.

В сфере безопасности жизнедеятельности: Формирование бережного отношения к органу зрения.










Личностные:

1.Принятие социальной роли обучающегося

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

2. Устанавливать причинно следственные связи.

3.Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Демонстрационный материал: таблица «Зрительный анализатор», презентация, учебно-методический комплекс.

Раздаточный материал: рабочие листы.

Основные этапы и виды деятельности


Этап урока

Цель - результат

Содержание

(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (работает на мою цель)

Мотивация.

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности, возможность сочетать с проверкой домашнего задания и т.д.)

Эмоциональный настрой.

Приветствие, проверка посадки учеников по группам.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп.


Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений, предложений для затравки и т.д.)

Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями

Направить обучающихся на самостоятельное определение темы и задач занятия

- Ребята! Мы постоянно получаем информацию из окружающей среды, которая обрабатывается нервной системой. А какие органы помогают нам получать эту информацию?

- Какие органы чувств вам известны?

- У вас на партах находятся предметы. Соберите о них как можно больше информации, используя все возможные органы чувств. (1 группа – ручка, 2 группа – муляж огурца, 3 группа – мягкая игрушка 4 группа - муляж гриба). 2 минуты.

- С помощью какого органа чувств вы получили наибольшее количество информации? (Зрения).

- Недаром говорят – лучше один раз увидеть, чем ....... 100 раз услышать. Зрение дает больше информации чем другие органы чувств.


Создание условий для определения темы, задач урока.

Обучающиеся отвечают на вопросы, работая в группах, делают умозаключения.

Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе.


Обучающиеся в группах определяют тему занятия.



Обучающиеся записывают тему урока в тетрадях.







ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Открытие нового (знания, способа действия)

Работа по учебнику Практическая работа. Обсуждение (в группах) Формулирование вариантов выводов. Обобщение

Формировать знания о строении и функциях органа зрения и зрительного анализатора.

- Мы в курсе зоологии изучали органы зрения различных животных.

- Какое значение имеет зрение в их жизни? Какое значение имеет зрение в жизни человека?

- Расположение и внешнее строение глаза.

Глазное яблоко имеет почти сферическую форму около 2 см в диаметре, массой – 6-8 г.

Движение глаз: для управления движением глаза существует 6 мышц: 4 прямые и 2 косые

Защитные приспособления глаза

Веки и ресницы защищают глаза от пыли и световых лучей. Брови защищают глаза от стекающего пота

Слезный аппарат. Слёзные железы, расположенные у наружного угла глаз, выделяют слезы, которые увлажняют, очищают, дезинфицируют поверхность глазного яблока
Внутреннее строение глаза

(рисунок стр. 245-246 учебника и материал параграфа 49)

Название оболочек

Значение

1. Белочная (1 мм)

Склера
Роговица

 Обеспечивает форму глазного яблока и его защиту
Преломляет лучи

2. Сосудистая  (0,2-0,4 мм)

Радужка (передняя часть сосудистой оболочки)
Зрачок (отверстие в радужной оболочке)

 Питание глаза
Содержит пигмент, придающий цвет глазу.
Регулирует количество поступающего света

3. Сетчатка (0,15-0,20 мм)

Формирование нервных импульсов под действием света

















ЛЫ́СОВА Михалина Анатольевна— выдающаяся российская спортсменка Заслуженный мастер спорта. Многократный победитель и призер этапов Кубка мира и Европы. Участница Паралимпийских игр в Ванкувере-2010 и Сочи-2014. Четырехкратная паралимпийская чемпионка, пятикратный призер паралимпиад (три серебряных и две бронзовых медали). главная причина участия именно в параолимпийских играх - нарушение зрения, но она слепа от рождения.


Какие дефекты зрения вам знакомы?





Работа с учебником и презентацией




















Организация работы в группах




















Заполнение схемы
































Выполняют гимнастику для глаз:

1. движения глаз влево-вправо

2. движения глаз вверх-вниз

3. движение глаз по кругу

4. движение глаз по диагонали

5. зажмурьте глаза на несколько секунд.














Работа в группах:

1 группа знакомится близорукостью.

2 группа знакомится с дальнозоркостью.

3 группа знакомится с коньюктивитом.

4 группа знакомится с дальтонизмом







ОБОБЩАЮЩАЯ ЧАСТЬ

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Самостоятельная работа

Творческие задания

Диагностические задания на осознание и понимание нового


Обобщить полученные на уроке знания.

ФИШБОУН

Проблема причина вывод







следствие




Консультации по зазаполнению схемы

Подведение итогов работы, заполнение таблицы.

Анализируют, устанавливают причинно- следственные связи.Работа в группах, организуют учебное сотрудничество.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности (самооценка). Задание на дом.

Определение эффективности урока

Домашнее задание. §49, таблица, сообщения (по желанию).


Подведение итогов.

Что нового вы узнали об органе зрения?

Был ли для вас полезен сегодняшний урок?

Как вы оцениваете свою работу в группе?


Организует обсуждение результатов.

Участвуют в обсуждении




2


Просмотр содержимого презентации
«Орган зрения2»

Лучше один раз увидеть, чем .... 100 раз услышать.

Лучше один раз увидеть, чем ....

100 раз услышать.

Тема урока «Зрительный анализатор. Гигиена зрения»

Тема урока

«Зрительный анализатор. Гигиена зрения»

Глаза животных

Глаза животных

Защитные приспособления глаза

Защитные приспособления глаза

Защитные приспособления глаза

Защитные приспособления глаза

Внутреннее строение глаза

Внутреннее строение глаза

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз

Михалина Лысова – чемпион Паралимпийских игр в Сочи

Михалина Лысова – чемпион Паралимпийских игр в Сочи

  • 3 золотых медали
  • 3 серебряных медали
Работа в группах: 1 группа знакомится близорукостью. 2 группа знакомится с дальнозоркостью. 3 группа знакомится с коньюктивитом. 4 группа знакомится с дальтонизмом

Работа в группах:

1 группа знакомится близорукостью.

2 группа знакомится с дальнозоркостью.

3 группа знакомится с коньюктивитом.

4 группа знакомится с дальтонизмом

Проблема причина вывод  следствие

Проблема причина вывод

следствие

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Работа с § 49, 50
Что нового вы узнали об органе зрения? Был ли для вас полезен сегодняшний урок? Как вы оцениваете свою работу в группе?
  • Что нового вы узнали об органе зрения?
  • Был ли для вас полезен сегодняшний урок?
  • Как вы оцениваете свою работу в группе?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока в 8 классе "Зрительный анализатор"

Автор: Никулина Ольга Сергеевна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока "Подземные воды" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-podziemnyie-vody"
    ["file_id"] => string(6) "115983"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412186586"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока биологии 8 класс "Орган зрения""
    ["seo_title"] => string(45) "konspekt_uroka_biologii_8_klass_organ_zreniia"
    ["file_id"] => string(6) "656800"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1727234531"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по ручному труду во 2 классе коррекционной школы по теме: Лепка предметов цилиндрической формы."
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-po-ruchnomu-trudu-vo-2-klassie-korriektsionnoi-shkoly-po-tiemie-liepka-priedmietov-tsilindrichieskoi-formy"
    ["file_id"] => string(6) "263244"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449505534"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока на тему "Деление слов на слоги" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dielieniie-slov-na-sloghi"
    ["file_id"] => string(6) "196023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427991631"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока математики: «Общие методы решения уравнений» "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-matiematiki-obshchiie-mietody-rieshieniia-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "202251"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429200819"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства