|   Тема   |    Зрение. Гигиена зрения (из раздела «Организм человека»)   |  
  |   Цели       |    Образовательные:   расширять знания учащихся о зрении, о его значении в жизни человека;  Задачи:  - объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека:  - сформировать представление о механизме их работы:  - обратить внимание на правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.  - развивать интерес к познанию «самого себя»;    - знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.  - воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью.  Формировать УУД:  - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.  - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.  - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.  - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.   |  
  |   Планируемый результат   |    Предметные:    Знания: строение глаза Умения: составлять рекомендации личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.    Применение: знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.  Метапредметные:  Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.    Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.  Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности  Личностные:    - развивитие интереса к познанию «самого себя»   |  
  |   Основные понятия   |    Глаз, строение глаза, гигиена зрения   |  
  |   Межпредметные связи     |    Русский язык   |  
  |   Ресурсы:    - основные  - дополнительные   |    - учебник «Окружающий мир» 4 класс, автор Н.Ф.Виноградова;    - электронные физкультминутки    - презентация к уроку   |  
  |   Организация пространства     |    Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах   |  
  |   Технология проведения   |    Деятельность  учеников   |    Деятельность  учителя   |    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов   |    Планируемые результаты     |  
  |   Предметные   |    УУД   |  
  |   I. Мотивация к учебной деятельности    Цели:    - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;  - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность   |    Проговаривают прилагательные, определяющие, каким бы хотели видеть урок, определяют тип урока.       |    Организует проговаривание    прилагательные, определяющие, каким бы хотели видеть урок, определяют тип урока.  
     Осуществляют самооценку готовности к уроку   |    Каким бы вы хотели, чтобы получился наш урок? (Записать прилагательные на доску, чтобы к ним можно было вернуться в конце урока)  
     
          |         |    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).   |  
  |   II. Проверка домашнего задания.  Цели:    - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;       |    1 Рассказ ребят о значении и работе кожи.     2. Работа по карточкам. (приложение)  3.Контролируют правильность ответов одноклассников.   |    Организует повторение изученного.       |    Дополнительные вопросы от ребят для отвечающих по теме организм человека. Самостоятельное оценивание ответов учащихся с пояснением выставленной оценки.       |    Значение и работа кожи.         |    Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).  Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Умение слушать в соответствии с целевой установкой. (Регулятивные УУД).   |  
  |   III. Формулирование темы урока, постановка цели    Цели:  - организовать формулирование и постановку темы урока учащимися;  -     |    Отвечают на вопросы учителя и отгадывают загадку.  С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.  Выделение существенной информации и ее обоснование. Актуализация личного жизненного опыта.       |    Организует формулирование темы урока учащимися.  
     
     
     
     
     Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.   |    Слайд 1.  Угадайте:  Два Егорки живут возле горки,  А друг друга никогда не видят.  - Посмотрите друг на друга (работа в парах), одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?  - Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые и т. д.  В ваших глазах можно утонуть.  - Каким бывает цвет глаз?  - Какие глаза бывают по размеру?  - У кого еще есть глаза? (у всех).  - Что хотели бы узнать на уроке? Какова же цель нашего сегодняшнего урока?  Верно, глаза есть у всех? Мы узнаем, для чего же они нужны, как устроено зрение? Как сохранить зрение  Закройте глаза. Расскажите о предмете, который я для вас принесла. Почему у вас не получилось? Что вам хотелось сделать в первую очередь? (открыть глаза и посмотреть на этот предмет)  2). Слайд 2. Фрагмент мультфильма.    Физкультминутка   |    Знать главные достопримечательности Москвы.  Уметь отгадывать загадки и составлять из начальных букв нужное слово.   |    Уметь проводить сравнение по заданным критериям. Формулируют учебную задачу. (Познавательные УУД).  Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).      Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).       |  
  |   III. Изучение нового     Цели:  - организовать обсуждение главных целей и задачи урока;       |    Работают с презентацией  Вступают в диалог с учителем.  Работают в парах       |    Проводит беседу, работает с презентацией с опорой на жизненный опыт учащихся  Организует работу в парах       |     3). Беседа «Кто как видит»  Рассказ учителя. Оказывается все животные видят по - разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят рыбы. К тому же они всё видят в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воле не высока. А у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и глаза ему не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орёл, ястреб, сокол и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью.  А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? На многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.  Вывод: пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека его главные помощники.  4). Слайд 3,4 Знакомство со строением глаза.  Посмотрите в глаза друг другу. Цветное колечко – это радужная оболочка или радужка. Цвет ваших глаз зависит от радужки. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица.  В центре вы видите чёрную точку. Это зрачок. А за радужкой расположен хрусталик. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются в сетчатке. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.    -Кто услышал фразиолагизм, употребленный во время нашей работы на уроке?  - Что он обозначает?  (Утонуть в глазах )  Слайд 5,6,7,8    Через зрачок во внутрь глаза, как через объектив фотоаппарата, проходят лучи света. Они достигают особых чувствительных клеток, которые умеют различать свет и тень, разные цвета. Сигнал об этих различиях поступает по нервам в головной мозг, в результате мы видим предмет.    - Ребята, как защищены наши глаза?  Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.   |    Знать строение глаза.  
     Иметь представление о системе работы органов зрения.  Уметь пользоваться элементарными правилами защиты глаз.   |    Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Умение слушать учителя и ответы одноклассников. (Коммуникативные УУД).  Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).  
          |  
  |   IV. Закрепление нового    Цель:  - организовать работу     |    Организуют проверку усвоения первичного материала,  выполнение самопроверки, самооценки.  
     
          |    Организует работу над первичным закреплением  
     
     
     
     
     
     
     
          |    -Слайд 9. Практическая работа.  - По очереди закройте глаза на одну минуту ладонью. Затем уберите руку, наблюдайте за зрачком. Что вы заметили? (В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился).  - Давайте повторим всё, что мы сейчас узнали. (Первичное закрепление) Сначало выслушиваются ответы детей.  Послушайте стихотворение.  Учитель читает стихотворение  Слайд 10.  Гимнастика для глаз  Физкультминутка   |    Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.  Уметь отражать тему проекта в виде фоторепортажа.  
     
          |    Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).  Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.   |  
  |   V.    Цель:  - проверить умение работать с информацией;  - организовать выполнение самопроверки, самооценки.   |    Делятся на группы. Распределяют обязанности в группе.  Самостоятельное осуществление поиска информации для решения учебной задачи.  Участвуют в обсуждении выбора нужной информации.  
     
     
     
     
          |    Организует, помогает. направляет, дает советы.  Организует проверку умения работать с информацией.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
          |    Работа в группах. Слайд 11,12  - О чем говорятся в последних двух строчках стихотворения? Что же делать, с таким хрупким органом зрения? Посоветуйте.  - Обсудите, что для глаз полезно, а что вредно. Выслушайте мнение каждого.  Примерные варианты ответов.   
     Вам может помочь учебник с. 32-33.     |   ПОЛЕЗНО   |     |   Читать при хорошем освещении.   |     |   Телевизор смотреть на расстоянии 3 метров.   |     |   Беречь глаза от ударов.   |     |   Употреблять в пищу витамины.   |     |   Выполнять упражнения для глаз.   |           |   ВРЕДНО   |     |   Читать лёжа.   |     |   Смотреть близко телевизор.   |     |   Тереть глаза грязными руками.   |     |   Читать в транспорте или за обедом.   |     |   Долго сидеть за компьютером.   |       
      |     Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.   Уметь отражать тему учебной задачи.   Уметь работать с информацией.   |     Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).   Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)   Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).   Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).   |  
  |    VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке     Цели:   - зафиксировать новое содержание урока;   - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.   |     Отвечают на вопросы учителя.   
      По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.   
      
      
      |     Организует фиксирование содержания.   
      Организует рефлексию.   
      
      Организует самооценку учебной деятельности.   |     - Что нового вы узнали на уроке?  - Что для глаз вредно, а что полезно?  Вам помогут фразы:    Теперь я могу…   Теперь я знаю…  Вспомните какой вы урок планировали вначале, получился ли он у нас? Почему? Что нужно было сделать по другому? Что бы вы еще хотели узнать о зрении? -- -- Чтобы вы хотели узнать ещё? Постановка перспективной цели урока. Например, узнать о других органах чувств?  VII. Домашнее задание: Какое д/з вы бы хотели получить?    ( 1). С. 32-33, пересказ; 2). Почему плакать полезно? 3) Что значить плохое зрение? Подготовить памятку для гигиене зрения. И др.)   |     
      |     Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).   Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).     |