Тема | Зрение. Гигиена зрения (из раздела «Организм человека») |
Цели | Образовательные: расширять знания учащихся о зрении, о его значении в жизни человека; Задачи: - объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека: - сформировать представление о механизме их работы: - обратить внимание на правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. - развивать интерес к познанию «самого себя»; - знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. - воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
Планируемый результат | Предметные: Знания: строение глаза Умения: составлять рекомендации личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. Применение: знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Метапредметные: Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: - развивитие интереса к познанию «самого себя» |
Основные понятия | Глаз, строение глаза, гигиена зрения |
Межпредметные связи | Русский язык |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - учебник «Окружающий мир» 4 класс, автор Н.Ф.Виноградова; - электронные физкультминутки - презентация к уроку |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Проговаривают прилагательные, определяющие, каким бы хотели видеть урок, определяют тип урока. | Организует проговаривание прилагательные, определяющие, каким бы хотели видеть урок, определяют тип урока.
Осуществляют самооценку готовности к уроку | Каким бы вы хотели, чтобы получился наш урок? (Записать прилагательные на доску, чтобы к ним можно было вернуться в конце урока)
| | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II. Проверка домашнего задания. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; | 1 Рассказ ребят о значении и работе кожи. 2. Работа по карточкам. (приложение) 3.Контролируют правильность ответов одноклассников. | Организует повторение изученного. | Дополнительные вопросы от ребят для отвечающих по теме организм человека. Самостоятельное оценивание ответов учащихся с пояснением выставленной оценки. | Значение и работа кожи. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Умение слушать в соответствии с целевой установкой. (Регулятивные УУД). |
III. Формулирование темы урока, постановка цели Цели: - организовать формулирование и постановку темы урока учащимися; - | Отвечают на вопросы учителя и отгадывают загадку. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Выделение существенной информации и ее обоснование. Актуализация личного жизненного опыта. | Организует формулирование темы урока учащимися.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. | Слайд 1. Угадайте: Два Егорки живут возле горки, А друг друга никогда не видят. - Посмотрите друг на друга (работа в парах), одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? - Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые и т. д. В ваших глазах можно утонуть. - Каким бывает цвет глаз? - Какие глаза бывают по размеру? - У кого еще есть глаза? (у всех). - Что хотели бы узнать на уроке? Какова же цель нашего сегодняшнего урока? Верно, глаза есть у всех? Мы узнаем, для чего же они нужны, как устроено зрение? Как сохранить зрение Закройте глаза. Расскажите о предмете, который я для вас принесла. Почему у вас не получилось? Что вам хотелось сделать в первую очередь? (открыть глаза и посмотреть на этот предмет) 2). Слайд 2. Фрагмент мультфильма. Физкультминутка | Знать главные достопримечательности Москвы. Уметь отгадывать загадки и составлять из начальных букв нужное слово. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям. Формулируют учебную задачу. (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
III. Изучение нового Цели: - организовать обсуждение главных целей и задачи урока; | Работают с презентацией Вступают в диалог с учителем. Работают в парах | Проводит беседу, работает с презентацией с опорой на жизненный опыт учащихся Организует работу в парах | 3). Беседа «Кто как видит» Рассказ учителя. Оказывается все животные видят по - разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят рыбы. К тому же они всё видят в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воле не высока. А у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и глаза ему не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орёл, ястреб, сокол и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью. А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? На многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами. Вывод: пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека его главные помощники. 4). Слайд 3,4 Знакомство со строением глаза. Посмотрите в глаза друг другу. Цветное колечко – это радужная оболочка или радужка. Цвет ваших глаз зависит от радужки. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре вы видите чёрную точку. Это зрачок. А за радужкой расположен хрусталик. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются в сетчатке. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит. -Кто услышал фразиолагизм, употребленный во время нашей работы на уроке? - Что он обозначает? (Утонуть в глазах ) Слайд 5,6,7,8 Через зрачок во внутрь глаза, как через объектив фотоаппарата, проходят лучи света. Они достигают особых чувствительных клеток, которые умеют различать свет и тень, разные цвета. Сигнал об этих различиях поступает по нервам в головной мозг, в результате мы видим предмет. - Ребята, как защищены наши глаза? Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. | Знать строение глаза.
Иметь представление о системе работы органов зрения. Уметь пользоваться элементарными правилами защиты глаз. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Умение слушать учителя и ответы одноклассников. (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
|
IV. Закрепление нового Цель: - организовать работу | Организуют проверку усвоения первичного материала, выполнение самопроверки, самооценки.
| Организует работу над первичным закреплением
| -Слайд 9. Практическая работа. - По очереди закройте глаза на одну минуту ладонью. Затем уберите руку, наблюдайте за зрачком. Что вы заметили? (В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился). - Давайте повторим всё, что мы сейчас узнали. (Первичное закрепление) Сначало выслушиваются ответы детей. Послушайте стихотворение. Учитель читает стихотворение Слайд 10. Гимнастика для глаз Физкультминутка | Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе. Уметь отражать тему проекта в виде фоторепортажа.
| Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
V. Цель: - проверить умение работать с информацией; - организовать выполнение самопроверки, самооценки. | Делятся на группы. Распределяют обязанности в группе. Самостоятельное осуществление поиска информации для решения учебной задачи. Участвуют в обсуждении выбора нужной информации.
| Организует, помогает. направляет, дает советы. Организует проверку умения работать с информацией.
| Работа в группах. Слайд 11,12 - О чем говорятся в последних двух строчках стихотворения? Что же делать, с таким хрупким органом зрения? Посоветуйте. - Обсудите, что для глаз полезно, а что вредно. Выслушайте мнение каждого. Примерные варианты ответов.
Вам может помочь учебник с. 32-33. ПОЛЕЗНО | Читать при хорошем освещении. | Телевизор смотреть на расстоянии 3 метров. | Беречь глаза от ударов. | Употреблять в пищу витамины. | Выполнять упражнения для глаз. | ВРЕДНО | Читать лёжа. | Смотреть близко телевизор. | Тереть глаза грязными руками. | Читать в транспорте или за обедом. | Долго сидеть за компьютером. |
| Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе. Уметь отражать тему учебной задачи. Уметь работать с информацией. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
| Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. | - Что нового вы узнали на уроке? - Что для глаз вредно, а что полезно? Вам помогут фразы: Теперь я могу… Теперь я знаю… Вспомните какой вы урок планировали вначале, получился ли он у нас? Почему? Что нужно было сделать по другому? Что бы вы еще хотели узнать о зрении? -- -- Чтобы вы хотели узнать ещё? Постановка перспективной цели урока. Например, узнать о других органах чувств? VII. Домашнее задание: Какое д/з вы бы хотели получить? ( 1). С. 32-33, пересказ; 2). Почему плакать полезно? 3) Что значить плохое зрение? Подготовить памятку для гигиене зрения. И др.) |
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |