рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.
Задачи урока.
обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме человека;
сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;
сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе;
раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;
Коррекционно-развивающие:
развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои творческие работы;
развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся обосновывать свою точку зрения, делать выводы;
развить умения и навыки самостоятельной работы;
формировать понятие о здоровой пище.
воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике;
прививать навыки здорового образа жизни;
формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека;
воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Тип урока: комбинированный .
Оборудование: проектор, презентации по теме, учебники, таблица «Витамины», витаминные препараты, плакаты с изображением овощей, плакаты о витаминах, рисунки, муляжи овощей и фруктов, раздаточный материал, овощи и фрукты, свежие и вареные для салата, кухонный инвентарь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Витамины" »
ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа – интернат»
(Комбинированный урок по биологии в 9 классе)
Подготовила и провела: Савинцева Н.Г.,
учитель биологии высшей категории.
Дата проведения:
29.01.2014 год
Цель урока:
рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.
Задачи урока.
Образовательные:
обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме человека;
сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;
сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе;
раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;
Коррекционно-развивающие:
развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои творческие работы;
развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся обосновывать свою точку зрения, делать выводы;
развить умения и навыки самостоятельной работы;
формировать понятие о здоровой пище.
Воспитательные:
воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике;
прививать навыки здорового образа жизни;
формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека;
воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Тип урока: комбинированный .
Оборудование: проектор, презентации по теме, учебники, таблица «Витамины», витаминные препараты, плакаты с изображением овощей, плакаты о витаминах, рисунки, муляжи овощей и фруктов, раздаточный материал, овощи и фрукты, свежие и вареные для салата, кухонный инвентарь.
Организационный момент
Слайд 1 Здравствуйте, ребята! Ребята, кто из вас согласен с этим высказыванием. Все и я также присоединяюсь к вам и совершенно согласна с данным высказыванием. Здоровье - это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это питание. Всем хорошо известно мудрое изречение: «Человек есть то, что он ест». В составе пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью.
Чтобы жить наш организм должен получать каждый день – пищу.
2.Актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала.
1. А что такое питание?
(Ответ: получение организмом энергии и веществ, необходимых для роста, развития и работы через пищу.)
2.Какую систему организма мы с вами изучаем?
(Пищеварительная система)
3 Что такое пищеварение?
(Пища, которая измельчается, переваривается с помощью специальных веществ и всасывается в кровь называется процессом пищеварения) Спец органы –печень, поджелудочная железа)
4. Перечислите питательные вещества, содержащиеся в пище? Для чего они нужны?
(Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода)
2-3 слайд. Перечислены продукты питания, их нужно распределить по содержанию питательных веществ:1.мясо, 2.растительное масло, 3.сахар, 4.сыр, 5.батон, 6.яйцо, 7.молоко, 8.картофель, 9.масло сливочное, 10.яблоко, 11.земляника, 12 рыба, 13 сало.
Из перечисленных продуктов питания выделить питательные вещества
Ответ: Углеводы: 3,5,8,10,11.
Белки: 1,4,6,7,12.
Жиры: 2,9,13.
4-5 Слайд: Под какими цифрами обозначены питательные вещества и под какими- пищевые продукты:
6-7 Слайд: 4Перечислены продукты питания. Ваша задача распределить , проставить цифрами, какие продукты питания животного происхождения, а какие растительного происхождения. Индивидуальное задание (Яковлев Д, Рахматулаев П.
-Если в питании главные белки, жиры и углеводы, то
люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, мясо, рыба, то у них развиваются тяжелые заболевания. Первыми столкнулись с этим явлением мореплаватели, исследователи в в полярных экспедициях. От чего же гибли все.
III Изучение нового материала
В Ваших ответах прозвучало одно слово ВИТАМИНЫ. Сегодня на уроке мы будем говорить о ВИТАМИНАХ, познакомимся с основными группами витаминов.
9 Слайд: Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число, в центре тему урока - “Витамины”.
1.К незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся витамины. В организме витамины не служат ни «стройматериалом», ни «топливом» - они регулируют обмен веществ.
Каждый из нас употреблял препараты витаминов, а что означает это слово?
(Найти определение в энциклопедии) Словарная работа- 1.ВИТАМИНЫ
Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень небольших количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, то есть обмену веществ.
В течение урока мы должны будем выяснить роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания, какие заболевания бывают при недостатке и избытке витаминов.
В настоящее время известно около 80 витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества. А как же все начиналось?
10 Слайд:А) История открытия витаминов.
(краткие сообщения заранее подготовленных учащихся об истории витаминов, с демонстрацией слайдов презентации) Макаров И.)
Слайд 5
Витамины были открыты в 1881 году нашим соотечественником Николаем Ивановичем Луниным. Он провел оригинальный эксперимент. Взял две группы мышей и поместил в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь. Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят неизвестные вещества, позже названные витаминами. 1880 год - Лунин Н. экспериментально установил наличие БАД в натуральных продуктах.
УЧИТЕЛЬ: Исследования Н.И.Лунина долгое время были малоизвестны, и их забыли. Опыты Лунина были повторены позже в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердились.
11 Слайд:В) Классификация витаминов.
ВОДОРАСТВОРИМЫЕ
ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ
В1, В2, В6, В5, В9, В12 РР, С,
А, Д, Е, К
Как мы уже знаем витамины делятся на жирорастворимые и водорастворимые. Рассмотрим сначала водорастворимые. Слайды 14-24
12 слайд: Витамин С или аскорбиновая кислота. Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.
При недостатке развивается и заболевание – цинга, которая сопровождается общей слабостью, утомляемостью, поражением стенок кровеносных сосудов, кровоточивостью и разрыхлением десен, расшатыванием и выпадением зубов.
Следует отметить, что витамин С разрушается при длительной варке и при длительном хранении овощей.
Витамин С содержится в плодах шиповника, капусте, картофеле, грейпфрутах, петрушке, щавеле.
13 слайд: Витамин В1 или тиамин. Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке развивается болезнь бери-бери. А кто сможет объяснить, в чем выражается болезнь бери – бери?
Ребята: параличи и атрофия мышц, поражение нервной системы, нарушение работы кишечника.
Витамин В1 содержится в печени, орехах, яйцах, зеленом горошке, отрубях.
У многих из нас хоть иногда возникали трещины или "заеды" в уголках рта, - это как раз и является причиной недостатка витамина В2. Итак, записываем - Витамин 14 слайд: В2 – рибофлавин. Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. А кто знает, что это за болезнь?
Ребята: Катаракта-помутнение хрусталика.
Заполняем третий столбец: витамин В2 содержится в печени, молоке, дрожжах, томатах, бобовых.
15 слайд: Витамин В6 – пиридоксин. Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке - анемия (малокровие), судороги. Содержится в курином мясе, орехах, хлебе из муки грубого помола, бананах.
16 слайд: Витамин В12 или цианокоболамин. Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия. Содержится в мясе, печени, рыбе.
17 слайд: Витамин РР – никотиновая кислота. Регулирует кровообращение и уровень холестерина.
Этот витамин содержится в арахисе, рисе, отрубях, зернах ячменя.
Итак, мы рассмотрели основные жизненно необходимые водорастворимые витамины, переходим к жирорастворимым
18 слайд: Витамин А. Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке развивается "куриная слепота". А что это за болезнь? Ребята: снижение способности видеть в темноте.
Витамин А содержится в мясе, молоке, печени, рыбьем жире, яичном желтке, моркови, помидорах.
Еще раз оговоримся, что витамин А является жирорастворимым витамином, поэтому свое полезное воздействие оказывает только при употреблении с растительным и сливочным маслом, сметаной, майонезом.
19 слайд: Витамин D. Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.
При недостатке – рахит. Рахит это заболевание, возникающее только в детском возрасте, характеризующееся необратимыми
изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа. Взрослых витамин Д предохраняет от переломов и размягчений костей. Наш организм сам способен к выработке витамина Д под влиянием ультрафиолетовых лучей.
Витамин D содержится в рыбьем жире, сливочном масле, сливках, яичном желтке.
20 слайд: Витамин Е.Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.
Он важен для поддержания энергетического баланса. Поэтому витамин Е чрезвычайно необходим тем, кто занимается силовыми тренировками.
При недостатке - дистрофия мышечной ткани.
Содержится в оливковом, кукурузном, подсолнечном маслах, арахисе.
21 слайд: Витамин К. Регулирует свертываемость крови.
При недостатке – носовые кровотечения. В норме витамин К способен вырабатываться в кишечнике, под действием кишечных бактерий, поэтому возможен гиповитаминоз при длительном использовании некоторых антибиотиков, которые изменяют состав кишечной микрофлоры.
Витамин К содержится в соевом масле, печени, орехах, салате, капусте.
Дефицит витаминов. Избыток витаминов. Слайд 10-12
Физкультминутка (Белоусова Н.)
22 Слайд: Недостаток витаминов в пище ведет к снижению работоспособности, сопротивляемости организма инфекциям и действию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз,состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Снижение физической и умственной трудоспособности. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма. Избыток витаминов – гипервитаминоз, возникает при избыточном потреблении витаминов. Проявляется в виде интоксикации (отравления) организма. Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме. Очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины. В результате может развиться аллергия, кожные сыпи, тошнота, понос
Словарная работа:
23-24 Слайд: Авитаминоз – полное отсутствие витаминов в организме; (заболевания)
Гиповитаминоз – недостаточное содержание витаминов;
Гипервитаминоз – избыточное содержание витаминов в организме
Как сохранить витамины? Стр. учебника 122.
Длительное и неправильное хранение овощей и фруктов.
При нагревании.
Овощи надо чистить перед употреблением и варить недолго. В закрытой кастрюле.
Употреблять салаты из свежих овощей, а также фрукты.
25-26 Слайд: Тестирование( результаты тестирования)- гиповитаминоз)
28 Слайд: Промышленный выпуск витаминов ( наглядность препараты)
Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами – только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом обилии?Для обогащения витаминами продуктов и готовой пищи на предприятиях пищевой промышленности специально производится витаминизация муки, сахара-рафинада, маргарина, молочных продуктов и др. Но лучше всего получать витамины из натуральных продуктов.
Закрепление
29-30 Слайд:1.Проблемные ситуации.
31 Слайд: 2.Какие утверждения верны.
32 Слайд:3.Выберите правильный ответ.
4.Решение логических задач:
1. Днем, когда человек активен, у него в организме идет интенсивный обмен веществ и тратится много энергии. А тратится ли энергия, когда человек спит?
2.Оказывается, в нормах питания для работников тяжелого физического труда предусматривается относительное увеличение углеводов. Почему?
3. Известно, когда человеку холодно, он начинает непроизвольно дрожать. Дайте объяснение этому явлению.
Ответы к логическим задачам.
1.Когда человек спит, то энергия затрачивается на работу сердца, мозга, дыхания и т.д.
2.Углеводы – главный источник энергии, а работникам физического труда ее необходимо очень много.
3.Дрожь – мелкие непроизвольные сокращения мышц. Таким образом организм увеличивает образование тепла, так как при работе мышц часть энергии превращается в тепловую.
33 слайд: Устный опрос:
1 Что такое авитаминоз?
2Что такое гиповитаминоз?
3Что такое гипервитаминоз?
4Что такое витамины?
5.С какими группами витаминов мы познакомились?
Вывод: Витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя только по назначению врача.
34Слайд:Домашнее задание.
- Я вам буду загадывать загадки о продуктах питания, а вы должны будете их отгадать, и назвать какие витамины они содержат.
7) С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица (рыба, витамин В2).
Подведение итога и выводы.
35 Слайд: Рефлексия: - Еще раз прочитайте цель урока. Достигли ли мы цели урока? В какой степени? Что вы узнали для себя нового? (опрос каждого ученика).
На сегодняшнем уроке мы с вами узнали, что такое витамины, изучили их свойства, сравнительную характеристику.
- Выставление отметок за урок.
Оценки за урок, во первых, получают все за выполнение теста, во вторых, кто активно отвечал на вопросы и подготовил сообщения.