kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии "Витамины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.

Задачи урока.

  •  
  • обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме человека;
  • сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;
  • сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе;
  •  раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои  творческие  работы;
  • развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся обосновывать свою точку зрения, делать выводы;
  • развить умения и навыки самостоятельной работы;
  • формировать понятие о здоровой пище.
  •  
  • воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике;
  • прививать навыки здорового образа жизни;
  • формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека;
  •  воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости  заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.

Тип урока:  комбинированный .

Оборудование: проектор, презентации по теме, учебники, таблица «Витамины», витаминные препараты, плакаты с изображением овощей, плакаты о витаминах, рисунки, муляжи овощей и фруктов,  раздаточный материал, овощи и фрукты, свежие и вареные для салата, кухонный инвентарь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Витамины" »


ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа – интернат»























(Комбинированный урок по биологии в 9 классе)




Подготовила и провела: Савинцева Н.Г.,

учитель биологии высшей категории.

















Дата проведения:

29.01.2014 год

Цель урока:

  • рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.

Задачи урока.

Образовательные:

  • обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме человека;

  • сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;

  • сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе;

  • раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои  творческие работы;

  • развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся обосновывать свою точку зрения, делать выводы;

  • развить умения и навыки самостоятельной работы;

  • формировать понятие о здоровой пище.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике;

  • прививать навыки здорового образа жизни;

  • формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека;

  • воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.

Тип урока: комбинированный .

Оборудование: проектор, презентации по теме, учебники, таблица «Витамины», витаминные препараты, плакаты с изображением овощей, плакаты о витаминах, рисунки, муляжи овощей и фруктов, раздаточный материал, овощи и фрукты, свежие и вареные для салата, кухонный инвентарь.

  1. Организационный момент

Слайд 1
Здравствуйте, ребята! Ребята, кто из вас согласен с этим высказыванием. Все и я также присоединяюсь к вам и совершенно согласна с данным высказыванием. Здоровье - это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это питание. Всем хорошо известно мудрое изречение: «Человек есть то, что он ест». В составе пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью.

Чтобы жить наш организм должен получать каждый день – пищу.

2.Актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала.

1. А что такое питание?

(Ответ: получение организмом энергии и веществ, необходимых для роста, развития и работы через пищу.)

2.Какую систему организма мы с вами изучаем?

(Пищеварительная система)

3 Что такое пищеварение?

(Пища, которая измельчается, переваривается с помощью специальных веществ и всасывается в кровь называется процессом пищеварения) Спец органы –печень, поджелудочная железа)

4. Перечислите питательные вещества, содержащиеся в пище? Для чего они нужны?

(Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода)

2-3 слайд. Перечислены продукты питания, их нужно распределить по содержанию питательных веществ: 1.мясо, 2.растительное масло, 3.сахар, 4.сыр, 5.батон, 6.яйцо, 7.молоко, 8.картофель, 9.масло сливочное, 10.яблоко, 11.земляника, 12 рыба, 13 сало.

Из перечисленных продуктов питания выделить питательные вещества

Ответ: Углеводы: 3,5,8,10,11.

Белки: 1,4,6,7,12.

Жиры: 2,9,13.

4-5 Слайд: Под какими цифрами обозначены питательные вещества и под какими- пищевые продукты:

1. Мясо, 2.Хлеб, 3. Жиры, 4. Сок, 5.Молоко, 6. Углеводы,7. Грибы, 8.Сыр,

9. Белки, 10. Сметана,11 Лук, 12. Яблоко, 13 Растительное масло.

1 Питательные вещества:

2. Пищевые продукты:

6-7 Слайд: 4Перечислены продукты питания. Ваша задача распределить , проставить цифрами, какие продукты питания животного происхождения, а какие растительного происхождения. Индивидуальное задание (Яковлев Д, Рахматулаев П.

  1. Мясо, 2.Растительноемасло, 3. Сахар, 4. Сыр, 5. Батон,

6. Яйцо, 7.Молоко, 8. Картофель, 9. Масло сливочное, 10. Яблоко, 11.Земляника

8 Слайд: Проблемная ситуация.

  1. А) беседа по вопросам:

-Кто составляет меню для Вас?

-Кроме перечисления блюд, какие показатели еще присутствуют. (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода)

-Если в питании главные белки, жиры и углеводы, то

люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, мясо, рыба, то у них развиваются тяжелые заболевания. Первыми столкнулись с этим явлением мореплаватели, исследователи в в полярных экспедициях. От чего же гибли все.

III Изучение нового материала

В Ваших ответах прозвучало одно слово ВИТАМИНЫ. Сегодня на уроке мы будем говорить о ВИТАМИНАХ, познакомимся с основными группами витаминов.

9 Слайд: Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число, в центре тему урока - “Витамины”.

1.К незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся витамины. В организме витамины не служат ни «стройматериалом», ни «топливом» - они регулируют обмен веществ.

Каждый из нас употреблял препараты витаминов, а что означает это слово?

(Найти определение в энциклопедии) Словарная работа- 1.ВИТАМИНЫ

Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень небольших количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, то есть обмену веществ.

В течение урока мы должны будем выяснить роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания, какие заболевания бывают при недостатке и избытке витаминов.

В настоящее время известно около 80 витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества. А как же все начиналось?

10 Слайд:А) История открытия витаминов.

(краткие сообщения заранее подготовленных учащихся об истории витаминов, с демонстрацией слайдов презентации) Макаров И.)

Слайд 5

Витамины были открыты в 1881 году нашим соотечественником Николаем Ивановичем Луниным. Он провел оригинальный эксперимент. Взял две группы мышей и поместил в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь. Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят неизвестные вещества, позже названные витаминами. 1880 год - Лунин Н. экспериментально установил наличие БАД в натуральных продуктах.

УЧИТЕЛЬ: Исследования Н.И.Лунина долгое время были малоизвестны, и их забыли. Опыты Лунина были повторены позже в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердились.

11 Слайд:В) Классификация витаминов.

ВОДОРАСТВОРИМЫЕ


ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ


В1, В2, В6, В5, В9, В12 РР, С,

А, Д, Е, К


Как мы уже знаем витамины делятся на жирорастворимые и водорастворимые. Рассмотрим сначала водорастворимые. Слайды 14-24

12 слайд: Витамин С или аскорбиновая кислота. Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.

При недостатке развивается и заболевание – цинга, которая сопровождается общей слабостью, утомляемостью, поражением стенок кровеносных сосудов, кровоточивостью и разрыхлением десен, расшатыванием и выпадением зубов.

Следует отметить, что витамин С разрушается при длительной варке и при длительном хранении овощей.

Витамин С содержится в плодах шиповника, капусте, картофеле, грейпфрутах, петрушке, щавеле.

13 слайд: Витамин В1 или тиамин. Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке развивается болезнь бери-бери. А кто сможет объяснить, в чем выражается болезнь бери – бери?

Ребята: параличи и атрофия мышц, поражение нервной системы, нарушение работы кишечника.

Витамин В1 содержится в печени, орехах, яйцах, зеленом горошке, отрубях.

У многих из нас хоть иногда возникали трещины или "заеды" в уголках рта, - это как раз и является причиной недостатка витамина В2. Итак, записываем - Витамин 14 слайд: В2 – рибофлавин. Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. А кто знает, что это за болезнь?

Ребята: Катаракта-помутнение хрусталика.

Заполняем третий столбец: витамин В2 содержится в печени, молоке, дрожжах, томатах, бобовых.

15 слайд: Витамин В6 – пиридоксин. Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке - анемия (малокровие), судороги. Содержится в курином мясе, орехах, хлебе из муки грубого помола, бананах.

16 слайд: Витамин В12 или цианокоболамин. Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия. Содержится в мясе, печени, рыбе.

17 слайд: Витамин РР – никотиновая кислота. Регулирует кровообращение и уровень холестерина.

При недостатке – пеллагра.

Кто нам расскажет про эту болезнь?

Ребята: Пеллагра- воспаление кожи, понос, разрушение слизистой кишечника, нарушение нервных функций, слабоумие.

Обычно, к пеллагре приводит длительное голодание.

Этот витамин содержится в арахисе, рисе, отрубях, зернах ячменя.

Итак, мы рассмотрели основные жизненно необходимые водорастворимые витамины, переходим к жирорастворимым

18 слайд: Витамин А. Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке развивается "куриная слепота". А что это за болезнь? Ребята: снижение способности видеть в темноте.

Витамин А содержится в мясе, молоке, печени, рыбьем жире, яичном желтке, моркови, помидорах.

Еще раз оговоримся, что витамин А является жирорастворимым витамином, поэтому свое полезное воздействие оказывает только при употреблении с растительным и сливочным маслом, сметаной, майонезом.

19 слайд: Витамин D. Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.

При недостатке – рахит. Рахит это заболевание, возникающее только в детском возрасте, характеризующееся необратимыми

изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа. Взрослых витамин Д предохраняет от переломов и размягчений костей. Наш организм сам способен к выработке витамина Д под влиянием ультрафиолетовых лучей.

Витамин D содержится в рыбьем жире, сливочном масле, сливках, яичном желтке.

20 слайд: Витамин Е.Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.

Он важен для поддержания энергетического баланса. Поэтому витамин Е чрезвычайно необходим тем, кто занимается силовыми тренировками.

При недостатке - дистрофия мышечной ткани.

Содержится в оливковом, кукурузном, подсолнечном маслах, арахисе.

21 слайд: Витамин К. Регулирует свертываемость крови.

При недостатке – носовые кровотечения. В норме витамин К способен вырабатываться в кишечнике, под действием кишечных бактерий, поэтому возможен гиповитаминоз при длительном использовании некоторых антибиотиков, которые изменяют состав кишечной микрофлоры.

Витамин К содержится в соевом масле, печени, орехах, салате, капусте.

Дефицит витаминов. Избыток витаминов. Слайд 10-12

Физкультминутка (Белоусова Н.)

22 Слайд: Недостаток витаминов в пище ведет к снижению работоспособности, сопротивляемости организма инфекциям и действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Снижение физической и умственной трудоспособности. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма. Избыток витаминов – гипервитаминоз, возникает при избыточном потреблении витаминов. Проявляется в виде интоксикации (отравления) организма. Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме. Очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины. В результате может развиться аллергия, кожные сыпи, тошнота, понос

Словарная работа:

23-24 Слайд: Авитаминоз – полное отсутствие  витаминов в организме; (заболевания)

Гиповитаминоз – недостаточное содержание витаминов;

Гипервитаминоз – избыточное содержание  витаминов в организме

Как сохранить витамины? Стр. учебника 122.

  1. Длительное и неправильное хранение овощей и фруктов.

  2. При нагревании.

  3. Овощи надо чистить перед употреблением и варить недолго. В закрытой кастрюле.

  4. Употреблять салаты из свежих овощей, а также фрукты.

25-26 Слайд: Тестирование( результаты тестирования)- гиповитаминоз)

27. Слайд: Причины гиповитаминоза. Правильно питаться , избавиться от вредных привычек.

28 Слайд: Промышленный выпуск витаминов ( наглядность препараты)

Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами – только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом обилии? Для обогащения витаминами продуктов и готовой пищи на предприятиях пищевой промышленности специально производится витаминизация муки, сахара-рафинада, маргарина, молочных продуктов и др. Но лучше всего получать витамины из натуральных продуктов.

Закрепление

29-30 Слайд:1.Проблемные ситуации.

31 Слайд: 2.Какие утверждения верны.

32 Слайд:3.Выберите правильный ответ.

4.Решение логических задач:

1. Днем, когда человек активен, у него в организме идет интенсивный обмен веществ и тратится много энергии. А тратится ли энергия, когда человек спит?

2.Оказывается, в нормах питания для работников тяжелого физического труда предусматривается относительное увеличение углеводов. Почему?

3. Известно, когда человеку холодно, он начинает непроизвольно дрожать. Дайте объяснение этому явлению.

Ответы к логическим задачам.

1.Когда человек спит, то энергия затрачивается на работу сердца, мозга, дыхания и т.д.

2.Углеводы – главный источник энергии, а работникам физического труда ее необходимо очень много.

3.Дрожь – мелкие непроизвольные сокращения мышц. Таким образом организм увеличивает образование тепла, так как при работе мышц часть энергии превращается в тепловую.

33 слайд: Устный опрос:

1 Что такое авитаминоз?

2Что такое гиповитаминоз?

3Что такое гипервитаминоз?

4Что такое витамины?

5.С какими группами витаминов мы познакомились?

Вывод: Витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя только по назначению врача.

34Слайд:Домашнее задание.

- Я вам буду загадывать загадки о продуктах питания, а вы должны будете их отгадать, и назвать какие витамины они содержат.

1) И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покапай немножко:

Под кустом… (картошка, витамин С)

2) Скинули с Егорушки

Золотые перышки –

Заставил Егорушка

Плакать без горюшка (лук, витамины А, В, С).

3) В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут.

И так едят (помидоры, витамины А, С).

4) Сидит барыня Федосья,

Прирастрепаны волосья (капуста, витамины В, С).

5) Дом зеленый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий,

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки (горох, витамин А).

6) Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая (морковь, витамины А, В, С).

7) С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица (рыба, витамин В2).

  1. Подведение итога и выводы.

  2. 35 Слайд: Рефлексия:  - Еще раз прочитайте цель урока. Достигли ли мы цели урока? В какой степени? Что вы узнали для себя нового? (опрос каждого ученика).

  3.  На сегодняшнем уроке мы с вами узнали, что такое витамины, изучили их свойства, сравнительную характеристику.

  4. - Выставление отметок за урок.

  5. Оценки за урок, во первых, получают все за выполнение теста, во вторых, кто активно отвечал на вопросы и подготовил сообщения.

  6. Вместо заключения

  1. Обед без овощей – праздник без музыки.

  2. Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата.

  3. Поешь рыбки – будут ноги прытки.

  4. Морковь прибавляет кровь.

  5. Лук – от семи недуг.

  6. Там, где нет мяса – свекла герой.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок биологии "Витамины"

Автор: Савинцева Нина Геннадьевна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины") "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-biologhii-sliedstviie-viedut-znatoki-biologhii-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "186612"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426392304"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока биологии "Витамины" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-biologhii-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "121700"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414053256"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Технологическая карта урока биологии по теме "Витамины""
    ["seo_title"] => string(62) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "283560"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453837110"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "«Здоровье сберегающие технологии и применение их на уроках биологии» "
    ["seo_title"] => string(84) "zdorov-ie-sbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-i-primienieniie-ikh-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "212481"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431859007"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Урок  "Здоровье и математика" "
    ["seo_title"] => string(28) "urok-zdorov-ie-i-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "147624"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419438914"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства