kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 6 классе "Распространение плодов и семян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока " Распространение плодов и семян". С целью создать условия для развития  универсальных  учебных действий; сформировать знания о способах распространения плодов и семян у растений, о биологическом значением процесса развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения; способствовать  развитию у обучающихся  умений: работать с различными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе "Распространение плодов и семян" »

Ф.И.О. Батырева В.Д.

Предмет: биология
Класс: 6 класс


Технологическая карта урока


Тема урока: Распространение плодов и семян

Цель урока: создать условия для развития универсальных учебных действий (УУД):

Предметные результаты:

- сформировать знания о способах распространения плодов и семян у растений, о биологическом значением процесса;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения.

Метапредметные результаты:

- способствовать развитию у обучающихся умений: работать с различными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли.

Личностные:

- вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;

- расширить границы мировоззрения учащихся пониманием способов распространения плодов и семян;

- воспитывать бережное отношение к оборудованию, окружающей природе.

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста, выделяя главное, проводить анализ и обобщение;

- устанавливать причинно-следственные связи (способы распространения и черты приспособленности),

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Коммуникативные УУД

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять функции, формулировать и высказывать свое мнение, координировать его с мнением партнеров; быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль) ;

- самостоятельно организовывать рабочее место.

Регулятивные УУД

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

- развитие внутренней мотивации к изучению реальных биологических процессов.

Планируемые результаты:

Знать: способы распространения плодов и семян.

Уметь: анализировать тексты, рисунки, выявлять черты приспособленности к распространению; оформлять отчёт.

Оборудование: таблицы «Распространение плодов», коллекция «Плоды и семена», интерактивная доска, раздаточный печатный материал для групп, листы формата А3, набор цветных маркеров.

Методы: беседа, проблемно-поисковый, наглядный,


Ход урока

Деятельность учителя. Содержание урока.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Здравствуйте. Ребята!

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Проверка домашнего задания.

Дидактическая игра "Собери в корзину плоды" (см. приложение)















Целеполагание и мотивация.

(на доске – изображение дуба)
-Хочу прочитать вам одну сказку. Слушайте внимательно.
«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.
Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

-Почему дуб не дождался смены?

(Все ростки погибали под дубом, там было тесно и темно).

- Какой выход?

(Семенам разных растений нужно расселяться на новые места, чтобы прорасти и дать жизнь новому растению. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно.)

- Какую проблему будем обсуждать на уроке?

(Как же плодам и семенам отправиться в путь?)

Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.

- Сформулируйте тему нашего урока и цель.

("Распространение плодов и семян."

Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для расселения есть у плодов и семян.)

- Мудрая природа придумала много способов для распространения плодов и семян.

- Где вы можете получить информацию об этом?

(Учебник, дополнительная литература, Интернет...).

- Предложите план работы для достижения цели.

План.

1. Способы распространения семян.

2. Черты приспособленности к распространению.

3. Примеры растений.

Первичное усвоение нового материала.

Предлагает найти информацию в предложенном материале из дополнительной литературы или в параграфе учебника, рассмотреть иллюстрации(гербарные образцы или плоды(семена) растений.

Оказывает помощь, если возникают затруднения. Организует работу в группах.

( Изучить способ распространения плодов и семян, выявить черты приспособленности, выводы оформить на листах. Способ распространения не называется).

Создание ситуации реализации навыков самостоятельной деятельности, групповой работы, применения полученных знаний на практике, самоконтроля.

1лист - способ распространения,

2 лист- приспособления к распространению,

3 лист - примеры растений).

I гр. Распространение с помощью ветра.

II гр. Распространение водой.

III гр. Распространение саморазбрасыванием.

IV гр. Распространение с помощью животных.

V гр. Распространение с помощью человека.

Физкультминутка.

Способствует сохранению здоровья обучающихся, поддерживает позитивный психологический настрой на работу.

Руки вверх и руки вниз , на носочки поднялись . То присели, то пригнулись и опять же улыбнулись.

Первичная проверка понимания.

- Как же плоды и семена могут отправиться в путь?

Отчет групп о поделанной работе. Заполнение таблицы ( см. приложение).

- К какой вывод можно сделать?

( У растений есть помощники: ветер, вода, животные, человек. Большинство растений имеют приспособления для распространения своих семян).

- Теперь знаете, как происходит процесс распространения плодов и семян у растений. Давайте вернемся к нашей таблице.

-Какую информацию отображает таблица?

- Какай вывод можно сделать?

( растения имеют приспособления к распространению)

- Как по вашему мнению могли возникнуть приспособления у растений к распространению плодов и семян?

Первичное закрепление.

- Решите головоломку "Способы распространения плодов и семян" (использование интерактивной доски).

Контроль усвоения, коррекция.

Проверка правильности выполнения.





Информация о домашнем задании.

Прочитать параграф 14, ответить на вопросы1-4 устно; задание 1, стр. 78 или подберите загадки, интересные факты о способах распространения ( дополнительно по желанию)

Рефлексия.

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог.

- Достигли ли мы цели урока?

- Что было самым трудным? Интересным?

- Что понравилось или не понравилось?

- Как бы вы оценили свое участие на уроке?

- Ощущали ли вы взаимопомощь в группе?

-Какую оценку вы могли бы себе поставить за усвоение материала, за прилежание?


Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей



Выполняют задания, представляют отчет о выполненной работе.
















Воспринимают информацию, анализируют, выделяют проблему, предлагают пути ее решения.



















































Используют навыки коллективной деятельности, партнёрства для выполнения общих задач.

Работают с источниками информации, обменив

аются полученными знаниями, формулируют выводы, оформляют результаты своих поисков в информационных листах.

















Выполняют упражнения, снимают физическую и психо-эмоциональную усталость.






Отвечают на вопросы, формулируют выводы


















Используют полученные знания для решения задания. Работают с интерактивной доской.











Осмысливают собственное состояние, фиксируют изменения.


Работают с рефлексивными листами. Проводят самоанализ и самооценку.


Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам




Предметные: закрепление знаний о многообразии и классификации плодов.

Познавательные:

Регулятивные : умение контролировать время и управлять им, принимать решение на основе переговоров.

Коммуникативные : умение работать в группе: распределять функции, корректировать работу друг друга, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам





Познавательные : умение анализировать текст, самостоятельное выделение и формулирование цели; умение строить речевое высказывание, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение увидеть проблему, задач,( выразить её словесно)

составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию, формулировать цель, тему урока, вырабатывают план дейсвий, определяют средства и сроки для выполнения работы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников






























Предметные: изучают способы распространения семян, выявляют черты приспособленности к распространению.

Познавательные: смысловое чтение текстов (определение основной и второстепенной информации), извлечение информации в соответствии с поставленной целью, установление причинно-следственных связей, преобразование информации из одной формы в другую

( текст в таблицу)

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества, способов взаимодействия, постановка вопросов, управление поведением партнёра.

Регулятивные : рефлексия способности к самоуправлению. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; умение осознанно трудиться над поставленной целью; бережное отношение к оборудованию, окружающей природе.



Личностные: понимание важности сохранения своего здоровья.







Коммуникативные: умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: делать выводы по результатам работы.

Познавательные УУД: структурировать

учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников










Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, самоопределение.




Коммуникативные: умение слушать и понимать речь другого человека.

Регулятивные: самоконтроль






Познавательные: выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа.






Приложение

1. Дидактическая игра " Собери в корзину плоды".

Класс делится на группы. Каждая группа получает задание, по правильности и быстроте выполнения которого учитель оценивает работу. Можно использовать рисунки, фотографии плодов, муляжи, натуральные объекты и карточки с названием растений, имеющих названную группу плодов.

I гр. В корзину собрать сочные односемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.

II гр. В корзину собрать сочные многосемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.

III гр. В корзину собрать сухие односемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.

IV гр. В корзину собрать сухие многосемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.



2. Дополнительный материал к самостоятельной работе. "Распространение плодов и семян".


I гр. Распространение с помощью ветра.

В конце апреля - начале мая, гуляя по берегу речки, поросшей ивняком, нетрудно попасть в настоящую "метель". Белые хлопья, точно снег летят с деревьев и кустов. Если пушинку рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это - семя, окруженное пучком белых длинных волосков. Пучок играет роль парашюта, при помощи которого семя переносится ветром на большие расстояния. У тополя и осины также есть парашютики - пучки волосков вокруг семени. Семена и плоды многих сорных растений снабжены пучками, хохолками волосков( осот, бодяк). А у вяза, осины, ели семена снабжены крылатками крыловидными выростами. Семена березы- мелкие орешки - снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром. Семена у этих деревьев имеют небольшую массу. Например, 50 000 семян осины имеют массу всего 4г.

Плоды пузырника, осоки вздутой путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек.

Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название — качим метельчатый. "Перекати - поле" -неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, "перекати – поле" рассеивает семена.

II гр. Распространение водой.

Водой распространяются плоды ольхи, кокосовой и сейшельской пальмы. До середины XVIII века, еще до открытия Сейшельских островов, европейские мореплаватели лишь изредка встречали гигантские орехи плавающими среди океана. Находили их и у западных берегов Суматры, примерно за 400 км от их родины. Их считали волшебными созданиями океана. Когда были открыты и обследован Сейшельские острова, выяснилось настоящее происхождение орехов. Кокосовая пальма растёт на побережьях тропических морей, на островах, атоллах. Её гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1,5 -2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой ещё одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. И семена кувшинок путешествуют по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка плывёт оно по воде, и так держится до тех пор, пока не выйдет весь воздух. Тогда семечко падает на дно и прорастает.

Плавучесть семян растений, обитающих на морских побережьях в приливно - отливной зоне, обеспечивается присутствием воздухоносной ткани в семенной кожуре, опробковением плодов или наличием заполненной воздухом полости в косточках( Геттарда великолепная).

III гр. Распространение саморазбрасыванием.

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Мак сам распространяет семена. Коробочка у мака закрыта до тех пор, пока не созреют семена. Затем отверстия открываются, ветер колышит растение и семена вылетают.

Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него похож на небольшой огурчик. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров. Американское тропическое растение – трескучка болотная «стреляет» на расстоянии 14 метров. И при этом издаёт звук, похожий на выстрел из револьвера. Так с шумом растрескивается плод. Человек может испугаться, пока не выяснит причин.

Не менее интересна недотрога обыкновенная. Плод недотроги - длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Стоит слегка прикоснуться к плоду недотроги, как его створки разрываются, скручиваются внутрь наподобие часовой пружины и с силой разбрасывают прикрепленные к ним семена. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов. Поэтому нужно вовремя собрать урожай. И у караганы ( желтой акации), фиалки, кислицы разрывающиеся с легким треском створки действуют как пружины, разбрасывая семена далеко вокруг.

IV гр. Распространение с помощью животных.

Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Плоды таких растений как лопух, череда, гравилат, имеют особые выросты в виде крючков, липучек, шипиков, которые прикрепляются к шерсти животных или одежде человека. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.

Многие сочные плоды имеют яркий цвет: красный, синий, оранжевый. Поэтому они хорошо заметны для животных. Семена имеют плотную оболочку, которая не переваривается в желудке. Затем семена выбрасываются вместе с помётом. Помёт – это ещё и удобрение для прорастающего растения. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений. (Использовать гербарий, открытки)

Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти.

Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму. Цветок раффлезии называют слоновьим не потому, что он самый крупный, а потому, что его семена, прилипая к подошвам слонов, распространяются ими по тропам, ведущим к водопою. Цветок раффлезии расположен практически на земле. Он имеет мясистые лепестки. Когда созреют семена, лепестки превращаются в слизистую массу, которая и прилипает к подошвам слонов.

Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. У чистотела семена черные, с большим мясистым белым придатком. Их охотно поедают муравьи. Из-за этих придатков муравьи тащат довольно тяжелые для них семена чистотела к себе в муравейник. Сами семена муравьи не едят, придатки отделены от семени плотной кожурой. под нею семена остаются неповрежденными.

V гр. Распространение с помощью человека.

Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются человеком целенаправленно(высаживаются в определенным местах) или неосознанно( плод съел, а семена выбросил...) Плоды и семена дикорастущих растений могут прилипнуть или прицепиться к одежде, мешкам или тюкам при перевозке грузов с помощью крючочков, зубчиков... Таким образом, семена многих растений оказываются далеко от родных мест. Так в своё время из Европы в Америку попали семена подорожника. Семена этого растения очень маленькие и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпаются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже на новом месте и прорастают. Индейцы - коренные жители Америки - называют подорожник "следом белого человека". А из Америки к нам были завезены амборозия - злейший сорняк южных полей, вызывающий у людей тяжелые аллергические реакции; ромашка пахучая.



Таблица собирается как лото ( из листов - отчетов)



Способ распространения

1 лист

Приспособления к распространению

2 лист

Примеры растений

3 лист

Ветром

Пучки волосков - парашютики,

Хохолки

Крылатки

Воздушный мешочек

Легкие, сухие стебли

Ива, тополь

Осот, бодяк

Вяз, осина, ель, береза

Пузырник

"Перекати- поле"( качим метельчатый)

Водой



Самораспространение



Животные



Человек





3. Головоломка "Способы распространения плодов и семян".


В




О





Ч








В







Ж










С


















Вписать названия способов распространения плодов и семян так, чтобы буква "О" у них была общей.

Литература для обучающихся:

1. Учебник В.В. Пасечник "Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс." - М.: Дрофа, 2013

2. Д.И. Трайтак." Книга для чтения по ботанике: для учащихся 5 – 6 классов. "– М.: "Просвещение", 1985

3. Е.Н.Алешко. " Хрестоматия по ботанике." М.: "Просвещение." 1967г

Литература для учителя.

1. Учебник В.В. Пасечник " Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс." - М. "Дрофа", 2013

2. Д.И. Трайтак. "Книга для чтения по ботанике: для учащихся 5 – 6 классов." – М.: "Просвещение", 1985

3. Е.Н.Алешко. "Хрестоматия по ботанике." - М.: "Просвещение". 1967г

4. Г. А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова. "Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы." М."Просвещение"2013

5. Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова. "Биология 6-11 классы. Секреты эффективности современного урока". Изд. "Учитель", Волгоград. 2013



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 6 классе "Распространение плодов и семян"

Автор: Батырева Валентина Дмитриевна

Дата: 18.08.2015

Номер свидетельства: 225781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок биологии 6 класс по теме:Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-biologhii-6-klass-po-tiemie-plody-i-ikh-klassifikatsiia-rasprostranieniie-plodov-i-siemian"
    ["file_id"] => string(6) "205354"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429868036"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "ПЛОДЫ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН. "
    ["seo_title"] => string(40) "plody-rasprostranieniie-plodov-i-siemian"
    ["file_id"] => string(6) "148855"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419866842"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "конспект урока биологи"
    ["seo_title"] => string(22) "konspiekturokabiologhi"
    ["file_id"] => string(6) "270893"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451303967"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "конспект урока биологи"
    ["seo_title"] => string(23) "konspiekturokabiologhi1"
    ["file_id"] => string(6) "270894"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451303973"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок по теме "Плоды. Разнообразие и значение плодов." 6 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-po-tiemie-plody-raznoobraziie-i-znachieniie-plodov-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "119893"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413548825"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства