kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 11 классе по теме: "Доказательства эволюции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • Обучающие:
    • повторить основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина;
    • получить представление об основных доказательства развития органического мира;
    • выявить ключевые понятия доказательств эволюции;
    • расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных формах жизни на планете Земля.
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование Интернет-ресурсов и создание ситуации успеха,
    • способствовать воспитанию культуры общения.
  • Развивающие:
    • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),
    • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,
    • продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать Интернет-ресурсы и литературные источники,
    • продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 11 классе по теме: "Доказательства эволюции"»

Доказательства эволюции

Колудеева Ольга Ивановна
учитель биологии, МКОУ "СОШ № 1" город Благодарный

Место урока:

урок предназначен для учащихся 11 класса, изучающих раздел «Эволюция».

Цели:

  • Обучающие:

    • повторить основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина;

    • получить представление об основных доказательства развития органического мира;

    • выявить ключевые понятия доказательств эволюции;

    • расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных формах жизни на планете Земля.

  • Воспитательные:

    • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование Интернет-ресурсов и создание ситуации успеха,

    • способствовать воспитанию культуры общения.

  • Развивающие:

    • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),

    • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,

    • продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать Интернет-ресурсы и литературные источники,

    • продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Учащиеся получают представление об основных доказательства развития органического мира.



Методы обучения: Частично поисковый.


Форма организации

учебной деятельности: урок с использованием Интернет-ресурсов.

Оборудование:

  • компьютеры, выход в Интернет

  • коллекции “Формы сохранности ископаемых видов растений и животных”;

  • таблицы “Схемы кровообращения позвоночных”, “Схемы строения головного мозга позвоночных”, “Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные”;

  • объемные таблицы “Развитие зародышей хордовых животных”.

Ход урока

Класс предварительно разделен на 3 группы. В ходе урока учащиеся должны используя раннее приобретенные знания по данной теме, доказать, что эволюция действительно была, применяя при этом палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические и биогеографические данные.

I. Актуализация знаний:

Существование факта эволюции, как процесса исторического развития живых организмов от простых форм к более высокоорганизованным, был принят учеными и подтвержден данными различные наук. На сегодняшний день палеонтология, генетика, эмбриология, анатомия, систематика и многие другие науки располагают фактами, доказывающими существование эволюционного процесса. Поэтому цель этого урока: выявить и раскрыть сущность основных доказательств эволюции. Конечно, тема эта очень обширна и за один урок охватить все нам вряд ли удастся, поэтому мы будем работать в группах и каждая группа в ходе урока постарается ответить на самый главный вопрос, который, я думаю, волнует многих людей, даже далеких от науки, а вопрос заключается в том – эволюция это процесс постепенного усложнения органического мира или плод научных фантазий ученых.

I. Проверка знаний – фронтальная беседа.

Вопрос: какие науки помогают человеку в доказательстве эволюции органического мира?

Что изучает наука палеонтология, эмбриология, сравнительная анатомия и биогеография?



Итак, начнем с палеонтологических доказательств.

1-я группа, используя предложенный материал докажите, что птицы произошли от пресмыкающихся.

1-й ученик, рассказывает об археоптериксе.

Карточки с заданиями:

2-й ученик выполняет задание В-1.

В-1. Из перечня выберите признаки одновременно характерные как для птиц, так и для рептилий.

А) четырехкамерное сердце; Б) откладывают яйца; В) теплокровны; Г) сохранились роговые чешуи; Д) 5 отделов головного мозга; Е) двойное дыхание.

3-й ученик выполняет задание В-5.

В-5. Установите соответствие между признаками характерными для археоптерикса и для современных птиц:

А. пятипалая передняя конечность 1. археоптерикс

Б. трехпалая передняя конечность 2. современные птицы

В. хвостовые позвонки

Г. копчик

Д. зубы на челюстях

Е. киль

4-й ученик выполняет задание С-2. Перед вами скелет археоптерикса и современной птицы. Назовите не менее трех отличий в скелете этих экземпляров.


5-й ученик выполняет задание С-3. Используя знания английского языка, определите, что обозначено у археоптерикса на рисунке под цифрами 1,2,3,4.

6-й ученик работает с текстом из Интернета. Прочитайте текст из Интернет-ресурса. Восстановите пропущенный текст, обозначенный под цифрами 1, 2, 3, в скобках под знаком(?).

7-й ученик выполняет лаб. работу №1 с макетами «Головной мозг птиц и пресмыкающихся». Назовите 5 отделов головного мозга, которые одновременно есть как у птиц, так и у пресмыкающихся. В чем отличие строения головного мозга птиц от рептилий? Каковы причины этих отличий?


2-я группа, используя предложенный материал, постройте филогенетический ряд современной лошади.

Карточки с заданиями:

1-й ученик рассказывает об эволюции современной лошади.

2-й ученик выполняет задание В-7.

В-7. Установите последовательность эволюции современной лошади:

А. гиппарион

Б. эогиппус

В. современная лошадь

Г. миогиппус

Д. мерикгиппус



3-й ученик выполняет задание В-4.

В-4. Установите соответствия между эогиппусом и современной лошадью и их характерными признаками:

А. рост около 40 см. 1. эогиппус

Б. рост около 1м. 2. мерикгиппус

В. 1 палец на передних и задних конечностях

Г. 4 пальца на передней и 3 на задней конечности

Д. обитали в прериях

Е. обитали в тропических лесах

4-й ученик выполняет задание С-2. По предложенному рисунку, установите, каким предковым формам современной лошади соответствую данные рисунки.


5-й ученик выполняет задание С-3. Среди изображенных животных древней фауны Северной Америке, найдите виды (их три), которые являются предками современной лошади, напишите, под какими цифрами они обозначены.

6-й ученик выполняет лаб. работу №1. По предложенному макету «Конечности Непарнокопытных животных», определите, почему данный отряд получил такое названия? Назовите не менее 5 видов животных относящихся к отряду Непарнокопытные, которые живут в современную историческую эпоху.

7-й ученик работает с текстом из Интернета.С-4. Прочитайте текст из Интернет-ресурса. Восстановите пропущенный текст, обозначенный под цифрами 1, 2, 3, в скобках под знаком(?).

3-я группа, используя Интернет–ресурс, подтвердите правильность высказывания известного французского палеонтолога Жоржа Кювье, который говорил так: «Дайте мне кость, и я восстановлю животное».

1-й ученик рассказывает о динотерии.

2-й ученик работает с текстом из Интернета и выполняет задание С-2. Прочитайте текст из Интернет-ресурса. Восстановите пропущенный текст, обозначенный под цифрами 1, 2, 3, в скобках под знаком(?).

3-й ученик работает с коллекцией «Гомология скелета позвоночных животных». В чем сходство скелета передних и задних конечностей лягушки, голубя и крысы? В результате чего образовались эти органы, конвергенции или дивергенции?

4-й ученик работает с коллекцией «Гомология черепа позвоночных животных», В чем сходство скелета черепа данных животных? В результате чего образовались эти органы, конвергенции или дивергенции?

5-й ученик работает с коллекцией «Формы сохранности ископаемых животных и растений».

6-й ученик работает с ископаемыми находками. Среди предложенных ископаемых находок, найдите окаменевший позвонок древней рыбы. Ответьте, от какой древней рыбы произошли земноводные, если известно, что до наших дней дожил один представитель этого отряда. Какие особенности внешнего строения говорят от том, что данная рыба была предком амфибий?

Учитель - По мнению одного из персонажей поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», Кифы Мокиевича, случай нахождения в одном месте одновременно костей, сходных с костями человека, и костей, сходных с костями лошади, доказывает, что кентавры – не вымысел, а реально существовавший вид. Что вы могли бы возразить на это?

Теперь перейдем к биогеографическим доказательствам.

1-я группа, используя предложенный текст из Интернета, расскажите о теории дрейфа материков.

1-й ученик рассказывает о теории дрейфа материков.

2-й ученик выполняет задание

В-4. Установите соответствие между фауной Индии и Африки.

А. тигр 1. Индия

Б. лев 2. Африка

В. птица секретарь

Г. павлин

Д. антилопа гну

Е. олень аксис

3-й ученик выполняет задание В-1. Выберите роды млекопитающих, которые одновременно встречаются как в Африке, так и в Индии.

А) слон; Б) носорог; В) зебра; Г) буйвол; Д) тигр; Е) леопард.

4-й ученик выполняет задание В-5. Установите соответствие межу видами слонов и их характерными признаками.

А. обитает в джунглях 1. Африканский слон

Б. обитает в саванне 2. Индийский слон

В. уши большие

Г. уши меньших размеров

Д. имеют высоту тела до 3 метров

Е. имеют высоту тела до 3,5 метров

5-й ученик выполняет задание В-4. Установите соответствие между млекопитающими Евразии и Северной Америки.

А. пума 1. Евразия

Б.медведь гризли 2. Северная Америка

В. бурый медведь

Г. зубр

Д. бизон

Е. кабан дикий

6-й ученик выполняет задание В-7. Установите последовательность стадий изменения экологической ситуации при расселении ондатры из Северной Америки.

А) Ондатра – грызун, питающийся околоводной растительностью, - попал в среднюю полосу России из Центральной Европы, а туда из Северной Америки.

Б) Ареал распространения ондатры расширился на север России, где встречается ценный пушной зверек выхухоль.

В) Ондатра вытесняет выхухоль из естественной среды обитания, численность выхухолей заметно сокращается.

Г) Видов с таким образом жизни, как ондатра, в нашей фауне не было, зверь начал быстро размножаться.

Д) Хотя выхухоль питается не растениями, а беспозвоночными животными, возникла конкуренция. ответ - агбдв

7-й ученик выполняет задание В-2.

В-2. Выберите роды млекопитающих, которые одновременно встречаются как в Евразии, так и в Северной Америке.

А) лось; Б) бобр; В) ондатра; Г) кайот; Д) дикий кабан; Е) белый медведь.

2-я группа, пользуясь географическим атласом и картой, а также текстом из учебника биологии на странице , докажите. что Африка и Южная Америка составляли раньше один материк.

1-й ученик рассказывает о родстве материков Африка и Южная Америка.

Карточки с заданиями:

2-й ученик выполняет задание В-4.

В-4. Установите соответствие между животным миром Африки и Южной Америки:

А. Водосвинка 1. Африка

Б. Панголин 2. Южная Америка

В. Броненосец

Г. Дукер

Д. Пака

Е. Корешковый гиппопотам

3-й ученик выполняет задание В-1. Выберите из перечня животных, которые встречаются только в Африке.

А) леопард; Б) ягуар; В) анаконда; Г) удав; Д) тапир; Е) бегемот.

4-й ученик выполняет задание В-2. Выберите из перечня животных, которые встречаются только в Южной Америке.

А) леопард; Б) ягуар; В) анаконда; Г) удав; Д) тапир; Е) бегемот.

5-й ученик работает с текстом из Интернета. Прочитайте текст из Интернет-ресурса об истории образования Гондваны. Восстановите пропущенный текст, обозначенный под цифрами 1, 2, 3, в скобках под знаком(?).

6-й ученик выполняет задание С-2 работая с рисунком «Гондвана 2».

3-я группа, пользуясь предложенным материалом, объясните своеобразие животного мира Австралии.

1-й ученик рассказывает о своеобразии животного мира Австралии.

Карточки с заданиями:

2-й ученик выполняет задание В-7.

В-7. Установите последовательность стадий возникновения нежелательной экологической ситуации при акклиматизации кроликов в Австралии.

А. При сокращении площади угодий возникла конкуренция с местными травоядными животными – мелкими видами кенгуру.

Б. Переселенцы из Европы завезли на австралийский континент кроликов.

В. Значительно выросшая популяция кроликов вредила на полях и пастбищах, роя норы и разрушая корни многолетних трав.

Г. Численность отдельных видов кенгуру заметно сократилась.

Д. Кролики массово размножились, не встречая естественных врагов. ответ БДВАГ

3-й ученик выполняет задание В-4.

В-4. Установите соответствие между млекопитающими и их признаками:

А. температура от 30-35 градусов 1. ехидна

Б. температура около 37 градусов 2. еж

В. плацентарные

Г. яйцекладущие

Д. молоко выделяется на поверхность тела в виде пота

Е. молоко выделяется через соски

4-й ученик выполняет задание С-2. Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (3 предложения написаны с ошибками).

1)Утконос и ехидна это древние примитивные млекопитающие. 2) Они относятся к подклассу Сумчатые. 3) Температура тела их непостоянна и колеблется от 22 до 30 градусов. 4) Сердце их состоит из 3-х камер. 5) Размножаются они, откладывая яйца. 6) Выкармливают своих детенышей молоком, которое выделяется через специальные соски.

5-й ученик выполняет задание В-1. Выберите из перечня млекопитающих, которые являются аборигенами Австралии, то есть не были туда завезены европейцами или туземцами.

А) собака динго; Б) коала; В) кролики; Г) кенгуру; Д) утконос; Е) крыса.

6-й ученик работает с текстом об утконосе. Прочитайте текст из Интернет-ресурса. Восстановите пропущенный текст, обозначенный под цифрами 1, 2, 3, в скобках под знаком(?).



Как вы прокомментируете гипотезу, выдвинутую в 1812 году французским естествоиспытателем Ж. Кювье, названную в последствии «Теорией катастроф», согласно которой, в истории Земли было 27 катастроф, в результата этих катастроф погибало все живое, а затем опустошенные места заселялись другими видами, в результате очередного «акта божественного творения».

Физ. пауза.

Эмбриологические доказательства.

1-я группа, используя предложенный материал, в частности динамические пособия по ботанике, гербарий растений, а также печатный материал, воспроизведите основные этапы эволюции растений.

1-й ученик рассказывает о постепенном усложнении растений.

2-й ученик выполняет задание «Цикл развития мха» С-2. Рассмотрите рисунок. Что указано на рисунке под цифрами 1-6? На какой стадии развития мох больше всего похож на водоросль?

3-й ученик выполняет лаб. раб №1. Используя динамическое пособие «Цикл развития папоротников», докажите, что папоротникообразные произошли от мхов.

4-й ученик выполняет лаб. раб. №2. Используя предложенный гербарный материал, установите последовательность в эволюции растений, начиная от самых примитивных форм до современных.

5-й ученик. Выполните задание В-7.

В-7. Установите последовательность в эволюции растений, начиная от одноклеточных водорослей.

А) кукушкин лен

Б) сосна

В) ламинария

Г) вишня

Д) хламидомонада

Е) хвощ

6-й ученик выполняет задание В-4.

Установите соответствие между отделами растений и их признаками.

А. имеют ризоиды во взрослом состоянии 1. мхи

Б. имеют корни во взрослом состоянии 2. папоротники

В. гаметофит преобладает над спорофитом

Г. спорофит преобладает над спорофитом

Д. двудомны, сперматозоиды и яйцеклетки созревают на разных растениях

Е. сперматозоиды и яйцеклетки созревают в заростке

7-й ученик выполняет лаб. работу. Пользуясь учебником 6 класса, страница 87, рисунок 58 и микропрепаратом «Зерновка пшеницы», рассмотрите строение семени однодольного растения, найдите у него зародыш и семядолю, сделайте схематический рисунок. Как Вы думаете, какие растения появились раньше на Земле, однодольные или двудольные, почему Вы так решили.

8-й ученик выполняет лаб. работу. Рассмотрите микропрепарат «Эвглена зеленая». Объясните, почему ботаники относят этот организм к растениям, а зоологи к животным? Какой вывод мы можем на основании этого сделать?

2-я группа, используя микропрепараты, а также печатный материал, докажите правильность биогенетического закона сформулированного немецкими учеными Геккелем и Мюллером.

1-й ученик рассказывает о биогенетическом законе Геккеля и Мюллера.

2-й ученик выполняет лаб. работу. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «Дробление яйцеклетки аскариды», сделайте рисунок, на какой раннее изученный организм похожа стадия дробления у аскариды. В качестве подсказки используй учебник, страница 132, рисунок 55.

3-й ученик выполняет лаб. работу. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «Стадия бластулы лягушки», сделайте рисунок, на какой раннее изученный организм похожа стадия бластулы у лягушки. В качестве подсказки используй учебник, страница 132, рисунок 55.

4-й ученик выполняет лаб. работу. Рассмотрите макет пресноводной гидры. Определите, к какому типу животных она относится и почему этот тип получил такое название. На какую стадию эмбрионального развития зародыша похоже внутренне строение гидры?

Карточки с заданиями:

5-й ученик выполняет задание В-7.

В-7. Установите последовательность этапов эмбрионального развития позвоночных животных, начиная с оплодотворенной яйцеклетки.

А) нейрула

Б) зигота

В) бластула

Г) дробление

Д) органогенез

Е) гаструла

3-я группа, эмбриологически докажите, что Земноводные произошли от рыб.

1-й ученик рассказывает о сходстве головастика с рыбой.

2-й ученик выполняет лаб. работу. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «стадия дробления лягушки», сделайте рисунок, на какой раннее изученный организм похожа стадия дробления у лягушки. В качестве подсказки используй учебник, страница 132, рисунок 55.

3-й ученик выполняет задание В-4.

Карточки с заданиями:

В-4. Установите соответствие между взрослой лягушкой и головастиком и их характерными признаками.

А) сердце двухкамерное 1. головастик

Б) сердце трехкамерное 2. взрослая особь лягушки

В) дышит легкими и кожей

Г) дышит жабрами

Д) один круг кровообращения

Е) два круга кровообращения

4-й ученик выполняет лаб. работу. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «Нейрула лягушки», сделайте рисунок, на какой раннее изученный организм похожа стадия нейрулы у лягушки. В качестве подсказки используй учебник, страница 132, рисунок 55.

5-й ученик выполняет задание С-3. Какие стадии развития лягушки показаны на рисунке под цифрами 1-6?

6-й ученик выполняет задание В-7. Установите последовательность этапов развития лягушки.

А.выход головастик из икры

Б. слияние сперматозоидов и яйцеклеток в воде

В. появление передних конечностей у головастика

Г. появление задних конечностей у головастика

Д. взрослая лягушка

Е. образование зиготы

7-й ученик выполняет задание В-1. Выберите признаки, которые характерны как для головастика лягушки, так и для рыб.

А) двухкамерное сердце; Б) трехкамерное сердце; В) орган дыхания жабры; Г) орган дыхания легкие и кожа; Д) боковая линия; Е) два круга кровообращения.

Учитель. Согласны ли вы с высказываниями сторонников теории преформизма, которая была популярна в 19 веке. Что с точки зрения Р.Левенгука, эмбрион еще до оплодотворения представляет собой — в яйце или семени — полностью сформированный организм, который может быть наблюдаем с помощью увеличительных приборов, а его взросление понималось не как развитие, но как количественный рост.

По мнению креационистов, зародыш человека, начиная с самых ранних стадий своего развития уже является человеком (а не рыбой, земноводным или пресмыкающимся), — и поэтому должен обладать всеми правами человека:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок биологии в 11 классе по теме: "Доказательства эволюции"

Автор: Колудеева Ольга Ивановна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Задания для проверочной работы в 11 классе «Доказательства эволюции""
    ["seo_title"] => string(74) "zadaniia-dlia-provierochnoi-raboty-v-11-klassie-dokazatiel-stva-evoliutsii"
    ["file_id"] => string(6) "248855"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1446798353"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Современный этап эволюции человека". "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sovriemiennyi-etap-evoliutsii-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "173820"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424027766"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока биологии 8 класс "Структура тела. Место человека в живой природе""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_biologii_8_klass_struktura_tela_mesto_cheloveka_v_zhivoi_prirode"
    ["file_id"] => string(6) "521377"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569832955"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Презентация по теме "Биотические взаимоотношения" "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-po-tiemie-biotichieskiie-vzaimootnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167546"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423116507"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема: Земля в Солнечной Системе "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-ghieoghrafii-v-5-klassie-tiema-ziemlia-v-solniechnoi-sistiemie"
    ["file_id"] => string(6) "105386"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402846952"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства