Данный урок является обобщающим уроком по теме «Многообразие Кишечнополостных». Тип урока комбинированный с применением разнообразных методов: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный. Основная идея урока- закрепить знания учащихся и пополнить новой информацией из дополнительных источников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель:Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Зовут меня Татьяна Александровна. Мы встретились, чтобы провести этот урок вместе. Я приглашаю вас совершить путешествие в удивительный мир кишечнополостных животных. Но сначала повторим те знания, которые вам могут пригодиться.
Учитель:Вспомните, на какие два подцарства делят царство животных?
Ученик:Подцарства Одноклеточные и Многоклеточные.
Учитель: Назовите известных вам одноклеточных животных?
Учитель: Чем одноклеточные животные отличаются от многоклеточных?
Ученик: Организм одноклеточных животных состоит из одной единственной клетки, выполняющей функции целостного организма. А организм многоклеточных животных состоит из групп клеток, специализированных на выполнении разнообразных функций: защитной, пищеварительной, двигательной и др.
Учитель: С какими представителями многоклеточных животных вы познакомились на предыдущих уроках?
Ученик: С представителями типа губки.
Учитель:в начале путешествия, я хотела бы узнать с каким настроением вы отправляетесь в путь Поднимите карточки-настроения красная хорошее, зеленая – плохое.
Слайд с музыкой
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок, путешествие по гидросфере, поскольку все кишечнополостные - водные животные. Уважаемые участники экспедиции! Мы совершаем небольшое погружение в подводный мир, чтобы встретиться с некоторыми его обитателями.
На какие классы делят тип Кишечнополостные?
Слайд
Тип кишечнополостные
Учитель: У каждого члена экипажа на рабочем столе есть судовой журнал. Подпишите свои имена и фамилии на журналах. Открываем первую страницу. Для того чтобы, не спутать тип Кишечнополостных с другими морскими обитателями, давайте вставим необходимые слова, относящиеся к нашим исследуемым.
Слайд
«Кишечнополостные – это низшие (многоклеточные) животные. Их тело состоит из (двух) слоев – эктодермы и (энтодермы), они имеют (лучевую) симметрию. Характерно наличие (стрекательных) клеток, обитают преимущественно в (морских) водах и (пресноводных) водоемах.»
Слайд
Мы отправляемся в бухту Гидроидные.
Учитель: обратите внимание на краткую характеристику Гидроидных
Слайд
Уже на поверхности воды мы видим представителей класса Гидроидных. Перед вами морские гидроидные полипы и смешанные гидроидные полипы сифонофоры
Слайд
Гидроидным уделяют внимание не только ученые, но и скульпторы, художники и литераторы
Мифология и наука
Послушайте небольшую выдержку из статьи:
«В мифологии древних греков страшная лернейская Гидра упоминается при перечислении подвигов Геракла . Она описывается, как прожорливое змееобразное чудовище с девятью головами, наводящее ужас на всю округу и остающееся неуязвимым. Потому что на месте отрубленной головы у неё сразу же вырастала новая. Один только Геракл сумел справиться с грозным чудовищем, вооружившись, кроме меча, ещё и горячей головнёй, которой он прижигал обезглавленные шеи Гидры.
- Какое свойство Гидры здесь описано?(Регенерация)а что такое регенирация? (восстановление организмом утраченных или поврежденных частей тела)
Учитель: давайте дополним текст
(Слайд с текстом)
«Класс Гидроидные объединяет небольших по размеру (кишечнополостных) животных. Гидроидные существуют в виде (двух) жизненных форм. Первая – полип, имеющая (сидячий) образ жизни. Вторая жизненная форма – (плавающая) медуза.»
(Слайд с текстом)
Ребята нам пришла радиограмма и судя по тексту в ней имеются логические ошибки давайте их исправим (эта радиограмма у вас в судовых журналах и на экране)
«В течение теплого времени года гидра размножается половым (почкованием)путем, а с наступлением неблагоприятных условий – почкованием (половым путем) .Половые клетки образуются в энтодерме (эктодерме). »
КОРАЛЫ
Учитель: Мы приближаемся к берегам Австралии.
На глыбе крутой, ноздреватой Коротенький, хрупок и мал – Цветет стерженек розоватый, Как легкое пламя – коралл.
Слайд
Мы попали в подводные коралловые заросли. Что же это за чудесные представители типа Кишечнополостных? Кто из вас может мне ответить?
Ученик: это коралловые полипы прочти краткую характеристику
Остов скелета известковый, имеются щупальцы, похожие на цветы. На щупальцах есть клетки, которые обжигают руку человек, словно раскаленный металл.
Как называются такие клетки? (стрекательные)
В каком слое тела они расположены? (эктодерме)
Если гидра способна отделять новые особи от своего тела, то кораллы – нет. Оказывается, кораллы растут с различной скоростью. Известен случай, когда затонувший в Персидском заливе корабль, через 20 месяцев был покрыт коралловой броней в 60 сантиметров толщиной. .
(Слайд)
Вокруг кораллов образуются коралловые острова – атоллы.) Внутри такого острова образуется лагуна. .
(Слайд)
Отмирая, кораллы образуют рифы
Известный вам из географии Большой Барьерный риф в Австралии.
(Слайд )
Любое путешествие невозможно без карты. Перед вами карта Австралии.
К доске показать расположение рифа.
Отметьте в своих судовых журналах, на контурной карте, месторасположение Большого Барьерного рифа.
слайд
Где же могут применяться кораллы?
Дополнение учителя: Скелеты кораллов используются как хороший строительный материал для постройки домов, набережных, для мощения улиц. Иногда их используют для заполнения водопроводных фильтров, для полировки и шлифовки деревянных и металлических изделий. Порошок некоторых видов кораллов используется для приготовления лечебных препаратов. Кораллы используются для изготовления украшений и сувениров.
Слайд
Кораллы имеют большое значение для экологического равновесия в природе. Они являются своеобразными очистителями воды; служат для некоторых обитателей подводного мира убежищем, а для других - пищей.
Слайд
Биологическая задача:
Известен факт: рак-отшельник, живущий в море, из тех, что в качестве панциря использует чью-то старую раковину, сажает на нее актинию - морское кишечнополостное. Какая польза от этого раку, а какая актинии?
(Перемещаясь, рак способствует улучшению газообмена у актинии, она же в свою очередь, прикрепившись к его раковине, защищает его своими стрекательными клетками и поедает, остатки его пищи)
Слайд
СЦИФОИДНЫЕ МЕДУЗЫ
Медузы имеют более сложное строение, чем другие кишечнополостные. Это крупные организмы, типичные морские гидробионты
Слайд
Медузы на 98% состоят из воды.
Слайд
Оказывается у медуз есть органы эхолокации и они могут почувствовать приближение шторма за 15 часов. Ученые заинтересовались этим и сконструировали приборы, предсказывающие шторм. Его называют «Ухо медузы»
Слайд 1, 2
Информацию о сцифоидных медузах вам поможет получить бортовой компьютер, послушайте его (запись о ядовитых медузах)
Слайд
Учитель: прежде чем переступить порог лабораторной каюты, я попрошу всех подняться и повторять за мной движения и текст, он на экране:
Ветер бурю нам сулил
И кораблик наклонил,
Но шагаем мы отважно,
А на море это важно.
Учитель: А теперь отправляемся в лабораторию.
Слайд
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«Распознавание животных типа кишечнополостные»
Назовите животных, изображенных на рисунках. К какому типу они относятся? Какие признаки сходства можно заметить в их строении-рисунок
Ответы учащихся к слайду 3: 1- медуза, 2 – гидра 3 – актиния, Эти животные относятся к типу кишечнополостных.
Слайд
Учитель: Распределите по классам животных типа кишечнополостных.Представители:
Корнерот
Пресноводная гидра
Актиния
Цианея
.Кораллы
Крестовичок
Классы:
Гидроидныесцифоидныекоралловые
пресноводная гидра Крестовичок 9 актиния
Корнерот кораллы
Цианея
_ Выводы к л.р
Итак, к кишечнополостным относятся животные, у которых:
Ученики: - Что у медузы есть органы эхолокации. Что коралл, медуза и гидра – кишечнополостные. Что актинии живут дружно с раками и помогают им. Что кораллы живые существа, хотя и покрыты известковым скелетом.
Учитель: - Молодцы. Что вы теперь умеете?
Ученики: - Отличить медузу и актинию. Отличить коралл от камня.
Учитель: - Молодцы. Где вы можете применить свои знания?
Ученики: - При наблюдении за животными. При беседе с учащимися младших классов. При написании творческой работы.
Ну что же, я рада, что путешествие вам доставило большое удовольствие.
А теперь, ребята, заполните, пожалуйста, следующую анкету:
Слайд У НАС НА УРОКЕ
Учитель: Все задачи нашей экспедиции выполнены.прочтите цель нашего урока достигли мы ее ?
Домашнее задание:Выполните кроссворд: «Кишечнополостные» оно в ваших судовых журналах
Слайд с музыкой
Заключительное слово учителя.
Ребята, в заключение урока я хочу обратить ваше внимание на слова немецкого поэта Гёте «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Смысл этого высказывания состоит в том, что все на нашей планете уникально, каждый вид, каждая группа растений, животных требует глубокого исследования и изучения, охраны и бережного отношения. Сегодня эта книга открыта для вас на царстве животных. Любите их, изучайте, узнавайте что-то новое! А я желаю вам успеха в ваших открытиях! Этот урок нас познакомил и сдружил, но пора расставаться. Я благодарю всех, кто принимал активное участие в нашем путешествии. И хочу поставить оценки следующим ребятам.