kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии 7 класс по теме " Тип Плоские черви"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока биологии соответствует требованиям и стандартам ГОСО, служит методическим пособием для проведения урока биологии в 7 классе. Цели и задачи урока ориентированны на формирование знаний особенностей строения и жизнедеятельности Типа Плоские черви.

Цели урока:
дать  общую характеристику типа плоских червей,изучить особенности  их строения и жизнедеятельности; сформировать понятия о системах органов; раскрыть особенности строения ресничных червей на примере Белой планарии.

Цель и ожидаемые результаты:

Должны знать, понимать : понятие  системы органов, общую характеристику типа плоских червей, классификацию типа плоские черви, особенности строения.

Применять: Определять отличительные особенности между типом кишечнополостные и плоские черви.

Анализировать:  представителей типов кишечнополостных и плоских червей (Гидра, Белая планария)

 Синтезировать: учащиеся  формулируют ответ на ключевой вопрос «Почему представители типа плоские черви являются более высокоорганизованными организмами ?»
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал, стикеры, учебник для 7 класса, 3-е издание, переработанное , авторы - К. Кайым, Р. Сатимбеков, А. Аметов , Ж.Кожантаева, Алматы «Атам?ра», 2012 г.

Тип урока: комбинированный.
Форма работы : групповая

Активные методы и формы обучения

  1. Распределение по группам « Фрукты» ( на столах лежат фрукты, учащиеся берут любой фрукт, который нравится, а затем учитель предлагает учащимся сесть по группам – яблоки, груши и тд..)
  2. Проверка знаний ( задание на слайдах)
  3. Запись темы в тетрадь.
  4. Задание для группы . Работа с текстом  (раздаточный материал № 1) – 3 мин.  Ответить на вопрос «Почему представители типа плоские черви являются более высокоорганизованными организмами ?».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«деление на группы (фрукты)»































































































































































Просмотр содержимого документа
«оценочный лист»

Оценочный лист

Ф.И. участника группы

Знание темы прошлого урока ( участие в разминке)

Ораторские способности (выступления, задаваемые вопросы, ответы)

Работа в группе (активность)

Умение слушать и слышать

Общий бал

Оценка

1









2









3








4









5








6








Оценивание по 5-ти бальной системе ( в итоге выводится средний бал)

Оценочный лист

Ф.И. участника группы

Знание темы (понятие системы органов, общей характеристики типа плоских червей, классификации типа плоские черви, особенности строения.)

Ораторские способности (выступления, задаваемые вопросы, ответы)

Работа в группе (активность)

Умение слушать и слышать

Общий бал

Оценка

1









2








3








4








5









6









Оценивание по 5-ти бальной системе ( в итоге выводится средний бал)



МОЕ МНЕНИЕ





























Сравнительная таблица типов кишечнополостных и плоских червей

Представители

Слои тела

Органы пищеварения

Ротовое отверстие

Нервная система

Органы выделения

Дыхательная система

Органы размножения

Гидра









Белая планария













Сравнительная таблица типов кишечнополостных и плоских червей

Представители

Слои тела

Органы пищеварения

Ротовое отверстие

Нервная система

Органы выделения

Дыхательная система

Органы размножения

Гидра









Белая планария













Сравнительная таблица типов кишечнополостных и плоских червей

Представители

Слои тела

Органы пищеварения

Ротовое отверстие

Нервная система

Органы выделения

Дыхательная система

Органы размножения

Гидра









Белая планария















Просмотр содержимого документа
«поурочн план»

Биология 7 класс урок 12

Тема урока « Тип Плоские черви»


Цели:
дать общую характеристику типа плоских червей,

изучить особенности их строения и жизнедеятельности; сформировать понятия о системах органов; раскрыть особенности строения ресничных червей на примере Белой планарии.


Цель и ожидаемые результаты:

Должны знать, понимать : понятие системы органов, общую характеристику типа плоских червей, классификацию типа плоские черви, особенности строения.

Применять: Определять отличительные особенности между типом кишечнополостные и плоские черви.

Анализировать: представителей типов кишечнополостных и плоских червей (Гидра, Белая планария)

Синтезировать: учащиеся формулируют ответ на ключевой вопрос «Почему представители типа плоские черви являются более высокоорганизованными организмами ?»


Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал, стикеры, учебник для 7 класса, 3-е издание, переработанное , авторы - К. Кайым, Р. Сатимбеков, А. Аметов , Ж.Кожантаева, Алматы «Атамұра», 2012 г.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы : групповая

Ход урока :

Активные методы и формы обучения

  1. Распределение по группам « Фрукты» ( на столах лежат фрукты, учащиеся берут любой фрукт, который нравится, а затем учитель предлагает учащимся сесть по группам – яблоки, груши и тд..)

  2. Проверка знаний ( задание на слайдах)

  3. Запись темы в тетрадь.

  4. Задание для группы . Работа с текстом (раздаточный материал № 1) – 3 мин. Ответить на вопрос «Почему представители типа плоские черви являются более высокоорганизованными организмами ?».

Изучение новой темы :

  1. Совместное обсуждение и постановка целей урока.

  2. Обсуждение критериев оценивания. Сегодня на уроке мы с вами работаем по- новому, используем листы самооценивания (раздать каждой группе )

  3. Работа с дополнительным материалом (раздаточный материал № 2) -5 мин.

  4. Работа с таблицей. Прочитать текст учебника – параграф 38 и заполнить таблицу (стр 149) Отвечают на ключевой вопрос «Почему представители типа плоские черви являются более высокоорганизованными организмами ?»

  5. Стратегия «Карусель» (по часовой стрелке идут в гости к соседней группе, изучают таблицу, ставят плюс- согласны , ! – не согласны, потому-что… ( 3 мин). Возвращаются и анализируют полученные результаты ( 3 мин.)



  1. Обратная связь – фронтальный опрос (за каждый правильный ответ ученик получает дополнительный балл)

Как называется раздел зоологии, посвященный изучению паразитических червей ? ( гельминтология)

  1. Где встречается белая планария? (В канавах, ручьях, прудах, реках и озерах)
    2. Какова форма тела белой планарии? (Передний конец тупой. Задний конец тела заострен)
    3. Какова окраска белой планарии? (Тело планарии прозрачно. Окраска планарии кажется белой.)
    4. Что расположено на переднем конце тела? (На переднем конце сверху видны два темных глаза)
    5. Чем покрыто тело планарии? (Ресничками, слизью)
    6. Как передвигается планария? (Благодаря сокращению мышц и биению ресничек на поверхности тела)
    7. Как происходит газообмен у плоских червей ? ( Через всю поверхность тела)

8. Как называется промежуточный клеточный слой ? ( мезодерма)

9. Почему Плоские черви получили свое название? (Тело плоское , часто в форме листочка или ленты)

10 . Почему представители типа плоские черви являются более высокоорганизованными организмами ?»

Завершаем опрос ключевым вопросом и озвучивают 1 ответ от всей группы .

Закрепление (слайд 11.12,13)

Записываем домашнее задание – параграф 38, составить 3 вопроса по теме

« Плоские черви»

Оценивание: Ребята, а сейчас –оцените свою работу на уроке- дайте себе объективную оценку (заполняют лист самооценивания)

Рефлексия «Мое мнение » на стикерах пишут «Хорошо ли я усвоил тему урока? Почему?»

Раздаточный материал №1 (для всех групп)

Черви-двусторонне-симметричные многоклеточные организмы. Двусторонняя симметрия характерна для подвижных животных. Органы тела лежат симметрично относительно плоскости, разделяющей тело на правую и левую половины. В связи с подвижным образом жизни обособляются передний и задний концы тела. На переднем конце сосредоточены органы чувств (зрения, обоняния, слуха и др.)
Трехслойные животные имеют органы .( Орган - часть тела, имеющая определенное строение, расположение и выполняющая определенные функции). Органы объединены в системы органов (система органов - группа органов, выполняющих общие функции). Благодаря появлению органов и систем органов процессы жизнедеятельности усложнились.

Плоские черви объединяют более 15 тысяч видов. Они живут в пресной и соленой воде. Ползая по камням. Растительным остаткам и листьям. Тело у них плоское, в форме листочка либо в виде ленты. Поэтому они и названы плоскими. У ленточных червей все тело, кроме цельной головной части , состоит из члеников. Плоские черви отличаются от кишечнополостных тем, что тело у них не двух-, а трехслойное. Между эктодермой и энтодермой появляется промежуточный клеточный слой – мезодерма, из которой образуются различные органы и системы органов. У всех типов червей имеется кожно-мускульный мешок. Это стенка тела, образованная кожным эпителием, образованным из эктодермы, и слоями мышц. Слои мышц расходятся в разных направлениях, что обеспечивает разнообразные движения животных. Под эпителием идет слой кольцевых мышц, под ним – слой продольных мышц, глубже – слой косых мышц. У некоторых червей развиты не все слои мышц.
Мышечные слои развиваются из третьего зародышевого слоя – мезодермы.



Раздаточный материал №1 (для всех групп)

Черви-двусторонне-симметричные многоклеточные организмы. Двусторонняя симметрия характерна для подвижных животных. Органы тела лежат симметрично относительно плоскости, разделяющей тело на правую и левую половины. В связи с подвижным образом жизни обособляются передний и задний концы тела. На переднем конце сосредоточены органы чувств (зрения, обоняния, слуха и др.)
Трехслойные животные имеют органы .( Орган - часть тела, имеющая определенное строение, расположение и выполняющая определенные функции). Органы объединены в системы органов (система органов - группа органов, выполняющих общие функции). Благодаря появлению органов и систем органов процессы жизнедеятельности усложнились.

Плоские черви объединяют более 15 тысяч видов. Они живут в пресной и соленой воде. Ползая по камням. Растительным остаткам и листьям. Тело у них плоское, в форме листочка либо в виде ленты. Поэтому они и названы плоскими. У ленточных червей все тело, кроме цельной головной части , состоит из члеников. Плоские черви отличаются от кишечнополостных тем, что тело у них не двух-, а трехслойное. Между эктодермой и энтодермой появляется промежуточный клеточный слой – мезодерма, из которой образуются различные органы и системы органов. У всех типов червей имеется кожно-мускульный мешок. Это стенка тела, образованная кожным эпителием, образованным из эктодермы, и слоями мышц. Слои мышц расходятся в разных направлениях, что обеспечивает разнообразные движения животных. Под эпителием идет слой кольцевых мышц, под ним – слой продольных мышц, глубже – слой косых мышц. У некоторых червей развиты не все слои мышц.
Мышечные слои развиваются из третьего зародышевого слоя – мезодермы.







Раздаточный материал № 2 (для всех групп)

Белая планария – представитель ресничных червей.

Внутреннее строение и размножение белой планарии.

Цель: изучить особенности внутреннего строения и размножения белой планарии как типичного представителя типа Плоские черви

Тело планарии прозрачно. Сквозь кожно-мускульный мешок просвечивает кишечник. Окраска планарии кажется белой.
Планария - достаточно подвижное животное. Она может ползать по субстрату благодаря сокращению мышц и биению ресничек на поверхности тела (они в лупу не видны) Плавности скольжения планарии по субстрату способствует слизь, выделяемая кожными железами. Она же способствует прикреплению к субстрату. Слизь ядовита, поэтому планариями никто не питается. Сами же прожорливые хищницы нападают на личинок комаров, водяных осликов и других водных беспозвоночных животных
Кожно-мускульный мешок белой планарии имеет типичное строение.
^

 Пищеварительная система состоит из ротового отверстия в передней части брюшной стороны, глотки, которая может высовываться, и трех ветвей кишечника, которые ветвятся и заканчиваются слепо. Непереваренные остатки пищи удаляются через рот. Несмотря на наличие кишечника, переваривание пищи происходит преимущественно в клетках, образующих его стенки. Основной пищей белой планарии являются мелкие рачки, но она также может питаться гидрами и другими беспозвоночными.

^ Нервная система представлена скоплениями нервных клеток в передней части тела – мозговыми ганглиями (нервными узлами). У планарии два нервных узла, соединенных между собой. Узлы расположены на головном конце тела. От нервных узлов отходят нервные стволы, которые тянутся вдоль тела. Нервные стволы образованы отростками нервных клеток ганглиев и нервными клетками, рассеянными вдоль стволов. Нервные стволы соединяются поперечными перегородками . От нервных стволов в бок отходят нервные ответвления. Такой тип нервной системы называется узловой.

Выделительная система представлена системой каналов, залегающих в паренхиме. Каждый канал начинается особой крупной клеткой с пучком ресничек. Реснички колеблются, словно пламя свечи, поэтому их называют «ресничное пламя». В результате колебания ресничек ток воды с растворенными ненужными веществами из паренхимы попадает в каналец. Канальцы многих клеток соединяются в пучки, образуя трубочки. Они открываются наружу порой. Подобные органы выделения получили название протонефридии.

Белая планария через протонефридии выводит не только продукты жизнедеятельности клеток, но и лишнюю воду (сравни с работой сократительных вакуолей простейших).

 Половые органы планарии представлены мужскими и женскими (гермафродит ). Мужские половые органы состоят из пузырьковидных семенников, от которых отходят семяпроводы. Семяпроводы сливаются и образуют семенной пузырь, от него начинается семяизвергательный канал. Женские органы состоят из двух яичников, лежащих в передней части тела, от которых начинаются яйцеводы. При оплодотворении две особи обмениваются спермой. Оплодотворение у белой планарии внутреннее. Это значит, что слияние половых клеток происходит в организме.
Зигота покрывается плотными оболочками и преобразуется в кокон. Коконы прикрепляются к различным подводным предметам. Из них выходят молодые планарии, похожие на взрослых животных. Это так называемое прямое развитие, т.е. из яйца выходит не личинка, а маленькая планария. После откладки яиц взрослые особи погибают. Обратите внимание, что, несмотря на то, что планарии гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное. Это способствует большей изменчивости, повышает жизнеспособность молодых особей.
Планарии могут размножаться бесполым путем, делясь поперечными перетяжками на несколько частей. Каждая часть регенерирует до целой особи.

Просмотр содержимого презентации
«Тип Плоские черви»

1. Какие классы относятся к Типу Кишечнополостных? А -Класс Сцифоидные Б -Класс Саркодовые В -Класс Млекопитающие

1. Какие классы относятся к Типу Кишечнополостных?

А -Класс Сцифоидные

Б -Класс Саркодовые

В -Класс Млекопитающие

2 .Что характерно для кишечнополостных? А - Относятся к простейшим Б - Стенка тела образована двумя слоями В - Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки Г -Развита регенерация

2 .Что характерно для кишечнополостных?

А - Относятся к простейшим

Б - Стенка тела образована двумя слоями

В - Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки

Г -Развита регенерация

3. Какое размножение характерно для кишечнополостных? А – Только половое  Б – Только бесполое  В - Половое и бесполое

3. Какое размножение характерно для кишечнополостных?

А – Только половое

Б – Только бесполое

В - Половое и бесполое

4 . При дыхании кишечнополостные поглощают :  А. кислород, растворенный в воде; Б. кислород воздуха; В. углекислый газ воздуха; Г. углекислый газ, растворенный в воде.

4 . При дыхании кишечнополостные поглощают : А. кислород, растворенный в воде;

  • Б. кислород воздуха;
  • В. углекислый газ воздуха;
  • Г. углекислый газ, растворенный в воде.

5 . Гидра парализует добычу и врагов с помощью клеток:  А. промежуточных;  Б. стрекательных;  В. нервных;  Г. кожно-мускульных.

5 . Гидра парализует добычу и врагов с помощью клеток:

А. промежуточных;

Б. стрекательных;

В. нервных;

Г. кожно-мускульных.

Проверка знаний  1 . А  2 . Б, Г  3 . В  4. А  5. Б

Проверка знаний

1 . А

2 . Б, Г

3 . В

4. А

5. Б

Ключевой вопрос  Почему представители типа плоские черви являются более высокоорганизованными организмами?

Ключевой вопрос

Почему представители типа плоские черви являются более высокоорганизованными организмами?

В соответствии с названием, тело плоских червей сильно уплощено, а всё пространство между стенкой тела и органами заполнено соединительной тканью — паренхимой.

В соответствии с названием, тело плоских червей сильно уплощено, а всё пространство между стенкой тела и органами заполнено соединительной тканью — паренхимой.

Признаки плоских червей, характерные для всех классов червей. 1)наличие переднего конца тела, с расположенными на нем основными органами чувств: зрения, осязания, обоняния и др., что позволяет этим животным лучше ориентироваться в пространстве и совершать направленные движения; 2) двусторонняя симметрия ;

Признаки плоских червей, характерные для всех классов червей.

1)наличие переднего конца тела, с расположенными на нем основными органами чувств: зрения, осязания, обоняния и др., что позволяет этим животным лучше ориентироваться в пространстве и совершать направленные движения;

2) двусторонняя симметрия ;

3) появление в процессе развития третьего зародышевого листка (мезодермы), закладывающегося между экто- и энтодермой; это привело к развитию мышечной системы а значит, к увеличению двигательной активности; 4) наличие кожно-мускульного мешка, т. е. стенки тела, образованной кожным эпителием и мышцами, которые представляют собой обособленные образования.

3) появление в процессе развития третьего зародышевого листка (мезодермы), закладывающегося между экто- и энтодермой; это привело к развитию мышечной системы а значит, к увеличению двигательной активности;

4) наличие кожно-мускульного мешка, т. е. стенки тела, образованной кожным эпителием и мышцами, которые представляют собой обособленные образования.

Хорошо ли я усвоил тему урока? Почему?

Хорошо ли я усвоил тему урока? Почему?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
урок биологии 7 класс по теме " Тип Плоские черви"

Автор: Грейбер Наталья Викторовна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока по биологии в 7 классе по теме «Паразитические плоские черви  и меры борьбы с ними». "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-parazitichieskiie-ploskiie-chiervi-i-miery-bor-by-s-nimi"
    ["file_id"] => string(6) "101422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417028"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "урок биологии 7 класс по теме " Тип Круглые черви" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-biologhii-7-klass-po-tiemie-tip-krughlyie-chiervi"
    ["file_id"] => string(6) "161683"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422267348"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "урок по биологии "Класс черви" "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-po-biologhii-klass-chiervi"
    ["file_id"] => string(6) "102050"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402477030"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока биологии "Класс Насекомые" и презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-nasiekomyie-i-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "129278"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415652393"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок биологии 7 класс по теме " Бычий цепень - представитель плоских ленточных червей" "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-biologhii-7-klass-po-tiemie-bychii-tsiepien-priedstavitiel-ploskikh-lientochnykh-chierviei"
    ["file_id"] => string(6) "161706"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422268974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства