Стержневая задача урока – коррекционно-развивающая.
Содержание урока раскрыто путем подбора учебного материала в необходимом объеме.Все обучение проводилось методом предметно-практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и было направлено на выработку осмысленных знаний по изучаемой теме, обогащению пассивного словаря учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Термины и понятия: радужная оболочка, роговица, хрусталик.
Ход урока
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.
– Прислонитесь друг к другу ладошками, что вы почувствовали? (тепло)
- А теперь улыбнитесь своему соседу и садитесь за парты.
II. Актуализация знаний обучающихся
- Какую тему мы начали проходить на прошлом уроке? (органы чувств)
-Ребята, повторим пройденный материал в виде мозгового штурма.
Этот вид работы давно знаком вам, я задаю вопрос, а вы должны быстро дать ответ. Слушайте внимательно вопросы и ответы. По окончании мозгового штурма вы будите заполнять обобщающую таблицу. Начнем!
Может ли человек с закрытыми глазами определить поверхность предмета?
Благодаря какому органу чувств люди общаются друг с другом?
При помощи глаз мы различаем… перечислите.
Благодаря ушам мы различаем….
Дополните мое предложение: носом мы не только…,но и ….
(загадка) Вокруг носа вьется, а в руки не дается
Как ты чувствуешь вкус?
Чем мы ощущаем боль, тепло, прикосновение?
Какие органы чувств «принимают участие» в просмотре телепередачи?
Какие органы чувств задействованы в работе на уроках труда?
Какие органы чувств необходимы для дегустации праздничного торта?
О каких органах чувств мы сейчас говорили?
Обоняние
Осязание
Орган вкуса
Орган зрения
Орган слуха
- Молодцы.
Задание. Заполните таблицу на карточках «Значение органов чувств»
- Но прежде, чем вы начнете заполнять таблицу, давайте уточним задание.
-Что в первой колонке должны записать? (органы чувств)
-Во второй? (их значение)
Выполняем задание самостоятельно. Время выполнения 5 минут.
(Дифференцированная работа с таблицей)
Время истекло, большинство правильно заполнили таблицу, значит, хорошо приготовили домашнее задание.
- Теперь приступаем к подробному изучению каждого из органов чувств.
-Открыли тетради, записали число.
III. Целеполагание. Планирование деятельности на уроке.
- Я слова читаю вам, вы прислушайтесь к словам. Может лишние попали? (ресницы, брови, язык, веки, зрачок)…
Докажите, как узнали?
-Сегодня мы с вами поговорим об органе зрения, его значении и строении.
- Запишите тему урока. Орган зрения.
- Какое значение для вас имеют глаза?
(ответы детей)
IV. Введение в тему.
Фронтальная беседа.
- Закройте плотно глаза, посидите так одну минуту. В конце этой минуты представьте, что человек навсегда потерял способность видеть.
-Человек потерял со зрением многое: не увидит Солнца, голубого неба, плывущих облаков, воды, травы, деревьев, птиц, цветов, родных, друзей, людей…
- Он не сможет читать книги, смотреть телевизор.
- Он не сможет вязать, рисовать, вышивать … .
-Приходилось ли вам видеть слепых людей?
- Что вы при этом чувствовали? (жалость)
Особую жалость вызывают слепые дети.
(Чтение отрывка из повести Короленко «Слепой музыкант»)
Задание: прочитать и ответить на вопросы.
- Как вёл себя ребёнок?
- Почему ребёнок так себя вёл?
- Какое эмоциональное состояние было у матери?
- Какое чувство возникло у вас при чтении?
III. Освоение нового материала.
Беседа по теме
Глаза предупреждают нас об опасности (собака, змея, машина, яма, овраг и т. д.)
С помощью глаз мы узнаём знакомых людей и предметы, различаем цвета в природе.
Глаза передают нам информацию об опасности, помогают принимать нужное решение.
- Повернитесь друг к другу лицом и посмотрите, где расположены глаза?
(Ответы детей)
Глаза расположены в выемке черепа, защищённой надглазными и подглазными выступами костей.
- Найдите у себя надглазные и подглазные выступы костей и дотроньтесь до них.
- Они прочные?
При ударе по глазу эти кости принимают удар на себя (удар ветки в лицо, палки, при падении и ударе о землю).
Кроме того, что ещё защищает глаза?
(Ответы детей: брови)
Они расположены над глазами и имеют вид валика, покрытых волосами. Брови отводят пот со лба.
-А что ещё защищает глаза?
(Ответы детей: веки)
- Отчего веки защищают глаза человека? (от попадания в глаза пыли, насекомых, мелких предметов).
- Чем снабжены веки?
(Ответы детей: ресницами)
- Для чего нужны ресницы?
Ресницы очень нужны глазу – при попадании в глаз каких-либо частиц они прежде всего касаются ресницы, глаз мгновенно закрывается.
Ресницы играют роль сигнализаторов для века.
Веки защищают глаз от слишком яркого света и его вспышек (молния).
Теперь посмотрите внимательно друг на друга, что вы заметили?
(Веки смыкаются время от времени и быстро расходятся – мы моргаем).
- Почему человек моргает?
Под веками у человека находятся специальные железы – органы, выделяющие влагу. Этой влагой глаз смывается, и веко легко скользит по глазу. Как только влага подсыхает, веко снова его смазывает, сделав моргающее движение.
При этом с поверхности глаза удаляется попадающая туда мелкая пыль.
Но как бы глаз не защищала природа необходимо помнить об опасности: стрельбы из рогаток, резинок, самодельных пистолетов – поджигов. Опасность разборки или подрывов патронов, гранат, снарядов, петард.
Помните! Глаза легко потерять, но запасные глаза не вставишь. А без глаз померкнут все краски окружающего мира.
Потеря зрения – невосполнимая утрата и большое горе.
Работа со схемой
Посмотрите на схему.
- Что собой представляет глаз?
- Какая форма глаза?
Сам глаз представляет собой круглое тело - глазное яблоко. Снаружи оно покрыто плотной белочной оболочкой. Передняя часть переходит в роговицу. Роговица прозрачная. Через неё хорошо видна радужная оболочка, имеющая у разных людей разную окраску. От этого зависит цвет глаз.
- А теперь посмотрите друг другу в глаза .
- Определите цвет глаз соседа.
- Какие глаза у Вани? Саши? Алёны?
Глаза бывают серые, карие, зелёные, голубые.
Радужная оболочка играет роль штор в глазах и пропускает внутрь столько света, сколько нужно.
Свет в глаз попадает через специальное отверстие в радужной оболочке.
- Кто знает, как называется это отверстие?
(зрачок)
- Кто замечал, что с ним происходит?
При ярком свете он сужается и становится крохотным, а при слабом свете – расширяется, регулируя прохождение большего количества света.
Наверное, вам приходилось видеть в кино, как врач определяет, жив человек или нет по пульсу. Но иногда пульс не прощупывается - так слабо работает сердце. Тогда врач раздвигает веки глаза неподвижного человека, если человек мёртв, у него отверстие (зрачок) сильно раскрыто и не сужается на свету. А если человек жив, зрачок сужается и делает это сам, даже, если человек потерял сознание.
Очень хорошо видна работа зрачка у кошки, только сильно сужаясь, её зрачки превращаются в вертикальную щель.
За отверстием – зрачком в глазу имеется прозрачная линза, напоминающая стекло лупы (увеличительное стекло). Линза – это хрусталик.
Хрусталик собирает лучи, которые идут от всех тел и предметов , видимых нами, направляет их на дно глазного яблока – сетчатку.
Разные предметы расположены от нас по-разному – близко и далеко. Поэтому и лучи в глаз проходят по-разному. Чтобы направить эти лучи на дно яблока, хрусталик постоянно изменяет свою форму: то становится выпуклым, то плоским и делает это мгновенно при переводе взгляда с ближних предметов на дальние или наоборот.
Практическая работа
Посмотрите на книгу, которая лежит на вашем столе , сейчас в эту точку (показать на доске), перевели быстро взгляд за окно и назад.
- Вы что-нибудь почувствовали?
Да, действительно, хрусталик так быстро изменяет форму, что вы и не почувствовали ничего.
К органу зрения подходят кровеносные сосуды и нервы. Когда свет попадает на сетчатку, он вызывает возбуждение в нервных окончаниях глаза – рецепторах. От них возбуждение передаётся в головной мозг – кору больших полушарий. Здесь возникает зрительное ощущение и мы видим.
Наше глазное яблоко очень подвижно и может быстро поворачиваться во все стороны.
Попробуйте, не двигая головой посмотреть влево, вправо, вниз, вверх. Это легко удаётся. Глазное яблоко легко поворачивается, обеспечивая человеку широкий обзор.
- А почему у человека и у животных два глаза, а не один?
(Чтобы был больше обзор)
Закройте ладонью один глаз – запомните, что вы им видите. Откройте, а другой глаз закройте и сравните, есть ли разница в обзоре?
(Ответы детей)
Вывод. Двумя глазами человек видит большее окружение. Два глаза надёжнее контролируют окружающий мир.
При потере одного глаза человек сможет жить удовлетворительно, обходясь одним оставшимся.
- Задумайтесь, где и почему у человека расположены глаза?
- Разумно ли, что глаза расположены на голове?
- Почему?
Вывод. Это самая высокая точка тела и отсюда можно видеть дальше, чем с другой точки на теле. Глаза у человека расположены в местах наилучшего обзора – на голове. Глаза надёжно защищены от внешних воздействий. Глаз очень чуткий и точный орган.
V. Закрепление материала.
Работа с учебником.
- Откройте учебник стр. 166, рисунок 84
- Что изображено на рисунке? (строение глазного яблока)
- Зачитай основное строение глаза.
- Найдите в тексте предложение, в котором говорится о значении органа зрения.
Работа с тетрадью
Задание. Записать строение глаза
Взаимопроверка
VI. Итог урока
Обобщающая беседа. Выставление оценок.
Домашнее задание: подобрать упражнение, снимающее утомление глаз, для улучшения зрения.