kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стержневая задача урока – коррекционно-развивающая.

Содержание урока раскрыто путем подбора учебного материала в необходимом объеме.Все обучение проводилось методом предметно-практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и было направлено на выработку осмысленных знаний по изучаемой теме, обогащению пассивного словаря учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 9 класс »

Урок биологии 9 класс

Тема. Орган зрения

Цель.

Усвоение сведений о строении, расположении и значении органа зрения.

Закрепление знаний о названии и значении органов чувств.

Развитие процессов мышления через исключение лишнего, внимание через мозговой штурм и работу с таблицей.

Тип урока: освоение новых знаний.

Методы и приёмы обучения: мыслительная деятельность, рассказ, беседа, наглядно-иллюстративный, дифференцированная работа.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: схема строения глаза, рабочая тетрадь, карточки.

Термины и понятия: радужная оболочка, роговица, хрусталик.

Ход урока

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

– Прислонитесь друг к другу ладошками, что вы почувствовали? (тепло)

- А теперь улыбнитесь своему соседу и садитесь за парты.

II. Актуализация знаний обучающихся

- Какую тему мы начали проходить на прошлом уроке? (органы чувств)

-Ребята, повторим пройденный материал в виде мозгового штурма.

Этот вид работы давно знаком вам, я задаю вопрос, а вы должны быстро дать ответ. Слушайте внимательно вопросы и ответы. По окончании мозгового штурма вы будите заполнять обобщающую таблицу. Начнем!

  • Может ли человек с закрытыми глазами определить поверхность предмета?

  • Благодаря какому органу чувств люди общаются друг с другом?

  • При помощи глаз мы различаем… перечислите.

  • Благодаря ушам мы различаем….

  • Дополните мое предложение: носом мы не только…,но и ….

  • (загадка) Вокруг носа вьется, а в руки не дается

  • Как ты чувствуешь вкус?

  • Чем мы ощущаем боль, тепло, прикосновение?

  • Какие органы чувств «принимают участие» в просмотре телепередачи?

  • Какие органы чувств задействованы в работе на уроках труда?

  • Какие органы чувств необходимы для дегустации праздничного торта?

  • О каких органах чувств мы сейчас говорили?

  1. Обоняние

  2. Осязание

  3. Орган вкуса

  4. Орган зрения

  5. Орган слуха

- Молодцы.

Задание. Заполните таблицу на карточках «Значение органов чувств»

- Но прежде, чем вы начнете заполнять таблицу, давайте уточним задание.

-Что в первой колонке должны записать? (органы чувств)

-Во второй? (их значение)

Выполняем задание самостоятельно. Время выполнения 5 минут.

(Дифференцированная работа с таблицей)

Время истекло, большинство правильно заполнили таблицу, значит, хорошо приготовили домашнее задание.

- Теперь приступаем к подробному изучению каждого из органов чувств.

-Открыли тетради, записали число.

III. Целеполагание. Планирование деятельности на уроке.

- Я слова читаю вам, вы прислушайтесь к словам. Может лишние попали? (ресницы, брови, язык, веки, зрачок)…

Докажите, как узнали?

-Сегодня мы с вами поговорим об органе зрения, его значении и строении.

- Запишите тему урока. Орган зрения.

- Какое значение для вас имеют глаза?

(ответы детей)

IV. Введение в тему.

Фронтальная беседа.

- Закройте плотно глаза, посидите так одну минуту. В конце этой минуты представьте, что человек навсегда потерял способность видеть.

-Человек потерял со зрением многое: не увидит Солнца, голубого неба, плывущих облаков, воды, травы, деревьев, птиц, цветов, родных, друзей, людей…

- Он не сможет читать книги, смотреть телевизор.

- Он не сможет вязать, рисовать, вышивать … .

-Приходилось ли вам видеть слепых людей?

- Что вы при этом чувствовали? (жалость)

Особую жалость вызывают слепые дети.

(Чтение отрывка из повести Короленко «Слепой музыкант»)

Задание: прочитать и ответить на вопросы.

- Как вёл себя ребёнок?

- Почему ребёнок так себя вёл?

- Какое эмоциональное состояние было у матери?

- Какое чувство возникло у вас при чтении?

III. Освоение нового материала.

Беседа по теме

Глаза предупреждают нас об опасности (собака, змея, машина, яма, овраг и т. д.)

С помощью глаз мы узнаём знакомых людей и предметы, различаем цвета в природе.

Глаза передают нам информацию об опасности, помогают принимать нужное решение.

- Повернитесь друг к другу лицом и посмотрите, где расположены глаза?

(Ответы детей)

Глаза расположены в выемке черепа, защищённой надглазными и подглазными выступами костей.

- Найдите у себя надглазные и подглазные выступы костей и дотроньтесь до них.

- Они прочные?

При ударе по глазу эти кости принимают удар на себя (удар ветки в лицо, палки, при падении и ударе о землю).

Кроме того, что ещё защищает глаза?

(Ответы детей: брови)

Они расположены над глазами и имеют вид валика, покрытых волосами. Брови отводят пот со лба.

-А что ещё защищает глаза?

(Ответы детей: веки)

- Отчего веки защищают глаза человека? (от попадания в глаза пыли, насекомых, мелких предметов).

- Чем снабжены веки?

(Ответы детей: ресницами)

- Для чего нужны ресницы?

Ресницы очень нужны глазу – при попадании в глаз каких-либо частиц они прежде всего касаются ресницы, глаз мгновенно закрывается.

Ресницы играют роль сигнализаторов для века.

Веки защищают глаз от слишком яркого света и его вспышек (молния).

Теперь посмотрите внимательно друг на друга, что вы заметили?

(Веки смыкаются время от времени и быстро расходятся – мы моргаем).

- Почему человек моргает?

Под веками у человека находятся специальные железы – органы, выделяющие влагу. Этой влагой глаз смывается, и веко легко скользит по глазу. Как только влага подсыхает, веко снова его смазывает, сделав моргающее движение.

При этом с поверхности глаза удаляется попадающая туда мелкая пыль.

Но как бы глаз не защищала природа необходимо помнить об опасности: стрельбы из рогаток, резинок, самодельных пистолетов – поджигов. Опасность разборки или подрывов патронов, гранат, снарядов, петард.

Помните! Глаза легко потерять, но запасные глаза не вставишь. А без глаз померкнут все краски окружающего мира.

Потеря зрения – невосполнимая утрата и большое горе.

Работа со схемой

Посмотрите на схему.

- Что собой представляет глаз?

- Какая форма глаза?

Сам глаз представляет собой круглое тело - глазное яблоко. Снаружи оно покрыто плотной белочной оболочкой. Передняя часть переходит в роговицу. Роговица прозрачная. Через неё хорошо видна радужная оболочка, имеющая у разных людей разную окраску. От этого зависит цвет глаз.

- А теперь посмотрите друг другу в глаза .

- Определите цвет глаз соседа.

- Какие глаза у Вани? Саши? Алёны?

Глаза бывают серые, карие, зелёные, голубые.

Радужная оболочка играет роль штор в глазах и пропускает внутрь столько света, сколько нужно.

Свет в глаз попадает через специальное отверстие в радужной оболочке.

- Кто знает, как называется это отверстие?

(зрачок)

- Кто замечал, что с ним происходит?

При ярком свете он сужается и становится крохотным, а при слабом свете – расширяется, регулируя прохождение большего количества света.

Наверное, вам приходилось видеть в кино, как врач определяет, жив человек или нет по пульсу. Но иногда пульс не прощупывается - так слабо работает сердце. Тогда врач раздвигает веки глаза неподвижного человека, если человек мёртв, у него отверстие (зрачок) сильно раскрыто и не сужается на свету. А если человек жив, зрачок сужается и делает это сам, даже, если человек потерял сознание.

Очень хорошо видна работа зрачка у кошки, только сильно сужаясь, её зрачки превращаются в вертикальную щель.

За отверстием – зрачком в глазу имеется прозрачная линза, напоминающая стекло лупы (увеличительное стекло). Линза – это хрусталик.

Хрусталик собирает лучи, которые идут от всех тел и предметов , видимых нами, направляет их на дно глазного яблока – сетчатку.

Разные предметы расположены от нас по-разному – близко и далеко. Поэтому и лучи в глаз проходят по-разному. Чтобы направить эти лучи на дно яблока, хрусталик постоянно изменяет свою форму: то становится выпуклым, то плоским и делает это мгновенно при переводе взгляда с ближних предметов на дальние или наоборот.

Практическая работа

Посмотрите на книгу, которая лежит на вашем столе , сейчас в эту точку (показать на доске), перевели быстро взгляд за окно и назад.

- Вы что-нибудь почувствовали?

Да, действительно, хрусталик так быстро изменяет форму, что вы и не почувствовали ничего.

К органу зрения подходят кровеносные сосуды и нервы. Когда свет попадает на сетчатку, он вызывает возбуждение в нервных окончаниях глаза – рецепторах. От них возбуждение передаётся в головной мозг – кору больших полушарий. Здесь возникает зрительное ощущение и мы видим.

Наше глазное яблоко очень подвижно и может быстро поворачиваться во все стороны.

Попробуйте, не двигая головой посмотреть влево, вправо, вниз, вверх. Это легко удаётся. Глазное яблоко легко поворачивается, обеспечивая человеку широкий обзор.

- А почему у человека и у животных два глаза, а не один?

(Чтобы был больше обзор)

Закройте ладонью один глаз – запомните, что вы им видите. Откройте, а другой глаз закройте и сравните, есть ли разница в обзоре?

(Ответы детей)

Вывод. Двумя глазами человек видит большее окружение. Два глаза надёжнее контролируют окружающий мир.

При потере одного глаза человек сможет жить удовлетворительно, обходясь одним оставшимся.

- Задумайтесь, где и почему у человека расположены глаза?

- Разумно ли, что глаза расположены на голове?

- Почему?

Вывод. Это самая высокая точка тела и отсюда можно видеть дальше, чем с другой точки на теле. Глаза у человека расположены в местах наилучшего обзора – на голове. Глаза надёжно защищены от внешних воздействий. Глаз очень чуткий и точный орган.

V. Закрепление материала.

Работа с учебником.

- Откройте учебник стр. 166, рисунок 84

- Что изображено на рисунке? (строение глазного яблока)

- Зачитай основное строение глаза.

- Найдите в тексте предложение, в котором говорится о значении органа зрения.

Работа с тетрадью

Задание. Записать строение глаза

Взаимопроверка

VI. Итог урока

Обобщающая беседа. Выставление оценок.

Домашнее задание: подобрать упражнение, снимающее утомление глаз, для улучшения зрения.

VII. Рефлексия

- Я понял (а), что зрение …









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок биологии 9 класс

Автор: Болдонова Марина Николаевна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 239836

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока биологии "Класс Насекомые" и презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-nasiekomyie-i-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "129278"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415652393"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект  урока биологии на тему "Тип Моллюски""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-tip-molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "251736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271099"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Открытый урок  биологии  6 класса на тему:   «Размножение многоклеточных животных» "
    ["seo_title"] => string(86) "otkrytyi-urok-biologhii-6-klassa-na-tiemu-razmnozhieniie-mnoghoklietochnykh-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "126247"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415128729"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение" "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-biologhii-v-6-m-klassie-osnovnyie-ekologhichieskiie-faktory-i-ikh-vliianiie-na-rastieniie"
    ["file_id"] => string(6) "194448"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427781185"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок биологии в 5 классе на тему "Жизнь организмов на планете Земля" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-biologhii-v-5-klassie-na-tiemu-zhizn-orghanizmov-na-planietie-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "138210"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417514435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства