Урок биологии 9 класс (УМК В.В.Пасечник)
Тема: «Антропогенное влияние на окружающую среду».
Разработала: Сакун Елена Дмитриевна МБОУ «СОШ №12» г. Байкальск Иркутская обл
Цель: познакомить учащихся с последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду.
Задачи:
- Сформулировать целостное представление о проблемах экологии и возможных путях их решения.
- Научить учащихся выявлять экологические проблемы, давать их краткую характеристику.
- Продолжить ориентировать учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.
- Развивать мышление, умение делать выводы.
- Продолжить обучать школьников работать с учебником, дополнительной литературой.
Тип урока: комбинированный.
Технологии:
- проблемного обучения;
- КСО (работав группах);
- ИК-технологии (сопровождение урока презентацией)
- технология критического мышления.
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Проблемный, частично-поисковый;
- Самостоятельная работа
Средства:
Предметные: презентация «Деятельность человека и состояние биосферы»; тексты из дополнительной литературы.
Практические: выполнение самостоятельной работы.
Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.
Формы:
Индивидуальная, групповая.
Ход урока.
1. Организационный момент. 2. Постановка целей и задач урока.
Слайд 1, 2
3. Проверка домашнего задания.
Проверка знаний о природных ресурсах и их использовании.
Обсуждение вопросов домашнего задания (параграф 54 вопросы 3 - 6 на с. 273)
4. Актуализация знаний.
Слайд 3,4. Наша главная цель сегодня на уроке – познакомиться с последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду.
5. Изучение нового материала.
На этом этапе урока перед учащимися ставится проблемная задача: «Определить, какой путь человеческой деятельности способствует рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды?».
Слайд 5. В процессе поисковой беседы определяются вероятные экологические проблемы. Ребята приводят известные им примеры.
Слайд 6 – 10. Уничтожение лесов.
Слайд 11 – 14. Загрязнение атмосферы.
Слайд 15, 16. Озоновый экран.
Слайд 17 – 20. Загрязнение гидросферы.
Слайд 21. Перенаселение планеты.
Слайд 22,23. Проблема голода.
Слайд 24. Уменьшение биологического разнообразия.
Организация самостоятельной работы учащихся с материалом (заранее приготовленным учителем или учащимися) периодической печати, содержащим информацию по разным экологическим проблемам.
Задание
1) Ознакомьтесь с выданным материалом.
2) Сформулируйте проблему, которая в ней описана.
3) Охарактеризуйте эту проблему.
4) Выделите пути ее решения. Выскажите свое отношение к ним.
5) Соотнесите глобальные, региональные и локальные уровни решения проблемы.
Учащиеся работают в группах, каждая из которых обсуждает одну проблему.
6. Закрепление знаний. Обсуждение.
Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся.
При обсуждении обратите внимание на формулирование проблемы, выделение путей и уровня ее решения, комплексный подход к ее оценке на основе знаний, полученных на уроках биологии, географии, химии, физики.
Слайд 25 - 27. Экологически чистые технологии.
Слайд 28.
Домашнее задание.
1. Проработайте записи в тетради.
2. Подготовьте сообщение (по желанию учащегося) «В. И. Вернадский о ноосфере».
2)