Коррекционно – образовательные: сформировать у обучающихся представление о насекомом, его образе жизни, строении тела, размножении, о пользе, приносимой человеку.
Коррекционно – развивающие: развивать познавательные способности, внимание, восприятие, помять, работать с учебником, находить из текста нужную информацию.
Коррекционно – воспитательная: воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: коллекция «Тутовый шелкопряд», «Шелк», одежда из шелка и из других материалов, презентация,
Ход урока:
Организационный момент.
Ребята, мы на каждом уроке видим, что Биология очень интересный предмет . Вспомните, как мы целый урок говорили о комнатной мухе.
И сегодня на уроке вас удивят чудесные превращения, происходящие в природе и результаты их использования.
Актуализация знаний.
-Что мы изучали на прошлом уроке?
Ответить на вопросы.
Работа с терминами (тихий опрос. Лучший ответ заслушивается у доски).
соты-ов, мн. (ед. в том же знач. сот, -а, м.). Ячейки из воска, которые делают пчелы и осы для хранения меда и кладки яиц.
Корзиночка – у рабочей пчелы на ногах есть щеточки и корзиночки. Щеточками пчела сметает пыльцу в корзиночку.
А). Из каких пчел состоит пчелиная семья?
Б). Чем покрыто тело пчелы и какое это имеет значение? (волосками, опыляет растения.Переносит пыльца.)
Выполнение письменной работы.
мин. Самопроверка. Самооценка.
Игра. «Есть ли тут лишнее животное?».
Изучение новой темы.
- Каким животным мы их относим? (домашние).
- Зачем одомашнивают диких животных?
Человек стал одомашнивать животных для получения продуктов питания, сырья, для использования их в качестве транспортных средств и других целей.
- Это насекомое, которое вы отделили, называются тутовый шелкопряд. Это тоже домашнее животное.
- Вы что ни - будь о нем слышали?
- Чем же привлек человека тутовый шелкопряд?
- Почему называется тутовый шелкопряд? Подумайте.
Люди обратили внимание на чудесные превращения, которые происходят в жизни бабочки во время ее размножения и развития.
Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? На какие вопросы получить ответы? (Почему называется тутовый шелкопряд?Почему человек одомашнил тутового шелкопряда? Как человек использует это животное? Какие особенности жизни бабочки полезны для человека?).
Работа в тетрадях.(Число.Тема)
Одомашнен тутовый шелкопряд был давно, около 4500лет назад в Древнем Китае.Опишите насекомое. (ответы обучающихся)
Бабочка тутового шелкопряда невзрачная, мохнатое тельце желтоватого цвета. Размах крыльев тутового шелкопряда – около 4,5 см, но способность летать эти бабочки утратили. Они лишь трепещут крыльями, которые слишком слабы, чтобы поднять их в воздух. Тутовый шелкопряд в природе не встречается. Их разводят только в специальных фермах. У бабочек нет хоботка, и они не питаются. Они живут только до 12 дней и погибают. После откладки яиц. Яйца тутового шелкопряда называются гренки.
Значит, можно сделать вывод: Бабочки на главные герои, потому что они после откладки яиц погибают. Человек от этого ничего не получает.
А зачем тогда одомашнили?
Что бы ответить на этот вопрос, давайте построим стадию развития этой бабочки, и изучим каждую стадию. По пути сможем ответить на несколько интересных вопросов.
яйцо-гусеница-куколка– бабочка
Работа в тетрадях.
- Что бы узнать что то о гусенице, поработаем с учебником. Стр. 35-36.
Что узнали? Чем питаются? Как называется дерево? Где их разводят? Почему быстро растут? (презентация). Почему шелководство развито в Средней Азии и Закавказье? Что такое шелководство? (Разведение тутового шелкопряда)
- В кого превращается гусеница? (в куколку). Называется окукливание.Рассказ учителя по презентации.
- Значит, в какой стадии бабочки заинтересовала людей, что бы одомашнить? Почему? (получают шелк)
Отдых. Давайте посмотрим видео, и за это время вы чуть - чуть отдохнете.
- Вот кокон ( работа с коллекцией).
- Как из кокон получают шелковую нить? Найдите в учебнике, прочитайте.Громко читает ученик. Презентация.
Волокна шёлка светлые, очень тонкие, прочные, упругие, прямые, мягкие,
гладкие, с не резким блеском.
Нить шелка очень прочный. Не даром в настоящее время на спортивном снаряде –
луке –тетива из шёлковых нитей.
- О погибших куколках рассказ учителя и презентация.
- Но если от всех куколок получать нить, как же их разводить, если они все погибнут?
- Не все коконы отправляют в горячий пар. Бабочки из куколок выходят через 2-3 недели после окукливания. Они выделяют изо рта жидкость, которая растворяют шелковые нити коконов, прорывают оболочку кокона и выходят наружу. Спустя некоторое время самки откладывают новые яйца.
Выведено свыше 50 пород тутового шелкопряда, различающихся по величине коконов, цвету и длине шелковой нити. Шёлковая ткань, изготовленная из нитей коконов тутового шелкопряда, высоко ценится за лёгкость, прочность и красоту.
Долгое время Китай был единственным государством по производству шелка, так как долгое время держал в секрете. Выдача секрета производства шёлка иностранцам каралась смертной казнью. Однако, несмотря на строгую секретность за 200 лет до нашей эры шелководство проникло в Корею, затем в Японию, в Европу грена попала в 555 году.
- Первичное закрепление в презентации
- Вторичное закрепление. Письменно. Работа с карточками.
Задание ( вставьте слова в текст).
Тутовый шелкопряд был одомашнен в ___________. Бабочки утратили способность ______________. У них нет хоботка, и они не ________________Живут бабочки __________. Из ___________ выходят гусеницы, которые питаются листьями дерева___________________. Гусеница опутывает себя шелковой нитью и получается _________. Для получения шёлка коконы обрабатывают ________ _______. Разведение тутового шелкопряда называется __________________.
Проверка.
- Заклейте этот листок в тетрадку. Это маленький рассказ о тутовом шелкопряде.
Почему тутовый шелкопряд может быть назван домашним животным?
Рефлексия:
Сегодня мы с вами прошли шёлковый путь, познакомившись с удивительной бабочкой.
В начале урока мы задавали вопросы (Почему называется тутовый шелкопряд? Почему человек одомашнил тутового шелкопряда? Как человек использует это животное? Какие особенности жизни бабочки полезны для человека?).
Как вы думаете, мы смогли ответить на эти вопросы?
Для вас этот урок был полезным? Узнали что то новое?
Предлагаю вам оценить свои знания в 5 бальной системе. Поставьте себе оценку в тетради. Кто поставил 5,4,3?
Оценки.
Домашнее задание. Стр. 35-37, прочитать. Знать записи в тетрадях. Кто сможет составьте к слову «шелководство» составьте ребус.