kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОТРЯД ЧЕШУЕКРЫЛЫЕ (БАБОЧКИ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока. Выяснить характерные особенности отряда чешуекрылых. Познакомить с явлениями покрови­тельственной окраски у насекомых, подчеркнув ее относитель­ность. Дать представление о полезных и вредных насекомых, о мерах борьбы с ними.

Методы: Рассказ,  беседа,

Оборудование. Натуральные пособия. Коллекции чешуекрылых насекомых, развитие капустной белянки. Изобразительные пособия. Таблицы с изобра­жением бабочек. Вспомогательное оборудование. Микроскопы, предметные стекла.

ХОД    УРОКА

Проверка знаний. На столе учителя находятся коллекции жуков и полужесткокрылых. Вызванному ученику предлагается найти среди коллекционных насекомых полезных и рассказать об их пользе.

Другому ученику дается задание найти вредных насекомых и рассказать об их вреде.

Учитель просит учащихся назвать примеры предостерегаю­щей окраски и рассказать о ее значении в жизни насекомых (клопы «солдатики»).

В процессе беседы выделяются характерные особенности отряда: строение крыльев, грызущие ротовые части, развитие с неполным превращением. Отмечается, что среди кузнечиков есть хищники, которые приносят пользу, а саранча относится к опасным вредителям сельскохозяйственных растений. Сообща­ются дополнительные сведения с саранче.

На примере кузнечиков и зеленых гусениц, бабочек учитель дает понятие о покровительственной окраске, подчеркивает ее приспособительный характер,

Учитель предлагает учащимся подумать и ответить на та­кой вопрос. На скошенном и выгоревшем на солнце поле жили зеленые и серые кузнечики. Птицы переловили всех зеленых куз­нечиков. Почему уцелели серые кузнечики?

После ответов учащихся учитель обращает их внимание на то, что для зеленых кузнечиков условия изменились, но окраска их тела осталась прежней. Следовательно, приспособительная окраска их носит относительный характер.

Изучение отряда чешуекрылых (бабочек). На столы учащих­ся раздаются коллекции разных бабочек, демонстрируется таблица с их изображением, после чего учитель ставит перед учащимися вопрос: почему даже несведущие в зоологии люди могут устанавливать, что эти насекомые относятся к бабочкам? Какие же эти особенности?

На столы раздаются (лучше каждому ученику) отдельные экземпляры бабочки капустной белянки.

Устанавливается, что характерной особенностью бабочек является наличие двух пар довольно больших (по сравнению с размером их тела) крыльев. Основной признак бабочек - наличие на их крыльях мельчай­ших окрашенных чешуек, расположение которых определяет рису­нок крыла. Эти рисунки легко стираются, поэтому у долго летав­ших экземпляров рисунок не такой яркий.

 Учитель предлагает учащимся до­тронуться до крыльев бабочки и посмотреть, что остается на коже пальца, а затем посмотреть «пыльцу» под микроскопом (если мало микроскопов, то рекомендуем поставить 2—3 на столе учителя для демонстрации). После просмотра под микро­скопом учащиеся убеждаются, что снятая «пыльца» — это ми­кроскопические чешуйки.

Учитель рассказывает, что чешуйки тесными рядами усти­лают поверхность крыла и несколько налегают друг на друга подобно черепицам. За наличие чешуек на крыльях бабочки называются чешуекрылыми. С чешуйками связана та разнообразная окраска, которую мы наблюдаем у разных ба­бочек

. Бабочки украшают природу и вызывают у людей при­ятные чувства. У бабочек, летающих днем, верхняя поверхность обеих пар крыльев обычно ярко окрашена, поэтому наибольшая опасность быть съеденной птицами грозит бабочке, когда она садится на растения. Но нижняя сторона крыльев многих бабочек отличается покровительственной окраской.  Учитель предлагает сравнить окраску верхней и нижней сторон крыльев у капустной белянки. Учащиеся устанавливают: верхняя сторона крыльев белая, а нижняя — зеленоватого цвета. Это делает малозаметной сидящую на растении бабочку. Темные пятна на крыльях — признаки пола (у самки два больших черных пятна). Чешуйки имеются также на всем их теле. Че­шуйки представляют собой видоизмененные волоски. Они часто различно окрашены. Из них на крыльях бабочек складываются причудливые и сложные рисунки.

Другой общий признак у бабочек - это сосущий ротовой аппа­рат, то есть нечленистый, в покое спирально завитой, длинный трубчатый хоботок. В его образовании принимают участие нижние челюсти и нижняя губа. Верхние челюсти у бабочек отсутствуют. Во время приема пищи бабочка расправляет длинный хоботок, по­гружая его в глубь цветка, и высасывает нектар. В качестве основ­ного источника пищи взрослые чешуекрылые используют нектар, поэтому входят в число основных опылителей цветковых растений. Некоторые бабочки не питаются, хоботка у них нет.

Многие взрослые бабочки активны днем, а ночью отдыхают. Это дневные бабочки, например лимонница, капустница, траур­ница. Другая большая группа бабочек летает в сумерки и ночью. Это ночные бабочки, например моли.

Дневные бабочки

  • Имеют широкие крылья, которые они в покое складывают, отводя вертикально вверх и прижимая друг к другу внутренней яркоокрашенной стороной;
  • тело стройное, грудь и брюшко тонкие, усики заканчивают­ся «булавкой», за что их называют булавоусыми;
  • полет медленный, порхающий.

                                                             Ночные бабочки

  • Имеют более узкие крылья, складывают их чаще всего кровлеобразно над брюшком или держат распластанными;
  • грудь и брюшко обычно толстые;

- усики разнообразного строения, но никогда не бывают була­вовидными;

- полет стремительный, с частыми взмахами крыльев.

Личинки бабочек, называемые гусеницами, имеют вытянутое членистое тело.

 Ротовой аппарат у них, в отличие от взрослых, грызущий. У гусениц во рту есть шелкоотделительные железы, выделяющие секрет, застывающий на воздухе в шелковые нити. На их груди расположены три пары членистых ног, но личинки поль­зуются ими не для ползания, а для захвата пищи во время еды. Для передвижения гусеницы используют нечленистые мясистые брюшные ложные ножки, непохожие на членистые ноги взрослых насекомых и вооруженные на подошвах мелкими крючочками. Подавляющее большинство гусениц питается растительной пищей, но они по образу жизни очень разнообразны. Бывают гусеницы открыто живущие, обитающие в почве, листовертки, прядильщики, плодожорки и др. Немало среди них и таких, которые приносят ощутимый ущерб народному хозяйству. Возьмем, к примеру, ка­пустную белянку, или капустницу.

Капустница, как показывает ее название, связана с капустой и другими крестоцветными растениями. Ее гусеницы, питаясь ли­стьями капусты, повреждают их. Эту бабочку называют белянкой из-за мучнисто-белой окраски верхней стороны крыльев ВИ. Пе­редняя пара крыльев капустницы с темными углами на верхней стороне. У самки на крыльях есть еще по два темных пятна, у сам­ца таких пятен нет.

Весной и летом капустница летает в огородах и полях. Когда ба­бочка садится на капусту или другое растение, она складывает крылья за спиной и становится незаметной: нижняя сторона крыльев капустницы зеленовато-желтая, придающая бабочке сход­ство с листом.

Капустница откладывает яйца на листья капусты и на другие культурные растения и сорняки из семейства крестоцветных. Из яиц выходят гусеницы. Они имеют яркую окраску: молодые - жел­тые, а по мере роста становятся синевато-зелеными, с желтыми и черными рядами точек. Сначала гусеницы сидят и питаются на нижней стороне листьев, затем перебираются на их верхнюю сто­рону, где держатся скученно. Их окраска яркая, предупреждающая о том, что они ядовиты. Попробовав один раз, птицы уже не тро­гают их.

Выросшая гусеница переползает на дерево, забор или стену. Здесь она сбрасывает шкурку и превращается в куколку. Вы­шедшая из куколки бабочка имеет смятые мягкие крылья. Она несколько часов сидит на одном месте, пока ее крылья расправятся и окрепнут.

      Большинство бабочек экономического значения не имеют, служат лишь украшением природы и опылителями некоторых рас­тений. Среди них больше вредных видов, наносящих ущерб сель­скому и лесному хозяйству, садоводству, а также хранящимся про­дуктам и изделиям. Немногие виды полезны, например, тутовый шелкопряд.

«В большинстве случаев насекомые мало подвластны человеку, - пи­сал еще в XIX в. Жан Анри Фабр, выдающийся исследователь и знаток насекомых. — Мы не всегда в состоянии уничтожить вредных или увели­чить количество полезных.»

Вопрос  учителя:

- Как вы считаете, актуально ли это высказывание французского уче­ного в XXI веке? Какие подтверждения правоты слов Жана Анри Фабра можно привести?

На примере тутового шелкопряда можно проследить процесс одомашнивания полезных насекомых. Более 5 тыс. лет назад туто­вый шелкопряд жил в естественных условиях. Его родиной счита­ются Гималаи. В природе этот вид вымер и ныне не встречается. Однако он не исчез, так как его начали искусственно разводить для получения шелка.

Внешне бабочка тутового шелкопряда ничем не примечатель­на: у нее белые крылья, тело густо покрыто волосками. Гусеница также беловатая, с тупым рогом на конце. Питается исключительно листьями шелковицы (тутового дерева). Бабочки утратили способ­ность летать.

Для получения 1 кг шелка требуется 17-18 кг листьев шелко­вицы. Перед окукливанием гусеница плетет плотный кокон, выде­ляя тончайшую шелковую нить длиной около 1 км. Один кг необ­работанных коконов дает 90 г шелка-сырца.

Домашнее  задание: Используя материал учебника и записи в тетради заполните таблицу

 

Отряды

насекомых

Ротовой аппарат

Характер строения крыльев

Тип развития

Представители

Прямокрылые

Равнокрылые

Клопы или полужёсткокрылые

Жёсткокрылые или жуки

Чешуйчатые

Перепончатокрылые

Двукрылые

 

                                                           

                                                                                        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОТРЯД ЧЕШУЕКРЫЛЫЕ (БАБОЧКИ) »

Урок ОТРЯД ЧЕШУЕКРЫЛЫЕ (БАБОЧКИ)

Цель урока. Выяснить характерные особенности отряда чешуекрылых. Познакомить с явлениями покрови­тельственной окраски у насекомых, подчеркнув ее относитель­ность. Дать представление о полезных и вредных насекомых, о мерах борьбы с ними.

Методы: Рассказ, беседа,

Оборудование. Натуральные пособия. Коллекции чешуекрылых насекомых, развитие капустной белянки. Изобразительные пособия. Таблицы с изобра­жением бабочек. Вспомогательное оборудование. Микроскопы, предметные стекла.

ХОД УРОКА

Проверка знаний. На столе учителя находятся коллекции жуков и полужесткокрылых. Вызванному ученику предлагается найти среди коллекционных насекомых полезных и рассказать об их пользе.

Другому ученику дается задание найти вредных насекомых и рассказать об их вреде.

Учитель просит учащихся назвать примеры предостерегаю­щей окраски и рассказать о ее значении в жизни насекомых (клопы «солдатики»).

В процессе беседы выделяются характерные особенности отряда: строение крыльев, грызущие ротовые части, развитие с неполным превращением. Отмечается, что среди кузнечиков есть хищники, которые приносят пользу, а саранча относится к опасным вредителям сельскохозяйственных растений. Сообща­ются дополнительные сведения с саранче.

На примере кузнечиков и зеленых гусениц, бабочек учитель дает понятие о покровительственной окраске, подчеркивает ее приспособительный характер,

Учитель предлагает учащимся подумать и ответить на та­кой вопрос. На скошенном и выгоревшем на солнце поле жили зеленые и серые кузнечики. Птицы переловили всех зеленых куз­нечиков. Почему уцелели серые кузнечики?

После ответов учащихся учитель обращает их внимание на то, что для зеленых кузнечиков условия изменились, но окраска их тела осталась прежней. Следовательно, приспособительная окраска их носит относительный характер.

Изучение отряда чешуекрылых (бабочек). На столы учащих­ся раздаются коллекции разных бабочек, демонстрируется таблица с их изображением, после чего учитель ставит перед учащимися вопрос: почему даже несведущие в зоологии люди могут устанавливать, что эти насекомые относятся к бабочкам? Какие же эти особенности?

На столы раздаются (лучше каждому ученику) отдельные экземпляры бабочки капустной белянки.

Устанавливается, что характерной особенностью бабочек является наличие двух пар довольно больших (по сравнению с размером их тела) крыльев. Основной признак бабочек - наличие на их крыльях мельчай­ших окрашенных чешуек, расположение которых определяет рису­нок крыла. Эти рисунки легко стираются, поэтому у долго летав­ших экземпляров рисунок не такой яркий.

Учитель предлагает учащимся до­тронуться до крыльев бабочки и посмотреть, что остается на коже пальца, а затем посмотреть «пыльцу» под микроскопом (если мало микроскопов, то рекомендуем поставить 2—3 на столе учителя для демонстрации). После просмотра под микро­скопом учащиеся убеждаются, что снятая «пыльца» — это ми­кроскопические чешуйки.










Учитель рассказывает, что чешуйки тесными рядами усти­лают поверхность крыла и несколько налегают друг на друга подобно черепицам. За наличие чешуек на крыльях бабочки называются чешуекрылыми. С чешуйками связана та разнообразная окраска, которую мы наблюдаем у разных ба­бочек

. Бабочки украшают природу и вызывают у людей при­ятные чувства. У бабочек, летающих днем, верхняя поверхность обеих пар крыльев обычно ярко окрашена, поэтому наибольшая опасность быть съеденной птицами грозит бабочке, когда она садится на растения. Но нижняя сторона крыльев многих бабочек отличается покровительственной окраской. Учитель предлагает сравнить окраску верхней и нижней сторон крыльев у капустной белянки. Учащиеся устанавливают: верхняя сторона крыльев белая, а нижняя — зеленоватого цвета. Это делает малозаметной сидящую на растении бабочку. Темные пятна на крыльях — признаки пола (у самки два больших черных пятна). Чешуйки имеются также на всем их теле. Че­шуйки представляют собой видоизмененные волоски. Они часто различно окрашены. Из них на крыльях бабочек складываются причудливые и сложные рисунки.

Другой общий признак у бабочек - это сосущий ротовой аппа­рат, то есть нечленистый, в покое спирально завитой, длинный трубчатый хоботок. В его образовании принимают участие нижние челюсти и нижняя губа. Верхние челюсти у бабочек отсутствуют. Во время приема пищи бабочка расправляет длинный хоботок, по­гружая его в глубь цветка, и высасывает нектар. В качестве основ­ного источника пищи взрослые чешуекрылые используют нектар, поэтому входят в число основных опылителей цветковых растений.. Некоторые бабочки не питаются, хоботка у них нет.












Многие взрослые бабочки активны днем, а ночью отдыхают. Это дневные бабочки, например лимонница, капустница, траур­ница. Другая большая группа бабочек летает в сумерки и ночью. Это ночные бабочки, например моли.











Дневные бабочки

  • Имеют широкие крылья, которые они в покое складывают, отводя вертикально вверх и прижимая друг к другу внутренней яркоокрашенной стороной;

  • тело стройное, грудь и брюшко тонкие, усики заканчивают­ся «булавкой», за что их называют булавоусыми;

  • полет медленный, порхающий.

Ночные бабочки

  • Имеют более узкие крылья, складывают их чаще всего кровлеобразно над брюшком или держат распластанными;

  • грудь и брюшко обычно толстые;

- усики разнообразного строения, но никогда не бывают була­вовидными;

- полет стремительный, с частыми взмахами крыльев.


Личинки бабочек, называемые гусеницами, имеют вытянутое членистое тело.

Ротовой аппарат у них, в отличие от взрослых, грызущий. У гусениц во рту есть шелкоотделительные железы, выделяющие секрет, застывающий на воздухе в шелковые нити. На их груди расположены три пары членистых ног, но личинки поль­зуются ими не для ползания, а для захвата пищи во время еды. Для передвижения гусеницы используют нечленистые мясистые брюшные ложные ножки, непохожие на членистые ноги взрослых насекомых и вооруженные на подошвах мелкими крючочками. Подавляющее большинство гусениц питается растительной пищей, но они по образу жизни очень разнообразны. Бывают гусеницы открыто живущие, обитающие в почве, листовертки, прядильщики, плодожорки и др. Немало среди них и таких, которые приносят ощутимый ущерб народному хозяйству. Возьмем, к примеру, ка­пустную белянку, или капустницу.

Капустница, как показывает ее название, связана с капустой и другими крестоцветными растениями. Ее гусеницы, питаясь ли­стьями капусты, повреждают их. Эту бабочку называют белянкой из-за мучнисто-белой окраски верхней стороны крыльев ВИ. Пе­редняя пара крыльев капустницы с темными углами на верхней стороне. У самки на крыльях есть еще по два темных пятна, у сам­ца таких пятен нет.

Весной и летом капустница летает в огородах и полях. Когда ба­бочка садится на капусту или другое растение, она складывает крылья за спиной и становится незаметной: нижняя сторона крыльев капустницы зеленовато-желтая, придающая бабочке сход­ство с листом.

Капустница откладывает яйца на листья капусты и на другие культурные растения и сорняки из семейства крестоцветных. Из яиц выходят гусеницы. Они имеют яркую окраску: молодые - жел­тые, а по мере роста становятся синевато-зелеными, с желтыми и черными рядами точек. Сначала гусеницы сидят и питаются на нижней стороне листьев, затем перебираются на их верхнюю сто­рону, где держатся скученно. Их окраска яркая, предупреждающая о том, что они ядовиты. Попробовав один раз, птицы уже не тро­гают их.

Выросшая гусеница переползает на дерево, забор или стену. Здесь она сбрасывает шкурку и превращается в куколку. Вы­шедшая из куколки бабочка имеет смятые мягкие крылья. Она несколько часов сидит на одном месте, пока ее крылья расправятся и окрепнут.









Большинство бабочек экономического значения не имеют, служат лишь украшением природы и опылителями некоторых рас­тений. Среди них больше вредных видов, наносящих ущерб сель­скому и лесному хозяйству, садоводству, а также хранящимся про­дуктам и изделиям. Немногие виды полезны, например, тутовый шелкопряд.

«В большинстве случаев насекомые мало подвластны человеку, - пи­сал еще в XIX в. Жан Анри Фабр, выдающийся исследователь и знаток насекомых. — Мы не всегда в состоянии уничтожить вредных или увели­чить количество полезных...»

Вопрос учителя:

- Как вы считаете, актуально ли это высказывание французского уче­ного в XXI веке? Какие подтверждения правоты слов Жана Анри Фабра можно привести?

На примере тутового шелкопряда можно проследить процесс одомашнивания полезных насекомых. Более 5 тыс. лет назад туто­вый шелкопряд жил в естественных условиях. Его родиной счита­ются Гималаи. В природе этот вид вымер и ныне не встречается. Однако он не исчез, так как его начали искусственно разводить для получения шелка.

Внешне бабочка тутового шелкопряда ничем не примечатель­на: у нее белые крылья, тело густо покрыто волосками. Гусеница также беловатая, с тупым рогом на конце. Питается исключительно листьями шелковицы (тутового дерева). Бабочки утратили способ­ность летать.

Для получения 1 кг шелка требуется 17-18 кг листьев шелко­вицы. Перед окукливанием гусеница плетет плотный кокон, выде­ляя тончайшую шелковую нить длиной около 1 км. Один кг необ­работанных коконов дает 90 г шелка-сырца.


















Домашнее задание: Используя материал учебника и записи в тетради заполните таблицу


Отряды

насекомых

Ротовой аппарат

Характер строения крыльев

Тип развития

Представители

Прямокрылые





Равнокрылые





Клопы или полужёсткокрылые





Жёсткокрылые или жуки





Чешуйчатые





Перепончатокрылые





Двукрылые







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
ОТРЯД ЧЕШУЕКРЫЛЫЕ (БАБОЧКИ)

Автор: Целикова Ирина Викторовна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202541

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Отряд Чешуекрылые или бабочки."
    ["seo_title"] => string(33) "otriad_cheshuekrylye_ili_babochki"
    ["file_id"] => string(6) "491850"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1545308039"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Модульный урок по биологии"
    ["seo_title"] => string(27) "modul-nyi-urok-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "298919"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456415144"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "презентация "Бабочки мира" "
    ["seo_title"] => string(29) "priezientatsiia-babochki-mira"
    ["file_id"] => string(6) "230595"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442206132"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Презентация "Бабочки""
    ["seo_title"] => string(22) "prezentatsiia_babochki"
    ["file_id"] => string(6) "627903"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1679297105"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Презентация "Насекомые""
    ["seo_title"] => string(29) "priezientatsiia-nasiekomyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "279171"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453203654"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства