kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тутовый шелкопряд - домашнее животное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок входящий в цикл уроков дня погружения в тему "Шелковый путь". Занятие позволяет не только познакомить учащихся с биологическими особенностями тутового шелкопряда как домашнего животного, но и раскрыть взаимосвязи организмов в экосистемах, сформировать целостное представление о природе. Метод погружения позволяет всесторонне раскрыть тему "Шелковый путь".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тутовый шелкопряд - домашнее животное»

Разработка кейс - урока по биологии для учащихся 6 класса

в рамках дня погружения в тему «Шелковый путь».

Выполнена учителем биологии МБОУ СОШ №23

г. Ковров Владимирской области

Барышевой Еленой Геннадьевной

Тема «Тутовый шелкопряд – домашнее животное».

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению тутового шелкопряда как домашнего животного.

Задачи:

предметные: формирование представления об особенностях жизнедеятельности тутового шелкопряда, познакомить с понятиями метаморфоз, показать взаимосвязи организмов и условий окружающей среды

метапредметные: активизация познавательной деятельности школьников, повышение мотивации учебной деятельности посредством организации работы в группах, развитие коммуникативных действий в коллективной работе, формирование комплексного подхода к поиску решения проблемы

личностные: формирование целостного восприятия природы и ее компонентов, ответственного отношения к живым организмам.

Содержание урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

Орг. момент

Приветствие, определение готовности учащихся к работе. Эмоциональный настрой.

Сегодня на уроке вас удивят чудесные превращения, происходящие в природе и результаты их использования.


1мин

Актуализация, определение темы урока.

Учащимся предлагается цепочка из нескольких животных (корова, собака, лошадь, тутовый шелкопряд). Слайд №1.

Вопрос: Что объединяет этих животных?

Вопрос: Какова тема нашего урока?


Слайд №2.

Что бы вы хотели узнать? На какие вопросы получить ответы?


Предполагаемые ответы учащихся:

- все эти животные приручены человеком, являются домашними.

Тема урока: «Тутовый шелкопряд – домашнее животное».

Почему человек одомашнил тутового шелкопряда? Как человек использует это животное? Какие особенности жизни бабочки полезны для человека?

3-4мин

Изучение нового материала

Человек стал одомашнивать животных для получения продуктов питания, сырья, для использования их в качестве транспортных средств и других целей. Отбор этих животных был не случайным. А чем же привлек человека тутовый шелкопряд. Люди обратили внимание на чудесные превращения, которые происходят в жизни бабочки во время ее размножения и развития. И сейчас нам предстоит выяснить как развивается тутовый шелкопряд и какая особенность используется человеком. Слайд №3

Задание: внимательно просмотрите отрывок фильма «Развитие насекомых с превращением» и заполните схему «Стадии развития насекомого»

Проверка схемы. Слайд №4.

Вопросы:

Для чего необходима стадия куколки? Какую роль играет кокон?

С каким новым понятием вы познакомились?





Используя эти особенности, человек развивает шелководство.

Главное, то, что делает шелковичного червя столь привлекательным для человека, – это маленький бугорок под нижней губой, из которого сочится клейкое вещество, которое при соприкосновении с воздухом тут же застывает и превращается в шелковую нить. Нить двойная, под микроскопом она выглядит как лента длиной от300 до1500м, разделенная в середине бороздкой. Двойная — потому, что у червя две производящие шелк железы (вместе они занимают 2/5 всего объема червя). Передние части желез соединяются вместе в упомянутом шелкоотделительном сосочке. Шелковая нить чрезвычайно тонка — 0,022—0,040 миллиметра в поперечнике. Но прочна: она может выдержать 15 граммов не разрываясь. Слайд №6.

Вопрос: Откуда личинка берет вещества для образования шелковой нити? Какие превращения происходят в природе?

Слайд №7.


А сейчас я предлагаю побывать в роли экспертов и, поработав с текстом, ответить на предложенный вопрос. Слайд №8.











Обсуждение результатов работы.

За долгие годы одомашнивания и использования тутового шелкопряда бабочка изменилась настолько, что жить без помощи человека не может.

















Учащиеся просматривают отрывок фильма и заполняют схему «стадии развития насекомого»:

яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое


Работа со словарем: метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослое животное, сопровождающееся морфо-анатомическими и физиологическими перестройками организма.

Слайд №5.


























Фронтальная работа по составлению пищевой цепи:

Энергия солнца – вещества шелковицы – вещества личинки (шелковая нить)

(схема-рисунок в тетради)


Групповая работа с текстом.

1 группа: Почему исторически шелководство развивалось в странах с теплым климатом?

2 группа: Почему исследователь Б. Л. Астауров добивался, чтобы в коконах развивались только самцы?

3 группа: Почему именно тутовый шелкопряд был выбран человеком для одомашнивания?

Обсуждение результатов работы

















3-4мин







2мин
































5мин







4мин













3мин

Закрепление

Волшебная шелковая нить ведет нас дальше. Немного поиграем. Перед вами разорванные цепочки. Восстановите недостающие звенья.

Слайд №9.

Определите какое слово зашифровано в ребусе. Слайд №10.

1) Медоносная пчела - …….. – мул – кошка

2) Яйцо - …… - личинка - …….- взрослая бабочка

3) Энергия солнца - ……... – тутовый шелкопряд


2-3мин

Рефлексия

Вопросы:

Что вы узнали сегодня на уроке?

Чему вы научились?

Как мы должны относиться к тем, кого приручили?


2мин

Домашнее задание

Эссе «Шелковый путь: что вам запомнилось, понравилось и вызвало наибольший интерес»



























Приложение.

Текст1.

Шелковичным червем называют гусеницу тутового шелкопряда.

Шелковичный червь, строго говоря, ест только листья тутового дерева. Пробовали его кормить другими растениями: листьями ежевики, например, или салата-латука. Он их ел, но рос хуже, и коконы получались не первого сорта. Он теплолюбив. Температура наиболее ему благоприятная 20—25 градусов. Тогда он растет быстро: личиночная его жизнь, если корма достаточно, 30—35 дней. Когда холоднее (15 градусов) — 50 дней.

Положение тутового шелкопряда определяется распространением кормового растения, каковым является тутовое дерево (шелковица). Продвижению шелководства дальше на север мешает отсутствие холодоустойчивых сортов шелковицы.


Вопрос: Почему исторически шелководство развивалось в странах с теплым климатом?


Текст 2.

Коконы, изготовляемые гусеницами-прядильщицами, весьма разнообразны и по форме, и по размерам, и по цвету. Некоторые из них совершенно круглые, другие имеют овальную форму с острым концом или перетяжкой посередине. Самые мелкие коконы не превышают в длину 1,5–2 см, а наиболее крупные достигают 5–6 см. По цвету коконы бывают совершенно белыми, лимонно-желтыми, золотистыми, темно-желтыми с красноватым отливом и даже зеленоватыми, в зависимости от породы шелкопряда. Так, например, полосатая порода тутового шелкопряда прядет коконы чисто-белого цвета, а бесполосная – красивые золотисто-желтые коконы.
Интересно, что гусеницы, из которых в дальнейшем получаются бабочки-самцы, – более старательные шелкопряды: они плетут более плотные коконы, на которые уходит больше шелковой нити.


Вопрос: Почему исследователь Б. Л. Астауров добивался, чтобы в коконах развивались только самцы?


Текст 3.

Кроме тутового шелкопряда и другие животные способны плести нити. Например, пауки. На конце брюшка паука располагаются паутинные бородавки. Выходящее через них вещество, застывая на воздухе, превращается в нити необыкновенной прочности. Прочность паутины на разрыв – до 260кг на квадратный миллиметр (более чем в 6 раз прочнее натурального шелка). Паутинная нить – настоящее технологическое чудо. В ней соединены белки твердые и эластичные. Пауки выносливые хищники. Для питания используют насекомых и других мелких животных.


Вопрос: Почему именно тутовый шелкопряд был выбран человеком для одомашнивания?




Презентация.

1 слайд

Фото домашних животных

2 слайд

Тема урока «Тутовый шелкопряд – домашнее животное»

3 слайд

Отрывок фильма «Развитие насекомых с превращением»

4 слайд

Схема «Стадии развития насекомого»

5 слайд

Метаморфоз - это процесс превращения личинки во взрослое животное, сопровождающееся морфо-анатомическими и физиологическими перестройками организма.

6 слайд

Отрывок «Формирование шелковой нити»

7 слайд

Пищевая цепь

Энергия солнца – вещества шелковицы – вещества тутового шелкопряда (шелковая нить)

8 слайд

1 группа: Почему исторически шелководство развивалось в странах с теплым климатом?

2 группа: Почему исследователь Б. Л. Астауров добивался, чтобы в коконах развивались только самцы?

3 группа: Почему именно тутовый шелкопряд был выбран человеком для одомашнивания?

9 слайд

Медоносная пчела - …….. – мул – кошка

Яйцо - …… - личинка - …….- взрослая бабочка

Энергия солнца - ……... – тутовый шелкопряд

10 слайд

Ребус (метаморфоз)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Тутовый шелкопряд - домашнее животное

Автор: Барышева Елена Геннадьевна

Дата: 17.07.2015

Номер свидетельства: 223028

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Презентация к уроку "Тутовый шелкопряд - домашнее животное""
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-k-uroku-tutovyi-shielkopriad-domashnieie-zhivotnoie"
    ["file_id"] => string(6) "223031"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1437125946"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект урока   по познанию мира "Дикие и домашние животные" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-dikiie-i-domashniie-zhivotnyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "172026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423753896"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок познания мира в 1 классе  Млекопитающие. Дикие и домашние животные"
    ["seo_title"] => string(72) "urokpoznaniiamirav1klassiemliekopitaiushchiiedikiieidomashniiezhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "308306"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458562845"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "МБОУ Жуковсая СОШ №2 им.Е.П.Новикова"
    ["seo_title"] => string(38) "mbou_zhukovsaia_sosh_2_im_e_p_novikova"
    ["file_id"] => string(6) "591842"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1637251737"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Урок по технологии с использованием критического мышления. "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-po-tiekhnologhii-s-ispol-zovaniiem-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155220"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421251904"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства