Урок входящий в цикл уроков дня погружения в тему "Шелковый путь". Занятие позволяет не только познакомить учащихся с биологическими особенностями тутового шелкопряда как домашнего животного, но и раскрыть взаимосвязи организмов в экосистемах, сформировать целостное представление о природе. Метод погружения позволяет всесторонне раскрыть тему "Шелковый путь".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тутовый шелкопряд - домашнее животное»
Разработка кейс - урока по биологии для учащихся 6 класса
в рамках дня погружения в тему «Шелковый путь».
Выполнена учителем биологии МБОУ СОШ №23
г. Ковров Владимирской области
Барышевой Еленой Геннадьевной
Тема «Тутовый шелкопряд – домашнее животное».
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению тутового шелкопряда как домашнего животного.
Задачи:
предметные: формирование представления об особенностях жизнедеятельности тутового шелкопряда, познакомить с понятиями метаморфоз, показать взаимосвязи организмов и условий окружающей среды
метапредметные:активизация познавательной деятельности школьников, повышение мотивации учебной деятельности посредством организации работы в группах, развитие коммуникативных действий в коллективной работе, формирование комплексного подхода к поиску решения проблемы
личностные: формирование целостного восприятия природы и ее компонентов, ответственного отношения к живым организмам.
Содержание урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время
Орг. момент
Приветствие, определение готовности учащихся к работе. Эмоциональный настрой.
Сегодня на уроке вас удивят чудесные превращения, происходящие в природе и результаты их использования.
1мин
Актуализация, определение темы урока.
Учащимся предлагается цепочка из нескольких животных (корова, собака, лошадь, тутовый шелкопряд). Слайд №1.
Вопрос: Что объединяет этих животных?
Вопрос: Какова тема нашего урока?
Слайд №2.
Что бы вы хотели узнать? На какие вопросы получить ответы?
Предполагаемые ответы учащихся:
- все эти животные приручены человеком, являются домашними.
Почему человек одомашнил тутового шелкопряда? Как человек использует это животное? Какие особенности жизни бабочки полезны для человека?
3-4мин
Изучение нового материала
Человек стал одомашнивать животных для получения продуктов питания, сырья, для использования их в качестве транспортных средств и других целей. Отбор этих животных был не случайным. А чем же привлек человека тутовый шелкопряд. Люди обратили внимание на чудесные превращения, которые происходят в жизни бабочки во время ее размножения и развития. И сейчас нам предстоит выяснить как развивается тутовый шелкопряд и какая особенность используется человеком. Слайд №3
Задание: внимательно просмотрите отрывок фильма «Развитие насекомых с превращением» и заполните схему «Стадии развития насекомого»
Проверка схемы. Слайд №4.
Вопросы:
Для чего необходима стадия куколки? Какую роль играет кокон?
С каким новым понятием вы познакомились?
Используя эти особенности, человек развивает шелководство.
Главное, то, что делает шелковичного червя столь привлекательным для человека, – это маленький бугорок под нижней губой, из которого сочится клейкое вещество, которое при соприкосновении с воздухом тут же застывает и превращается в шелковую нить. Нить двойная, под микроскопом она выглядит как лента длиной от300 до1500м, разделенная в середине бороздкой. Двойная — потому, что у червя две производящие шелк железы (вместе они занимают 2/5 всего объема червя). Передние части желез соединяются вместе в упомянутом шелкоотделительном сосочке. Шелковая нить чрезвычайно тонка — 0,022—0,040 миллиметра в поперечнике. Но прочна: она может выдержать 15 граммов не разрываясь. Слайд №6.
Вопрос: Откуда личинка берет вещества для образования шелковой нити? Какие превращения происходят в природе?
Слайд №7.
А сейчас я предлагаю побывать в роли экспертов и, поработав с текстом, ответить на предложенный вопрос. Слайд №8.
Обсуждение результатов работы.
За долгие годы одомашнивания и использования тутового шелкопряда бабочка изменилась настолько, что жить без помощи человека не может.
Учащиеся просматривают отрывок фильма и заполняют схему «стадии развития насекомого»:
яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое
Работа со словарем: метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослое животное, сопровождающееся морфо-анатомическими и физиологическими перестройками организма.
Слайд №5.
Фронтальная работа по составлению пищевой цепи:
Энергия солнца – вещества шелковицы – вещества личинки (шелковая нить)
(схема-рисунок в тетради)
Групповая работа с текстом.
1 группа: Почему исторически шелководство развивалось в странах с теплым климатом?
2 группа: Почему исследователь Б. Л. Астауров добивался, чтобы в коконах развивались только самцы?
3 группа: Почему именно тутовый шелкопряд был выбран человеком для одомашнивания?
Обсуждение результатов работы
3-4мин
2мин
5мин
4мин
3мин
Закрепление
Волшебная шелковая нить ведет нас дальше. Немного поиграем. Перед вами разорванные цепочки. Восстановите недостающие звенья.
Слайд №9.
Определите какое слово зашифровано в ребусе. Слайд №10.
1) Медоносная пчела - …….. – мул – кошка
2) Яйцо - …… - личинка - …….- взрослая бабочка
3) Энергия солнца - ……... – тутовый шелкопряд
2-3мин
Рефлексия
Вопросы:
Что вы узнали сегодня на уроке?
Чему вы научились?
Как мы должны относиться к тем, кого приручили?
2мин
Домашнее задание
Эссе «Шелковый путь: что вам запомнилось, понравилось и вызвало наибольший интерес»
Приложение.
Текст1.
Шелковичным червем называют гусеницу тутового шелкопряда.
Шелковичный червь, строго говоря, ест только листья тутового дерева. Пробовали его кормить другими растениями: листьями ежевики, например, или салата-латука. Он их ел, но рос хуже, и коконы получались не первого сорта. Он теплолюбив. Температура наиболее ему благоприятная 20—25 градусов. Тогда он растет быстро: личиночная его жизнь, если корма достаточно, 30—35 дней. Когда холоднее (15 градусов) — 50 дней.
Положение тутового шелкопряда определяется распространением кормового растения, каковым является тутовое дерево (шелковица). Продвижению шелководства дальше на север мешает отсутствие холодоустойчивых сортов шелковицы.
Вопрос: Почему исторически шелководство развивалось в странах с теплым климатом?
Текст 2.
Коконы, изготовляемые гусеницами-прядильщицами, весьма разнообразны и по форме, и по размерам, и по цвету. Некоторые из них совершенно круглые, другие имеют овальную форму с острым концом или перетяжкой посередине. Самые мелкие коконы не превышают в длину 1,5–2 см, а наиболее крупные достигают 5–6 см. По цвету коконы бывают совершенно белыми, лимонно-желтыми, золотистыми, темно-желтыми с красноватым отливом и даже зеленоватыми, в зависимости от породы шелкопряда. Так, например, полосатая порода тутового шелкопряда прядет коконы чисто-белого цвета, а бесполосная – красивые золотисто-желтые коконы. Интересно, что гусеницы, из которых в дальнейшем получаются бабочки-самцы, – более старательные шелкопряды: они плетут более плотные коконы, на которые уходит больше шелковой нити.
Вопрос: Почему исследователь Б. Л. Астауров добивался, чтобы в коконах развивались только самцы?
Текст 3.
Кроме тутового шелкопряда и другие животные способны плести нити. Например, пауки. На конце брюшка паука располагаются паутинные бородавки. Выходящее через них вещество, застывая на воздухе, превращается в нити необыкновенной прочности. Прочность паутины на разрыв – до 260кг на квадратный миллиметр (более чем в 6 раз прочнее натурального шелка). Паутинная нить – настоящее технологическое чудо. В ней соединены белки твердые и эластичные. Пауки выносливые хищники. Для питания используют насекомых и других мелких животных.
Вопрос: Почему именно тутовый шелкопряд был выбран человеком для одомашнивания?