kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Царство Грибы. Низшие грибы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Царство Грибы. Низшие грибы.

Цели урока: дать общую характеристику царству Грибы, дать понятие определениям гетеротрофы, хитин, мицелий, гифы, сапротрофы, паразиты, симбионты, микориза, фитофтора, мукор.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I  Организационный момент (2 мин).

II  Проверка домашнего задания (15 мин).

Выполнение тестового задания.

III  Изучение нового материала  (21мин).

К грибам относятся боровик и мухомор, плесень и дрожжи, а также микроскопические организмы, вызывающие гниль картофеля и кожные заболевания человека. Среди грибов есть как одноклеточные, так и многоклеточные. Что же объединяет такие разнообразные организм в одно царство?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Царство Грибы. Низшие грибы »

Тема: Царство Грибы. Низшие грибы.

Цели урока: дать общую характеристику царству Грибы, дать понятие определениям гетеротрофы, хитин, мицелий, гифы, сапротрофы, паразиты, симбионты, микориза, фитофтора, мукор.


Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I Организационный момент (2 мин).

II Проверка домашнего задания (15 мин).

Выполнение тестового задания.

III Изучение нового материала (21мин).


К грибам относятся боровик и мухомор, плесень и дрожжи, а также микроскопические организмы, вызывающие гниль картофеля и кожные заболевания человека. Среди грибов есть как одноклеточные, так и многоклеточные. Что же объединяет такие разнообразные организм в одно царство?

В клетках грибов отсутствует хлорофилл, поэтому они не способны к фотосинтезу и питаются готовыми органическими веществами. То есть все грибы являются гетеротрофами. Тело у большинства грибов сильно разветвленное и называется грибницей, или мицелием. Мицелий состоит из тонких нитей – гиф.

Клетка гриба имеет твердую оболочку, в состав которой входит обычно не целлюлоза, как у растений, а хитин – вещество, образующее покровы тела насекомых.

По ряду признаков (отсутствие способности к активному передвижению, неограниченный рост, наличие твердых клеточных оболочек) грибы близки к растениям. Но есть у них и признаки, характерные для животных: гетеротрофный способ питания, наличие хитина.

В качестве запасного вещества у грибов накапливается не крахмал, как у растений, а гликоген, как у животных. Продуктом выделения является мочевина, что также сближает грибы с животными.

Разветвленный мицелий всей своей поверхностью поглощает из окружающей среды питательные вещества. Одни грибы (сапротрофы) усваивают органические остатки мертвых тел, другие (паразиты) питаются органическими веществами живых организмов. Есть также грибы – симбионты, например подосиновик, подберезовик. Они вступают в сожительство с растениями и получают от них питательные вещества на взаимовыгодных условиях.

Так, мицелий подберезовика оплетает корни березы, заменяя собой корневые волоски, что увеличивает всасывающую поверхность. Образуется микориза – симбиоз мицелия гриба с корнями растения. Гриб получает от растения органические вещества, а взамен снабжает его минеральными веществами, водой и некоторыми витаминами.

Размножаются грибы бесполым и половым способом. Бесполое размножения происходит спорами и с помощью грибницы.

По особенностям строения грибницы грибы делят на высшие и низшие.

Низшие грибы. К низшим грибам относятся виды, у которых грибница одноклеточная, многоядерная, ветвящаяся. У некоторых грибов – паразитов грибница отсутствует, а тело представлено комочками цитоплазмы. Грибы – паразиты вызывают болезни растений, которые известны под названиями: рак картофеля, черная ножка рассады капусты и др.

Особенно опасен для картофеля, томатов фитофтороз. С июля и раньше, в зависимости от погодных условий, листья и стебли картофеля, плоды и листья томатов неожиданно в течение 3 – 4 дней чернеют. Это значит, что растения поражены грибом фитофторой. На нижней стороне листьев картофеля и томатов можно увидеть беловато – серый налет. При рассматривании его под микроскопом видно, что из устьиц листьев выступают разветвленные нити гриба. На их верхушках находятся зооспорангии. Они служат для размножения фитофторы. В дождливую погоду зооспорангии на листьях картофеля вскрываются, зооспоры покидают их и разносятся ветром, каплями дождя. В капельках воды зооспоры прорастают – образуют гифы, которые проникают в лист через устьица и заражают растение. В менее влажную погоду зооспорангий прорастает гифой и заражает растение. В тканях листа, стебля, клубнях картофеля поселяется грибница. Она извлекает из тканей растения необходимые ей вещества.

Зараженные клубни картофеля и плоды томатов загнивают. Особенно большой ущерб урожаю картофеля и томатов гриб фитофтора наносит в годы с дождливым летом. Мерами борьбы являются выведение устойчивых к фитофторе сортов, обработка растений химическими защитными препаратами.

На хлебе, варенье и других продуктах часто появляется белая пушистая плесень, которая через некоторое время чернеет. Это плесневый гриб мукор. Все тело мукора – одна разветвленная многоядерная клетка. Некоторые гифы растут вертикально вверх и несут шаровидные темные головки – спорангии. В них созревают споры. Мукор часто называют белой плесенью (по цвету мицелия). По способу питания мукор является сапротрофом. В природе он часто поселяется на растительных остатках, экскрементах животных и осуществляет их разложение.


IV Закрепление нового материала (5мин.).


  1. Какие признаки сближают грибы с растениями, а какие с животными?

  2. По каким причинам е рекомендуется долгое время выращивать картофель на одном и том же месте?

  3. Чем отличается мукор от фитофторы?

  4. Чем питание грибов отличается от питания растений?

  5. Какое значение имеет микориза в жизни гриба, дерева?

  6. Чем характеризуется мицелий низших грибов?

  7. Дайте объяснение понятиям: мицелий, гифы, микориза, гетеротрофы, сапротрофы, паразиты, симбиоз, паразиты, микориза.



V Подведение итогов занятия, домашнее задание, выставление оценок (2 мин).



Рефлексия:


В случае согласия с утверждением поставьте «+».

1. Тема урока вызвала интерес.

2. Я с удовольствием работал(а).

3. Я вижу практическое применение данной темы.

4. Думаю, что тему урока усвоил(а) на ______ (баллы).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Царство Грибы. Низшие грибы

Автор: Никитина Наталья Ивановна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 198834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  биологии тема: "Общая характеристика грибов" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "206208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430131714"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект урока-путешествия по биологии "Грибы вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-putieshiestviia-po-biologhii-griby-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "116765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412607669"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока экологии Царство Растения "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-ekologhii-tsarstvo-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111107"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407065062"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "тематическое планирование по биологии 6 класс "
    ["seo_title"] => string(51) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "137467"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417356480"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Презентациядляурока "
    ["seo_title"] => string(24) "priezientatsiiadliauroka"
    ["file_id"] => string(6) "231401"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442492141"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства