Общая часть |
Цель урока: |
Углубление знаний о строении растения, изучение новой информации о корне, как необходимой составляющей растения, его строении и функциях. |
Планируемые образовательные результаты: |
Личностные | Предметные | Метапредметные |
Знание правил основных принципов пикировки и пинцировки растений. Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению, направленному на изучение живой природы. Готовность к самообразованию и самовоспитанию. Адекватное оценивание своих возможностей в достижении цели. Понимание относительности мнений и подходов к решению проблем. Основы коммуникации. | Развитие познавательной сферы (знания о строении корня, как необходимой составляющей растения, его строении и функциях). Способность к выделению существенных признаков биологических объектов и процессов. Способность к объяснению роли биологии в практической деятельности людей. Способность к различению органов цветкового растения. Освоение приемов выращивания растений и ухода за ними. | Способность классифицировать и структурировать материал, объяснять, проводить эксперименты. Умение работать с источниками информации, преобразовывать информацию из одной знаковой формы в другую. Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. |
Задачи: |
Воспитывающая | Развивающая | Обучающая |
-формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, осуществление биолого-экологического воспитания на основе практической деятельности; -формирование способности видеть уникальность растительного мира и воспитание бережного отношения к нему. | -формирование практических навыков и умений работы с инструктивными карточками и устной инструкцией, выделением и фиксацией ключевых элементов устной речи; -развивать у учащихся способность к работе с различными источниками информации; -формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни. | -формирование общего представления о корне, его видах и типах корневых систем; -углубление знания школьников о важности каждой из частей живого организма; -формирование понимания роли корня в жизни растения. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Корень – главный, придаточный, боковой. Корневая система – стержневая, мочковатая. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Пикировка, пинцировка. |
Используемое на уроке оборудование | Крупный корень в черном ящике. Компьютер, проектор, документ-камера. Листы для заметок и ручки (по количеству учащихся). Раздаточный материал с текстом по теме. Карточки со скелетом схемы, таблицы, рисунка Дренаж, земля, горшки для посадки растений, садовые лопатки, вода, перчатки, растения в горшке. Бланки критериального оценивания. |
Организационная структура урока |
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: заинтересовать учащихся. |
Объявление в ретранслятор: «Товарищи фермеры, получите паспорта участников встречи на ресепшене. Пожалуйста, занимайте места в зале только согласно рассадке в паспортах» Ученики берут паспорта (Приложение 1) и рассаживаются за столы (по группам) согласно цветам, обозначенным в них. Рассадка в паспортах выполняется таким образом, чтобы в каждой группе был лидер. Уважаемые коллеги, сегодня с вами работаю я, меня зовут Ирина Геннадьевна. Мы продолжаем серию встреч, направленных на решение проблемы, связанной с повышением урожайности, выращиваемых вами культур. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Координирует рассадку учащихся. | Берут на ресепшене паспорта, рассаживаются в соответствии с инструкцией. | - развитие мотивации к учебной деятельности; - развитие способности выполнять инструкции. |
Этап 2. Актуализация знаний Цель: заинтересовать учащихся, подвести к формулировке темы урока. Форма работы: фронтальная |
Предмет нашего сегодняшнего разговора у меня в черном ящике. Я буду выдвигать утверждения, которые его описывают, если информации для определения предмета достаточно, поднимите зеленую карточку, если нет – красную. Итак… - В ящике располагается орган цветкового растения… Вы правы, органов у растения много. - Это вегетативный орган. - Воздействуя на этот орган человек, может улучшить рост растения и повлиять на его урожайность (возможно, часть учащихся поднимет зеленую карточку, в этом случае учитель говорит: Неужели мы можем точно сказать, что это? Лист, побег или корень? Еще одно утверждение поможет разобраться наверняка) - Этот орган первым появляется при прорастании семени (все учащиеся или большая их часть поднимут зеленую карточку) Так что же является предметом нашего изучения сегодня? (Корень) Из черного ящика достается корень растения. Действительно, это корень. Сформулируем цель нашей встречи. Чем корень может интересовать фермеров? Ваши предложения (фермер должен знать, как удобрять корень, как поливать, как влияет корень на рост растения и его развитие, как повлиять на корень для увеличения урожая растения). Обобщу ваши ответы, итак наша цель: «Узнать, какой информацией о корне нужно обладать, чтобы правильно повлиять на него с целью повышения урожайности растения, и как это сделать» (цель выводится на экран). |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Использует прием работы с недостаточностью информации для подведения к определению объекта изучения на уроке. Подводит к формулировке цели урока, согласно которой, учащимся необходимо будет составить план работы. | Показывают карточки, реагируя на достаточность / недостаточность информации. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель. | - развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, стремления к открытию знаний, приобретению умений; - формирование способности к самостоятельному построению умозаключений, целеполаганию. |
Этап 3. Построение плана урока Цель: Составление плана действий. Форма работы: дискуссия. |
Давайте предварительно ответим на часть вопроса. Что нужно знать о корне? - функции корня - внешнее строение корня - виды корней и корневых систем - способы влияния человека на корень Отвечая на вопрос, мы составили план, согласно которому будет построена работа сегодня (план выводится на экран). |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Руководит процессом построения плана урока. | Предполагают сумму знаний, которую удастся получить. | - развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач; - развитие умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. - развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. |
Этап 4. Реализация плана урока. (Открытие новых знаний) Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета. Форма работы: индивидуальная, работа в малых группах (фронтальная, активная лекция, поисковое чтение) |
Товарищи фермеры, на ваших столах есть все для работы, в том числе листы для заметок (Приложение 2). Советую заполнять их в ходе занятия, чтобы потом повезти к себе в регионы и распространить полученный сегодня опыт. Сохраняя традицию наших встреч, приступим к изучению вопроса. Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку открытый зонтик. Трудно? Какую функцию корня мы можем выделить, представив в роли зонтика, например, яблоню? (Закрепление растения в почве). Правильно. Не забудьте сделать запись в листах для заметок. Бабушки каждый день твердят: «Будешь хорошо кушать – вырастишь большим и здоровым». Проводя аналогию с растениями, какую функцию корня можно выделить? (Питание) Народная мудрость гласит: «Кто хочет победить сорняки, должен воевать с корнями». Почему так говорят? (как вегетативный орган растения корень способствует вегетативному размножению растения; поэтому, если мы перерубим корень или не вырвем его полностью, вместо одного растения может появиться несколько). Следовательно, следующая функция корня… (Вегетативное размножение). Вспомните известные всем корнеплоды морковь и свёклу. Какую функцию корня они хорошо демонстрируют? (Запасание питательных веществ). Фермеры, посмотрите, что вы зафиксировали в своих листах? Достаточно ли информации для того, чтобы ответить на главный вопрос нашей встречи? (Нет. Нужно изучать дальше). Рассмотрим строение корня. Для чего нужно знать эту информацию фермерам? (чтобы знать какая часть корня за что отвечает и на основе этих данных спланировать действия по влиянию на корень) Пока я рассказываю о зонах из которых он состоит, фиксируйте их названия у себя в листах (на экран проектора выводится изображение зон корня). На кончике корня находятся клетки, которые активно делятся – это образовательная ткань, или зона деления. Выше зоны – зона растяжения или роста, здесь клетки активно увеличиваются в размере. Еще выше находится участок с корневыми волосками, которые работают как маленькие насосы, втягивая внутрь воду с растворенными в ней минеральными веществами – это зона всасывания. И, наконец, зона проведения, по клеткам которой вода и минеральные соли передвигаются к растению. Какие зоны корня участвуют в процессе почвенного питания? (зона всасывания и зона проведения). Совершенно верно. О функциях и строении корня мы узнали, что делаем дальше? (изучаем виды корней и корневых систем). Как вы думаете, для чего нам это необходимо? (чтобы дополнить уже имеющуюся информацию, недостающей, чтобы различать виды корней и корневых систем на практике). У вас на столах желтые листы с текстом (Приложение 3). Чуть позже вам будет необходимо найти в тексте информацию о видах корней и корневых систем. А сейчас скажите, в какой другой форме можно представить данную информацию? (схема, таблица или рисунок). Дополнительное задание каждой группе (Приложение 4): 1 группа с помощью найденной информации, заполняет таблицу, 2 – схему, а 3 – подписывает все части подготовленного мной рисунка. На эту работу у вас есть 5 минуты. Можете начинать. Посмотрим, что получилось у первой группы (схема выводится на экран проектора при помощи документ-камеры). Прокомментируйте в двух словах (далее слово предоставляется 2 и 3 группе, в случае допущения ошибок, «зрителям» задается вопрос: «Скажите, все ли правильно выполнено нашими коллегами?») Уважаемые фермеры, какую форму вы бы показали своим коллегам в регионах? Если таблицу, то поднимите красную карточку, схему – желтую, рисунок – зеленую. Я вас поняла. После завершения нашей встречи вы можете сделать копии понравившейся вам формы представления материала. Что по нашему плану дальше? (способы влияния человека на корень) Зачем нам это нужно знать? (с помощью этой информации мы сможем понять, как именно можно влиять на корень для повышения урожайности выращиваемых культур) Вспомните, в какой зоне происходит поглощение воды и минеральных веществ? (в зоне всасывания) Что произойдет, если мы увеличим ее площадь? (в растение будет поступать больше питательных веществ) Как это можно сделать? (скорее всего, этот вопрос вызовет у учащихся затруднение) Все фермеры обрезают верхушки побегов, для увеличения количества боковых веток. А что произойдет, если это же сделать с главным корнем стержневой корневой системы? (начнут интенсивно расти боковые корни) Верно. За счет этого число корневых волосков увеличится, а значит, произойдет увеличение зоны всасывания. Научно это действие называется – пинцировка (понятие и его визуализация выводятся на экран) Можно ли провести пинцировку мочковатой корневой системы? (нет) Почему? (нет главного корня, нечего обрезать) Верно, к тому же, если посадить растение правильно, то боковых корней будет и без того достаточно. Как помочь таким корням получать из почвы больше питательных веществ? (проредить растения, рассадить, обеспечить достаточное количество почвы для роста и получения питания). Правильно, то есть выполнить – пикировку (понятие и его визуализация выводятся на экран) Давайте немножко отвлечемся, продолжите крылатое выражение: Лучше один раз увидеть, чем… (сто раз услышать) Только опыт создает настоящего… (мастера) Совершенно верно, опыт это всегда хорошо, а значит, будем пробовать. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Рассказывает, задает вопросы. Объясняет задание для работы в мини-группах. Предлагает тексты для изучения. Координирует работу учащихся. | Фиксируют ключевые моменты, на протяжении всей работы на данном этапе. Отвечают на вопросы учителя. Изучают предоставленный текст, выбирают информацию, согласно заданию, переводят текст в другую знаковую форму. Озвучивают результат, перепроверяют правильность выполнения. | - формирование устойчивого познавательного интереса и становления смыслообразующей функции познавательного мотива; - формирование навыка изучающего и поискового чтения; - формирование умения выделять главное и второстепенное; - развитие способности преобразования информации из одной знаковой системы в другую; - развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. |
Этап 5. Практическое закрепление с элементами критериального оценивания. Цель: закрепление полученных знаний на практике. Форма работы: работа в мини-группах. |
Практическое задание Цель: освоение на практике принципов пинцировки и пикировки растений с наибольшей безопасностью для корневой системы. Первая группа подойдите к левому столу, вы выполняете пикировку растений с пинцировкой. Инструкция на столе (Приложение 6). Вторая группа – ваш стол правый, выполните пикировку без пинцировки. Для организации данной работы не забудьте разделить роли в группе – определите кто, что будет делать. На выполнение этой работы у вас есть 7 минут. Третья группа вы делитесь на две команды экспертов. Получите критериальные листы (Приложение 5) и оцените работу первых двух групп в процессе их деятельности. Работа завершена. Слово экспертам. Все ли было сделано группой, за которой вы наблюдали, правильно и в назначенный срок? А как сработала ваша группа? (в случае неправильной работы, эксперты называют критерии, по которым были совершены ошибки) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Объясняет смысл задания, контролирует работу. | Производят пикировку и пинцировку растений, оценивают деятельность. | - развитие способности использования полученных теоретических знаний на практике; - развитие способности к критериальному оцениванию; - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. |
Этап 6. Подведение итога и закрепление материала в устной форме. Цель: закрепление и формирование понимания пройденного материала, включение полученного материала в систему знаний. Форма работы: фронтальная |
Уважаемые друзья, что вы сегодня узнали? Чему научились? Какие личностные результаты, сформированные в ходе встречи, вы для себя отмечаете? Была ли достигнута цель, поставленная в начале встречи? |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Задает вопросы. Корректирует ответы учащихся. | Дают ответы на вопросы, при необходимости, обосновывая их. | - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. |
Этап 6. Домашнее задание. Цель: закрепление и углубление знаний по теме. Форма работы: индивидуальная. |
До следующей встречи поработайте дома, выполнив на выбор следующие задания (карточки с разноуровневыми заданиями, раздаются учащимся) (Приложение 7) | УУД |
- развитие способности к самоорганизации и самоконтролю; - формирование устойчивого познавательного интереса и становления смыслообразующей функции познавательного мотива; - формирование навыка использования различных информационных источников; - формирование навыка изучающего и поискового чтения; - повышение уровня знаний по предмету. |
Этап 7. Рефлексия. Цель: повышение мотивации к учению, формирование склонности к адекватной самооценке. |
Это лестница продвижения в изученной нами теме (открывается доска с прикрепленной на ней лестницей), это вы (внимание учащихся фиксируется на смайликах разных цветов и настроений). Определите, какие вы сегодня и на какую ступень успешности смогли подняться во время нашей встречи. Покидая класс, не забудьте прикрепить свой смайлик к лесенке. Спасибо за плодотворное сотрудничество. До новых встреч. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Объясняет задание рефлексии. | Выбирают смайлики и размещают их на лесенке, в зависимости от удовлетворенности уроком и оценки собственной деятельности на нем. | - развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели. - формирование позитивной моральной самооценки. |