Просмотр содержимого документа
«Тип Плоские черви. Общая характеристика.»
Тема урока: Тип Плоские черви. Общая характеристика, их разнообразие.
Цель урока: познакомить учащихся с общей характеристикой типа Плоские черви, показать разнообразие плоских червей.
Задачи урока:
Образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения типа плоские черви; дать представление об отличительных чертах внешнего строения представителей т. плоские черви; их образе жизни, научить распознавать их и отличать от типа кишечнополостные;
Развивающие: способствовать развитию у школьников умений распознавать основные классы типа плоские черви, способности проводить сравнения, работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главное, определять самостоятельно цели урока и делать самостоятельно выводы;
Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, в группах, индивидуально.Основные термины и понятия: плоские черви, ресничные черви, ленточные черви, сосальщики.
Оборудование: учебник Биология. Разнообразие живых организмов.7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. носителе/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.- М.: «Просвещение»,2014.-159с., таблица «Тип Плоские черви.», презентация «Черви. Общая характеристика плоские черви».
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент.( 1 мин)
Подготовка к уроку. Приветствие учащихся.
2. Проверка домашнего задания(10 минут). Каждому ученику на парту раздается листок контроля, в котором имеются таблицы(учащиеся заносят правильный ответ), после чего меняются листками с соседом по парте и выставляют оценку.
а. Найдите соответствие типа Кишечнополостные в презентации по рисунку (слайд 3), указав класс, записать правильный ответ в табл. № 1(приложение 1)(1 мин.)
2. Основную роль в добывании пищи у пресноводного полипа гидры играют……….
3. Тело кишечнополостных состоит из слоев….……
4. Медузы способные причинить вред человеку(ожоги и даже смерть корнерота, ….. и ….
в) сообщения учащихся «Роль коралловых полипов в морских экосистемах»(дополнительный материал) 5 мин.
3.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы хотелось бы, чтоб вы озвучили сами. Посмотрите на доску и отгадайте загадку:
Мой хвост не отличишь от головы
Мен всегда в земле найдете вы…
Правильно, это Черви. Тема нашего сегодняшнего урока: «Черви. Тип Плоские черви, общая характеристика и разнообразие»(слайд 1)
Сформулируйте цель урока в соответствии с темой урока.
Обсуждение вопроса. Почему большинство людей не любят червей? Как вы думаете, с чем это может быть связано?
План урока: (Вывешивается на доске)
Общая характеристика типа Плоские черви.
Внешнее и внутреннее строение типа Плоские черви.
Среда обитания.
Размножение плоских червей.
Роль плоских червей в экосистемах (на домашнее изучение)
4. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы.
Нелюбовь к червям определяется многими причинами. И тем, что они могут быть паразитами человека и вызывать болезни, и тем, что о червях просто очень мало знают. Давайте познакомимся с ними поближе. А что вы знаете о червях?(учитель записывает на доску знания учащихся).
А знаете ли вы, почему мы их так называем?
Оригинальное название червей на латыни звучит как «Vermes». Однако в русском языке мы привыкли называть такой тип животного царства червями. Происхождение же современного слова червь имеет свои корни в праславянском языке, где подобные существа назывались «čьrvь». На русский язык такое понятие можно было примерно перевести, как «красная нить». И здесь прослеживается сходство, ведь нередко черви имеют розоватый, даже красноватый оттенок. А их схожесть с нитью или веревкой очевидна. Вот так и произошло название червей.
К типу относится около 25 тыс. видов животных. Часть из них — свободноживущие хищники, обитающие в морях и пресных водоемах, другие — паразиты позвоночных животных и человека, вызывающие различные заболевания. Размеры тела червей — от долей миллиметра до 10 м.
Работа с учебником стр. 76 Найдите в учебнике и запишите в тетради классы т. Плоские черви. Тип включает три класса: Ресничные, Сосальщики и Ленточные.(слайд 5)
Рассказ учителя.
Класс делится на пары и получают задания(правый ряд находит признаки, а левый объясняет). Задание на слайде 6(5 мин) на подготовку ответа и 5 мин на объяснение.
1 – я пара: Общая характеристика (основные признаки класса насекомые) и среда обитания.
2-я пара :Внешнее строение
- строение тела;
3- я пара : Внутреннее строение
- пищеварительная система;
- нервная система;
- кровеносная система
- половая система
Учитель дополняет учащихся.
1.Внешнее строение.(тело плоское, его форма листовидная (у ресничных и сосальщиков) или лентовидная (у ленточных червей).
2. Внутреннее строение(слайд 7) Кроме эктодермы и энтодермы они имеют еще средний зародышевый листок —мезодерму. Поэтому их считают первыми трехслойными животными. Наличие трех зародышевых листков дает основу для развития различных систем органов.
3.Стенку тела образует колено-мускульный мешок —совокупность наружного однослойного эпителия и расположенных под ним нескольких слоев мышц — кольцевых, продольных, косых и спинно-брюшных. Поэтому тело плоских червей способно совершать сложные и разнообразные движения.
4.Полость тела отсутствует, так как пространство между стенкой тела и внутренними органами заполнено рыхлой массой клеток— паренхимой. Она выполняет опорную функцию и служит в качестве депо запасных питательных веществ.
5. Пищеварительная система состоит из двух отделов: эктодермальной передней кишки, представленной ртом и мускулистой глоткой, способной у хищных ресничных червей выворачиваться наружу, проникать внутрь жертвы и высасывать ее содержимое, и слепо замкнутой энтодермальной средней кишки. У многих видов от главных участков средней кишки отходит множество слепых ответвлений, проникающих во все части тела и доставляющих им растворенные питательные вещества. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот.(слайд 8).
6. Выделительная система протонефридиального типа. Через выделительные поры выводится избыток воды и конечные продукты метаболизма (преимущественно мочевина)(слайд 8)
7. Нервная система более концентрирована и представлена парным головнымганглием и отходящими от него продольными нервными стволами, соединенными кольцевыми перемычками. Нервные стволы образованы расположенными по всей его длине телами нервных клеток и их отростками. Такой тип организации нервной системы называется стволовым. У всех плоских червей развиты органы осязания, химического чувства, равновесия, а у свободноживущих — и зрения.(слайд 8)
8. Плоские черви — гермафродиты (за редким исключением). Оплодотворение внутреннее, перекрестное. Кроме половых желез (яичников и семенников), развита сложная система половых протоков, дополнительных желез, обеспечивающих зиготу питательными веществами и материалом для формирования защитных яйцевых оболочек. У пресноводных ресничных червей развитие прямое, у морских — с планктонной личиночной стадией. У паразитических червей (сосальщиков и ленточных червей) циклы развития сложные с наличием одной или нескольких личиночных стадий и сменой нескольких хозяев.
5. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась. Улыбнулась, потянулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно так прогнулась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела.
Первичное закрепление пройденного материала.
Кроссворд по теме: «Плоские черви» (приложение 1)
Работа с презентацией и учебником § 30 с. 77.
Рассмотрим жизненный цикл представителя кл. Сосальщики: Печеночный сосальщик(слайд 9), кл. Ленточные черви : свиной и бычий цепень, схематически записав цикл в тетрадь.
7. Домашнее задание §30, подготовить сообщение «Роль плоских червей в экосистемах»,
Составить сравнительную таблицу т. Плоские черви и т. Кишечнополостные.
Характеристика
т. Плоские черви
т. Кишечнополостные.
8. Подведение итогов урока (выставление оценок за урок)