kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тип Плоские черви. Общая характеристика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип Плоские черви. Класс Ресничные. Класс Сосальщики. Класс Ленточные черви. Строение, питание, Размножение. Пути заражения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тип Плоские черви. Общая характеристика.»

Тема урока:  Тип Плоские черви. Общая характеристика, их разнообразие.

Цель урока: познакомить учащихся с общей характеристикой типа Плоские черви, показать разнообразие плоских червей.

Задачи урока:

Образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения типа плоские черви; дать представление об отличительных чертах внешнего строения представителей т. плоские черви; их образе жизни, научить распознавать их и отличать от типа кишечнополостные;

Развивающие: способствовать развитию у школьников умений распознавать основные классы типа плоские черви, способности проводить сравнения, работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главное, определять самостоятельно цели урока и делать самостоятельно выводы;

Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, в группах, индивидуально. Основные термины и понятияплоские черви, ресничные черви, ленточные черви, сосальщики.

Оборудование: учебник Биология. Разнообразие живых организмов.7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. носителе/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.- М.: «Просвещение»,2014.-159с., таблица «Тип Плоские черви.», презентация «Черви. Общая характеристика плоские черви».

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент.( 1 мин)

Подготовка к уроку. Приветствие учащихся.

2. Проверка домашнего задания(10 минут). Каждому ученику на парту раздается листок контроля, в котором имеются таблицы(учащиеся заносят правильный ответ), после чего меняются листками с соседом по парте и выставляют оценку.

а. Найдите соответствие типа Кишечнополостные в презентации по рисунку (слайд 3), указав класс, записать правильный ответ в табл. № 1(приложение 1)(1 мин.)

Ответы: а) обелия-медуза(кл.Гидроидные), б) гидра(кл. Гидроидные), в) актиния(Коралловые полипы), г) кораллы(Коралловые полипы).

б) Биологический диктант(по изученной теме: типа Кишечнополостные. (4 мин) (слайд 4)

зад.вставьте пропущенные слова в предложении

1. У кишечнополостных хорошо развита………

2. Основную роль в добывании пищи у пресноводного полипа гидры играют……….

3. Тело кишечнополостных состоит из слоев….……

4. Медузы способные причинить вред человеку(ожоги и даже смерть корнерота, ….. и ….

в) сообщения учащихся «Роль коралловых полипов в морских экосистемах»(дополнительный материал) 5 мин.

3.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы хотелось бы, чтоб вы озвучили сами. Посмотрите на доску и отгадайте загадку:

Мой хвост не отличишь от головы

Мен всегда в земле найдете вы…

Правильно, это Черви. Тема нашего сегодняшнего урока: «Черви. Тип Плоские черви, общая характеристика и разнообразие»(слайд 1)

Сформулируйте цель урока в соответствии с темой урока.

Обсуждение вопроса. Почему большинство людей не любят червей? Как вы думаете, с чем это может быть связано?

План урока: (Вывешивается на доске)

Общая характеристика типа Плоские черви.

Внешнее и внутреннее строение типа Плоские черви.

Среда обитания.

Размножение плоских червей.

Роль плоских червей в экосистемах (на домашнее изучение)

4. Изучение нового материала

 Рассказ учителя с элементами беседы.

Нелюбовь к червям определяется многими причинами. И тем, что они могут быть паразитами человека и вызывать болезни, и тем, что о червях просто очень мало знают. Давайте познакомимся с ними поближе. А что вы знаете о червях?(учитель записывает на доску знания учащихся).

А знаете ли вы, почему мы их так называем?

Оригинальное название червей на латыни звучит как «Vermes». Однако в русском языке мы привыкли называть такой тип животного царства червями. Происхождение же современного слова червь имеет свои корни в праславянском языке, где подобные существа назывались «čьrvь». На русский язык такое понятие можно было примерно перевести, как «красная нить». И здесь прослеживается сходство, ведь нередко черви имеют розоватый, даже красноватый оттенок. А их схожесть с нитью или веревкой очевидна. Вот так и произошло название червей.

К типу относится около 25 тыс. видов животных. Часть из них — свободноживущие хищники, обитающие в морях и пресных водоемах, другие — паразиты позвоночных животных и человека, вызывающие различные заболевания. Размеры тела червей — от долей миллиметра до 10 м.

Работа с учебником стр. 76 Найдите в учебнике и запишите в тетради классы т. Плоские черви. Тип включает три класса: Ресничные, Сосальщики и Ленточные.(слайд 5)

Рассказ учителя.

Класс делится на пары и получают задания(правый ряд находит признаки, а левый объясняет). Задание на слайде 6(5 мин) на подготовку ответа и 5 мин на объяснение.

1 – я пара: Общая характеристика (основные признаки класса насекомые) и среда обитания.

2-я пара :Внешнее строение

- строение тела;

3- я пара : Внутреннее строение

- пищеварительная система;

- нервная система;

- кровеносная система

- половая система

Учитель дополняет учащихся.

1.Внешнее строение.(тело плоское, его форма листовидная (у ресничных и сосальщиков) или лентовидная (у ленточных червей).

2. Внутреннее строение(слайд 7) Кроме эктодермы и энтодермы они имеют еще средний зародышевый листок —мезодермуПоэтому их считают первыми трехслойными животными. Наличие трех зародышевых листков дает основу для развития различных систем органов.

3.Стенку тела образует колено-мускульный мешок —совокупность наружного однослойного эпителия и расположенных под ним нескольких слоев мышц — кольцевых, продольных, косых и спинно-брюшных. Поэтому тело плоских червей способно совершать сложные и разнообразные движения.

4.Полость тела отсутствует, так как пространство между стенкой тела и внутренними органами заполнено рыхлой массой клеток— паренхимойОна выполняет опорную функцию и служит в качестве депо запасных питательных веществ.

5. Пищеварительная система состоит из двух отделов: эктодермальной передней кишки, представленной ртом и мускулистой глоткой, способной у хищных ресничных червей выворачиваться наружу, проникать внутрь жертвы и высасывать ее содержимое, и слепо замкнутой энтодермальной средней кишки. У многих видов от главных участков средней кишки отходит множество слепых ответвлений, проникающих во все части тела и доставляющих им растворенные питательные вещества. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот.(слайд 8).

6. Выделительная система протонефридиального типа. Через выделительные поры выводится избыток воды и конечные продукты метаболизма (преимущественно мочевина)(слайд 8)

7. Нервная система более концентрирована и представлена парным головным ганглием и отходящими от него продольными нервными стволами, соединенными кольцевыми перемычками. Нервные стволы образованы расположенными по всей его длине телами нервных клеток и их отростками. Такой тип организации нервной системы называется стволовым. У всех плоских червей развиты органы осязания, химического чувства, равновесия, а у свободноживущих — и зрения.(слайд 8)

8. Плоские черви — гермафродиты (за редким исключением). Оплодотворение внутреннее, перекрестное. Кроме половых желез (яичников и семенников), развита сложная система половых протоков, дополнительных желез, обеспечивающих зиготу питательными веществами и материалом для формирования защитных яйцевых оболочек. У пресноводных ресничных червей развитие прямое, у морских — с планктонной личиночной стадией. У паразитических червей (сосальщиков и ленточных червей) циклы развития сложные с наличием одной или нескольких личиночных стадий и сменой нескольких хозяев.


5. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась.
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно так прогнулась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.


  1. Первичное закрепление пройденного материала.

Кроссворд по теме: «Плоские черви» (приложение 1)

Работа с презентацией и учебником § 30 с. 77.

Рассмотрим жизненный цикл представителя кл. Сосальщики: Печеночный сосальщик(слайд 9), кл. Ленточные черви : свиной и бычий цепень, схематически записав цикл в тетрадь.

7. Домашнее задание §30, подготовить сообщение «Роль плоских червей в экосистемах»,

Составить сравнительную таблицу т. Плоские черви и т. Кишечнополостные.

Характеристика

т. Плоские черви

т. Кишечнополостные.

8. Подведение итогов урока (выставление оценок за урок)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тип Плоские черви. Общая характеристика.

Автор: Миниханова Ольга Григорьевна

Дата: 30.01.2019

Номер свидетельства: 497767

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "урок биологии 7 класс по теме " Тип Плоские черви" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-biologhii-7-klass-po-tiemie-tip-ploskiie-chiervi"
    ["file_id"] => string(6) "161662"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422265271"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "План урока "Тип плоские черви" "
    ["seo_title"] => string(31) "plan-uroka-tip-ploskiie-chiervi"
    ["file_id"] => string(6) "133720"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416571742"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Общая характеристика червей. Тип Плоские черви"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspekt_uroka_obshchaia_kharakteristika_chervei_tip_ploskie_chervi"
    ["file_id"] => string(6) "592960"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638178233"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока по биологии в 7 классе по теме «Паразитические плоские черви  и меры борьбы с ними». "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-parazitichieskiie-ploskiie-chiervi-i-miery-bor-by-s-nimi"
    ["file_id"] => string(6) "101422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417028"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "урок по биологии "Класс черви" "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-po-biologhii-klass-chiervi"
    ["file_id"] => string(6) "102050"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402477030"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства