План урока по теме: "Общая характеристика типа плоские черви". Тип урока: Изучение новой темы. На уроке присутствует групповая работа, самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом.
Цели:
1.познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;
2.выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;
3.составить общие признаки типа Плоские черви;
Основное содержание урока:
1. Общие сведения о плоских червях (двусторонняя симметрия тела, трёхслойность).
2. Места обитания и представители свободноживущих плоских червей. Многообразие плоских червей.
3. Особенности внешнего строения свободноживущих плоских червей, обусловленные средой обитания.
4. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.
5. Черты более высокой степени организации в сравнении с кишечнополостными.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Основная часть урока
Закрепление
Домашнее задание
Выставление оценок
Рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока "Тип плоские черви" »
Тип Плоские черви. Белая планария.
Цели:
1.познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;
2.выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;
3.составить общие признаки типа Плоские черви;
Основное содержание урока:
1. Общие сведения о плоских червях (двусторонняя симметрия тела, трёхслойность).
2. Места обитания и представители свободноживущих плоских червей. Многообразие плоских червей.
3. Особенности внешнего строения свободноживущих плоских червей, обусловленные средой обитания.
4. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.
5. Черты более высокой степени организации в сравнении с кишечнополостными.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителя с учениками. Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний
1.Фронтальная письменная проверка знаний по теме «Кишечнополостные» - кроссворд, в виде индивидуального раздаточного материала для каждого учащегося. Последующая проверка и обсуждение результатов заполнения кроссворда учащимися.
Задание 1.
Задание 2.
Что такое регенерация?
На какие три класса делится Тип Кишечнополостных?
Дайте общую характеристику Типа Кишечнополостные.
2.Изучение нового материала
Учитель:
-Известно около 25 тыс. видов. Тип Плоские черви делится на три класса: Ресничные, Сосальщики и Ленточные. -Характерные признаки типа:
1. Трехслойные многоклеточные животные. 2. Двусторонняя симметрия. 3. Тело вытянуто и сплющено. 4. Не имеют полости тела. 5. Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют. 6. Есть специальные органы выделения – разветвленные канальцы. 7. Гермафродиты, т.е имеют и мужские и женские половые органы. 8. Обитают во всех средах обитания, в том числе паразитируют и на других организмах.
-Классификация классов типа Плоские черви:
Ресничные: почти все представители имеют реснички на всей поверхности тела. Реснички помогают плавать или перемещаться по дну у обитателей пресных водоемов, у назеиных – просто передвижение при помощи них. Тело червя выделяет слизь тем самым защищает его от высыхания. Многие ресничные черви – хищники и нападают на более крупную добычу. Некоторые питаются водорослями.
Сосальщики: Это черви паразиты. Поэтому у них есть специальные органы прикрепления – присоски.
Ленточные: Это тоже паразиты. Паразитируют в основном в организме позвоночных животных. На голове у них различные приспособления при помощи которых они прикрепляются к телу хозяина. Например: бычий цепень. Основной хозяин – человек, у которого взрослая половозрелая форма паразитирует в кишечнике. С фекалиями человека яйца червя попадают в траву, сено или другой корм крупного рогатого скота, который является промежуточным хозяином. В желудке скота из яиц выходят личинки. Которые впоследствии попадают в кровеносные сосуды и током крови разносятся по всем органам. Человек же заражается при употреблении сырой или полусырой говядины. И уже в кишечнике человека развивается взрослый бычий цепень. Он может достигать длины от 4 – 10 метров. Ленточная форма червя может жить в кишечнике человека до 15 лет.
Работа в группах.
Учащиеся делятся на 3 группы.
Группа 1.
Общая характеристика Типа плоские черви.
-Известно около 25 тыс. видов. Тип Плоские черви делится на три класса: Ресничные, Сосальщики и Ленточные. -Характерные признаки типа: 1. Трехслойные многоклеточные животные. 2. Двусторонняя симметрия. 3. Тело вытянуто и сплющено. 4. Не имеют полости тела. 5. Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют. 6. Есть специальные органы выделения – разветвленные канальцы. 7. Гермафродиты, т.е имеют и мужские и женские половые органы. 8. Обитают во всех средах обитания, в том числе паразитируют и на других организмах. -Классификация классов типа Плоские черви: Ресничные: почти все представители имеют реснички на всей поверхности тела. Реснички помогают плавать или перемещаться по дну у обитателей пресных водоемов, у назеиных – просто передвижение при помощи них. Тело червя выделяет слизь тем самым защищает его от высыхания. Многие ресничные черви – хищники и нападают на более крупную добычу. Некоторые питаются водорослями.
Сосальщики: Это черви паразиты. Поэтому у них есть специальные органы прикрепления – присоски. Ленточные: Это тоже паразиты. Паразитируют в основном в организме позвоночных животных. На голове у них различные приспособления при помощи которых они прикрепляются к телу хозяина. Например: бычий цепень. Основной хозяин – человек, у которого взрослая половозрелая форма паразитирует в кишечнике. С фекалиями человека яйца червя попадают в траву, сено или другой корм крупного рогатого скота, который является промежуточным хозяином. В желудке скота из яиц выходят личинки. Которые впоследствии попадают в кровеносные сосуды и током крови разносятся по всем органам. Человек же заражается при употреблении сырой или полусырой говядины. И уже в кишечнике человека развивается взрослый бычий цепень. Он может достигать длины от 4 – 10 метров. Ленточная форма червя может жить в кишечнике человека до 15 лет.
Группа 2.
Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности Белой планарии.
Органы пищеварения белой планарии
Рот у планарии находится посередине тела, на брюшной стороне. Он ведет в глотку. Это ловчий аппарат: через рот глотка может высовываться наружу, проникать внутрь добычи, высасывать ее содержимое. Переваривание пищи происходит в разветвлениях кишечника, который заканчивается слепо. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот наружу. Глотка у планарии - орган для захвата пищи и проведения ее в кишечник, а кишечник — орган, в котором переваривается пища. Органы, участвующие в захвате пищи, в ее передвижении и переваривании (у планарии рот, глотка, кишечник), составляют систему органов, называемую пищеварительной.
Органы дыхания белой планарии
Специальных органов дыхания у планарии нет, и растворенный в воде кислород проникает в ее организм через всю поверхность тела. Образовавшийся углекислый газ удаляется наружу также через всю поверхность тела.
Органы выделения белой планарии
Все тело планарии пронизано многочисленными тонкими разветвленными канальцами.
Нервная система белой планарии
У планарии нервные клетки не разбросаны по всему телу, как у гидры, а собраны в два нервных ствола. В передней части они объединены в утолщение - нервный узел.
Органы размножения белой планарии
В передней части тела планарии расположены два овальных тельца — яичники, а по всему телу разбросаны многочисленные пузырьки - семенники. В яичниках развиваются яйца, а в семенниках - сперматозоиды. Следовательно, у одной и той же планарии образуются как женские, так и мужские половые клетки. Таких животных, в организме которых имеются одновременно и женские, и мужские органы размножения, называют двуполыми или гермафродитами. Планария откладывает группы яиц, окруженных плотной оболочкой. Развившиеся в яйцах маленькие планарии разрывают оболочку кокона и выходят наружу.
Группа 3.
Белая планария Среда обитания белой планарии
В пресных водоемах можно найти спрятавшихся под корягами, камнями и листьями небольших, длиной 1-2 см, плоских червей - планарий.
Двусторонняя симметрия белой планарии
Тело планарий вытянуто и сплющено сверху вниз. Задний конец тела заострен, а передний расширен, и от него в обе стороны отходит по короткому выступу — это органы осязания, щупальца. Здесь же помещаются два черных глаза. Если присмотреться, то можно заметить, что правая половина планарий выглядит как зеркальное отражение левой. Такую симметрию, в отличие от лучевой симметрии кишечнополостных, называютдвусторонней. Она характерна для большинства многоклеточных животных и возникла в связи с развитием активного передвижения.
Кожно-мускульный мешок белой планарии
Покровы тела планарии покрыты ресничками, благодаря которым планария может плавно передвигаться. Под кожными покровами располагается несколько слоев мышц. Они не лежат в виде отдельных пучков, а плотно срастаются с кожей, образуя кожно-мускулъный мешок. При помощи мышц планария может менять форму тела и передвигаться. Под кожно-мускульным мешком нет полости, и все пространство между органами заполнено рыхлой соединительной тканью. Ткань - это объединение однородных клеток, выполняющих определенную функцию. Так, мышечные клетки планарии, сходные по строению и функциям, составляют мышечную ткань, выполняющую функцию движения, Ткань, покрывающую тело животного, называют покровной. Нервные клетки объединяются в нервную ткань. Таким образом, планарии имеют 4 разновидности тканей: покровную, соединительную, мышечную и нервную. Эти ткани имеются у всех многоклеточных животных, более развитых, чем плоские черви.
Учащиеся составляют запоминающий конспект. После формируются новы группы. Учащиеся рассказывают в группе о материале который они узнали в предыдущей группе.
После окончания работы учащиеся составляют ментальную карту по теме.
Учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу.
Название системы внутренних органов планарии
Органы, образующие систему
Выполняемые функции системы органов
1.нервная
Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные нервными перемычками
Восприятие раздражений из окружающей среды и от внутренних органов.
Ответная реакция организма на раздражение
2
пищеварительная
Рот, глотка, кишечник
Захват и переваривание пищи
3. выделительная
Пламенные клетки,
Выделительные канальцы, каналы и поры.
Выведение жидких продуктов обмена веществ
4.половая
Семенники-трубчатые семяпроводы.
Парные яичники-яйцеводы
Размножение, увеличение численности
Закрепление.
Учащиеся заполняют таблицу в тетради «Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей» и делают по ней вывод.
Выявляют черты более высокой степени организации организмов в сравнении с Кишечнополостными.
Домашнее задание.
Выставление оценок.
Формативное оценивание: Учащиеся аплодируют друг другу. Благодарят за работу на урокею
Суммативное оценивание: Учитель выставляет оценки за урок.