kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока учителя биологии высшей квалификационной категории Глушко Натальи Петровны, Республика Крым, город Армянск

7 класс

Тема: Тип Моллюски. Общая характеристика. 

Цель: показать особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски; рассмотреть их многообразие, изучить классификацию типа на примере конкретных представителей класса Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Задачи:

1.      Определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;

2.      Познакомиться с систематикой моллюсков и значением

3.      Выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;

4.      Продолжить формирования умений анализировать обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока:  объяснение нового материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«моллюски»

Разработка урока учителя биологии высшей квалификационной категории Глушко Натальи Петровны, Республика Крым, город Армянск

7 класс

Тема: Тип Моллюски.

Цель: показать особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски; рассмотреть их многообразие, изучить классификацию типа на примере конкретных представителей класса Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Задачи:

1. Определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;

2. Познакомиться с систематикой моллюсков и значением

3. Выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;

4. Продолжить формирования умений анализировать обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование:

• мультимедийная презентация «Моллюски»

• интерактивное оборудование

• раздаточный материал

• стикеры, кнопки, макет дерева

Ход урока

Слайд

«Сотри случайные черты, и ты увидишь - мир прекрасен!»

А. Блок

I. Организация класса

II. Положительный настрой класса

Слайд

«Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто её получает и не делает бедными тех, кто её дарит. Она длится минуту, а в памяти сохраняется надолго или навсегда. Её невозможно купить, выпросить, заимствовать или украсть, поскольку она сама по себе ничего не стоит, пока её не отдадут!»

- Догадались ли вы, о какой эмоциональной реакции так говорил Д. Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и влиять на людей»?

III. Определение темы и целей урока

- Сегодня мы наш урок проведем в форме детективного расследования.

1. Первое, что мы должны определить – это объект для расследования. Постарайтесь, используя как можно меньше подсказать, определить о ком пойдет речь сегодня на уроке?

Подсказка 1:


- Это группа беспозвоночных животных, которая по численности занимает второе место среди всех представителей фауны, уступая лишь типу Членистоногие. Она насчитывает 130 000 видов животных.

Подсказка 2:

- Эти животные обитают во всех основных средах: наземно- воздушной и водной.

Подсказка 3:

- Название типа происходит от латинского слова, которое означает «мягкий» или «мягкотелый».

Подсказка 4:

- Послушайте, пожалуйста, небольшой отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”.

“Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”.

- Каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

2.- О ком пойдет речь у нас сегодня на уроке?

Слайд

3. - Что бы вы хотели узнать об этих животных на уроках биологии? (пожелания записывают на стикерах и закрепляют на дереве ожиданий).

- Осьминоги, кальмары, каракатицы! Какие невероятные рассказы встречаются о них. Жители морских побережий с давних времен верили, что в морской пучине живут странные огромные существа.

Много легенд передавалось об этих животных из поколения в поколение, что не похожи они ни на рыб, ни на медуз, ни на раков, что у них 10 рук, толстых, длинных, как мачты судов.

Так ли это на самом деле? Такие ли они все загадочные и фантастические? Настало время и нам с вами разобраться в этих проблемах.

На уроках биологии мы попытаемся открыть завесу таинственности и с научной точки зрения изучить представителей типа моллюски. Сегодня мы познакомимся с особенностями внешнего, внутреннего строения этих животных, рассмотрим отличительные черты классов животных этого типа. Итак, приготовились к интересной совместной работе.

- С первым заданием мы успешно справились. Объект нашего расследования найден!

Слайд

(записать тему урока).

IV. Объяснение нового материала

Слайд

- У каждого из вас на столах имеется информация о животных, относящихся к типу Моллюски. Внимательно прочитайте её. Определите, что в данной информации:

Знакомо для меня V

Новая информация для меня +

Противоречит тому, что я знаю*

Удивило меня !

Приложение 1

- Давайте поближе познакомимся с исследуемыми объектами, постараемся их запомнить.

Слайд

(демонстрация представителей типа)

- Рассмотрев различных представителей типа Моллюски, какие черты отличия вы можете у них выделить?

Слайд

Классификация моллюсков

Тип: Моллюски

Классы:

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

- А теперь перейдем к детальному изучению исследуемых объектов.

Слайд

Работа в мини-группах:

«Следствие по изучению моллюсков».

- Каждая группа получает определенную информацию об изучаемых организмах. Через три минуты главный следователь должен будет довести изученную информацию до всех присутствующих.

1 группа – Форма тела и размеры

2 группа – Покровы тела

3 группа – Особенности строения пищеварительной системы

4 группа - Особенности строения дыхательной системы

5 группа - Особенности строения кровеносной системы

6 группа - Особенности строения выделительной системы

7 группа - Особенности строения нервной системы

8 группа - Особенности размножения

- Предоставляем слова главному следователю группы .

Слайды

Приложение 2

1 группа – Форма тела и размеры

Тело моллюсков несегментированное, часто ассиметричное. Оно обычно состоит из трех основных отделов – голова, туловище, нога. Размеры варьируют в широких пределах от нескольких миллиметров до восемнадцати метров.

2 группа – Покровы тела

Туловище моллюсков окружено кожной складкой – мантией. Пространство между туловищем и мантией называют мантийной полостью. На спинной стороне, как правило, имеется защитная наружная раковина, которая состоит из карбоната кальция и рогового вещества. Она может быть цельной, двустворчатой или состоять из нескольких пластинок.

3 группа – Особенности строения пищеварительной системы

В состав пищеварительной системы моллюсков обычно входят ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишка и анальное отверстие. Кроме того, имеются слюнные железы и печень. Для большинства моллюсков характерно присутствие в глотке языковидной терки (радулы), покрытой хитиновыми зубами.

4 группа - Особенности строения дыхательной системы

Дыхание осуществляется жабрами или легкими, которые находятся в мантийной полости. Среди водных моллюсков есть виды, дышащие легкими, как и все наземные моллюски.

5 группа - Особенности строения кровеносной системы

Кровеносная система моллюсков незамкнутая. Имеется сердце, состоящее из предсердий (одного или нескольких) и желудочка. У некоторых примитивных моллюсков два сердца. Через сердце моллюсков протекает артериальная кровь. Сердце перекачивает кровь как насос.

6 группа - Особенности строения выделительной системы

Выделительная система представлена почками, которые одним отверстием открываются в околосердечную сумку, а другим – в мантийную полость. Из почек продукты обмена поступают в мочеточник и выводятся в мантийную полость через выделительное отверстие, расположенное рядом с анальным.

7 группа - Особенности строения нервной системы

Нервная система состоит из окологлоточного кольца, нервных узлов, четырех продольных нервных стволов и нервов. Каждый узел отвечает за определенные участки тела, а их совместная работа регулирует жизнедеятельность всего организма. У высших моллюсков (Головоногих) нервные клетки образуют головную капсулу, подобную головному мозгу. Органы чувств представлены глазами, органами равновесия, осязания, обоняния.

8 группа - Особенности размножения

Среди моллюсков встречаются как раздельнополые организмы, так и гермафродиты. Оплодотворение внутреннее. У некоторых видов развитие прямое (Брюхоногие), а у большинства – непрямое, с метаморфозом. Из яйца вылупляется личинка, которая развивается во взрослую особь.

Физкультминутка.

Музыка

Слайд

"Идем по берегу моря" (колонна по одному).

"Песок нагрелся, печет пятки" (на носках).

"Острые камушки" (на пятках).

"Волны шипят" (волнообразные движения руками вверх-вниз, стоя на коленях).

"Дует сильный ветер" (продолжительный выдох через рот).

"Идем домой по следам, оставленным на песке" (широким, мелким шагом).

V. Домашнее задание.

Слайд

Составить досье на исследуемый объект, заполнив таблицу. Использовать материал на странице 132.

Приложение 4

Общая характеристика типа Моллюски

Признак

Описание

Форма тела и размеры


Симметрия тела


Покровы тела


Пищеварительная система


Дыхательная система


Кровеносная система


Выделительная система


Нервная система


Размножение



VI Обобщение и систематизация знаний

Слайд

Метод «Пресс»

В процессе эволюции моллюски приобрели своеобразные особенности прогрессивного развития

Игра со ставками

  1. (8 баллов) Некоторые виды моллюсков, обитающих в засушливых странах, впадают в спячку. Моллюск прикрепляется к стеблю растения, заклеивает вход в раковину слизью. Какое значение имеет такое поведение животных?

  2. (9 баллов) Почему большой прудовик постоянно поднимается к поверхности воды?

  3. (10 баллов) Толщина и прочность раковин моллюсков различная, самая прочная раковина у хитона, живущего в полосе прибоя. С чем связана различная толщина раковин?

  4. (11 баллов) Моллюск катушка имеет красную кровь, цвет обусловлен присутствием в ней пигмента гемиэритрина, способного связывать кислород воздуха. В отличие от прудовика, кровь которого бесцветна, катушки могут значительно дольше находиться под водой, не поднимаясь на поверхность. Чем объяснить такие различия?

От частного к общему.

1. Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое.

2. Моллюск, кальмар, животное, головоногое.

3. Брюхоногое, ципрея, животное, беспозвоночное.


VII Подведение итогов урока

Выставление оценок (самооценивание)

Приложение 3

Лист оценивания

Ф.И. ________________________________

Как я усвоил материал урока?

- Получил глубокие знания (9-10 баллов)

- Усвоил материал частично (7-8 баллов)

- Усвоил очень мало материала (5-6 баллов)

VIII Рефлексия

Продолжить предложение, охарактеризовав тем самым собственную результативность работы на уроке.

Сегодняшний урок открыл для меня …

Я узнал, что …

Я ещё раз убедился, что …




Приложение 1

Что мы знаем о моллюсках?


Моллюски – это своеобразные беспозвоночные животные, с мягким, несегментированным, часто ассиметричным телом, защищенным более или менее развитой раковиной. Несмотря на отсутствие явных и четких признаков сходства моллюсков с кольчатыми червями, имеются серьезные основания считать, что этот тип произошел от общих предков с кольчатыми червями. Предполагается, что предки моллюсков были малоподвижные животные из группы древних малосегментированных червей.

В процессе эволюции моллюски видоизменились и приобрели своеобразные черты прогрессивного характера, что позволило им существовать в разных биоценозах океанов, морей, пресных водоемов и сухопутных пространств.

У моллюсков наблюдается развитие защитной известковой раковины различной конфигурации и строения. Раковина у одних моллюсков хорошо противостоит давлению воды, у других имеет обтекаемую форму, что связано с приспособлением к определенным условиям жизни.

В отдельных системах органов животных произошли серьезные усложнения, поднявшие моллюсков на более высокий уровень развития по сравнению с кольчатыми червями. В ротовой полости появляется мускульный орган, покрытый хитиновыми зубчиками (радула или терка), с помощью которого моллюск соскребает мягкие части растений и налеты водорослей на разных предметах. Появляются слюнные железы и печень, секреция которых улучшает переработку и усвоение пищи. В кровеносной системе появляется пульсирующий орган – сердце. У наземных представителей формируются органы дыхания – легкие. У осьминогов, кальмаров нервные клетки образуют головную капсулу, подобную головному мозгу. У моллюсков хорошо развиты органы осязания, обоняния, равновесия, зрения и свечения.

Среди животных этого типа есть долгожители, так продолжительность жизни европейской жемчужницы составляет 100 лет, но у большинства моллюсков возраст колеблется от нескольких месяцев до 20 лет.

Один из самых крупных моллюсков - тридакна, масса её тела до 250кг.





Приложение 2

1 группа – Форма тела и размеры

Тело моллюсков несегментированное, часто ассиметричное. Оно обычно состоит из трех основных отделов – голова, туловище, нога. Размеры варьируют в широких пределах от нескольких миллиметров до восемнадцати метров.













2 группа – Покровы тела

Туловище моллюсков окружено кожной складкой – мантией. Пространство между туловищем и мантией называют мантийной полостью. На спинной стороне, как правило, имеется защитная наружная раковина, которая состоит из карбоната кальция и рогового вещества. Она может быть цельной, двустворчатой или состоять из нескольких пластинок.











3 группа – Особенности строения пищеварительной системы


В состав пищеварительной системы моллюсков обычно входят ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишка и анальное отверстие. Кроме того, имеются слюнные железы и печень. Для большинства моллюсков характерно присутствие в глотке языковидной терки (радулы), покрытой хитиновыми зубами.












4 группа - Особенности строения дыхательной системы

Дыхание осуществляется жабрами или легкими, которые находятся в мантийной полости. Среди водных моллюсков есть виды, дышащие легкими, как и все наземные моллюски.













5 группа - Особенности строения кровеносной системы

Кровеносная система моллюсков незамкнутая. Имеется сердце, состоящее из предсердий (одного или нескольких) и желудочка. У некоторых примитивных моллюсков два сердца. Через сердце моллюсков протекает артериальная кровь. Сердце перекачивает кровь как насос.














6 группа - Особенности строения выделительной системы

Выделительная система представлена почками, которые одним отверстием открываются в околосердечную сумку, а другим – в мантийную полость. Из почек продукты обмена поступают в мочеточник и выводятся в мантийную полость через выделительное отверстие, расположенное рядом с анальным.













7 группа - Особенности строения нервной системы

Нервная система состоит из окологлоточного кольца, нервных узлов, четырех продольных нервных стволов и нервов. Каждый узел отвечает за определенные участки тела, а их совместная работа регулирует жизнедеятельность всего организма. У высших моллюсков (Головоногих) нервные клетки образуют головную капсулу, подобную головному мозгу. Органы чувств представлены глазами, органами равновесия, осязания, обоняния.













8 группа - Особенности размножения

Среди моллюсков встречаются как раздельнополые организмы, так и гермафродиты. Оплодотворение внутреннее. У некоторых видов развитие прямое (Брюхоногие), а у большинства – непрямое, с метаморфозом. Из яйца вылупляется личинка, которая развивается во взрослую особь.














Лист оценивания

Ф.И. ________________________________

Как я усвоил материал урока?

- Получил глубокие знания (9-10 баллов)

- Усвоил материал частично (7-8 баллов)

- Усвоил очень мало материала (5-6 баллов)





Лист оценивания

Ф.И. ________________________________

Как я усвоил материал урока?

- Получил глубокие знания (9-10 баллов)

- Усвоил материал частично (7-8 баллов)

- Усвоил очень мало материала (5-6 баллов)





Лист оценивания

Ф.И. ________________________________

Как я усвоил материал урока?

- Получил глубокие знания (9-10 баллов)

- Усвоил материал частично (7-8 баллов)

- Усвоил очень мало материала (5-6 баллов)




Лист оценивания

Ф.И. ________________________________

Как я усвоил материал урока?

- Получил глубокие знания (9-10 баллов)

- Усвоил материал частично (7-8 баллов)

- Усвоил очень мало материала (5-6 баллов)








Приложение 4

Общая характеристика типа Моллюски

Признак

Описание

Форма тела и размеры


Симметрия тела


Покровы тела


Пищеварительная система


Дыхательная система


Кровеносная система


Выделительная система


Нервная система


Размножение


















18


Просмотр содержимого презентации
«моллюски»

Отрывок из книги Д. Карнеги

Отрывок из книги Д. Карнеги

моллюски

моллюски

Тема урока:

Тема урока:

V Определить, что в предложенной информации: + Знакомо для меня Новая информация для меня Противоречит тому,  что я знаю Удивило меня  - !

V

Определить, что в предложенной информации:

+

  • Знакомо для меня
  • Новая информация для меня
  • Противоречит тому,

что я знаю

  • Удивило меня

-

!

Количество видов достигает 130 тысяч  Выделяют 3 класса

Количество видов достигает 130 тысяч Выделяют 3 класса

  • Класс брюхоногие
  • Класс двустворчатые
  • Класс головоногие
Работа в мини-группах:  «Следствие по изучению моллюсков»

Работа в мини-группах: «Следствие по изучению моллюсков»

Форма тела и размеры

Форма тела и размеры

мантия

мантия

Строение раковины моллюска

Строение раковины моллюска

Особенности строения пищеварительной системы

Особенности строения пищеварительной системы

Особенности строения дыхательной системы

Особенности строения дыхательной системы

Особенности строения кровеносной системы

Особенности строения кровеносной системы

Особенности строения выделительной системы

Особенности строения выделительной системы

Особенности строения нервной системы

Особенности строения нервной системы

Особенности размножения

Особенности размножения

Домашнее задание

Домашнее задание

Общая характеристика типа Моллюски Признак Форма тела и размеры Описание   Симметрия тела   Покровы тела   Пищеварительная система   Дыхательная система   Кровеносная система   Выделительная система   Нервная система   Размножение  

Общая характеристика типа Моллюски

Признак

Форма тела и размеры

Описание

 

Симметрия тела

 

Покровы тела

 

Пищеварительная система

 

Дыхательная система

 

Кровеносная система

 

Выделительная система

 

Нервная система

 

Размножение

 

Алгоритм ответа: - Я считаю, что … - Потому, что … -Таким образом … 1. В процессе эволюции моллюски приобрели своеобразные особенности прогрессивного развития.
  • Алгоритм ответа:

- Я считаю, что …

- Потому, что …

-Таким образом …

  • 1. В процессе эволюции моллюски приобрели своеобразные особенности прогрессивного развития.
Игра со ставками

Игра со ставками

Игра со ставками

Игра со ставками

Игра со ставками

Игра со ставками

Игра со ставками 11 баллов Моллюск катушка имеет красную кровь, цвет обусловлен присутствием в ней пигмента гемиэритрина, способного связывать кислород воздуха. В отличие от прудовика, кровь которого бесцветна, катушки могут значительно дольше находиться под водой, не поднимаясь на поверхность. Чем объяснить такие различия?

Игра со ставками

11 баллов

Моллюск катушка имеет красную кровь, цвет обусловлен присутствием в ней пигмента гемиэритрина, способного связывать кислород воздуха. В отличие от прудовика, кровь которого бесцветна, катушки могут значительно дольше находиться под водой, не поднимаясь на поверхность. Чем объяснить такие различия?

От частного к общему.

От частного к общему.

  • 1. Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое.
  • 2. Моллюск, кальмар, животное, головоногое.
  • 3. Брюхоногое, ципрея, животное, беспозвоночное.
«Цепочка» итогов урока Продолжить предложение, охарактеризовав тем самым собственную результативность работы на уроке.

«Цепочка» итогов урока

  • Продолжить предложение, охарактеризовав тем самым собственную результативность работы на уроке.

  • Сегодняшний урок открыл для меня …
  • Я узнал, что …
  • Я ещё раз убедился, что …


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски.

Автор: Глушко Наталья Петровна

Дата: 09.09.2017

Номер свидетельства: 427684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Общая характеристика типа Моллюски"
    ["seo_title"] => string(41) "obshchaia_kharaktieristika_tipa_molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "377478"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484051243"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(16) "Моллюски"
    ["seo_title"] => string(9) "molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "347079"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475402371"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Тема: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Общая характеристика типа. Общая характеристика класса."
    ["seo_title"] => string(113) "tiema-tip-chlienistonoghiie-klass-rakoobraznyie-obshchaia-kharaktieristika-tipa-obshchaia-kharaktieristika-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "325619"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462987807"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "«Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания."
    ["seo_title"] => string(80) "obshchaia_kharaktieristika_tipa_raznoobraziie_molliuskov_bol_shoi_prudovik_i_gho"
    ["file_id"] => string(6) "368891"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481559362"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Презентация к уроку биологии по теме: "Общая характеристика типа Молюски" (8 класс)"
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiiakurokubiologhiipotiemieobshchaiakharaktieristikatipamoliuski8klass"
    ["file_id"] => string(6) "292884"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455368027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства