Тема: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Общая характеристика типа. Общая характеристика класса.
Тема: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Общая характеристика типа. Общая характеристика класса.
Задачи урока:
• познакомить учащихся с характерными признаками членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных;
• рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ракообразных в связи со средой их обитания и образом жизни;
• раскрыть значение ракообразных в природе и жизни человека. Ход урока
Орг. момент. Класс делится на группы. I. Проверка знаний о моллюсках. группы отвечают на вопросы.
1.Каковы основные признаки моллюсков?
2. Что представляет собой мантия?
3. Что такое раковина? Каковы ее функции?
4. Каково строение нервной системы моллюсков?
5.Как дышат моллюски?
6. Какие классы объединяет тип моллюсков?
7. Назовите особенности строения брюхоногих моллюсков?
8.Каково строение теладвустворчатых моллюсков?
9.Какую роль играют моллюски в природе?
10. Как человек использует моллюсков?
II. Изучение нового материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Общая характеристика типа. Общая характеристика класса.»
Биология 7
Тема: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Общая характеристика типа.
Общая характеристика класса.
Задачи урока: • познакомить учащихся с характерными признаками членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных; • рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ракообразных в связи со средой их обитания и образом жизни; • раскрыть значение ракообразных в природе и жизни человека. Ход урока
Орг. момент. Класс делится на группы. I. Проверка знаний о моллюсках . группы отвечают на вопросы.
1.Каковы основные признаки моллюсков?
2. Что представляет собой мантия?
3. Что такое раковина? Каковы ее функции?
4. Каково строение нервной системы моллюсков?
5.Как дышат моллюски?
6. Какие классы объединяет тип моллюсков?
7. Назовите особенности строения брюхоногих моллюсков?
8.Каково строение теладвустворчатых моллюсков?
9.Какую роль играют моллюски в природе?
10. Как человек использует моллюсков?
II. Изучение нового материала 1. Общая характеристика типа Членистоногие (рассказ учителя с демонстрацией коллекций, таблиц; )
Членистоногие – наиболее богатый группами тип животных, включабщий свыше 1,5 млн видов. К НИМ ОТНОСЯТСЯ РАЗНООБРАЗНЫЕ ВОДНЫЕ И СУХОПУТНЫЕ ФОРМЫ, обладающие членистыми конечностями и сегментированным телом. Двусторонне- симметричные животные, тело их в большинстве случаев состоит из 3-х отделов – головы, груди и брюшка и покрыто сплошной хитинизированной кутикулой. 2. Класс Ракообразные (группы работают, рассматривая вопросы Класс ракообразные, вторая группа делает сравнение, находит сходства и различия членистоногих с кольчатыми червями). После подготовки каждая команда защищает свою презентацию. III. Закрепление знаний и умений Отработка понятий: тип Членистоногие, класс Ракообразные, линька, инстинкт.
IV.Рефлексия: Рефлексия «Плюс – минус - интересно»Дети на стикерах записывают свои мнения по уроку.
плюс
минус
интересно
V. Домашнее задание Изучить § 49. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради.
4. Урок 49 Дата_______________ Биология 7
Тема: Другие отряды пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Цели : сформировать знания о многообразии современных пресмыкающихся и отличительных признаках отрядов.
Средства обучения : таблица «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся». Ход урока
1.Орг. момент
2. Актуализация знании: 1. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Про змей, когда они линяют.)
3. Каких ящериц часто принимают за змей? (Безногих ящериц – желтопузика и веретеницу.)
6. За что пресмыкающиеся получили свое название? (За способ передвижения, при котором тело животного прикасается к земле.)
7. Чем объясняется пристальный, немигающий взгляд змеи? (Глаза змеи неподвижны и покрыты сросшимися прозрачными веками – поэтому они не могут мигать. На человека такой взгляд обычно производит неприятное впечатление.)
8. Какие ящерицы наиболее широко распространены у нас в стране? (Прыткая и живородящая.)
9. Где ящерицы находят воду для питья? (Питьевой водой служат капли росы и влага от съедаемой пищи.)
10. Можно ли поймать ящерицу за хвост? (Нет, потому что ящерица, чтобы спастись, сбрасывает хвост.)
11. Почему крокодил никогда не высовывает язык? (По всей длине язык прирощен ко дну рта.)
12. Как кричат крокодилы? (Звуки, издаваемые крокодилом, напоминают лай или рев.)
13. Как человек использует черепах? (Человек использует черепашье мясо, яйца, жир и роговые пластины панциря. Мясо дальневосточной черепахи по вкусу напоминает куриное.)
14. Где расположен третий глаз у гаттерии и некоторых видов ящериц? (На темени. Этот орган называется теменным глазом, он закрыт кожей и не является органом зрения, но реагирует на изменение освещенности.)
Изучение нового материала
Мы продолжаем изучение класса Пресмыкающиеся. Ребята, отгадайте загадку: Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят… (Черепахи)
Сегодня мы поговорим с вами о черепахах.
Черепахи – самая древняя группа среди пресмыкающихся. Их облик специфичен: тело скрыто под мощным жестким костным панцирем. Панцирь – эффективное приспособление для защиты от врагов. Черепахи не линяют, поэтому по числу полос на роговых пластинах панциря можно определить их возраст. Хотя передвигаются на суше медленно, они труднодоступны хищникам. При опасности черепахи втягивают голову и ноги под панцирь.
Степная черепаха относится к наземным черепахам. Она обитает в песчаных пустынях и глинистых степях, реже встречается в невысоких горах. На передних лапах у них по четыре когтя. Длина панциря 29 см.Питаются растительной пищей, иногда поедают мелких насекомых. В жаркое время пьют в больших количествах воду. После зимней спячки, в апреле – мае самки откладывают яйца в ямку и засыпают песком (2-5 яиц). Развиваются яйца 70-80 дней. Растут черепахи очень медленно и становятся половозрелыми лишь на десятом году жизни.
Слоновая черепаха – встречается на Галапагосских островах, длина панциря – 1м.
Водные черепахи – их ноги приспособлены для гребли, конечности превратились в ласты. Представители водных черепах – болотная, карета, дальневосточная мягкотелая.
А теперь отгадайте ещё одну загадку:
По реке плывёт бревно –
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит…
(Крокодил)
Крокодилы – крупные и сильные пресмыкающиеся, обитающие в тропических странах. Длина их тела достигает 6 м. Живут по берегам рек и озёр, охотятся за добычей в воде. Затаившийся крокодил часто схватывает крупное животное (например, антилопу), пришедшее на водопой. Крокодилы хорошо плавают, используя длинный сдавленный с боков хвост и перепончатые лапы. Тело крокодила полностью погружается в воду, а над поверхностью остаются лишь расположенные на возвышенности черепа ноздри и глаза. Кожу крокодилов издавна использовали для изготовления чемоданов, портфелей и других изделий. Всего в мире 21 вид крокодилов. Среди них аллигаторы, гавиалы, кайманы, нильские крокодилы.
Вывод: Черепахи и крокодилы обладают следующими прогрессивными чертами: Покровы из роговых щитов,Парные легкие, у крокодилов сложного строения,Скелет сращен с панцирем, нет зубов у черепах, 4х камерное сердце у крокодилов, но кровь смешанная - холоднокровные
Закрепление изученного материала.
Ответить на вопросы:
- Чем водные черепахи отличаются от сухопутных?
- Какими чертами строения крокодилы отличаются от других пресмыкающихся?
IV. Проверка знаний, умений, навыков.
Кто из перечисленных животных не относится к пресмыкающимся?
а) ящерица
б) жаба
в) крокодил
4) черепаха
2. В состав какого отдела позвоночника ящерицы входят ребра?
а) шейного
б) хвостового
в) туловищного
г) крестцового
3. Куда откладывают яйца пресмыкающиеся?
а) в воду
б) в гнезда
в) в дупла
г) на землю
4. Чего нет у ящериц?
а) чешуи
б) ноздрей
в) перепонок между пальцами
г) хвоста
5. Какие органы змеи способны воспринимать тепло?
а) мыщелок
б) термолокаторы
в) чешуя
г) роговые щитки
6. Особенности, позволяющие рептилиям жить на суше:
а) легочное дыхание
б) кожное дыхание
в) влажная кожа
г) яйца с запасом питательных веществ, покрытые не пропускающей воду
оболочкой
7. Среди указанных процессов найдите характерный для всех живых организмов:
а) фотосинтез
б) обмен веществ
в) питание готовыми органическими веществами
г) активное передвижение
После выполнения тестов происходит взаимопроверка – ученики обмениваются тестами, а учитель читает « ключ».Критерии оценивания:
7 правильных ответов – оценка «5»;
5 – 6 правильных ответов – оценка «4»;
4 правильных ответа – оценка «3».
V.Подведение итогов.Закрепление: решение кроссворда
VI. Домашнее задание
Прочитать параграфы в учебнике, знать систематику пресмыкающихся и представителей отрядов, подготовить сообщение о происхождении пресмыкающихся (индивид. задание).