«Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания.
«Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания.
расширить представления учащихся о многообразии животных форм, познакомить их с характерными особенностями животных, относящихся к типу Моллюски в связи с приспособленностью к среде обитания, дать общую характеристику Моллюсков.
Оборудование: презентация, проектор, таблица.
Образовательные: сформировать у учащихся понимание о типе моллюски, показать их строение и место обитания.
Развивающие: развить внимание, память, интерес к дальнейшему изучению биологии
Воспитательные: воспитать мировоззрение на основе полученных данных
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания.»
Предмет – биология
Дата:23.11
Класс: 7
Тема: «Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания. Строение.Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в биоценозах и практическое значение.».
Цель: расширить представления учащихся о многообразии животных форм, познакомить их с характерными особенностями животных, относящихся к типу Моллюски в связи с приспособленностью к среде обитания, дать общую характеристику Моллюсков.
Оборудование: презентация, проектор, таблица.
Образовательные: сформировать у учащихся понимание о типе моллюски, показать их строение и место обитания.
Развивающие: развить внимание, память, интерес к дальнейшему изучению биологии
Воспитательные: воспитать мировоззрение на основе полученных данных
Ход урока:
Приветствие. Отметить отсутствующих.
1.Актуализация знаний.
На последнем уроке мы с вами познакомились с представителями типа Кольчатые черви. И сейчас мы выясним, как вы усвоили эту тему в тестовой форме. Работа на 7 минут. И есть еще дополнительное задание для тех, кто быстро справится с основным.
1 вариант. Тест. Выберите один правильный ответ.
1.Кровеносная система у кольчатых червей:
А.есть, и она незамкнутая Б.есть, и она замкнутая В.отсутствует.
2.Оплодотворение яиц дождевого червя происходит:
А.в воде Б.в пояске В.в коконе.
3.Исключите из списка лишнее понятие:
А.пиявка Б.трубочник В.афродита Г.аскарида.
4.Дождевые черви выползают на поверхность почвы после дождя, так как:
А.затрудняется их дыхание, если норки заливаются водой. Б.затрудняется питание
В.из-за понижения температуры почвы.
5.Кольчатые черви:
А.гермафродиты Б.раздельнополые животные В.есть гермафродиты и раздельнополые.
6.Какие органы чувств имеют кольчатые черви:
А.зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха, равновесия Б.зрения, слуха и обоняния
В. осязания, вкуса, обоняния, слуха.
7.Что наблюдается у почвенных малощетинковых червей при неблагоприятных условиях?
А.размножение Б.диапауза В.повышенная активность.
2.Изучение нового материала. Мотивационная установка.
На последнем уроке мы с вами познакомились с еще одним типом червей. Каким?
Кто мне скажет? Правильно, с типом Кольчатые черви. Оказывается, именно от этих червей произошли животные типа Моллюски, которых мы начинаем изучать сегодня.
А вот какие доказательства указывают на это, мы постараемся узнать, изучив этих животных. Итак,
Тема урока: «Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания. Строение.Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в биоценозах и практическое значение.».
Цель: расширить представления учащихся о многообразии животных форм,
познакомить их с характерными особенностями животных, относящихся к
типу Моллюски в связи с приспособленностью к среде обитания, дать общую
характеристику Моллюсков.
I.Общая характеристика Моллюсков.
Наверное, каждый из вас когда–либо видел этих животных, только вот давайте выясним «Где?» (ответы уч-ся)
А.Море, пресные водоемы и суша являются средой обитания Моллюсков. Количество видов 130 тысяч.
А знает ли кто-нибудь из вас, за что они получили такое название?
Б.Моллюски - Мягкотелые животные, с мускулистым телом, на котором различают голову, туловище и ногу. На голове располагаются щупальца, рот, глаза, органы равновесия.
Ребята, а как вы думаете, раз у них такое мягкое тело, его, наверное, легко можно повредить? Значит им нужна, какая- то защита для тела? И она у них имеется! Как вы думаете, что это? Правильно! Эта защита представляет собой раковину.
В.Тело большинства видов полностью или частично покрыто раковиной.
Раковина состоит из трех слоев: рогового (наружного), фарфорового,
перламутрового (внутреннего).
Многие раковины имеют причудливые формы, различаются по окраске и строению.
Г.Под раковиной находится кожная складка – мантия. Края мантии плотно прилегают к раковине и выделяют вещества, из которых она образуется. Между мантией и телом образуется полость, называемая мантийной. В ней расположены органы дыхания и химического чувства.
Ребята, а как вы думаете, чем питаются Моллюски? Давайте поищем ответ в учебнике на стр.46. и на какие группы их можно поделить в зависимости от способа питания?
Итак, среди Моллюсков Можно выделить три группы по способу питания:
1.Фильтраторы воды со взвешенными в ней микроорганизмами (беззубки, перловицы, мидии).
2.Растительноядные, у которых в ротовой полости есть язык с хитиновыми зубцами – терка (прудовики, катушки).
3.Хищники, которые питаются рыбой, крабами, моллюсками и др. (кальмары, осьминоги, каракатицы)
Половая: среди моллюсков есть раздельнополые (перловицы) и гермафродиты (катушки).
У морских брюхоногих моллюсков вылупляется личинка очень похожая на личинок морских многощетинковых червей (первое доказательство)
2.Систематика Моллюсков.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, все ли Моллюски схожи между собой или они отличаются внешне? Правильно, у некоторых есть отличия. Особенности строения раковины и другие признаки лежат в основе систематики типа Моллюски.
Каждый учащийся выходит и защищает свою ментальную карту у доски (опережающий момент учащиеся готовились дома по новой теме.)
1 класс- 90 тыс. видов. Раковина цельная, ассиметричная, конусовидная. Большую часть брюшной части тела занимает нога – отсюда название класса. Растительноядные.
(прудовик, катушка, слизень).
2 класс-30 тыс. видов. Раковина состоит из 2-х створок. У них нет головы, глаз, языка с теркой. Фильтраторы. (перловицы, беззубки, мидии, устрицы,корабельный червь- второе доказательство).
3 класс- 600 видов. Раковины нет. Нога преобразована в щупальца(8-10), т.е. ноги, окружающие голову. Крупные, длиной до 20 м. Реактивно передвигаются. Хищники.
(кальмары, осьминоги, каракатицы).
3.Закрепление.
А сейчас мы закрепим с вами полученные знания, выполнив Лабораторную работу.
Тема лабораторной работы Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Наблюдение за поведением прудовика (или виноградной улитки) его передвижением, ответными реакциями на различные раздражения. Изучение строения раковины, наружного и внутреннего слоев раковины. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.».
Записываем тему Л.Р., внимательно читаем задания в Инструк. карточке и начинаем работать. Если возникают вопросы, поднимаем руку.
4.Домашнее задание. Параграф 40 составить рассказ на тему « Значение Моллюсков»
5.Рефлексия.
Составьте синквейн со словом Моллюски.
6.Подведение итогов урока.
1.Кровеносная система у кольчатых червей:
А.есть, и она незамкнутая Б.есть, и она замкнутая В.отсутствует.
2.Оплодотворение яиц дождевого червя происходит:
А.в воде Б.в пояске В.в коконе.
3.Исключите из списка лишнее понятие:
А.пиявка Б.трубочник В.афродита Г.аскарида.
4.Дождевые черви выползают на поверхность почвы после дождя, так как:
А.затрудняется их дыхание, если норки заливаются водой. Б.затрудняется питание
В.из-за понижения температуры почвы.
5.Кольчатые черви:
А.гермафродиты Б.раздельнополые животные В.есть гермафродиты и раздельнополые.
6.Какие органы чувств имеют кольчатые черви:
А.зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха, равновесия Б.зрения, слуха и обоняния
В. осязания, вкуса, обоняния, слуха.
7.Что наблюдается у почвенных малощетинковых червей при неблагоприятных условиях?
А.размножение Б.диапауза В.повышенная активность.
1.Кровеносная система у кольчатых червей:
А.есть, и она незамкнутая Б.есть, и она замкнутая В.отсутствует.
2.Оплодотворение яиц дождевого червя происходит:
А.в воде Б.в пояске В.в коконе.
3.Исключите из списка лишнее понятие:
А.пиявка Б.трубочник В.афродита Г.аскарида.
4.Дождевые черви выползают на поверхность почвы после дождя, так как:
А.затрудняется их дыхание, если норки заливаются водой. Б.затрудняется питание
В.из-за понижения температуры почвы.
5.Кольчатые черви:
А.гермафродиты Б.раздельнополые животные В.есть гермафродиты и раздельнополые.
6.Какие органы чувств имеют кольчатые черви:
А.зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха, равновесия Б.зрения, слуха и обоняния
В. осязания, вкуса, обоняния, слуха.
7.Что наблюдается у почвенных малощетинковых червей при неблагоприятных условиях?
А.размножение Б.диапауза В.повышенная активность.
1.Кровеносная система у кольчатых червей:
А.есть, и она незамкнутая Б.есть, и она замкнутая В.отсутствует.
2.Оплодотворение яиц дождевого червя происходит:
А.в воде Б.в пояске В.в коконе.
3.Исключите из списка лишнее понятие:
А.пиявка Б.трубочник В.афродита Г.аскарида.
4.Дождевые черви выползают на поверхность почвы после дождя, так как:
А.затрудняется их дыхание, если норки заливаются водой. Б.затрудняется питание
В.из-за понижения температуры почвы.
5.Кольчатые черви:
А.гермафродиты Б.раздельнополые животные В.есть гермафродиты и раздельнополые.
6.Какие органы чувств имеют кольчатые черви:
А.зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха, равновесия Б.зрения, слуха и обоняния
В. осязания, вкуса, обоняния, слуха.
7.Что наблюдается у почвенных малощетинковых червей при неблагоприятных условиях?
А.размножение Б.диапауза В.повышенная активность.
2 вариант. Тест. Выберите один правильный ответ.
1.У какого представителя кольчецов имеются присоски?
А.дождевой червь Б.серпула В.медицинская пиявка
2. Мускулатура Кольчатых червей:
А.кольцевая и продольная Б.только кольцевая В.только продольная.
3.У каких представителей типа Кольчатые черви развита дыхательная система?
А.у пиявок Б. у дождевых червей В.у морских нереид.
4.На какой глубине зимуют олигохеты?
А. 5-6 м. Б.1-2 м. В.3-4 м.
5.Почему после питания пиявки наблюдается обильное кровотечение?
А.кожа повреждается Б.в ранку вводится гирудин, препятствующий свертыванию крови
В.слишком глубокая ранка.
6.По способу питания полихеты относятся:
А.к хищникам, всеядным и фильтраторам Б.к паразитам В.к хищникам и паразитам.
7.У каких представителей типа Кольчатые черви лучше развита нервная система?
А.малощетинковые Б.пиявки В.многощетинковые.
3 вариант. Тест. Выберите один правильный ответ.
1. Представители, какого класса типа Кольчатые черви стойко переносят загрязнения
среды обитания?
А.пиявки Б.полихеты В.олигохеты.
2.Нервная система у Кольчатых червей представлена:
А.окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой Б.брюшной нервной
цепочкой и нервами В.нервными узлами и нервами.
3.Кольчатые черви имеют симметрию тела:
А.лучевую Б.двустороннюю В.у них нет симметрии тела.
4.У каких Кольчатых червей наблюдается забота о потомстве?
А.у малощетинковых Б. у пиявок В.у полихет.
5.Пищеварительная система Кольчатых червей состоит из:
А.рта, глотки, пищевода, зоба, желудка, кишки и анального отверстия.
Б.глотки, желудка и кишки В.пищевода, зоба, кишки и анального отверстия.
6.Исключите из списка лишнее понятие:
А.олигохеты Б.полихеты В.сосальщики Г.пиявки.
7.Дождевые черви играют большую роль в природе, так как они:
А.перерабатывают почву и органические вещества Б.предвещают погоду В.корм для рыб.
4 вариант. Тест. Выберите один правильный ответ.
1.Признак, свидетельствующий об усложнении Кольчатых червей:
А.паразитизм Б.наличие кровеносной системы В.двусторонняя симметрия тела.
2.К типу Кольчатые черви относятся животные, имеющие тело:
А.со стрекательными клетками на переднем конце Б.плоское листовидной формы