kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Терморегуляция организма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия которые осмысливаются на уроке: Теплообразование. Теплоотдача. Терморегуляция. Закаливание: воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, душ. Солнечный ожог. Тепловой удар. Солнечный удар. Ресурсы:УМК Н.И. Сонин, проектор, компьютер, термометр ртутный и электронный, стакан с горячей водой, биологический словарь, на уроке работают в группах, что.позволяет умению вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Терморегуляция организма»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Менкярова Саргылана Петровна

Класс: 8

Дата:

Предмет: биология


Тема урока

Терморегуляция организма

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока:


Создать условия для формирования знаний учащихся об особенностях регуляции температуры тела своего организма и ее значение

Планируемые результаты

Предметные

УУД


Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные


  1. Усвоение учащимися знаний о роли кожи в терморегуляции; условиях сохранения постоянной температуры тела человека; физиологической роли повышения температуры тела при заболеваниях; причинах нарушения терморегуляции и правилах оказания первой помощи.

  2. формирование умения разъяснять механизм терморегуляции с точки зрения физики и химии.





  1. Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать)

  2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

  3. Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.

  1. Ставить самостоятельно цель и анализировать условия достижения цели.

  2. Прогнозировать ситуацию будущих событий.

  3. Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

  4. Контролировать свое время и управлять им.

  5. Адекватно оценивать и корректировать свои действия.


1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы

2. Умение выдвигать гипотезы.

3.Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

4. Аргументировать ответ

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами.

3. Постановка вопросов.

2. Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Основные понятия

Теплообразование. Теплоотдача. Терморегуляция. Закаливание: воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, душ. Солнечный ожог. Тепловой удар. Солнечный удар.

Межпредметные связи

Физика, химия


Ресурсы

УМК Н.И. Сонин, проектор, компьютер, термометр ртутный и электронный, стакан с горячей водой, биологический словарь,



Дидактическая структура урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников


Формирование УУД

Содержание

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

ФОУД


Осуществляемые действия

УУД

П

Р

К

Организационный момент

Подготовить учащихся к занятию

Приветствие учащихся, регистрация посещаемости учащимися учебного занятия, организация внимания




Приветствие учителя. Рапорт дежурного. Демонстрируют готовность к уроку.

-

Настраиваются на работу


Актуализация знаний

Обеспечить мотивацию учащихся

Выдвигает проблему. Тему урока не сообщает.

Направляет обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия.
































































Какова же цель нашего занятия?

Вопросы:

  1. С точки зрения физики, каким видом энергии обладает пища, которую потребляет человек?

  2. Как связана внутренняя энергия тела и его температура?


  1. ПРОБЛЕМА: Что же получается? Я села завтракать при температуре тела 36,8С, съела кашу, внутренняя энергия тела возросла и температура тела увеличилась до 37С. Затем, я съела бутерброд, выпила горячий кофе, и температура моего тела еще увеличилась, как и внутренняя энергия. Получается, что после обильного, праздничного стола пища в моем желудке должна закипеть. Так ли это на самом деле?

4. Тогда вспомним способы изменения внутренней энергии, известные вам из курса физики.


Демонстрация опыта

  1. Возьмем стакан с горячей водой

  2. Измерим:

- температуру воздуха в классе;

- температуру воды в стакане.

3. Какое тело преобладает большей внутренней энергией? (горячая вода); Определите и прокомментируйте, что произойдет через некоторое время?


Итак, с точки зрения физики человек всего лишь физическое тело и с ним, казалось бы, должны происходить аналогичные процессы. Температура тела человека 36,60С, а в классе – 240С. Человек должен отдавать часть внутренней энергии окружающему воздуху, пока температура не станет одинаковой. Но разве это так?




Ответы учащихся:


  1. внутренней энергией.




  1. если возрастает внутренняя температура, то возрастает и его температура.

  2. не так. Человек отдает в окружающую среду часть своей внутренней энергии.
















  1. Это совершение работы и теплопередача








Один ученик выходит к доске и демонстрирует опыт теплопередачи.

Несколько учеников определяют температуру тела градусником (ртутным или электронным)

Ответ:

Часть внутренней энергии вода отдаст воздуху и через некоторое время их температура будет одинаковой.


- Работают с информацией, представленной на экране.

- Участвуют в обсуждении проблемного вопроса

- Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

- Учащиеся определяют тему в ходе дискуссии и предлагают постановку цели урока

- с помощью биологического словаря записывают определение понятия «терморегуляция»





Учащиеся определяют цель данного занятия: Объяснить, почему температура нашего тела остается постоянной

Умение логически мыслить, выделять и формулировать познавательную деятельность. Выдвигая цели, делают умозаключения.

Целеполагание. Формирование познавательного интереса и мотивации к обучению.

Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения, умения, формулировать и высказывать свою точку зрения.

Усвоение нового материала

Обеспечить восприятие, осмысление запоминание изучаемого материала.

Организует работу со схемой, консультирует с инструкционной картой





















Создает проблемную ситуацию. Класс разделяет на 3 группы







































Организует обсуждение результатов




Формулирует задание











Предлагает индивидуальное задание. Организует самостоятельную работу с учебником

































Предлагает задание всему классу

Побуждает к высказыванию своего мнения


Дополните схему, используя учебник и дополнительную литературу

Животные

Пойкилотермные - ?

Гомойотермные - ?



















I группа. Теоретические расчеты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 градусов. На практике этого не происходит. Почему?

II группа.

В 1646 году ради забавы гостей миланского герцога Моно тело мальчика было выкрашено золотой краской. Он олицетворял собой «золотой» век и роскошь замка, а потом был забыт и утром умер. Как вы думаете, почему это произошло?

III группа.

В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело было непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5°С , часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему?







Рассмотрите и проанализируйте механизм терморегуляции в организме человека Приложение 1.







Заполните таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами»

t окр.среды

Кров.сосуды

t кожи

Теплоотдачи

Низкая





Высокая





Как колеблется количество освобождаемой энергии и температура тела?






















Проблемное задание: Объясните опыт доктора Ч.Блегдена.

Вместе с несколькими друзьями и с собакой он провел 45 минут в сухой камере при температуре +126 С без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.


Какие из этих условий:

Благоприятствуют теплоотдаче

Какие затрудняют




Варианты ответов:

1. Сухой воздух.

2. Загрязнение кожи.

3. Влажный воздух (выше температуры тела)

4. Высокая температура воздуха.

5. Низкая температура воздуха (ниже температуры тела).

6. Чистая кожа.

Проблемный вопрос

Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать;


И

























ГР












Поиск и обработка ресурсов. Выполняют задание в тетради


Ответ: Тепло – форма энергии, имеющая очень важное значение для живых организмов.
Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках.

Животные

Пойкилотермные - активность зависит от

температуры окружающей среды

Гомойотермные - существуют за счет

внутренних источников

тепла)


Работа в группах.

Предполагаемые ответы учащихся:

I группа.

Кожа регулирует температуру тела отдавая лишнее тепло

II группа.

Учащиеся выдвигают гипотезы: причина гибели мальчика – нарушение кожного дыхания; нарушение потоотделения и отравление продуктами распада; переохлаждение


III группа.

Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом.

Интенсивность теплоотдачи из организма определяется разностью температур поверхности кожи и окружающей среды и регулируется работой мелких кровеносных сосудов кожи.














Каждая группа выступает по очереди у доски. Выслушивают ответы одноклассников, задают вопросы


Терморегуляция - это способность организма поддерживать постоянную температуру тела в условиях изменяющейся внешней среды.

Записывают вывод в тетради: процесс терморегуляции регулируют нервная и гуморальная системы.


«Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами»

t окр.среды

Кров.сосуды

t кожи

Теплоотдачи

Низкая


Суживаются

Уменьшается

Уменьшается

Высокая

Расширяются

Увеличивается

Увеличивается


Зависимость температуры тела от вида деятельности.

Вид деятельности


Количество освобождаемой энергии

Температура тела

Сон

Мало

Пониженная

Рубка дров

Много

Повышенная

Чтение

Мало

Нормальная

Выводы учащихся: Количество тепловой энергии зависит от интенсивности обмена веществ. В спокойном состоянии тепло образуется в небольших количествах. Образование тепла усиливается при мышечной работе.


Анализируют данное задание. Все вместе обсуждают проблему, высказывают свои предположения понимания проблемы











Какие из этих условий:

Благоприятствуют теплоотдаче

Какие затрудняют

6, 1, 4

2, 3, 5




Опираясь на тепловые явления, делают вывод о том, что всего 4 пути теплоотдачи:

- испарение,

- теплопроведение,

- излучение,

- конвекция


Обсуждение необходимости закаливания для выработки организмом способности быстро и правильно реагировать на изменения температуры внешней среды. Прежде всего, эти реакции выражаются в изменении теплообразования и кровоснабжения кожи, что повышает устойчивость к охлаждению.

Сообщение ученика о способах закаливания.


Умение анализировать, обсуждать, структурировать, фиксировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи, умение структурировать тексты, умение классифицировать, умения делать выводы и умозаключения

Умение оценивать объективные трудности, умение корректировать, умение ориентироваться в проблемной ситуации, умение прогнозировать результат, умение принимать решения

Устанавливают партнерские отношения, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи, умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Закрепление нового материала


Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.


Задачи:

  1. У дяди Вани есть киоск, где продают воду. Летом в жаркие дни он просто не успевает доставлять воду, т.к. ее очень быстро раскупают. Объясните, с чем это может быть связано?

  2. Коля в жаркую погоду накидывает на себя влажное полотенце. Объясните, почему он это делает.

  3. Почему в сырую погоду тяжело переносить и жару и холод?

  4. Человек помылся в бане с 100С сухим воздухом и чувствует себя хорошо, а если человек искупается в 100С воде, то он получит ожоги или даже умрет. Обоснуйте ваш ответ с точки зрения терморегуляции.


ПАРНАЯ

В паре решают задачи по карточкам

(Ответы:


1. Для усиления испарения, т.к. при испарении человек теряет много тепловой энергии.


2. Для усиления теплопроведения.

3. В жару затрудняется испарение, в холод усиливается теплопроведение и излучение.

4. В сухой жаре легко идет испарение и избавление от тепла, а в 100градусной воде прекращается теплоотдача организма, начинается перегревание за счет теплопроведения)

Умение выдвигать гипотезы, умение видеть проблему, умение делать выводы и умозаключения

Умение ориентироваться в проблемной ситуации, умение прогнозировать результат, умение принимать решение, умение осуществлять самоконтроль

Умение слушать и слышать собеседника, представлять конкретное содержание и сообщать в устной форме. Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Контроль

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Предлагает тестовое задание. Организует взаимопроверку.

Тестовое задание

Приложение 2.


Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку по образцу, контролируют результат.

Оценка предметных знаний

Умение применять ошибки

Способность к взаимооценке

Подведение итогов занятия

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Подводит обучающихся к выводу о том что теплорегуляция - это процесс согласованного изменения интенсивности обмена веществ, просветов кровеносных сосудов кожи и выделения пота, в ходе испарения которого затрачивается энергия. Это саморегулирующийся процесс, протекающий с участием нервной системы и зависящий от температуры окружающей среды. В результате регулируется обмен тепла между организмом и окружающей средой, происходящий на основе физических законов.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.


Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Делают выводы.


Решение проблемы

Контроль и оценка своей деятельности

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели

Что нового узнали на уроке?

Оцените свою работу на уроке. Поставьте отметки в информационном листе


Что понравилось

Что не понравилось

Интересно




Учащиеся оценивают свою работу

Анализ своей деятельности. Выделение существенной информации. Актуализация жизненного опыта. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Уметь оценивать свою работу. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Адекватно воспринимать оценку учителя.

Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.

Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


Три уровня:

Стандартный минимум:

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по заполнению таблицы.

Нарушения теплоотдачи

Симптомы

Первая помощь

Тепловой удар



Солнечный удар



Ожоги



Обморожения



Повышенный:

Приложение 3


Творческий: 1.Жители Севера и Юга носят меховые шапки и валенки. Прокомментируйте этот факт с точки зрения терморегуляции.

2.Всегда ли организм способен компенсировать длительное воздействие низкой или высокой температуры? Что при этом происходит?

3.Подготовьте сообщения о первой помощи при тепловом и солнечном ударе.


Воспринимают информацию, выбирают уровень домашнего задания

Осознанно фиксируют информацию

Понимание цели, содержания и способов выполнения задания





Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(утвержден приказом Министра образования и науки РФ от 17.12.10 г. № 1897)

  2. Закон РФ «Об образовании» с изменениями от 8 ноября 2010 г.

  3. Асмолов А.Г. « Как проектировать УУД»

  4. Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека.8кл.:задачи, дополнительные материалы -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  5. http://www.kornienko-ev.ru/BCYD/Temoregulaiziai_cheloveka/index.html- информационный сайт по безопасности жизнедеятельности.

  6. http://toshka.h1.ru/termoregulation.htm- терморегуляция.

  7. http://xvatit.com/sneeze/children-health/55228-chem_polezno_zakalivanie.html- чем полезно закаливание.

  8. http://www.inflora.ru/diet/diet272.html.-







Приложение 1.



Схема терморегуляции





Т0окружающей среды





Тепловые рецепторы





Т0кожи

Холодовые рецепторы











Чувствительные нейрона передают

информацию



Передняя доля гипоталамуса –центр теплоотдачи

Задняя доля гипоталамуса – центр терморегуляции

Головной мозг

















Двигательные нейроны Гормоны Двигательные нейроны Гормоны















«гусиная кожа»

дрожь



потоотделение



Обмен веществ повышается

Сосуды суживаются

Обмен веществ понижается

Расширение сосудов

















Температура крови







В результате температура тела остается постоянной!!!



















Приложение 2.

1. Терморегуляция это:

а) процесс переноса внутренней энергии от более нагретых частей тела (или тел) к менее нагретым частям (или телам), осуществляемый хаотически движущимися частицами тела (атомами, молекулами, электронами и т. п.). Может происходить в любых телах с неоднородным распределением температур;

б) вид теплопередачи, при котором внутренняя энергия передается струями и потоками. Может возникать в веществе самопроизвольно при его неравномерном нагревании в поле тяготения. В этом случае нижние слои вещества нагреваются, становятся легче и всплывают, а верхние слои, наоборот, остывают, становятся тяжелее и опускаются вниз, после чего процесс повторяется снова и снова;

в) физиологическая функция, обеспечивающая поддержание оптимальной для данного вида температуры глубоких областей тела в условиях меняющейся температуры окружающей среды


2. Распределите перечисленных животных в соответствии с их температурной классификацией


животные температурная классификация


1) кабан А. Гомойотермные эндотермы

2) колибри Б. Временные гетеротермные эндотермы

3) сурок В. Пойкилотермные

4) тунец

5) сова

6) голубая акула

7) барсук

8) шмель

9) гадюка

10) лось

11) суслик

12) синица


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12














3. При каком из вариантов ответов указанная схема будет правильной

содержание тепла в организме


= +


а) теплопродукция + теплонакопление;

б) теплопродукция + теплопередача;

в) теплопродукция + теплопотери



4. Соотнесите физические процессы с их сущностью


физический процесс сущность

1) излучение А. Процесс перехода вещества из жидкого состояния в

парообразное или газообразное, происходящий

на поверхности вещества. Процесс является обратным

процессу конденсации.

2) конвекция Б. Процесс переноса внутренней энергии от более нагретых

частей тела (или тел) к менее нагретым частям (или

телам), осуществляемый хаотически движущимися

частицами тела (атомами, молекулами, электронами

и т. п.). Такой процесс может происходить в любых

телах с неоднородным распределением температур.

3) теплопроводность В. Процесс испускания и распространения энергии в виде

волн и частиц.

4) испарение Г. Процесс, при котором внутренняя энергия передается

струями и потоками. Может возникать в веществе

самопроизвольно при его неравномерном нагревании в

поле тяготения. При этом нижние слои вещества

нагреваются, становятся легче и всплывают, а верхние

слои, наоборот, остывают, становятся тяжелее и

опускаются вниз, после чего процесс повторяется снова

и снова

1

2

3

4





Ответы:

1. В

2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

Б

Б

В

А

В

Б

В

В

А

Б

А


3. Б

4.

1

2

3

4

В

Г

Б

А




























Приложение 3


Вопросы для размышления


1. Попробуйте объяснить, почему сразу же после приема ледяной воды температура кожи повышается.

Ответ: под влиянием гипоталамуса, реагирующего на прием ледяной воды, испарение влаги с поверхности тела замедляется, кожа начинает терять меньше тепла. Этим и объясняется наблюдаемое явление повышения ее температуры.


2. Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ощущением холода (ознобом). Объясните эти симптомы на основе представлений о механизме терморегуляции.

Ответ: лихорадка обусловлена изменением настройки гипоталамического «термостата»: он стремится теперь поддерживать более высокую температуру. Пока температуру не поднимется до этого нового уровня, организм реагирует на более низкую «нормальную» температуру как на охлаждение. Возникает дрожь и мы чувствуем, что нам холодно, пока температура внутренних областей тела не придет в соответствие с настройкой гипоталамического «термостата».


3. Почему нарушается жизнедеятельность растений при высокой влажности воздуха или при температуре воздуха выше 30º C?

Ответ: скорость транспирации и испарения воды обратно пропорциональна влажности воздуха. При высокой влажности эти процессы идут медленно, поэтому растение не может таким путем отдавать тепло и понижать свою температуру.

При высокой температуре начинают разрушаться ферменты, отвечающие за метаболические процессы.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Терморегуляция организма

Автор: Менкярова Саргылана Петровна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Разработка урока по биологии: "Терморегуляция организма. Закаливание"."
    ["seo_title"] => string(74) "razrabotka_uroka_po_biologhii_tiermorieghuliatsiia_orghanizma_zakalivaniie"
    ["file_id"] => string(6) "417081"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495220488"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Роль кожи в терморегуляции организма. "
    ["seo_title"] => string(42) "rol-kozhi-v-tiermorieghuliatsii-orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "123185"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414428318"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Кожные заболевания. Терморегуляция. Уход за кожей."
    ["seo_title"] => string(60) "kozhnyie-zabolievaniia-tiermorieghuliatsiia-ukhod-za-kozhiei"
    ["file_id"] => string(6) "267291"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450349740"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "конспект урока по теме: «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.»"
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rol-kozhi-v-tiermorieghuliatsii-zakalivaniie-okazaniie-piervoi-pomoshchi-pri-tieplovom-i-solniechnom-udarakh"
    ["file_id"] => string(6) "297566"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456217955"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок окружающего мира по теме: "Кожа – «пограничник» организма""
    ["seo_title"] => string(69) "urok_okruzhaiushchiegho_mira_po_tiemie_kozha_poghranichnik_orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "472511"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1528364833"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства