Актуализация знаний | Обеспечить мотивацию учащихся | Выдвигает проблему. Тему урока не сообщает. Направляет обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия. Какова же цель нашего занятия? | Вопросы: С точки зрения физики, каким видом энергии обладает пища, которую потребляет человек? Как связана внутренняя энергия тела и его температура? ПРОБЛЕМА: Что же получается? Я села завтракать при температуре тела 36,8С, съела кашу, внутренняя энергия тела возросла и температура тела увеличилась до 37С. Затем, я съела бутерброд, выпила горячий кофе, и температура моего тела еще увеличилась, как и внутренняя энергия. Получается, что после обильного, праздничного стола пища в моем желудке должна закипеть. Так ли это на самом деле? 4. Тогда вспомним способы изменения внутренней энергии, известные вам из курса физики. Демонстрация опыта Возьмем стакан с горячей водой Измерим: - температуру воздуха в классе; - температуру воды в стакане. 3. Какое тело преобладает большей внутренней энергией? (горячая вода); Определите и прокомментируйте, что произойдет через некоторое время? Итак, с точки зрения физики человек всего лишь физическое тело и с ним, казалось бы, должны происходить аналогичные процессы. Температура тела человека 36,60С, а в классе – 240С. Человек должен отдавать часть внутренней энергии окружающему воздуху, пока температура не станет одинаковой. Но разве это так? | | Ответы учащихся: внутренней энергией. если возрастает внутренняя температура, то возрастает и его температура. не так. Человек отдает в окружающую среду часть своей внутренней энергии. Это совершение работы и теплопередача Один ученик выходит к доске и демонстрирует опыт теплопередачи. Несколько учеников определяют температуру тела градусником (ртутным или электронным) Ответ: Часть внутренней энергии вода отдаст воздуху и через некоторое время их температура будет одинаковой. - Работают с информацией, представленной на экране. - Участвуют в обсуждении проблемного вопроса - Формулируют собственное мнение и аргументируют его. - Учащиеся определяют тему в ходе дискуссии и предлагают постановку цели урока - с помощью биологического словаря записывают определение понятия «терморегуляция» Учащиеся определяют цель данного занятия: Объяснить, почему температура нашего тела остается постоянной | Умение логически мыслить, выделять и формулировать познавательную деятельность. Выдвигая цели, делают умозаключения. | Целеполагание. Формирование познавательного интереса и мотивации к обучению. | Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения, умения, формулировать и высказывать свою точку зрения. |
Усвоение нового материала | Обеспечить восприятие, осмысление запоминание изучаемого материала. | Организует работу со схемой, консультирует с инструкционной картой Создает проблемную ситуацию. Класс разделяет на 3 группы Организует обсуждение результатов Формулирует задание Предлагает индивидуальное задание. Организует самостоятельную работу с учебником Предлагает задание всему классу Побуждает к высказыванию своего мнения | Дополните схему, используя учебник и дополнительную литературу Животные Пойкилотермные - ? Гомойотермные - ? I группа. Теоретические расчеты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 градусов. На практике этого не происходит. Почему? II группа. В 1646 году ради забавы гостей миланского герцога Моно тело мальчика было выкрашено золотой краской. Он олицетворял собой «золотой» век и роскошь замка, а потом был забыт и утром умер. Как вы думаете, почему это произошло? III группа. В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело было непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5°С , часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему? Рассмотрите и проанализируйте механизм терморегуляции в организме человека Приложение 1. Заполните таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами» t окр.среды | Кров.сосуды | t кожи | Теплоотдачи | Низкая | | | | Высокая | | | | Как колеблется количество освобождаемой энергии и температура тела? Проблемное задание: Объясните опыт доктора Ч.Блегдена. Вместе с несколькими друзьями и с собакой он провел 45 минут в сухой камере при температуре +126 С без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения. Какие из этих условий: Благоприятствуют теплоотдаче | Какие затрудняют | | | Варианты ответов: 1. Сухой воздух. 2. Загрязнение кожи. 3. Влажный воздух (выше температуры тела) 4. Высокая температура воздуха. 5. Низкая температура воздуха (ниже температуры тела). 6. Чистая кожа. Проблемный вопрос Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; | И ГР | Поиск и обработка ресурсов. Выполняют задание в тетради Ответ: Тепло – форма энергии, имеющая очень важное значение для живых организмов. Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках. Животные Пойкилотермные - активность зависит от температуры окружающей среды Гомойотермные - существуют за счет внутренних источников тепла) Работа в группах. Предполагаемые ответы учащихся: I группа. Кожа регулирует температуру тела отдавая лишнее тепло II группа. Учащиеся выдвигают гипотезы: причина гибели мальчика – нарушение кожного дыхания; нарушение потоотделения и отравление продуктами распада; переохлаждение III группа. Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом. Интенсивность теплоотдачи из организма определяется разностью температур поверхности кожи и окружающей среды и регулируется работой мелких кровеносных сосудов кожи. Каждая группа выступает по очереди у доски. Выслушивают ответы одноклассников, задают вопросы Терморегуляция - это способность организма поддерживать постоянную температуру тела в условиях изменяющейся внешней среды. Записывают вывод в тетради: процесс терморегуляции регулируют нервная и гуморальная системы. «Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами» t окр.среды | Кров.сосуды | t кожи | Теплоотдачи | Низкая | Суживаются | Уменьшается | Уменьшается | Высокая | Расширяются | Увеличивается | Увеличивается | Зависимость температуры тела от вида деятельности. Вид деятельности | Количество освобождаемой энергии | Температура тела | Сон | Мало | Пониженная | Рубка дров | Много | Повышенная | Чтение | Мало | Нормальная | Выводы учащихся: Количество тепловой энергии зависит от интенсивности обмена веществ. В спокойном состоянии тепло образуется в небольших количествах. Образование тепла усиливается при мышечной работе. Анализируют данное задание. Все вместе обсуждают проблему, высказывают свои предположения понимания проблемы Какие из этих условий: Благоприятствуют теплоотдаче | Какие затрудняют | 6, 1, 4 | 2, 3, 5 | Опираясь на тепловые явления, делают вывод о том, что всего 4 пути теплоотдачи: - испарение, - теплопроведение, - излучение, - конвекция Обсуждение необходимости закаливания для выработки организмом способности быстро и правильно реагировать на изменения температуры внешней среды. Прежде всего, эти реакции выражаются в изменении теплообразования и кровоснабжения кожи, что повышает устойчивость к охлаждению. Сообщение ученика о способах закаливания. | Умение анализировать, обсуждать, структурировать, фиксировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи, умение структурировать тексты, умение классифицировать, умения делать выводы и умозаключения | Умение оценивать объективные трудности, умение корректировать, умение ориентироваться в проблемной ситуации, умение прогнозировать результат, умение принимать решения | Устанавливают партнерские отношения, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи, умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
Закрепление нового материала | Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. | | Задачи: У дяди Вани есть киоск, где продают воду. Летом в жаркие дни он просто не успевает доставлять воду, т.к. ее очень быстро раскупают. Объясните, с чем это может быть связано? Коля в жаркую погоду накидывает на себя влажное полотенце. Объясните, почему он это делает. Почему в сырую погоду тяжело переносить и жару и холод? Человек помылся в бане с 100С сухим воздухом и чувствует себя хорошо, а если человек искупается в 100С воде, то он получит ожоги или даже умрет. Обоснуйте ваш ответ с точки зрения терморегуляции. | ПАРНАЯ | В паре решают задачи по карточкам (Ответы: 1. Для усиления испарения, т.к. при испарении человек теряет много тепловой энергии. 2. Для усиления теплопроведения. 3. В жару затрудняется испарение, в холод усиливается теплопроведение и излучение. 4. В сухой жаре легко идет испарение и избавление от тепла, а в 100градусной воде прекращается теплоотдача организма, начинается перегревание за счет теплопроведения) | Умение выдвигать гипотезы, умение видеть проблему, умение делать выводы и умозаключения | Умение ориентироваться в проблемной ситуации, умение прогнозировать результат, умение принимать решение, умение осуществлять самоконтроль | Умение слушать и слышать собеседника, представлять конкретное содержание и сообщать в устной форме. Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной. |
Подведение итогов занятия | Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Подводит обучающихся к выводу о том что теплорегуляция - это процесс согласованного изменения интенсивности обмена веществ, просветов кровеносных сосудов кожи и выделения пота, в ходе испарения которого затрачивается энергия. Это саморегулирующийся процесс, протекающий с участием нервной системы и зависящий от температуры окружающей среды. В результате регулируется обмен тепла между организмом и окружающей средой, происходящий на основе физических законов. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи. | | | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Делают выводы. | Решение проблемы | Контроль и оценка своей деятельности | Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику |
Рефлексия | Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели | Что нового узнали на уроке? Оцените свою работу на уроке. Поставьте отметки в информационном листе | | Что понравилось | Что не понравилось | Интересно | | | | Учащиеся оценивают свою работу | Анализ своей деятельности. Выделение существенной информации. Актуализация жизненного опыта. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Уметь оценивать свою работу. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Адекватно воспринимать оценку учителя. | Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения. |