Тема « Терморегуляция организма. Закаливание».
Цель: применить полученные ранее знания и умения для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью для безопасного поведения в окружающей среде.
Задачи:
Образовательные :
- актуализировать , закрепить и углубить знания учащихся о терморегуляции организма; сформировать знания о коже как органе теплоотдачи; дать понятие о солнечном и тепловом ударе , их причине и научить способам оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударе; рассказать о механизме и способах закаливания организма.
- учащиеся должны освоить понятие «терморегуляция» , как важную способность организма поддерживать постоянную температуру тела ; научиться правилам оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах ; изучить механизм и способы закаливания организма.
Развивающие:
- формирование у учащихся способности самостоятельного логического мышления, умения осмысливать учебный материал, проводить его анализ и самостоятельно находить ответы для решения интеллектуальных задач, уметь находить логические связи между строением организма и его функциями; создать условия, способствующие успешному решению учащимися познавательных задачи, чтобы они получили положительные мотивации к изучению предмета и в целом к обучению.
- учащиеся должны приобрести навыки осмысливания и анализа учебного материала, самостоятельно искать способы решения учебных задач, используя имеющиеся знания, жизненный опыт, проводить необходимые наблюдения и делать соответствующие выводы; развить умения устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем, между физической работой и терморегуляцией.
Воспитательная:
- сформировать у учащихся сознательное отношение к своему здоровью ; научить способам повышения жизнеспособности организма через его закаливание ; умения оказания помощи людям получившим солнечный и тепловой удар.
- учащиеся должны осознать ценность здоровья и научиться способам закаливания организма, выработать силу воли для регулярного проведения процедур закаливания; знать способы оказания помощи людям при тепловых и солнечных ударах, с целью сохранения их жизни и здоровья, понимания ценности здоровья и жизни, милосердного отношения к людям
Тип урока – урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесные (рассказ, рассказ с элементами беседы), практические(самостоятельная работа с учебником, фронтальная работа), наглядные (демонстрация видео, презентации, самонаблюдения).
Оборудование: Учебник, тетрадь, презентация, видео https://youtu.be/akslQ2QiE5U
1. Орг.момент. Проверка готовности класса к уроку. Организация рабочего места.
2. Проверка дом. задания.
3. Целепологание. Биологическая задача.
В теле человека за 1 час образуется столько теплоты, сколько нужно, чтобы вскипятить1 литр ледяной воды. И если бы тело было покрыто непроницаемым для теплоты футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 С, а через 40 часов достигла бы точки кипения воды. Во время тяжёлой физической работы образование теплоты увеличивается ёщё в несколько раз. И всё же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему? Самостоятельная формулировка новой темы и задач.
4. Изучение нового материала. Тепло – форма энергии, имеющая важное значение для поддержания живых организмов. Температура тела является показателем количества тепла и основным фактором, определяющим скорость химических реакций обмена веществ. Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках. Большинство животных - пойкилотермные (их активность зависит от температуры окружающей среды). Птицы и млекопитающие – гомойотермные (существуют за счет внутренних источников тепла).
Для каждого органа, для каждой ткани характерна своя температура, только при ее значениях клетки этой ткани функционируют нормально. Номинальной температурой тела человека считается температура от 36,4° С до 37,5°С. Ее повышение выше 43°С и падение ниже 25° С смертельны. Обучающиеся делают вывод о роли тепла в организме.
В теплоотдаче главную роль играет кожа.
Интенсивность теплоотдачи из организма определяется разностью температур поверхности кожи и окружающей среды и регулируется работой мелких кровеносных сосудов кожи. Когда сосуды расширены, через них протекает большее количество крови, нагревшейся внутри организма - кожа нагревается и теплоотдача увеличивается. Когда сосуды суживаются, через них протекает меньше крови, температура кожи понижается и теплоотдача с ее поверхности уменьшается. Сужение сосудов происходит при сокращении мышечных волокон их стенок. Волокна сокращаются под влиянием сигналов из центральной нервной системы. А она, в свою очередь, реагирует на сигналы температурных рецепторов кожи.
Почему на морозе кожа сначала краснеет, потом бледнеет и даже синеет?
При выходе из теплого помещения на мороз сначала охлаждается кожа. В ответ происходит расширение сосудов, которое увеличивает приток крови и тепла к поверхности кожи для ее согревания - кожа краснеет. При более длительном пребывании на холоде начинается охлаждение всего организма. Чтобы уменьшить потери тепла, сосуды кожи сужаются, уменьшая приток крови. Теплоотдача из организма уменьшается, но поверхность кожи при этом сильно охлаждается и может наступить обморожение.
Сохранение постоянной температуры тела в жаркую погоду или при тяжелой физической работе обеспечивается выделением и испарением с поверхности кожи соответствующего количества пота. При этом происходит постепенное обезвоживание организма и развивается жажда, которую необходимо своевременно утолять. При существенном недостатке жидкости в организме выделение пота снижается, кровь сгущается и может наступить тепловой удар.
При длительном пребывании с непокрытой головой под прямыми солнечными лучами может произойти солнечный удар – перегревание головы.
5. Самостоятельная работа. Прочитайте п.41, с.263-264 учебника и заполните таблицу
Нарушения теплоотдачи | Симптомы | Первая помощь |
Тепловой удар | | |
Солнечный удар | | |
4. Изучение нового материала. Решите биологическую задачу
1.Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?
Вывод: Кожа – главный орган терморегуляции;
Терморегуляция – это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внутренней и внешней среды.
Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально.
Проблемный вопрос
Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать?
Закаливание – это постепенное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в первую очередь к холоду.
5. Самостоятельная работа. Способы закаливания (по рядам)
Обсуждение необходимости закаливания для выработки организмом способности быстро и правильно реагировать на изменения температуры внешней среды. Прежде всего эти реакции выражаются в изменении теплообразования и кровоснабжения кожи, что повышает устойчивость к охлаждению.
6.Закрепление. (На слайде кроссворд) если позволяет время.
7.Домашнее задание. (На слайде) Составить памятку «Правила закаливания»
8.Итоги урока.
Терморегуляция складывается из двух процессов: --------------------- и --------------------. Избыток тепла удаляется из организма через ---------------- и органы дыхания. Кожа регулирует температуру тела за счет, находящихся в ней кровеносных сосудов и ---------------------------------. Когда человеку жарко, его кровеносные сосуды -------------------------, а когда холодно - ----------------------------. Кроме того, при повышенной температуре воздуха потовые железы начинают больше выделять ---------------. В условиях тропического климата потоотделение может достигать 12 л в день.