Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | 1 3 – Что мы изучали в прошлом году? (В прошлом году мы изучали различные экосистемы, живые организмы.) – Какие живые организмы вам известны? (Растения, грибы, животные, бактерии.) – Чем животные отличаются от других живых организмов? (Животные питаются готовыми органическими веществами, передвигаются, у них нет фотосинтеза.) – Какие группы животных мы знаем? Записать на доске. Одноклеточные, черви, кишечнополостные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (напомнить, если дети что-то не вспомнят). – Чем позвоночные отличаются от других животных? (Вспомнить скелет.) (Позвоночные имеют внутренний скелет.) – Какие позвоночные вам известны? (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.) – В чём своеобразие строения млекопитающих (зверей)? (Звери – теплокровные, покрыты шерстью, имеют развитые органы чувств, заботятся о своём потомстве.) – Что такое обмен веществ? (Обмен веществами между организмом и окружающей средой.) – Как называется самая маленькая часть организма, в которой идёт обмен веществ? Необязательный материал. (Самая маленькая часть организма – клетка. Обмен веществ – выделение и поглощение веществ организмом.) – Что такое орган? (Это часть организма.) – Какие органы вы знаете? Какие органы есть у человека? Как вы думаете, организм человека сложно устроен? (Перечисляют известные им органы.) (Мы думаем, что организм человека сложно устроен, ведь в нём столько различных органов.) – Проанализируйте все ваши ответы. Какой у вас возникает вопрос? Какие преимущества имеет организм со сложным строением? Давайте составим план работы. План 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | 4 3 2 4 3 1. Работа в учебнике. – Рассмотрите рисунки на с. 8 и выполните задание к ним. – Может ли один орган выполнять общую задачу организма? Что для этого надо? (Один орган не в состоянии выполнить множество задач. Органам необходимо объединиться в группу и совместно выполнить поставленную задачу.) – Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что должны делать органы? (Работать согласованно.) – Найдите в тексте учебника на с. 8, как называется такая группа органов. (Система органов – группа органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу.) – Давайте ознакомимся с основными системами органов. Рассмотрите рисунки и выполните задание на с. 9. Работаем в группах: 1) опорно-двигательная система; 2) система пищеварения; 3) система дыхания; 4) система кровообращения; 5) система выделения; 6) кожа; 7) нервная система и органы чувств. Выполняют задание. Группы по очереди выступают с ответами. Ключевые слова выносятся на доску. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Как вы думаете, какая система органов самая важная? Как должны работать системы, чтобы организм мог выполнять поставленные перед ним задачи? (Все системы органов важны, каждая выполняет в организме свою задачу. Системы должны работать слаженно.) 2. Игра «Что было бы, если бы... (из каждой системы удалили один орган)». Можно играть по цепочке: начинает учитель, учащиеся по очереди продолжают. – Как мы ответим на вопрос урока? (Организм, имеющий сложное строение, может выполнять сложные задачи.) – Давайте ознакомимся с обитателями аквариума поближе. Выполните задание из рабочей тетради на понимание текста на с. 37–40. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | 2 1 2 3 1 1. Работа в учебнике. Вопросы на с. 11. 2. Работа в рабочей тетради. Задания из рабочей тетради на выбор. Задание 1 предлагает условно поделить известные школьникам органы тела человека на три группы. К органам, совершающим разнообразную работу, относится большинство органов опорно-двигательной системы, с помощью которых мы выполняем полезные действия (ходим, работаем руками). При этом мы тратим энергию. К органам первой группы можно отнести, прежде всего, руки и ноги. Затраченную энергию позволяют восстановить органы пищеварительной системы, т.е. желудок, кишечник, печень и др. (восстанавливают запас питательных веществ), дыхательной системы, т.е. лёгкие (восстанавливают оптимальное содержание кислорода), кровеносной системы, т.е. сердце, сосуды (доставляют клеткам все необходимые им вещества и уносят отходы), выделительной системы, т.е. почки (извлекают из крови лишнюю воду и вредные вещества). Наконец, к органам, управляющим организмом, следует отнести нервную систему, т.е. головной и спинной мозг, нервы. К ним относятся также органы внутренней секреции, о которых школьники пока ещё могут ничего не знать. В задании 2 в левый столбец ребята вписывают те органы, которыми они могут управлять. Это руки и ноги, а также голова, глаза, язык, зубы и т.п. Учителю следует иметь в виду, что мы можем также до некоторой степени управлять работой части органов выделения (сознательное выведение мочи из организма) и пищеварения (выведение каловых масс за счёт расслабления сфинктера прямой кишки). Несколько особняком стоит дыхательная система. Мы можем управлять межребёрными мышцами и диафрагмой и увеличивать частоту дыхания, но дыхание в обычном режиме осуществляется и без нашего участия, поскольку им управляет дыхательный центр, расположенный в головном мозге. В правый столбец ребята записывают те органы, которыми мы не можем управлять. Это, прежде всего, органы кровеносной, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем: сердце, сосуды, желудок, печень, кишечник, почки, лёгкие – большинство органов, расположенных внутри тела. В задании 3 ученикам предлагается сравнить два предыдущих задания (если они выполнялись разными группами учащихся, то сравнение производят на этапе подведения итога). При этом можно сделать несколько выводов: 1) органы, восстанавливающие истраченные силы, как правило, действуют самостоятельно, независимо от нашей воли; 2) органами, совершающими разнообразную работу, мы, как правило, можем управлять по своему желанию. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Выполнение проверочной работы. Возможные ответы на задания проверочной работы № 1. Вариант 1. Необходимый уровень. Мозг относится к органам нервной системы; глаза – к органам чувств; сосуды – к органам кровообращения; позвоночник – к опорно-двигательным органам. Повышенный уровень. В руке находятся органы чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения. Максимальный уровень. В голове находятся органы пищеварения, дыхания, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения. Необходимый уровень. Удаляют углекислый газ – органы дыхания; переваривают пищу – органы пищеварения; очищают кровь – органы выделения; продолжают род – органы размножения. Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание, подвижность, неспособность превращать минеральные вещества в органические. 3. Повышенный уровень. От простуды пострадают органы дыхания; от наркотиков – нервная система; от слишком громкой музыки – органы чувств. Вариант 2. Необходимый уровень. Лёгкие относятся к органам дыхания; желудок – к органам пищеварения; почки – к органам выделения; сердце – к органам кровообращения. Повышенный уровень. В ноге находятся органы чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения. Максимальный уровень. В туловище находятся органы дыхания, выделения, размножения, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения. Необходимый уровень. Позволяют воспринимать окружающий мир –органы чувств; позволяют принимать решения – органы нервной системы; доставляют питательные вещества к клеткам – органы кровообращения; создают опору телу – опорно-двигательные органы. Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание. 3. Повышенный уровень. От переедания – органы кровообращения (можно считать верным ответ – органы пищеварения); от курения – органы дыхания; от падения с дерева – опорно-двигательная система. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ |