Просмотр содержимого документа
«Тема основные этапы энергетического обмена»
Тема: Основные этапы энергетического обмена, отличительные особенности процессов клеточного дыхания.
Цели урока: 1 обучающая: формирование представлений об энергетическом обмене;
2 развивающая: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, давать оценку.
3 воспитательная: формирование положительного отношения к учебе, как к труду.
Вид урока: урок-презентация.
Оборудование: заготовки таблиц, слайдов
Ход урока:
I.Орг. момент
II. Повторение изученного материала.
1. Фронтальный опрос по вопросам :
-Объясните, почему мы говорим, что энергию для жизни на Земле изначально поставляет Солнце.
- Что такое обмен веществ?
-Из каких процессов состоит обмен веществ?
-Что такое ферменты? Какова их роль в организме?
2.Лошади и жокеи- задание на установление соответствия по теме «Органоиды клетки и их функции»
Этапы энергетического обмена
Этапы
энергетического
обмена
Процессы
энергетического
обмена
Освобождение
и использование
энергии
I. Подготовительный (в органах пищеварения, на клеточном уровне в лизосомах)-расщепление высокомолекулярных веществ до низкомолекулярных. Реакция гидролиза.
Крупные молекулы органических
Веществ, при участии ферментов распадаются на более мелкие молекулы:
белки – аминокислот
углеводы – моносахаридов
жиры – глицерина и жирных кислот
Энергия рассеивается в виде
тепла
II. Бескислородный (неполный) гликолиз протекает в цитоплазме; у микроорганизмов – брожение (протекает в клетках)
Дальнейшее расщепление молекул (при участие ферментов) до более простых соединений. Так, глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (С3Н4О3), которая затем восстанавливается в молочную кислоту (С3Н6О3). Расщепление идет с участием АДФ и Н3РО4
Распад одной молекулы глюкозы дает энергию, обеспечивающую синтез двух молекул АТФ(40% энергии), а часть энергии рассеивается в виде тепла (60% энергии).
III. Изучение новой темы
Формирование новых знаний.
Характеристика трех этапов энергетического обмена в клетке. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблицы «Схема энергетического обмена углеводов».)
Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химических связей органических веществ, поступающих с пищей. Извлечение энергии из пищевых веществ осуществляется в клетках путем их расщепления и окисления кислородом, поступающим в процессе дыхания. Поэтому этот процесс называют биологическим окислением, или клеточным дыханием.
Биологическое окисление с участием кислорода называют аэробным, без кислорода – анаэробным. Процесс биологического окисления идет многоступенчато. При этом в клетке происходит накопление энергии в виде молекул АТФ и других органических соединений.
Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу «Этапы энергетического обмена», с этой целью организует работу с учебником - : § 23
III. Биологическое окисление, дыхание, протекает в матриксе митохондрий (образование двуокиси углерода) , на внутренних мембранах митохондрий(окисление водорода, образование воды, синтез АТФ).
При доступе кислорода к клеткам, образовавшиеся на предыдущем этапе ( две молекулы молочной кислоты) окисляются до СО2 и Н2О: