kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии "Обмен веществ и энергии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Обобщить знания о функциях и роли химических веществ в клетке, опираясь на понимание взаимосвязи строения молекул этих веществ, их свойств и функций.
  2. Систематизировать знания о процессах жизнедеятельности клетки
  3. Проверить знания о биосинтезе белков, жиров, углеводов и фотосинтезе
  4. Углубить понимание процесса превращения энергии в ходе биохимических реакций
  5. Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; определять роль ферментов во всех процессах жизнедеятельности.

Тип урока: комбинированный

Методы:  частично-поисковый

               Ход урока

Основные вопросы семинара

Что нужно знать и уметь

Что нужно сделать

  1.  
  1.  
  1.  
  1. Сущность метаболизма как единства взаимообусловленных и противополжно направленных процессов анаболизма и катаболизма

Знать определения метаболизма, катаболизма, анаболизма; уметь составлять схемы этих процессов

Составить схему, иллюстрирующую единство взаимообусловленных и противоположно направленных процессов анболизма и катаболизма.

  1. Значение энергетического и пластического обмена

Знать значение энергетического и пластического обмена, уметь составлять схемы.

Составьте развернутый план ответа на вопрос «Каково значение энергетического и пластического обмена?»

  1. Как образуются белки в клетках, каковы обязательные условия процесса биосинтеза белка

Уметь характеризовать роль нуклеиновых кислот, АТФ в процессе биосинтеза белка. Знать генетический код, строение и функции гена.

Приведите примеры проявления этих процессов в жизнедеятельности организмов. Выпишите основные этапы биосинтеза белка, происходящие в разных участках клетки.

Что происходит в ядре? В цитоплазме? В рибосоме?

  1. Какие биохимические реакции осуществляются в процессе фотосинтеза?

Уметь характеризовать роль воды, АТФ, углеводов в процессе фотосинтеза.

Знать особенности пластического обмена у растений, их космическую роль

Составьте вопросы, отражающие участие воды, АТФ, хлорофилла в процессе биосинтеза.

Составьте сообщение на тему «Космическая роль растений»

  •  
  1. Составьте таблицу, в которую включите все известные вещества, участвующие в биосинтезе белка.
  2. Решите задачи:

А) В молекуле ДНК содержится всего 4 вида нуклеотидов: А, Т, Г,Ц. Какое максимальное число разных видов триплетов может быть образовано в ДНК при различном сочетании этих нуклеотидов по три. Достаточно ли такое число для кодирования 20 аминокислот?

В) Начальная часть молекулы ДНК имеет следующую структуру: цис-фен-тир.

Какие транспортные РНК участвуют в синтезе этого белка?

Заполните таблицу:

Название ферментов

  •  
  •  
  1. ДНК-полимераза
  2. РНК-синтетаза
  3. Белок-синтеза

Составьте схему этапов энергетического обмена, опишите сущность каждого этапа.

Объясните:

  1. У человека со слабым нетренированным сердцем кислорода, доставляемого к мышцам во время бега, хватает на окисление лишь половины образующейся молочной кислоты:

А) как происходит у него расходование глюкозы на накопление молочной кислоты в мышцах при беге с такой же скоростью в течение 25 минут?

В) К чему это приведет?

2. В качестве запасного питательного вещества у большинства растений в тканях откладываются углеводы, а у животных жиры. Чем это можно объяснить?

3) При беге на дистанцию 100 метров вам стало жарко, у вас участилось дыхание, но не сразу, а лишь после 50 метров бега. Почему?

4. При окислении 1 грамма белка выделяется столько же энергии, сколько при окислении 1 грамма углеводов. Почему организм использует белки как источник энергии только в крайних случаях?

Заполните таблицу:

Автотрофные и гетеротрофные организмы

  •  

Какой процесс лежит в основе

Значение для эволюции

Подведение итогов урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Обмен веществ и энергии"»

Тема: Обмен веществ и энергии в клетке

Задачи:

  1. Обобщить знания о функциях и роли химических веществ в клетке, опираясь на понимание взаимосвязи строения молекул этих веществ, их свойств и функций.

  2. Систематизировать знания о процессах жизнедеятельности клетки

  3. Проверить знания о биосинтезе белков, жиров, углеводов и фотосинтезе

  4. Углубить понимание процесса превращения энергии в ходе биохимических реакций

  5. Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; определять роль ферментов во всех процессах жизнедеятельности.

Тип урока: комбинированный

Методы: частично-поисковый

Ход урока

Основные вопросы семинара

Что нужно знать и уметь

Что нужно сделать

1

2

3

  1. Сущность метаболизма как единства взаимообусловленных и противополжно направленных процессов анаболизма и катаболизма

Знать определения метаболизма, катаболизма, анаболизма; уметь составлять схемы этих процессов

Составить схему, иллюстрирующую единство взаимообусловленных и противоположно направленных процессов анболизма и катаболизма.

  1. Значение энергетического и пластического обмена

Знать значение энергетического и пластического обмена, уметь составлять схемы.

Составьте развернутый план ответа на вопрос «Каково значение энергетического и пластического обмена?»

  1. Как образуются белки в клетках, каковы обязательные условия процесса биосинтеза белка

Уметь характеризовать роль нуклеиновых кислот, АТФ в процессе биосинтеза белка. Знать генетический код, строение и функции гена.

Приведите примеры проявления этих процессов в жизнедеятельности организмов. Выпишите основные этапы биосинтеза белка, происходящие в разных участках клетки.

Что происходит в ядре? В цитоплазме? В рибосоме?

  1. Какие биохимические реакции осуществляются в процессе фотосинтеза?

Уметь характеризовать роль воды, АТФ, углеводов в процессе фотосинтеза.

Знать особенности пластического обмена у растений, их космическую роль

Составьте вопросы, отражающие участие воды, АТФ, хлорофилла в процессе биосинтеза.

Составьте сообщение на тему «Космическая роль растений»



Задания

  1. Составьте таблицу, в которую включите все известные вещества, участвующие в биосинтезе белка.

  2. Решите задачи:

А) В молекуле ДНК содержится всего 4 вида нуклеотидов: А, Т, Г,Ц. Какое максимальное число разных видов триплетов может быть образовано в ДНК при различном сочетании этих нуклеотидов по три. Достаточно ли такое число для кодирования 20 аминокислот?

В) Начальная часть молекулы ДНК имеет следующую структуру: цис-фен-тир.

Какие транспортные РНК участвуют в синтезе этого белка?

Заполните таблицу:

Название ферментов

Функция

Локализация

  1. ДНК-полимераза

  2. РНК-синтетаза

  3. Белок-синтеза



Составьте схему этапов энергетического обмена, опишите сущность каждого этапа.

Объясните:

  1. У человека со слабым нетренированным сердцем кислорода, доставляемого к мышцам во время бега, хватает на окисление лишь половины образующейся молочной кислоты:

А) как происходит у него расходование глюкозы на накопление молочной кислоты в мышцах при беге с такой же скоростью в течение 25 минут?

В) К чему это приведет?

2. В качестве запасного питательного вещества у большинства растений в тканях откладываются углеводы, а у животных жиры. Чем это можно объяснить?

3) При беге на дистанцию 100 метров вам стало жарко, у вас участилось дыхание, но не сразу, а лишь после 50 метров бега. Почему?

4. При окислении 1 грамма белка выделяется столько же энергии, сколько при окислении 1 грамма углеводов. Почему организм использует белки как источник энергии только в крайних случаях?

Заполните таблицу:

Автотрофные и гетеротрофные организмы

Организмы

Какой процесс лежит в основе

Значение для эволюции




Подведение итогов урока


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии "Обмен веществ и энергии"

Автор: Кузнецова Валентина Ивановна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277421

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Опорный конспект по теме "Обмен веществ и энергии""
    ["seo_title"] => string(59) "opornyi_konspiekt_po_tiemie_obmien_vieshchiestv_i_enierghii"
    ["file_id"] => string(6) "384650"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485540949"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины") "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-biologhii-sliedstviie-viedut-znatoki-biologhii-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "186612"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426392304"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока биологии по теме "Бактерии" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-biologhii-po-tiemie-baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "119552"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413462450"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока биологии "Витамины" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-biologhii-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "121700"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414053256"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по биологии в 8 классе "Витамины" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-8-klassie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "196898"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428140722"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства