Задачи:
- Обобщить знания о функциях и роли химических веществ в клетке, опираясь на понимание взаимосвязи строения молекул этих веществ, их свойств и функций.
- Систематизировать знания о процессах жизнедеятельности клетки
- Проверить знания о биосинтезе белков, жиров, углеводов и фотосинтезе
- Углубить понимание процесса превращения энергии в ходе биохимических реакций
- Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; определять роль ферментов во всех процессах жизнедеятельности.
Тип урока: комбинированный
Методы: частично-поисковый
Ход урока
Основные вопросы семинара
Что нужно знать и уметь
Что нужно сделать
- Сущность метаболизма как единства взаимообусловленных и противополжно направленных процессов анаболизма и катаболизма
Знать определения метаболизма, катаболизма, анаболизма; уметь составлять схемы этих процессов
Составить схему, иллюстрирующую единство взаимообусловленных и противоположно направленных процессов анболизма и катаболизма.
- Значение энергетического и пластического обмена
Знать значение энергетического и пластического обмена, уметь составлять схемы.
Составьте развернутый план ответа на вопрос «Каково значение энергетического и пластического обмена?»
- Как образуются белки в клетках, каковы обязательные условия процесса биосинтеза белка
Уметь характеризовать роль нуклеиновых кислот, АТФ в процессе биосинтеза белка. Знать генетический код, строение и функции гена.
Приведите примеры проявления этих процессов в жизнедеятельности организмов. Выпишите основные этапы биосинтеза белка, происходящие в разных участках клетки.
Что происходит в ядре? В цитоплазме? В рибосоме?
- Какие биохимические реакции осуществляются в процессе фотосинтеза?
Уметь характеризовать роль воды, АТФ, углеводов в процессе фотосинтеза.
Знать особенности пластического обмена у растений, их космическую роль
Составьте вопросы, отражающие участие воды, АТФ, хлорофилла в процессе биосинтеза.
Составьте сообщение на тему «Космическая роль растений»
- Составьте таблицу, в которую включите все известные вещества, участвующие в биосинтезе белка.
- Решите задачи:
А) В молекуле ДНК содержится всего 4 вида нуклеотидов: А, Т, Г,Ц. Какое максимальное число разных видов триплетов может быть образовано в ДНК при различном сочетании этих нуклеотидов по три. Достаточно ли такое число для кодирования 20 аминокислот?
В) Начальная часть молекулы ДНК имеет следующую структуру: цис-фен-тир.
Какие транспортные РНК участвуют в синтезе этого белка?
Заполните таблицу:
Название ферментов
- ДНК-полимераза
- РНК-синтетаза
- Белок-синтеза
Составьте схему этапов энергетического обмена, опишите сущность каждого этапа.
Объясните:
- У человека со слабым нетренированным сердцем кислорода, доставляемого к мышцам во время бега, хватает на окисление лишь половины образующейся молочной кислоты:
А) как происходит у него расходование глюкозы на накопление молочной кислоты в мышцах при беге с такой же скоростью в течение 25 минут?
В) К чему это приведет?
2. В качестве запасного питательного вещества у большинства растений в тканях откладываются углеводы, а у животных жиры. Чем это можно объяснить?
3) При беге на дистанцию 100 метров вам стало жарко, у вас участилось дыхание, но не сразу, а лишь после 50 метров бега. Почему?
4. При окислении 1 грамма белка выделяется столько же энергии, сколько при окислении 1 грамма углеводов. Почему организм использует белки как источник энергии только в крайних случаях?
Заполните таблицу:
Автотрофные и гетеротрофные организмы
Какой процесс лежит в основе
Значение для эволюции
Подведение итогов урока