Организационно-психологический момент На доске записаны слова: Аденин, рибоза, энергия, остаток фосфорной кислоты, митохондрия, аккумулятор, макроэргическая связь. Вспомните вещество, связанное со всеми выписанными словами? (АТФ). Для чего необходима организмам энергия? (Рост, дыхание, питание и т.д). Таким образом, источником энергии для большинства процессов в живых организмах является реакция: АТФ + Н2О = АДФ + Н3РО4 + энергия (слайды 2- 5). – Известно, что в среднем содержание АТФ в клетках составляет от 0,05% до 0,5% ее массы. Но практически все идущие в клетке биохимические реакции требуют затрат энергии молекул АТФ. Запаса АТФ в мышцах хватает только на 20–30 сокращений. Поэтому в клетках идет постоянный процесс синтеза АТФ. Значит, запас АТФ должен непрерывно пополняться на основе обратной реакции, идущей с затратой энергии: АДФ + Н3РО4 + энергия = АТФ + Н2О. Откуда берется энергия для этой обратной реакции? Откуда организмы ее могут получить? (Питательные вещества.) Сообщение темы и целей урока. Мы познакомимся с сущностью и значением энергетического обмена, рассмотрим этапы энергетического обмена. В 1931 г. академик В.А. Энгельгардт обнаружил связь между синтезом АТФ и клеточным дыханием, позднее он установил, что АТФ участвует в мышечном сокращении. В 1941 г. Липман сформулировал основной закон биоэнергетики, согласно которому энергия внешнего источника сначала запасается в форме химической энергии АТФ и лишь затем используется для совершения полезной работы. Для гетеротрофов таким внешним источником энергии являются органические вещества, поглощённые в виде пищи. Видимо, энергия этих веществ должна сначала преобразоваться в АТФ, а затем использоваться на совершение полезной работы. Некоторые организмы, например, растения, могут преобразовывать в энергию АТФ энергию солнечных лучей на первом этапе фотосинтеза; хемосинтезирующие бактерии способны запасать энергию в форме АТФ, получаемую при химических реакциях окисления различных неорганических соединений. Гетеротрофы получают необходимую энергию для их жизнедеятельности в результате окисления в клетках молекул органических веществ, поступающих вместе с пищей. Но следует отметить, что фотосинтезирующие и хемосинтезирующие организмы также способны получать энергию благодаря окислению органических веществ, синтезированных в собственных клетках из неорганических соединений. В ходе биологического окисления расщепление сложных органических веществ осуществляется поэтапно и может идти двумя принципиально различными путями: 1) бескислородное окисление органических веществ; 2) кислородное окисление органических веществ до углекислого газа и воды. Начальные этапы обоих видов окисления протекают сходным образом. Энергетический обмен (слайд 6). Рассмотрим этапы энергетического обмена (работа с таблицей и со слайдами 7-8) . Этапы энергетического обмена | Подготовительный этап | Бескислородный этап Гликолиз | Кислородный этап | Где происходит расщепление? | В органах пищеварения, в клетках под действием ферментов | Внутри клетки | В митохондриях | Чем активизирует-ся расщепление? | Ферментами пищеварительных соков | Ферментами мембран клеток | Ферментами митохондрий | До каких веществ расщепляются соединения клетки? | Белки – аминокислоты Жиры – глицерин и жирные кислоты Углеводы – глюкоза | Глюкоза(С6Н12О6) 2 молекулы пировиноградной кислоты (С3Н4О3) + энергия | Пировиноградная кислота до СО2 и Н2О | Сколько выделяется энергии? | Мало, рассеивается в виде тепла. | За счет 40% синтезируется АТФ, 60% рассеивается в виде тепла | Более 60% энергии запасается в виде АТФ | Сколько синтези-руется энергии в виде АТФ? | ------------------------------- | 2 молекулы АТФ | 36 молекул АТФ | В первую, подготовительную стадию (слайды 9-10), крупные молекулы распадаются на более простые: белки расщепляются до аминокислот, полисахариды – до моносахаридов; липиды – до глицерина и высших жирных кислот. Этот процесс осуществляется в пищеварительном канале многоклеточных организмов, затем – в клетках под действием ферментов лизосом. Выделившаяся энергия в ходе превращения веществ, полностью рассеивается в виде тепла. Закрепление первичных знаний (слайд 13). Как вы считаете¸ какие вещества являются основным источником энергии? Правильно, основным источником энергии является глюкоза, поэтому на уроке мы рассмотрим путь окисления именно этого углевода (слайд14). Второй этап – бескислородный, или неполное окисление, анаэробное дыхание (гликолиз) или брожение. Термин “брожение” обычно применяют по отношению к процессам, протекающим в клетках микроорганизмов или растений (слайды 15-16). Брожению могут подвергаться многие органические соединения, но чаще всего – углеводы, в результате чего образуются: спирт (этиловый), кислоты (молочная, масляная и др.), ацетон и другие органические соединения, углекислый газ, а в некоторых случаях и водород. По образующимся продуктам различают спиртовое, молочно – кислое, масляно-кислое и другие виды брожения. Но суть механизма всех видов брожения одна и та же - ферментативное расщепление глюкозы, то есть гликолиз. Гликолиз осуществляется в цитоплазме клеток и не требует кислорода. Он состоит из девяти последовательных реакций, каждая из которых катализируется общим ферментом. В ходе реакций гликолиза молекула глюкозы распадается на две трехуглеродные молекулы пировиноградной кислоты (ПВК), при этом суммарно образуются две молекулы АТФ (слайды 17-18). Дальнейшая судьба ПВК может быть различной в зависимости от того, какой тип извлечения энергии предпочитают организмы - анаэробный (бескислородный) или аэробный (кислородный). В случае анаэробных организмов или тканей животных, способных работать в условиях отсутствия или пониженного содержания кислорода, молекулы ПВК подвергаются дальнейшему преобразованию в зависимости от типа брожения до спирта (спиртовое брожение), молочной кислоты (молочнокислое брожение) и т.д. Недостатком процессов брожения является извлечение незначительной доли той энергии, которая заключена в связях органических молекул. Для многих одноклеточных и многоклеточных (особенно ведущих паразитический образ жизни) этого вполне достаточно (слайды 19-20). Но брожение является жизненно важным процессом и для других более высокоорганизованных существ. Например, спиртовое брожение происходит у хвойных растений зимой, когда устьица хвои закупориваются смолой, и газообмен с внешней средой прекращается. Суммарное уравнение анаэробного брожения (слайд 21): Закрепление (слайды 22-23): Проблемный вопрос: Что необходимо сделать, чтобы уменьшить боль в мышцах у нетренированного человека после физической нагрузки? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, давайте рассмотрим 3 стадию энергетического обмена. На третьей стадии энергетического обмена происходит дальнейшее окисление продуктов гликолиза до углекислого газа и воды с помощью окислителя О2 и ферментов. Этот этап получил название аэробного (кислородного) дыхания, или гидролиза (слайды 24-26). Он осуществляется в “энергетических станциях” клетки – митохондриях и связан с матриксом митохондрии и ее внутренними мембранами. Образовавшиеся в процессе гликолиза органические вещества поступают на ферментативный кольцевой “конвейер”, который называют в честь описавшего его ученого циклом Кребса. Все ферменты, катализирующие реакции этого цикла, локализованы в митохондриях. На всех стадиях этого процесса происходит поглощение кислорода и выделение углекислого газа, воды и энергии, запасаемой в молекулах АТФ. Причем образование молекул АТФ сопряжено с ферментами, которые расположены на внутренней мембране митохондрий, обеспечивающих выделение энергии небольшими порциями, что позволяет запасать ее в химических связях АТФ (слайды 27-30).
Электротранспортная цепь (слайды 31- 36)
Выделяется энергии (слайд 37). Анимации аэробное дыхание (слайды 38-39): Суммарное уравнение аэробного этапа (слайд 40): Процесс кислородного расщепления молочной кислоты можно выразить уравнением (в учебнике): 2С3Н4О3 + 6О2+ 36 АДФ + 36 Н3РО4 – 36 АТФ + 6СО2+ 42Н2О. Суммарное уравнение гликолиза и аэробного этапов (слайды 41-42): Рассмотрите и сравните процессы анаэробного и аэробного дыхания (слайд 43): Признаки для сравнения | Анаэробное дыхание | Аэробное дыхание | 1. Локализация в клетке | | | 2. Скорость | | | 3. Формы энергии. | | | 4. Конечные продукты. | | | 5. Количество АТФ. | | | 6. КПД процесса | | | 7. Условия протекания. | | | Ответ: Признаки для сравнения | Анаэробное дыхание | Аэробное дыхание | 1. Локализация в клетке | цитоплазма | митохондрии | 2. Скорость | очень быстро, в 2-3 раза | медленнее | 3. Формы энергии. | химическая | химическая, электрохимическая. | 4. Конечные продукты. | ПВК, молочная кислота, этиловый спирт и др. | СО2, Н2О | 5. Количество АТФ. | 2 молекулы | 38 молекул | 6. КПД процесса | 32 – 40 % | 45 – 55 % | 7. Условия протекания. | отсутствие О2 | О2, дыхательные ферменты, мембрана | Какой этап энергетического обмена наиболее выгоден и почему? Кислородное дыхание гораздо эффективнее гликолиза, так как полное окисление органических веществ приводит к выделению большого количества энергии, причем примерно 60% ее запасается в молекулах АТФ, а 40% рассеивается в виде тепла. Сколько всего образуется молекул АТФ в результате окисления одной молекулы глюкозы? Процесс полного окисления глюкозы в клетке можно выразить общим суммарным уравнением: С6Н12О6 + 6О2 – 6СО2 + 38 АТФ. Всего на трех этапах биологического окисления одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ. Часть молекул расходуется на сами процессы окисления, а 21 молекула АТФ передается в цитоплазму для обеспечения работы других клеточных структур. В чем сущность процесса анаэробного расщепления? Каковы особенности стадии кислородного расщепления? Что такое АТФ? Какова её роль в клетке? Какой органоид участвует в образовании АТФ? Какой из этапов энергетического обмена более древний и почему? Используя слайд 44, расскажите в своих группах этапы энергетического обмена. Объясните схему на слайде 45.
Слайд 45:
Прочитать параграфы 24, 25 Ответить на вопрос письменно: Почему наряду с аэробным дыханием организмы продолжают использовать анаэробное? Закончить предложение: “Знания полученные на уроке мне необходимы…” “Я получил полезную информацию о том, что…”
|