Просмотр содержимого документа
«Тема "Миграции животных. Причины и виды миграций"»
Урок в 7 классе по теме:
"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"
Цель: овладеть комплексом знаний, умений, навыков по теме.
Задачи образовательные: учащиеся должны узнать понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся должны научиться проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составлять и озвучивать схемы (типы ареалов, виды миграции).
Задачи развивающие:
Научить выделять причины миграций, изменения ареалов вида;
Научить понимать влияние человека на распространение видов животных;
Давать оценку акклиматизации животных
Задачи воспитательные:
Учить бережному отношению к живой природе,
Формировать ответственное отношения к животным.
Тип урока: комбинированный (урок изучения новых знаний)
План урока:
Организационный момент – 1 мин.
Проверка домашнего задания – 11 мин.
Актуализация новых знаний – 2 мин
Изучение нового материала – 15 мин.
Домашнее задание – 3 мин.
Закрепление нового материала – 7 мин.
Итог урока – 1 мин.
Материалы для учащихся к уроку.
Задания для самостоятельной работы:
Выполнить тест. Выберете правильные утверждения
Вариант 1.
Выберите правильные утверждения.
Наука о древних вымерших организмах называется палеонтологией.
Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.
Сходство в строении зародышей позвоночных указывает на общность их происхождения.
Основоположником современной эволюционной теории считается Ч. Дарвин.
Все полезные изменения организмов передаются обязательно по наследству.
Выживание и плодовитость животных не зависит от условий среды.
Белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от хищников.
От количества растительноядных животных зависит количество хищников.
Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.
В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде виды.
(правильные ответы: 1, 3, 4, 8, 9, 10)
Вариант 2.
Выберите правильные утверждения.
Развитие второго круга кровообращения связано с выходом на сушу позвоночных животных.
Сквозная пищеварительная система впервые появилась у круглых червей.
Все личинки земноводных дышат атмосферным воздухом.
Четырехкамерное сердце позволило разделить кровь на венозную и артериальную.
Теплокровные животные шире распространены на земле, чем холоднокровные.
Внутреннее оплодотворение не дает животным никаких преимуществ.
В появлении наземных позвоночных заметную роль сыграли кистеперые рыбы.
Современные птицы и млекопитающие произошли от древних земноводных.
Путем дивергенции и направленного действия естественного отбора образуется многообразие видов.
Все виды галапагосских вьюрков произошли от общего предка.
(правильные ответы: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10).
Соответствие понятия и термина
Установите соответствие между терминами и понятиями.
атавизм
рудимент
эволюция
дивергенция
гомологичный орган
А. необратимое историческое развитие организмов.
Б. орган, утративший функцию.
В. Появляющийся орган у отдельных особей от предков
Г. органы, сходные по строению, происхождению, но имеющие разную форму и функцию.
Д. Процесс расхождения признаков у родственных форм.
Работа на фланелеграфе. (на карточках записаны понятия и определения, на обратной стороне наклеены полоски бархатной бумаги, карточки “приклеиваются” на натянутую фланель)
Установить соответствие между понятиями и определениями
Дивергенция
Изменчивость
Наследственность
Естественный отбор
Филогенез
Историческое развитие организмов
Способность организмов передавать признаки потомкам.
Способность приобретать новые признаки, реагируя на среду.
Процесс выживания наиболее приспособленного организма.
Процесс расхождения признаков у родственных видов.
“Найти лишнее”
На доске написаны группы понятий. Найдите лишнее и объясните свой выбор.
“Извлечь всю информацию из предложенного объекта.”
Даны фотографии объектов (хомяк, гуппи). Необходимо составить рассказ о животном по плану:
Систематическое положение (тип, класс, отряд, вид). Почему вы отнесли этого животного к данной систематической группе?
В каких условиях обитали предки данного животного? Опишите приспособления к среде обитания.
Какие признаки возникли у данного животного благодаря человеку?
Изучение нового материала.
При изучении нового материала используются различные методы восприятия: активное слушание, работа с текстом учебника, сворачивание информации в схемы, анализ полученной информации, оценивание презентации.
Учитель: Мы говорили о многообразии животного мира. 2 миллиона видов животных насчитывают ученые. Каким образом распространены они по планете? Занимают определенную территорию. Мы не встретим болотную черепаху в пустыне Сахара. Почему?
Учащиеся: Нет условий для ее обитания.
Учитель: Таким образом, мы выяснили, что для существования вида нужны определенные условия. А территория, на которой обитает вид, называется ареал. В тетради запишем схему:
Сплошным ареалом называют территорию, на которой все возможные участки заняты видом.
Из учебника выберете примеры животных со сплошным ареалом.
Разорванным ареалом называют ареал, который пересекают непреодолимые географические объекты. Выпишите примеры видов с разорванным ареалом.
Реликтовый ареал- ареал реликтового вида. (Пример из текста учебника).
Какие новые понятия вы встретили, читая текст учебника?
Учащиеся:Эндемик, реликт, космополит.
(С использование фланелеграфа и учебника записываем понятия и определения с примерами).
Учитель: Одним из признаков животных является способность к активному движению, а перемещение животных в связи с изменением условий или циклом жизни называется миграцией.
Домашнее задание.
Таким образом, мы познакомились с понятием ареал и миграция, выявили причины, влияющие на ареал, вызывающие миграции. Домашнее задание записано на доске: § 52, в рабочих тетрадях на печатной основе выполнить № 3,7,10.
Закрепление изученного материала.
А сейчас вы посмотрите презентацию, которую подготовили учащиеся 11 класса. Вам необходимо посмотреть и дать свою оценку. Что вам понравилось, что удалось, что бы вы изменили.