kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Бактерии, их роль в природе и жизни человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  проведен  в  2015-156учебном году в рамках недели естественно-математических наук.( с участием педагогов школы и родителей)

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Технологии обучения: ИКТ технология.

Оборудование: компьютерная презентация, дидактические карточки.

Этап 1 – техника развития учебной мотивации.

Этап 2 – репродуктивная деятельность,

Этап 3  – групповая технология, частично-поисковая деятельность,

Этап 4 -   закрепление материала.

Этап 5 -   рефлексия и самооценка.

Этап 6 - домашнее задание.

Тема урока изучается после рассмотрения темы « Строение и жизнедеятельность бактерий»

В ходе урока закрепляются знания по предыдущей теме.

Создаются условия для формирования личностных качеств учащихся ( внимания, памяти,  устной речи), общеучебных

умений: умение обобщать и заполнять таблицу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Бактерии, их роль в природе и жизни человека.»


Биология 5 класс. Тема: Бактерии, их роль в природе и жизни человека.


Урок проведен в 2015-156учебном году в рамках недели естественно-математических наук.( с участием педагогов школы и родителей)

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Технологии обучения: ИКТ технология.

Оборудование: компьютерная презентация, дидактические карточки.


Этап 1 – техника развития учебной мотивации.

Этап 2 – репродуктивная деятельность,

Этап 3 – групповая технология, частично-поисковая деятельность,

Этап 4 - закрепление материала.

Этап 5 - рефлексия и самооценка.

Этап 6 - домашнее задание.


Тема урока изучается после рассмотрения темы « Строение и жизнедеятельность бактерий»

В ходе урока закрепляются знания по предыдущей теме.

Создаются условия для формирования личностных качеств учащихся ( внимания, памяти, устной речи), общеучебных

умений: умение обобщать и заполнять таблицу.










Цель урока: Познакомить учащихся с ролью бактерий в природе и жизни человека.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знакомство с многообразием бактерий, их ролью в природе и жизни человека.

Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики.


Развитие познавательного интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы.

Задачи:

Обучающая

Развивающая

Воспитывающая

-углубление знаний школьников о значении бактерий в природе и жизни человека.

-формирование понимания роли бактерий в жизни в биосфере.


-развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.

-формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

.-формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.

-формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему.


Основные понятия, изучаемые на уроке

Бактерии гниения, болезнетворные бактерии, молочнокислые бактерии,

антибиотики, фитонциды, симбиоз.


Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерная презентация.


Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать учащихся.

Форма работы: фронтальная


Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок биологии мы начнем с загадки. Есть в прудах, полях и парке - невидимки-санитарки.

Учащиеся дают ответ. Бактерии.


Этап 2. Актуализация знаний.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в деятельности учащихся.

Формулировка цели урока.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная

На прошлом уроке мы говорили об общей характеристике и строение бактерий.

Давайте напишем диктант и вспомним, то, что мы уже знаем о бактериях (учащиеся записывают на листе цифры от 1 до 10, учитель произносит понятия, а учащиеся отмечают верные утверждения плюсом, а неверные минусом).



Биологический диктант

  1. Бактерии состоят из одной клетки

  2. Бактерии имеют ядро

  3. Бактерии обитают в воде, воздухе, почве.

  4. Бактерии размножаются спорами

  5. Бактерии имеют округлую форму

  6. Бактерии имеют оболочку

  7. Бактерии не имеют хлорофилла

  8. Округлые бактерии называют стрептококками

  9. Бактерии имеют цитоплазму

  10. Бактерии относятся к Царству Растений

  11. Бактерии, питающиеся живым органическим веществом, называют сапрофиты.

Поменяйтесь ответами со своим соседом и проверьте правильность выбранных утверждений. Номера правильных суждений: 1,3, 6, 7, 9. 10

Посчитайте, сколько утверждений отмечено правильно.

Если их количество 10-9, поставьте отметку 5, 8-7 – отметку 4, 6-5 – отметку 3, менее 5 – 2


Работа с биологическими терминами: сапрофиты, паразиты, спора.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Диктует утверждения. Объясняет критерии оценивания.

Задает вопрос. При помощи вопросов подводит к формулировке цели урока.

Отмечают, какие утверждения верны, а какие нет.

Проверяют и оценивают работу друг друга.


- развитие способности к оцениванию.

- формирование рефлексивных умении: умение определять границы между знанием и незнанием.

- формирование способности постановки цели, ведущей

к решению возникающих проблем.


Задача:

В 1 литре лесного воздуха содержится 100 бактерий, в 1 литре воды, набранной из озера в том же лесу – в 3 000 раз больше чем в 1 литре воздуха, а в 1 литре почвы из этого же леса – в 2 500 000 раз больше бактерий, чем в 1 литре воды. Сколько бактерий в 1 литре почвы?


Решение:

  1. 100 х 3 000 = 300 000 бактерий в 1 литре воды

  2. 300 000 х 2 500 000 = 750 000 000 000 бактерий в 1 литре почвы.

Ответ: в 1 литре почвы содержится 750 000 000 000 бактерий.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дает задачу для решения (нестандартный подход, являющийся мотивирующим к учебной деятельности). При помощи

вопросов подводит к формулировке темы.

Решают задачу самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски.

Отвечают на вопросы учителя.

- развитие навыка решения простейших задач.

- формирование способности к сопоставлению и выделению главного.

- развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний.

Бактерии распространены практически повсеместно, а в некоторых средах они могут встречаться в огромном количестве. Это же подтверждает и задача, которую мы решили. Даже когда мы выходим в лес, нас окружают миллионы бактерий. Посмотрите на эти цифры – они огромны.

Бактерии есть везде: в воздухе, воде, почве.

При этом они настолько малы, что мы их не видим. Зачем вообще нужны эти бактерии? Пользу или вред они приносят?

А главный вопрос: заметим ли мы, если они исчезнут с лица Земли?

С некоторыми бактериями человек подружился, с некоторыми ведет упорную борьбу.

Исходя из всего сказанного, как бы вы определили тему нашего урока.

Учащиеся формулируют тему и цель урока (узнать о бактериях и их роли в природе и для человека).

Этап 3. Открытие новых знаний

Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы.

Форма работы: групповая

Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, будем работать в группах по карточкам.

1 ряд Прочитать текст. Стр. 56-57 Бактерии разложения, почвенные бактерии.

Определить роль бактерий гниения и почвенных бактерий в природе и жизни человека. Ответить на вопросы.

1 Куда исчезают опавшие осенью листья?

2 Что такое симбиоз? Какие организмы вступают в симбиоз?

2 ряд. Прочитать текст. Стр. 58-60» Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. Рассмотреть рисунок. Определить роль бактерий в хозяйственной жизни человека. Ответить на вопросы.

1 Почему скисает молоко?

2 Благодаря чему можно приготовить сыр и квашеную капусту?

3 ряд. Прочитать текст. Стр. 60-62 Болезнетворные бактерии. Определить значение болезнетворных бактерий. Ответить на вопросы.

1 Назовите заболевания, вызываемые бактериями?

2 Что такое эпидемия?

Работу вы должны закончить в течение 5- 6 минут.

Всю информацию мы запишем в виде таблицы

Значение бактерий в природе и жизни человека


Бактерии

Значение

Положительное

Отрицательное

Гниения

Разрушают органические вещества (листья, трупы животных), повышают плодородие почвы.

Портят продукты питания.

Азотофиксирующие (клубеньковые)

Помогают бобовым растениям усваивать азот, повышают плодородие почвы.

-

Молочнокислые

Используют в производстве, сыра, кефира, квашения капусты, силосования кормов.

Способствуют скисанию молока.

Болезнетворные

Научное значение.

Вызывают инфекционные заболевания у животных и человека.

Как вы думаете теперь, заметили ли бы мы исчезновение бактерий с Земли? (да)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные в таблице и обращает внимание на неизученные группы бактерий. Возвращает к первоначальному вопросу.


Изучают информацию о своей группе бактерий, оформляют ее в виде таблицы.


- формирование умения выделять главное и второстепенное.

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

- формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

- привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.


Вновь у нас физкультминутка, ( учащиеся стоя выполняют упражнения)

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули вы слегка.


Этап 4 Закрепление материала.


Цель: закрепление полученных знаний.

Форма работы: фронтальная

1 Какова роль бактерий в природе?

2 Какова роль бактерий в жизни человека?

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дает задания. Контролирует деятельность учащихся. Оценивает, обобщает и дополняет полученную информацию.

Моделируют ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняют в таблице пустые строчки..

- формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных.

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции




3 А сейчас мы попытается определить, как же человек борется с бактериями, которые имеют отрицательное значение для человека.



1 Бактерии гниения разрушают мертвое органическое вещество, а также портят продукты питания.

а Каким образом человек защищает продукты питания от гниения?

Продукты замораживают, сушат, засахаривают, маринуют, солят, консервируют.

б Приводит ли замораживание продуктов питания к гибели бактерий? Почему?

2 Болезнетворные бактерии вызывают заболевания растений, животных, человека.

а Каким образом человек борется с болезнетворными бактериями? В классе, в больнице? ( влажная уборка, проветривание)



Человека нельзя закупоривать в ящик, жилище проветривай лучше и чаще. ( В.В. Маяковский.)

Фитонциды – природные вещества, убивающие бактерии.

Они содержатся в луке, чесноке.

б Почему санатории и дома отдыха строят в сосновых, а не лиственных лесах?






Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) Как именно?

( Знания о бактериях помогают учащимся осознать, что бактерии могут быть полезные и опасные для человека, использовать данную информацию в повседневной жизни - мыть руки с мылом).

Могут ли пригодиться полученные на уроке знания и умения в освоении других предметов?

(Например : ОБЖ – средства индивидуальной защиты, география – роль атмосферы и бактерий в жизни планеты,

история – болезнетворные бактерии в истории средних веков, изобразительное искусство – знакомство с картиной Н. Пуссена)


В связи с этим я дарю в ваш классный уголок – санитарный листок для оценки чистоты уборки кабинета.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Задает вопросы.

Включают полученные знания в единую систему знаний.

- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения.

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.


Этап 5 Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценка коллективной деятельности на уроке. Оцените свою деятельность на уроке.

Форма работы: индивидуальная


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат

Ставят метки на мишени, в зависимости от удовлетворенности собственной деятельностью на уроке

- развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели.

- формирование позитивной моральной самооценки.

Этап 6 Домашнее задание.

Цель: закрепление и углубление знаний по теме.

Форма работы: индивидуальная

Базовое:

Повторить изученный на уроке материал по учебнику и записям в тетради. Параграф 12, Повторить биологические термины.

Дополнительное.

Выполнить схему » Роль бактерий в природе и жизни человека»


- развитие способности к самоорганизации и самоконтролю.

- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся.

- формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Объясняет домашнее задание.

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы.

- развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Бактерии, их роль в природе и жизни человека.

Автор: Мухамедьянова Рита Раисовна

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 363052

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "«Бактерии. Роль бактерий в природе и в жизни человека»."
    ["seo_title"] => string(57) "baktierii_rol_baktierii_v_prirodie_i_v_zhizni_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "429174"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1506018955"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Технологическая карта урока "Бактерии в природе и промышленности" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-baktierii-v-prirodie-i-promyshliennosti"
    ["file_id"] => string(6) "119390"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413396083"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Обобщение знаний по теме: «Строение клеток растений, животных, грибов, бактерий, вирусов. Роль бактерий и  вирусов в природе и в жизни человека»."
    ["seo_title"] => string(155) "obobshchieniie-znanii-po-tiemie-stroieniie-klietok-rastienii-zhivotnykh-ghribov-baktierii-virusov-rol-baktierii-i-virusov-v-prirodie-i-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "294144"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455611847"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Роль бактерий в природе и жизни человека."
    ["seo_title"] => string(45) "rol-baktierii-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "305985"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458034894"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока биологии по теме "Бактерии" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-biologhii-po-tiemie-baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "119552"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413462450"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства