Биология 5 класс. Тема: Бактерии, их роль в природе и жизни человека.
Урок проведен в 2015-156учебном году в рамках недели естественно-математических наук.( с участием педагогов школы и родителей)
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Технологии обучения: ИКТ технология.
Оборудование: компьютерная презентация, дидактические карточки.
Этап 1 – техника развития учебной мотивации.
Этап 4 - закрепление материала.
Этап 5 - рефлексия и самооценка.
Этап 6 - домашнее задание.
Тема урока изучается после рассмотрения темы « Строение и жизнедеятельность бактерий»
В ходе урока закрепляются знания по предыдущей теме.
Создаются условия для формирования личностных качеств учащихся ( внимания, памяти, устной речи), общеучебных
умений: умение обобщать и заполнять таблицу.
Цель урока: Познакомить учащихся с ролью бактерий в природе и жизни человека. |
Планируемые образовательные результаты: |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знакомство с многообразием бактерий, их ролью в природе и жизни человека. | Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики. | Развитие познавательного интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы. |
Задачи: |
Обучающая | Развивающая | Воспитывающая |
-углубление знаний школьников о значении бактерий в природе и жизни человека. -формирование понимания роли бактерий в жизни в биосфере. | -развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы. -формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни. | .-формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом. -формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Бактерии гниения, болезнетворные бактерии, молочнокислые бактерии, антибиотики, фитонциды, симбиоз. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютерная презентация. |
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: заинтересовать учащихся. Форма работы: фронтальная |
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок биологии мы начнем с загадки. Есть в прудах, полях и парке - невидимки-санитарки. Учащиеся дают ответ. Бактерии. |
Этап 2. Актуализация знаний. Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в деятельности учащихся. Формулировка цели урока. Форма работы: индивидуальная, фронтальная |
На прошлом уроке мы говорили об общей характеристике и строение бактерий. Давайте напишем диктант и вспомним, то, что мы уже знаем о бактериях (учащиеся записывают на листе цифры от 1 до 10, учитель произносит понятия, а учащиеся отмечают верные утверждения плюсом, а неверные минусом). Биологический диктант Бактерии состоят из одной клетки Бактерии имеют ядро Бактерии обитают в воде, воздухе, почве. Бактерии размножаются спорами Бактерии имеют округлую форму Бактерии имеют оболочку Бактерии не имеют хлорофилла Округлые бактерии называют стрептококками Бактерии имеют цитоплазму Бактерии относятся к Царству Растений Бактерии, питающиеся живым органическим веществом, называют сапрофиты. Поменяйтесь ответами со своим соседом и проверьте правильность выбранных утверждений. Номера правильных суждений: 1,3, 6, 7, 9. 10 Посчитайте, сколько утверждений отмечено правильно. Если их количество 10-9, поставьте отметку 5, 8-7 – отметку 4, 6-5 – отметку 3, менее 5 – 2 Работа с биологическими терминами: сапрофиты, паразиты, спора. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Диктует утверждения. Объясняет критерии оценивания. Задает вопрос. При помощи вопросов подводит к формулировке цели урока. | Отмечают, какие утверждения верны, а какие нет. Проверяют и оценивают работу друг друга. | - развитие способности к оцениванию. - формирование рефлексивных умении: умение определять границы между знанием и незнанием. - формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем. |
Задача: В 1 литре лесного воздуха содержится 100 бактерий, в 1 литре воды, набранной из озера в том же лесу – в 3 000 раз больше чем в 1 литре воздуха, а в 1 литре почвы из этого же леса – в 2 500 000 раз больше бактерий, чем в 1 литре воды. Сколько бактерий в 1 литре почвы? Решение: 100 х 3 000 = 300 000 бактерий в 1 литре воды 300 000 х 2 500 000 = 750 000 000 000 бактерий в 1 литре почвы. Ответ: в 1 литре почвы содержится 750 000 000 000 бактерий. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Дает задачу для решения (нестандартный подход, являющийся мотивирующим к учебной деятельности). При помощи вопросов подводит к формулировке темы. | Решают задачу самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя. | - развитие навыка решения простейших задач. - формирование способности к сопоставлению и выделению главного. - развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний. |
Бактерии распространены практически повсеместно, а в некоторых средах они могут встречаться в огромном количестве. Это же подтверждает и задача, которую мы решили. Даже когда мы выходим в лес, нас окружают миллионы бактерий. Посмотрите на эти цифры – они огромны. Бактерии есть везде: в воздухе, воде, почве. При этом они настолько малы, что мы их не видим. Зачем вообще нужны эти бактерии? Пользу или вред они приносят? А главный вопрос: заметим ли мы, если они исчезнут с лица Земли? С некоторыми бактериями человек подружился, с некоторыми ведет упорную борьбу. Исходя из всего сказанного, как бы вы определили тему нашего урока. Учащиеся формулируют тему и цель урока (узнать о бактериях и их роли в природе и для человека). |
Этап 3. Открытие новых знаний Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы. Форма работы: групповая |
Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, будем работать в группах по карточкам. 1 ряд Прочитать текст. Стр. 56-57 Бактерии разложения, почвенные бактерии. Определить роль бактерий гниения и почвенных бактерий в природе и жизни человека. Ответить на вопросы. 1 Куда исчезают опавшие осенью листья? 2 Что такое симбиоз? Какие организмы вступают в симбиоз? 2 ряд. Прочитать текст. Стр. 58-60» Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. Рассмотреть рисунок. Определить роль бактерий в хозяйственной жизни человека. Ответить на вопросы. 1 Почему скисает молоко? 2 Благодаря чему можно приготовить сыр и квашеную капусту? 3 ряд. Прочитать текст. Стр. 60-62 Болезнетворные бактерии. Определить значение болезнетворных бактерий. Ответить на вопросы. 1 Назовите заболевания, вызываемые бактериями? 2 Что такое эпидемия? Работу вы должны закончить в течение 5- 6 минут. Всю информацию мы запишем в виде таблицы Значение бактерий в природе и жизни человека Бактерии | Значение | Положительное | Отрицательное | Гниения | Разрушают органические вещества (листья, трупы животных), повышают плодородие почвы. | Портят продукты питания. | Азотофиксирующие (клубеньковые) | Помогают бобовым растениям усваивать азот, повышают плодородие почвы. | - | Молочнокислые | Используют в производстве, сыра, кефира, квашения капусты, силосования кормов. | Способствуют скисанию молока. | Болезнетворные | Научное значение. | Вызывают инфекционные заболевания у животных и человека. | Как вы думаете теперь, заметили ли бы мы исчезновение бактерий с Земли? (да) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные в таблице и обращает внимание на неизученные группы бактерий. Возвращает к первоначальному вопросу. | Изучают информацию о своей группе бактерий, оформляют ее в виде таблицы. | - формирование умения выделять главное и второстепенное. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. - формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им. - привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса. |
Вновь у нас физкультминутка, ( учащиеся стоя выполняют упражнения) Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка, Отдохнули вы слегка. Этап 4 Закрепление материала. Цель: закрепление полученных знаний. Форма работы: фронтальная 1 Какова роль бактерий в природе? 2 Какова роль бактерий в жизни человека? |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Дает задания. Контролирует деятельность учащихся. Оценивает, обобщает и дополняет полученную информацию. | Моделируют ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняют в таблице пустые строчки.. | - формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции |
3 А сейчас мы попытается определить, как же человек борется с бактериями, которые имеют отрицательное значение для человека.
1 Бактерии гниения разрушают мертвое органическое вещество, а также портят продукты питания. а Каким образом человек защищает продукты питания от гниения? Продукты замораживают, сушат, засахаривают, маринуют, солят, консервируют. б Приводит ли замораживание продуктов питания к гибели бактерий? Почему? 2 Болезнетворные бактерии вызывают заболевания растений, животных, человека. а Каким образом человек борется с болезнетворными бактериями? В классе, в больнице? ( влажная уборка, проветривание)
Человека нельзя закупоривать в ящик, жилище проветривай лучше и чаще. ( В.В. Маяковский.) Фитонциды – природные вещества, убивающие бактерии. Они содержатся в луке, чесноке. б Почему санатории и дома отдыха строят в сосновых, а не лиственных лесах?
|
Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) Как именно? ( Знания о бактериях помогают учащимся осознать, что бактерии могут быть полезные и опасные для человека, использовать данную информацию в повседневной жизни - мыть руки с мылом). Могут ли пригодиться полученные на уроке знания и умения в освоении других предметов? (Например : ОБЖ – средства индивидуальной защиты, география – роль атмосферы и бактерий в жизни планеты, история – болезнетворные бактерии в истории средних веков, изобразительное искусство – знакомство с картиной Н. Пуссена) В связи с этим я дарю в ваш классный уголок – санитарный листок для оценки чистоты уборки кабинета. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Задает вопросы. | Включают полученные знания в единую систему знаний. | - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. |
Этап 5 Рефлексия учебной деятельности. Цель: самооценка коллективной деятельности на уроке. Оцените свою деятельность на уроке. Форма работы: индивидуальная |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат | Ставят метки на мишени, в зависимости от удовлетворенности собственной деятельностью на уроке | - развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели. - формирование позитивной моральной самооценки. |
Этап 6 Домашнее задание. Цель: закрепление и углубление знаний по теме. Форма работы: индивидуальная |
Базовое: Повторить изученный на уроке материал по учебнику и записям в тетради. Параграф 12, Повторить биологические термины. Дополнительное. Выполнить схему » Роль бактерий в природе и жизни человека» | - развитие способности к самоорганизации и самоконтролю. - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся. - формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Объясняет домашнее задание. | Слушают учителя, задают уточняющие вопросы. | - развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов. |