Урок № 9
Тема: Роль бактерий в природе и жизни человека.
Задачи:
- Раскрыть роль сапрофитных бактерий в природе, медицине, с/х, промышленности.
- Познакомить учащихся с разными способами хранения пищевых продуктов.
- Познакомить учащихся с возбудителями болезней, с мерами предупреждения этих болезней.
- Формирование научного мировоззрения (познаваемость причин заболевания), разоблачение суеверий.
- Гигиеническое воспитание.
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний.
- Понятийная разминка: бактерии, спора, автотрофы, гетеротрофы, кокки, бациллы, спириллы, вибрионы, паразиты, сапрофиты, цианобактерии.
- Биологический диктант.
- Рассказать, как и почему бактерии образуют споры.
III. Изучение нового материала.
- Способы борьбы с бактериями
Вопрос: Как можно уничтожить бактерии и их споры?
1. Пар при температуре 1200С в течении20 минут.
- Солнечные лучи.
Стерилизация (sterylis – бесплодный) – уничтожение бактерий кипячением, при помощи ультрафиолетовых лучей и химических веществ.
Пастеризация – нагрев до 60 – 700С, давление 1 – 2 атм.
Тиндализация = стерилизация, оставить на сутки, снова стерилизация.
Запись в тетради (бактерии-сапрофиты портят продукты):
Способы хранения пищевых продуктов:
- сушка
- вяление
- соление
- маринование
- консервирование
- квашение
- пастеризация
- стерилизация
Внимание! Консервные банки со вздувшимися крышками (результат жизнедеятельности гнилостных бактерий, попавших в банку в результате неправильного консервирования).
2. Роль бактерий в природе и в жизни человека.
Задание: Прочитать текст на стр. 31-32 (до молочно-кислых бактерий).
- Каково значение бактерий гниения?
- Каково значение почвенных бактерий?
- Составьте в тетради схему:
Вывод (устно): 1. Бактерии гниения очищают планету.
2. Почвенные бактерии создают благоприятные условия для жизни растений.
Бактерии
Значение
Место обитания
1
Бактерии гниения
Опад –> перегной (санитары планеты)
Почва
2
Почвенные бактерии
Перегной –> минеральные в-ва (удобрения)
Почва
3
Клубеньковые бактерии
Усвоение N2 из почвы
Корни бобовых растений
4
Молочнокислые бактерии
Створаживание молока
Квашение овощей
Силосование
Молоко
Овощи
Сено
Мы рассмотрели значение сапрофитных бактерий. Интересно, что на основе этих бактерий появилась новая отрасль промышленности – биотехнолония.
При этом используют бактерии
для получения лекарств и витаминов,
для борьбы с пластмассой (в Англии вывели бактерий-пожирателей)
для очистки нефтеналивных танкеров (нефть перерабатывают в белки, которые идут на корм скоту).
3. Болезнетворные бактерии – бактерии-паразиты
Бактерии-паразиты, поселяются в организме человека и вызывают заболевание. Используя питательные вещества клеток человека, они быстро размножаются и выделяют ядовитые вещества – токсины.
Токсины – яды, выделяемые бактериями-паразитами.
Токсикоз – отравление токсинами.
Бактериологические войны:
1 гр. токсина убивает 8 млн. человек.
1991 г. – война в Персидском заливе. В Иране использовали оружие массового поражения.
Запрещено в мире.
Задание:
Из текста *94 выписать названия болезней, которые вызываются болезнетворными бактериями. (тиф, холера, бруцеллез, туберкуле, ангина, сап, сибирская язва, столбняк, чума)
! Сообщение о чуме и карантине.
4. Способы распространения инфекции
Запись в тетради:
- При общении с больным (воздушно-капельная)
- При употреблении пищи и воды (алиментарная)
Зачитать:
В 1892 году сильная эпидемия холеры вспыхнула в Гамбурге. Сначала она появилась среди портовых рабочих, а затем распространилась по всему городу. Ежедневно регистрировали до 1000 новых случаев. Главным виновником такого быстрого распространения инфекции был городской водопровод: вода для него забиралась из Эльбы, и не подвергалась никакой фильтрации.
- Через различные предметы (контактная)
Зачитать:
В 1913 году купцы скупили по дешевой цене шкуры скота, павшего от заразной болезни - сибирской язвы. Из этих шкур выделывали полушубки для солдат. В результате, сибирской язвой заразились и умерли не только люди, которые возделывали шкуры, но и солдаты.
5. Борьба с болезнетворными бактериями
Если заражаются большое количество людей, вспыхивает эпидемия. Нельзя допускать распространения болезни.
Меры предупреждения болезни:
- закрывать рот при кашле
- кипятить платки
- осуществлять врачебный контроль над источником воды и продуктами питания
- дезинфицировать помещения
- делать предупредительные прививки (упомянуть о Дженнере – прививка от оспы)
6. Вред религиозных обрядов как одного из путей распространения инфекционных заболеваний.
! Сообщение.
IV. Закрепление знаний.
Беседа:
- Почему люди болеют?
- Почему в сырую погоду, а также в сырых, холодных и темных помещениях, и при плохом питании люди заболевают чаще, чем в сухую солнечную погоду и в хороших условиях?
- Догадайтесь, что такое бактерионосительство? (возникает в результате нелечения или самолечения, особенно желудочно-кишечных заболеваний)
V. Д/з: § 6, термины, вопросы на с.34-35.