Учитель биологии Гусаковской средней школы Андриевская Ольга Владимировна Задачи: Образовательные: продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету; об основных средах жизни; о прогрессивных чертах организации млекопитающих; объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; таблицы, рисунки, фотографии с изображением утконоса, ехидны, кенгуру; таблицы, рисунки, фотографии с изображением всех изученных классов позвоночных животных; чучела млекопитающих.
Ход урока: Организация класса. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, дневник. Актуализация знаний - Сегодняшний урок мы начнем с загадок Не пахарь, не столяр, не кузнец не плотник А первый на столе работник (Лошадь) Белый на белом. Написал, где бегал, Рыжая почтет- белого найдет (лисица и заяц) Зеленые глаза всем мышам гроза (Кошка) Под полом – полом шевелит хвостом В щели глядится, вылезти боится (Мышь) - Ребята, как вы думайте о ком идет речь, какой класс объединяет этих представителей органического мира? (Класс млекопитающие)
Изучение нового материала. Сообщение темы и цели урока. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с классом Млекопитающие, или Звери стоящие на высшей ступени развития. Откройте тетради, запишите число, тему урока. В настоящее время в самых различных средах обитает около 400 тысяч млекопитающих. - Ребята, давайте вспомним какие среды обитания существует и каких вы знаете представителей млекопитающих заселяющих каждую из сред?
(На доске фотографии и иллюстрации различных млекопитающих: ехидны, собаки, лошади, мыши, летучей мыши, кита, дельфина, ежа, броненосца) Учитель демонстрирует учащимся рисунки, таблицы, фотографии с изображениями представителей всех классов позвоночных животных.
- Отберите те из них, на которых изображены млекопитающие. На основании каких внешних признаков вы осуществили свой выбор? Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?
(Выкармливание детенышей молоком, высокоразвитый головной мозг, высокий уровень нервной деятельности, четырехкамерное сердце, покрыты волосяным покровом, теплокровные, развиты кожные железы, другое название - звери.) Раздел зоологии, изучающих млекопитающих называется маммологией или, териологией. Сегодня на уроке мы должны с Вами выяснить почему же млекопитающих поместили на высшею ступень развития. Для этого мы должны разделиться на группы и выполнить задания используя учебники.
1 группа Рассмотрите внешнее строение млекопитающих и скелет. Выделите особенности организации внешнего строения и скелета млекопитающих. 2 группа Рассмотрите пищеварительную и дыхательную системы. Выделите особенности организации систем органов. 3 группа Рассмотрите кровеносную и нервную системы. Выделите особенности организации систем органов. 4 группа Рассмотрите выделительную и половую системы. Выделите особенности организации систем органов. И затем заполните «Древо знаний»
Резюме учителя о особенностях организации систем органов.
Физминутка. Если я говорю положительные стороны человека Вы хлопаете, если отрицательные Вы топайте. Доброжелательность, внимательность, злопамятность, обходительность, зависть, терпимость, справедливость, мстительность, дружелюбие, сопережевание.
Закрепление знаний. - Для закрепления нового материала предлагаю выписать номера правильных утверждений.
Задание «Да-нет-ка» К зверям относятся все названные животные: лев, собака, лисица, лось, заяц,коза, корова, крот, летучая мышь. (да) Ноги у млекопитающих расположены под туловищем (да) Сердце млекопитающих трехкамерное. (нет) Органы выделения у млекопитающих бобовидные почки (да) Ушная раковина имеется у пресмыкающихся и млекопитающих (нет) У млекопитающих имеется грудобрюшная мышечная перегородка- диафрагма (да) Млечные железы – видоизмененные потовые железы (нет) У большинства млекопитающих постоянная и довольно высокая температура тела (да) Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами (да) Млекопитающие дышат легкими и дополнительными выростами бронхов (воздушными мешками) (нет) Правильные ответы: 1,2,4,6,8,9 Работа в группах 1группа - Почему к названию класса нельзя добавить частицу «ся»? 2 группа -Почему звери спят свернувшись в клубок? 3 группа -Почему отстрел зверей разрешен зимой? Ответы учащихся Домашнее задание. Прочитать параграф 55, выполните творческое задание «Животное – загадка» определите по каким признакам можно отнести Чебурашку к млекопитающих. Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия. - Какое у вас настроение на конец урока? - Узнали ли вы что-то новое и интересное? - В какой форме вы бы провели этот урок? - Что вам понравилось на уроке, а что нет? |