kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольно- обобщающий урок по теме « Класс Млекопитающие или звери»

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли этих животных в природе и жизни человека.

Задачи:

  Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания;         
  Развивающие задачи: развивать логическое мышление и творческие способности учащихся; прививать интерес к изучению биологии;                                              
   Воспитательные задачи: воспитывать в детях коллективизм и взаимовыручку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно- обобщающий урок по теме « Класс Млекопитающие или звери» »


Контрольно- обобщающий урок по теме « Класс Млекопитающие или звери»,

Тема урока : Игра « Счастливый случай».

Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли этих животных в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания;         
  Развивающие задачи: развивать логическое мышление и творческие способности учащихся; прививать интерес к изучению биологии;                                              
   Воспитательные задачи: воспитывать в детях коллективизм и взаимовыручку.

Оборудование: чучела зверей, скелеты, таблицы «Тип Хордовые ,Млекопитающие»,

«Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных» , «Тип Хордовые, Схемы строения головного мозга».

В игре участвуют две команды. Команда-победительница определяется по сумме баллов.

Учитель- предметник играет роль ведущего. Он не только проводит игру, но и следит за действиями игроков , что бы при необходимости спрогнозировать изменение модели игры.

Научные консультанты из числа сильных учеников ( 2-3 человека) , будут определять правильность ответов и подсчитывать баллы.

Предварительная подготовка : Перед началом игры ученики должны повторить тему "Класс млекопитающие, или звери", разделиться на две команды, придумать названия и эмблемы, выбрать капитана команды, который будет распределять действия учащихся команды во время игры.

Ход урока:

1 . Игра «Счастливый случай».

Игровое поле разделено на 6 секторов: 1 сектор - «Внешнее строение зверей»; 2 сектор - «Внутреннее строение млекопитающих»; 3 сектор «Поведение и размножение», 4 сектор - «Многообразие млекопитающих»; 5 «Экологические группы зверей»; 6 сектор - «Многообразие млекопитающих»

Игрокам предлагаются вопросы двух категорий, отличающиеся сложности. В каждом секторе есть вопросы как; простые, так и сложные. За правильный ответ на простой вопрос команда получает1 балл, за сложный 2 балла.

Сектор определяется броском кубика, номер вопроса учащиеся выбирают сами.

Внешнее строение зверей

1. Почему в сильную жару собака высовывает язык?'

2. Что характерно для внешнего облика млекопитающего?

3.Чем кожа млекопитающих отличается от кожи пресмыкающихся птиц?

4. Каковы строение и роль волосяного покрова? Почему он не развит у китов и дельфинов?

5. На теле кошки нет жировых и потовых желез, при виде добычи у выделяется слюна. У кошачьих гибкий позвоночник и сильные лапы. Нюх у кошки неважный, но слух и зрение хорошие. Какое значение имеют названные особенности для животного?

6.Наблюдается ли смена шерсти у зверей? Если да, то какое значение жизни животного имеет этот процесс?

7.Пахучиё железы млекопитающих представляют видоизменение сальных или потовых желез, а иногда и их комбинации. Какое значение имеют эти железы в жизни животного? 8.Назовите видоизменения эпидермиса у млекопитающих и их назначение.

9.Назовите способы передвижения млекопитающих: медведя, антилопы (или лошади), собаки.

Внутреннее строение млекопитающих ( в случае затруднения учащихся ведущий может дать подсказки в форме наводящих вопросов).

  1. Какие приспособления имеют животные, питающиеся грубой растительной пищей, для ее переваривания?

  2. Животные, впавшие в глубокий зимний сон, всего на доли градуса теплее окружающего воздуха. Потребление кислорода и кислого газа уменьшается примерно в 10 раз. Еж, который делает 40-50 вдохов в минуту, зимой делает лишь один вдох. Сердце его бьется еле-еле. Какой вывод можно сделать на основании этих фактов?

  3. Какие особенности скелета указывают на наземный образ жизни млекопитающих?

  4. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок?

  1. Что представляет собой диафрагма и какова ее роль?

  2. В чем заключаются особенности дифференцированной зубной системы?

  3. Чем отличаются эритроциты млекопитающих от эритроцитов других животных? В чем заключается положительная черта этих изменении?

  4. В чем заключается сходство и отличие кровеносной Системы птиц и млекопитающих?

  5. Какие органы тела млекопитающего участвуют в процессах теплорегуляции.

Поведение и размножение млекопитающих

  1. Какую роль играет плацента?

  2. По каким признакам подразделяют класс млекопитающих на три под­kласса?

  3. У некоторых млекопитающих (зайцы, киты) молоко очень жирное (у китов, например, жирность молока до 54%), а у других (Обезьяны, вол­ки) - нет. Предложите объяснение данного факта и на его основе назо­вите других животных, у которых должно быть жирное или нежирное молоко.

  4. Вес медвежонка составляет 0,2% веса медведицы, соболенка _ около 0,3%, ягненка - почти 10%. В течение первой декады жизни соболи прибавляют в весе в сутки около 10 г, ягнята - около 180 г, а медвежа­та - 2,5 г. Как это можно объяснить?

  5. Ученые ставили опыт. Когда летучие мыши улетели на охоту, они за­крыли щитами вход в пещеру. Мыши, возвращаясь под утро домой, одна за другой с размаху ударились о преграду. О чем говорят результаты данного опыта?

  6. В чем заключается забота о потомстве у млекопитающих?

Многообразие млекопитающих

  1. Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся?

  2. Назовите семейства, входящие в отряд Хищные и Приведите 2-3 при­мера по каждому семейству.

  3. Какие выводы Можно сделать на Основании следующих фактов: кит дышит легкими, у зародыша синего кита закладываются зубы (затем они исчезают), в скелете синего кита имеются остатки тазовых костей?

  4. Тигр, пантера и другие кошки, за Исключением гепарда могут тихо подкрадываться к добыче. Благодаря чему это возможно?

  5. Почему дельфинов относят к млекопитающим, а не: к рыбам?

  6. Чем различаются КРЫЛЬЯ птицы и летучей мыши?


Экологические группы зверей ( в случае затруднения учащихся ведущий может дать подсказки в форме наводящих вопросов).

1.Какие особенности строения утконоса характеризуют его как водное животное?

2.Какие насекомоядные млекопитающие обитают под землей? Какие особенности строения Крота связаны с его образом жизни?

3. Перечислите приспособления млекопитающих пустыни к переживанию жары. 4.Тушканчики-«двуногие» скоростные прыгуны. Какими особенностями, внешнего облика они Обладают, с чем это связано?

5.Какие особенности строения развились у белки в связи с приспособлением к жизни на деревьях?

6.Какие приспособления развились у крупных млекопитающих в связи с жизнью в открытых пространствах?

Многообразие млекопитающих

1.ПО каким признакам зайцеобразные отличаются от грызунов?

2.Каковы особенности строения Хищных млекопитающих?

3.Чем китообразные отличаются от ластоногих?

4. Чем жвачные парнокопытные отличаются от нежвачных?

5. Чем хоботные отличаются от других млекопитающих?

6.Какие особенности насекомоядных животных говорят об их примитивности?

2. ТЫ - мне, я -тебе

Команды задают друг другу заранее подготовленные вопросы: 1 вопрос дают капитаны и 1-2 вопроса - члены команды. В игре могут принимать участие болельщики.

3. Черный ящик

Командам предлагается определить, что спрятано в черном ящике.

Из приведенного ниже списка животных необходимо «вычислить»объект, который Вам предстоит, затем кратко охарактеризовать. Сделать это нужно, постепенно исключая из списка по одному объекту, явно отличающемуся от остальных по названному признаку.

а) по систематическому положению;

б) по особенностям рациона питания;

в) по особенностям среды обитания .. ;

г) по особенностям географического распространения ... ;

д) по легкости приручения...;

Оставшийся вид находится в черном ящике.

  1. Ленивец. 2. Ламантин. З. Лама. 4. Кулан. 5. Кайман. 6.,Калан

Опишите оставшееся животное по плану: систематическое положения, на каком материке обитает, какие местообитания населяет, чем питается, какие характерные особенности строения имеет.

4. Дальше, дальше, дальше

В течение одной минуты ведущий подряд зачитывает вопросы .Команды должны правильно ответить на как можно большее число вопросов. Можно советоваться. Если ответа нет, говорят «Дальше». Правильный ответ 1 балл.

  1. Благодаря этому opгану у млекопитающих появилось живорождение?

  2. Какие животные имеют относительно удлиненный кишечник?

  3. Какие приспособления к длительному отсутствию пищи существуют у зверей?

4. У каких животных зубы растут всю жизнь?

  1. Сколько позвонков в шейном отделе позвоночника у зверей?

  2. У каких млекопитающих отсутствуют ключицы?

  3. У каких животных слабо развита плацента?

  4. Что представляют собой иглы ежа?

9. Чему равно количество сосков у самки млекопитающих?

  1. У каких животных детеныши слизывают выделяемое молоко на поверхность кожи?

  1. Грудобрюшная мышечная перегородка называется ....

  2. У крота и других землероев с хорошо развитыми передними конечностями роющего типа на грудине развит ..

  1. Кто из названных животных Относится к отряду Насекомоядные: касатка, выхухоль, опоссум.

  1. У каких млекопитающих в поясе передних конечностей сохранились вороньи кости?

  1. Кто из млекопитающих имеет сложный желудок, состоящий из трех отделов?

  1. У каких животных почти все зубы одинаковые?

  2. Сколько пальцев имеют парнокопытные?

  3. Кто из животных имеет втяжные когти?

  4. Ушные раковины у крота зачаточны. А как слышит крот?

  5. Какие зубы отсутствуют в зубной системе грызунов?

5.Заморочка из бочки ( в случае затруднения учащихся ведущий может дать подсказки в форме наводящих вопросов).

Составьте пары (объект-признак).Заполните таблицу, проставив числовые значения характеристик в соответствующие клетки.( в одной клетке может стоять несколько цифр)




Признаки



Объект

Зубы

Особенности

Хозяйственное_

Зимовка


питания

значение

Бурозубка

1,4,8

1

4,5

2

Крот

1,4,8

1

1

2

Ночница

1, 5,8

1

4,5

5

Бобр

2,5,6

3

1

1,5

Бурундук

2,5,6

3

4

5

Заяц-беляк

2,5,6

3

2

1

Ласка

3,4,8

2

5

1,2

Лисица

3,4,8

2

1,5

1

Бурый медведь

3,4,7

4

2,3,4

4

Кабан

3,4,7

4

2.4

1



  1. Дифференцировка зубов выражена слабо.

  2. Резцы растут на протяжении всей жизни.

  3. Резцы с Отграниченным периодом жизни.

  4. Имеются клыки.

  5. Клыков нет.

  6. Коренные зубы с уплотненными коронками.

  7. Коренные зубы с бугорчатыми коронками.

  8. Коренные зубы с островершинными коронками.

Особенности Питания:

  1. Насекомояден.

  2. Плотояден.

  3. Растительнояден.

  4. Всеяден.

Хозяйственное значение:

  1. Объект пушно-мехового промысла.

  2. Объект спортивной охоты.

  3. Конкурент человека.

  4. Переносчик возбудителей заболеваний человека.

  5. Союзники человека в борьбе с неприятными элементами.

Зимовка:

  1. Зимовка активная надснежная.

  2. Зимовка активная подснежная.

  3. Зимняя дремота.

  4. Зимний сон.

  5. Зимняя спячка .


Рефлексия. Проверка эмоционального состояния учащихся.

Заключение:

В конце урока жюри подводит итоги, выявляют лучшую команду, в это время учащиеся и педагог обсуждают ход урока, задания отвечают на вопросы учащихся.

Учащиеся пытаются от ценить себя и работу команды и командира. Обсуждают вопросы возникшие по ходу игры.

Судьи объявляют итоги игры и педагог выставляет оценки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Контрольно- обобщающий урок по теме « Класс Млекопитающие или звери»

Автор: Киселева Наталья Александровна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167906


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства