картинки с изображением рыбы(1), птиц(2), ластоногих животных(3), насекомых(2);
карточки со словами (тело, конечности, жир, ноздри, добывают пищу, размножаются, выкармливают молоком) распределены по классу.
ХОД УРОКА:
I. Орг.момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний учащихся.
На доске расположены картинки с изображением рыбы(1), птиц(2), ластоногих животных(3), насекомых(2).
Учитель: - Ребята, посмотрите, какие животные изображены на картинках?
(Учащиеся называют животных)
- Скажите, а каких животных больше всего?
- Почему вы объединили их в одну группу?
- Кто знает, как они называются? Почему? (Ответы учащихся)
- Действительно, конечности ластоногих превратились в ласты, поэтому они получили такое название.
III. Изучение нового материала.
1) Сообщение темы и задач урока.
Учитель: - Сегодня на уроке вы узнаете много нового о ластоногих (слайд №1). Мы выясним, как они выглядят, где обитают, чем питаются, и какое значение имеют в природе и жизни человека.
Учащиеся (одновременно с учителем, записывающим дату и тему урока на доске) записывают в тетради дату и тему урока: «Ластоногие».
2) Работа с учебником (стр.176-177).
Учитель: - Нам необходимо выяснить какие животные относятся к ластоногим. В этом нам поможет учебник. Откройте & «Ластоногие».
- Найдите на стр.177 ответы на вопросы:
«Кто такие ластоногие? Кто к ним относится?» (Ответы учащихся)
- Проверим, правильно ли вы ответили (слайд №2). (Учащиеся совместно с учителем соотносят данные учебника и информацию слайда. Учитель спрашивает, чем отличаются ушастые тюлени от безухих (настоящих) тюленей).
3) Работа в тетради. Учащиеся записывают в тетради схему:
ластоногие
морские звери
моржи тюлени
Учитель: - В природе обитает более 30 видов ластоногих.
- Можете ли вы назвать кого-либо из них? (Ответы учащихся)
- Давайте рассмотрим как выглядят некоторые ластоногие.
4) Знакомство с разнообразием ластоногих (слайд №3).
Учитель: - Рассмотрите ластоногих животных.
(Учащиеся рассматривают изображение животных, соотносят его с названиями).
- Скажите, сколько представителей ластоногих изображено на картинке?
- Сколько всего видов ластоногих в природе? (Ответы учащихся)
- Еще раз внимательно посмотрите на ластоногих и скажите, есть ли у этих животных общие отличительные признаки? Какие? (Ответы учащихся)
- Почему же этих животных называют ластоногие? (Ответы учащихся)
5) Определение общих признаков ластоногих. Работа с текстом учебника (стр.177).
Учитель: - Итак, сейчас мы выясним подробно, какие общие признаки имеют ластоногие животные. Будем работать с текстом учебника, и записывать нужные данные в тетради.
Задание: найти и собрать на доску карточки с опорными словами;
прочитать текст (1-3 абзацы на стр.177);
определить (по опорным словам, расположенным на доске) общие признаки ластоногих. Учащиеся находят размещенные на стенах и мебели карточки, закрепляют их на доске. По очереди читают текст учебника. С помощью учителя определяют общие признаки ластоногих и записывают их в тетради. Учащимся II уровня учитель выдает карточки с текстом, в котором необходимо вписать недостающие слова. Карточки вклеиваются в тетради.
Запись в тетради:
Общие признаки ластоногих:
удлиненное, обтекаемое тело;
конечности - ласты;
ноздри открываются для вдоха и выдоха;
толстый слой подкожного жира;
добывают пищу в воде;
размножаются на суше; детенышей выкармливают молоком.
Учитель: - Скажите, к какому классу животных относятся ластоногие? Докажите.
- Итак, вы выполнили задание. Давайте его проверим.
6) Закрепление изученного материала (слайд №4). Учащиеся самостоятельно прочитывают общие признаки ластоногих животных. Сравнивают с записями в тетради.
7) Знакомство с представителями ластоногих.
Учитель: - Мы выяснили, какие общие признаки имеют все ластоногие животные. Теперь познакомимся с некоторыми из них.
Учитель рассказывает о морже (слайд №5), нерпе (слайд №6) и морском льве (слайд №7). Учащиеся рассматривают изображения животных и слушают информацию о них, с помощью учителя находят на глобусе места обитания ластоногих животных.
8) Определение значения ластоногих в природе и жизни человека.
Учитель: - Ребята, прочитайте последний абзац параграфа (стр.178).
- Как вы понимаете это предложение? (Ответы учащихся)
- Правильно. К сожалению, ластоногих в природе осталось мало, и государство взяло их под охрану (слайд №8).
Учитель рассказывает о значении ластоногих в природе и жизни человека (слайды № 9, 10).
IV. Подведение итогов урока.
Учитель: - Наш урок подходит к завершению. И сейчас мы выясним, что нового узнали на уроке.
Задание: ответить на вопросы по теме урока (слайд №11).
V. Выставление оценок за урок. В ходе урока учитель устно отмечает ответы каждого учащегося класса. В конце урока подводит итог работы учащихся, выставляет оценки.
К уроку:
ТЕЛО
КОНЕЧНОСТИ
ЖИР
НОЗДРИ
ДОБЫВАЮТ ПИЩУ
РАЗМНОЖАЮТСЯ
ВЫКАРМЛИВАЮТ МОЛОКОМ
Общие признаки ластоногих:
удлиненное, обтекаемое __________;
конечности - ___________;
___________ открываются для вдоха и выдоха;
толстый слой подкожного ___________;
добывают пищу _______________;
размножаются ________________;
детенышей выкармливают ____________.
Карточки для учащихся II уровня по количеству детей.